Учет современной поликультурной среды как важная компетенция в структуре подготовки учителя начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 03.03.2019

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Меденкова, Г. В. Учет современной поликультурной среды как важная компетенция в структуре подготовки учителя начальных классов / Г. В. Меденкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56957/ (дата обращения: 25.04.2024).



Подготовка учителей в образовательных организациях среднего профессионального образования регламентируется сегодня не только Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования и начального общего образования (ФГОС СПО и ФГОС НОО), но и Профессиональным стандартом педагога, требования которого предполагают учитывать в содержательной части учебных предметов и междисциплинарных курсов различные особенности сегодняшнего социума, в том числе, современную поликультурную среду.

Ключевые слова: профстандарт педагога, ФГОС СПО, ФГОС НОО, компетенции современного учителя, политическая культура, поликультурная среда, толерантность, взаимопонимание, социум.

Область профессиональной деятельности выпускников педагогических специальностей среднего профессионального образования — обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования основан на системно-деятельностном подходе к организации обучения. В качестве образовательных результатов в начальной школе декларируется три типа компетенций — предметные, метапредметные и личностные.

Формирование этих компетенций предполагает широкое учебное сотрудничество обучающихся и сложный процесс управления коллективно-распределенной формой организации деятельности со стороны учителя.

Передача ответственности за формирование компетенций младших школьников в руки педагога требует принципиально иного уровня его:

психологической подготовки, в связи с чем возможно увеличение времени (за счет часов вариативной части программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на учебную дисциплину «Психология» и введение дополнительного модуля или дополнительных дисциплин под условным названием «Психологическое сопровождение педагогической деятельности»;

методической подготовки, всвязи с чем возможно увеличение количества часов (за счет часов вариативной части ППССЗ) на профессиональные модули: «Преподавание по программам начального общего образования», «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», «Классное руководство», «Методическое обеспечение образовательного процесса».

навыков планирования иуправления, в связи с чем возможно введение (за счет часов вариативной части ППССЗ) учебной дисциплины «Основы менеджмента».

навыков поведения всоциуме, всвязи с чем возможно введение (за счет часов вариативной части ППССЗ) таких учебных дисциплин, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Экологические основы природопользования», «Основы политологии».

И, если с психологической и методической составляющей вопрос, обычно, удается легко решить, наполнив его содержательным элементом, то последние две позиции остаются слабым звеном, укрепление которого за счет введения дополнительных учебных дисциплин — задача профессиональной образовательной организации.

Подготовка учителей начальных классов в образовательных организациях среднего профессионального образования регламентируется сегодня не только Федеральными Государственными Образовательными Стандартами среднего профессионального образования и начального общего образования (ФГОС СПО и ФГОС НОО), но и Профессиональным стандартом педагога, требования которого предполагают учитывать в содержательной части учебных предметов и междисциплинарных курсов различные особенности сегодняшнего социума, в том числе, современную поликультурную среду.

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде — это одно из трудовых действий воспитательной функции педагога, указанное в Профессиональном стандарте [3].

Это трудовое действие отсутствует в общих компетенциях ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Учитывая, что Профессиональный стандарт педагога отражает современные потребности социума и работодателя, то при подготовке учителя возникает необходимость введения и освоения дополнительной общей компетенции (ОК), сформулировать которую можно, например, таким образом: «Решать педагогические задачи сучетом современной поликультурной среды».

Декларирование принципа поликультурности (толерантности) присутствует как в международных, так и в российских нормативных документах.

В Декларации принципов терпимости, принятой ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года из-за участившихся актов нетерпимости, насилия, терроризма, национализма, расизма, дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально незащищенным группам в обществе, так описывается толерантность, поликультурная среда и ее значение для цивилизации:

«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [1].

Этот важный международный документ четко формулирует принципы толерантности, которые могут стать методической основой формирования дополнительной общей компетенции выпускников педагогических специальностей «Решать педагогические задачи с учетом современной поликультурной среды»:

«Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим» [1].

Для России, являющейся многонациональной страной, вопросы толерантности, духовной общности, межкультурного взаимодействия всегда стояли на первом месте. А, учитывая, что «мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур» [1], для нашей страны очень важна установка, направленная на воспитание готовности к межкультурному взаимодействию.

Нормативная база поликультурной политики Российской Федерации представлена целым рядом документов, начиная от Конституции РФ и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и заканчивая Указом Президента РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

В этих документах четко очерчены границы приоритетов государственной национальной (поликультурной) политики Российской Федерации, среди которых:

укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации;

гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;

обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации [2].

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года дает установку образовательным организациям на воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; на совершенствование, как образовательных программ, так и программ подготовки учителей.

В связи с этим включение в Профессиональный стандарт педагога в качестве воспитательной функции такого трудового действия, как «формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде» [2], представляется достаточно важным и требующим особого внимания в сегодняшнее сложное время.

В Декларации принципов терпимости ЮНЕСКО отмечается, что воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости, что можно воспитать чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами [1].

Но, прежде чем педагог начнет выполнять поставленную перед ним задачу и начнет формировать толерантность у детей, его нужно научить этому самого.

Именно по этой причине при подготовке учителя и возникает необходимость введения и освоения дополнительной общей компетенции «Решать педагогические задачи с учетом современной поликультурной среды».

Формирование указанной компетенции возможно через различные предметы цикла Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ОГСЭ), в том числе через содержательную составляющую вариативной учебной дисциплины «Основы политологии».

Тематика этого курса включает в себя такие вопросы, как гражданское общество, неформальные молодежные организации и движения, современные идеологии и течения, социальная политика, политическая культура и другие понятия.

За счет использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, таких, как анализ и обсуждение нормативных материалов, круглые столы, диспуты по злободневным вопросам сегодняшнего дня, решение ситуативных задач и тестов, будущие педагоги учатся взаимопониманию, терпимости, выбору стиля общения в соответствии с ситуацией (например, когда каждому нужно ответить на вопрос «Ты — расист?» или «Связал бы ты свою судьбу с представителем другой религии?»), признанию чужого мнения; отстаиванию собственного мнения, восприятию другой культуры, другой точки зрения, решению вопросов ненасильственным методом, чтобы потом перенести эту форму общения на своих учеников.

Таким образом, актуальность введения дополнительной общей компетенции «Решать педагогические задачи с учетом современной поликультурной среды» для студентов педагогических специальностей обусловлена необходимостью развития у них навыков взаимодействия в современном поликультурном мире на основе толерантности и взаимопонимания. Это позволит выпускникам образовательной организации среднего профессионального образования прививать национальные и общечеловеческие ценности и воспитывать уважительное отношение к другой культуре у учащихся начальной школы. А своевременное развитие и совершенствование личности младшего школьника приведет к качественному изменению социальных условий жизни и формированию новой культуры, влияющей на благосостояние современного мира.

Литература:

  1. Декларация принципов терпимости / Резолюция Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. № 5.61
  2. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года / Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666
  3. Профессиональный стандарт педагога / приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, профессиональное образование, современная поликультурная среда, начальное общее образование, дополнительная общая компетенция, Профессиональный стандарт педагога, счет часов, вариативная часть, навык поведения, образовательная организация среднего.


Ключевые слова

политическая культура, толерантность, социум, взаимопонимание, поликультурная среда, ФГОС НОО, ФГОС СПО, профстандарт педагога, компетенции современного учителя

Похожие статьи

Проблема соответствия ФГОС ВО профессиональному...

Рубрика: Высшее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и

Профессиональные компетенции из ФГОС ВО по соответствующим видам деятельности.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональный стандарт...

Формирование общих и профессиональных компетенций...

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в обучении в профессиональных образовательных организациях. Рассматривается способ формирования общих и профессиональных компетенций у студентов с применением...

Профессионально-педагогические компетентности...

Профессионально-педагогические компетентности преподавателей среднего профессионального

- общий — ключевые и операциональные компетентности

В условиях модернизации образования меняются не только образовательные функции, но и требования...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования.

Стратегия развития образования ставит новые ориентиры в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, что требует...

Формирование вариативной части образовательной программы...

В основных профессиональных образовательных программах по специальностям среднего профессионального образования вариативная часть составляет от 20 до 40 % объема времени, отведенного на профессиональный цикл. Время, отводимое на вариативную часть...

Проблема взаимосвязи требований образовательных...

В контексте согласования профессиональных и образовательных стандартов нужно четко

Профессиональные и образовательные стандарты являются одним из элементов единой

В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

К вопросу о поликультурной компетентности педагога

образовательный процесс, поликультурное образование, поликультурная среда, культура, взаимодействие культур, поликультурное

Профессиональная подготовка современного учителя должна быть ориентирована на работу в поликультурной и многонациональной...

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере...

Дополнительное образование в данном случае не является исключением и, несмотря на то

Достижение результата образования должно опираться на современные педагогические

Для педагога дополнительного образования стандартом всегда выступала дополнительная...

Федеральные государственные образовательные стандарты...

дошкольное образование, начальное общее образование, основная образовательная программа, условие реализации, общее образование, Пункт, Российская Федерация, полноценное формирование, полноценное...

Похожие статьи

Проблема соответствия ФГОС ВО профессиональному...

Рубрика: Высшее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и

Профессиональные компетенции из ФГОС ВО по соответствующим видам деятельности.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональный стандарт...

Формирование общих и профессиональных компетенций...

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в обучении в профессиональных образовательных организациях. Рассматривается способ формирования общих и профессиональных компетенций у студентов с применением...

Профессионально-педагогические компетентности...

Профессионально-педагогические компетентности преподавателей среднего профессионального

- общий — ключевые и операциональные компетентности

В условиях модернизации образования меняются не только образовательные функции, но и требования...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования.

Стратегия развития образования ставит новые ориентиры в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, что требует...

Формирование вариативной части образовательной программы...

В основных профессиональных образовательных программах по специальностям среднего профессионального образования вариативная часть составляет от 20 до 40 % объема времени, отведенного на профессиональный цикл. Время, отводимое на вариативную часть...

Проблема взаимосвязи требований образовательных...

В контексте согласования профессиональных и образовательных стандартов нужно четко

Профессиональные и образовательные стандарты являются одним из элементов единой

В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

К вопросу о поликультурной компетентности педагога

образовательный процесс, поликультурное образование, поликультурная среда, культура, взаимодействие культур, поликультурное

Профессиональная подготовка современного учителя должна быть ориентирована на работу в поликультурной и многонациональной...

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере...

Дополнительное образование в данном случае не является исключением и, несмотря на то

Достижение результата образования должно опираться на современные педагогические

Для педагога дополнительного образования стандартом всегда выступала дополнительная...

Федеральные государственные образовательные стандарты...

дошкольное образование, начальное общее образование, основная образовательная программа, условие реализации, общее образование, Пункт, Российская Федерация, полноценное формирование, полноценное...

Задать вопрос