Индивидуальные домашние задания по предмету «иностранный язык» как средство формирования мотивации младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 04.03.2019

Статья просмотрена: 290 раз

Библиографическое описание:

Радченко, М. Л. Индивидуальные домашние задания по предмету «иностранный язык» как средство формирования мотивации младших школьников / М. Л. Радченко, Е. М. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56931/ (дата обращения: 17.12.2024).



Домашние задания являются одним из важных элементов в процессе обучения иностранному языку. И часто перед учителем встает вопрос, как настроить ученика на выполнение домашнего задания по предмету, как выработать у него положительное отношение к выполнению заданий, отучить его игнорировать домашнюю работу.

В нашей статье мы хотели бы уделить внимание не просто домашнему заданию, а именно индивидуальному, поскольку процесс освоения иностранного языка — процесс, который происходит у каждого ученика по-разному. И задания, в том числе и домашние, должны предлагаться обучающимся согласно их индивидуальным способностям, учитывая их уровень усвоения языка, а также их личные интересы, что обеспечит наиболее качественное выполнение и усвоение заданного материала.

Особенно важно учитывать эти моменты в период начала изучения иностранного языка. Поэтому мы затрагиваем в рассматриваемой статье учеников младшей школы.

Для того, чтобы у школьников возникало и сохранялось желания продолжать обучение языку не только в классе, под руководством учителя, но и дома, используя свой личный потенциал, им необходима, прежде всего, мотивация к изучению иностранного языка.

Для того, чтобы сформировать положительную мотивацию и уверенность в собственных силах, учителю особенно важно обратить внимание на следующие факторы:

− создавать между учителем и учеником доверительную атмосферу, не теряя при этом своего авторитета;

− учитель должен быть лично заинтересован в успехе обучающегося;

− выявлять индивидуальные наклонности каждого ученика, мотивировать его, опираясь на уже имеющиеся у обучающегося мотивы;

− стараться сделать ученическую деятельность четко структурированной и понятной;

− создать и поддерживать и школьников чувство движения вперед, переживание личного успеха в своей деятельности, стремление поделиться своими достижениями с учителем и одноклассниками.

И таким образом, при соблюдении всех перечисленных условий, учитель сможет решить проблему развития и сохранения положительной мотивации у ребенка [19, с.54].

При наличии высокой мотивации обучение детей иностранному языку станет намного эффективней и плодотворней. А так как индивидуальная работа является одним из условий формирования мотивации, то мы можем предположить, что домашние задания по иностранному языку, задаваемые индивидуально каждому ученику, станут хорошим мотиватором для формирования познавательной деятельности школьников.

Так авторами данной статьи была предпринята попытка, при работе с учениками младшей школы, сформировать у них положительную мотивацию, посредством предоставления им индивидуальных домашних заданий (далее ИДЗ), в нашем случае по немецкому языку. Целью являлось создание и поддержание в дальнейшем высокой мотивированности, которая способствовала бы успешному и быстрому овладению изучаемым предметом.

Так ученики, помимо общеклассного домашнего задания, получали еще дополнительные задания, разработанные именно для них, с учетом конкретных особенностей и наклонностей ученика.

Для реализации поставленной цели, учителем, при подготовке ИДЗ, были использованы следующие приемы и средства:

  1. Элемент новизны

Для того, чтобы повысить активность при выполнении ИДЗ, в них был включен элемент новизны. Он осуществлялся в различных формах учебной работы, таких как занимательные задачи на иностранном языке (кроссворды, головоломки, ребусы и т. п.).

Приведем пример: переставляя буквы местами, разгадать слова: chenmäd, termut, tervaland,faso, terbuchwör.

Ответ: Mädchen, Mutter, Vaterland, Sofa, Wörterbuch.

Из слова «Luftdruckmesser» — составить как можно больше других слов.

  1. Познавательные вопросы

Одним из путей активизации деятельности ученика является установление связи изучаемого материала с окружающей действительность. Для этого вполне возможно использование заданий, вопросов, связанных с другими предметами.

Приведем пример. Ребенку можно задать задачу по алгебре, но на немецком языке. Таким образом, школьник повторяет комплексно и иностранную лексику, и элементарные математические действия. Естественно, подготовленные задания должны соответствовать возрасту и возможностям ученика. Поскольку задача по высшей математике для ученика 2–4 класса не принесет ему пользы ни по иностранному языку, ни по математике.

Приведем конкретный пример. Мы имеем следующую задачу: «Dem Bruder ist 12 Jahre, und der Schwester ist 7 Jahre. Auf wie viel der Jahre ist der Bruder als die Schwester älterer? Auf wie viel der Jahre ist die Schwester als der Bruder jüngerer?» («Брату 12 лет, а сестре 7 лет. На сколько лет брат старше сестры? На сколько лет сестра младше брата?»).

Можно будет задать и дополнительный вопрос — «Und durch drei Jahre wird auf wie viel der Jahre der Bruder als die Schwester älterer sein» («А через три года на сколько лет брат будет старше сестры?»). Этот вопрос будет актуален для учащихся, которые изучили «Степени сравнения прилагательных» согласно школьной программе. Ученик сможет закрепить и повторить пройденный материал.

  1. Развивающие упражнения

Это, прежде всего упражнения, позволяющие развивать такие мыслительные операции как анализ, сравнение, обобщение. Включение этих упражнений в процесс обучения иностранному языку позволит не только достигнуть нашей цели, но и поспособствует общему развитию ученического потенциала.

Приведем некоторые примеры подобных упражнений:

а) найдите лишнее слово в ряду:

− Die Mutter, die Oma, die Kreide, die Tante.

− Schreiben, rechnen, malen, viel, lesen.

− Lustig, klug, klein, sein, traurig.

− Drei, acht, schön, zwei, sechs.

б) распределите выражения по трем группам по какому-либо признаку:

klein, stehen, das Mädchen, der Sommer, laufen, rund, spät, schweigen, der Winter, die Nacht, das Dach.

Ответ: 1 группа — прилагательные: klein, rund, spät;

2 группа — глаголы: stehen, laufen, schweigen;

3 группа — существительные: das Mädchen, der Sommer, der Winter, die Nacht, das Dach.

в) «Третий лишний» — ученик определяет и формулирует свойство, объединяющее какие-либо два слова, исключает третье:

− Der Tisch, der Vater, die Lampe;

− Das Lineal, das Heft, die Vase;

− Die Mutter, die Kreide, Onkel;

− Schreiben, viel, malen.

  1. Творческиезадания

Эти задания, как показывает практика, одни из самых излюбленных упражнений у школьников, которые они выполняют с большим удовольствием. Такого рода ИДЗ помогут не только закрепить изученную лексику, но и повысить интерес у обучающегося к изучению иностранного языка.

Разберем некоторые примеры подобных заданий.

а) «…Der Herbst, der tiefe Herbst! Der graue Himmel, die niedrigen, schweren, feuchten Wolken.».. («Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака…»)

Задание. Представь, что тебе нужно нарисовать картину к этому тексту. Подумай, какими красками ты нарисуешь небо, облака, старые и молодые деревья, землю, лес в целом. Запишите это, используя новую лексику.

б) Придумай стихотворение на немецком языке, используя слова, которые ты уже знаешь.

в) Продолжи рассказ: Ich gehe einmal im Winter durch den Wald. Plötzlich sehe ich auf dem Schnee einen ganzen Haufen (куча) der Kieferzapfen (сосновые шишки) und… («Шел я однажды зимой по лесу. Вдруг вижу на снегу целую кучу сосновых шишек и …»)

Приведенные примеры ИДЗ способствуют развитию творческого потенциала ребенка и его познавательной активности. Так как для решения подобных упражнений включаются мыслительные процессы обучающегося, проявляется при этом его талант, например в области литературы при написании сочинения на немецком языке. Помимо этого, для ученика, который выполняет задания в соответствии со своими интересами, будет легче усваивать материал и в дальнейшем поможет эффективней использовать полученные знания.

Успешное выполнение работы будет способствовать росту уверенности ученика в своих персональных силах, и скорее всего, ему и далее захочется демонстрировать учителю и одноклассникам свои успехи по изучаемому предмету. Выполнять задания особым, нестандартным способом, показывая свой индивидуализм.

Дифференциация и индивидуализация домашней работы путем выбора сложности задания

В ходе практической деятельности, применяемой авторами в процессе обучения иностранному языку учеников младшей школы, был сделан вывод о необходимости дифференциации и индивидуализации домашний заданий, для чего обучающимся предлагались задания разного уровня сложности.

Дифференциация ИДЗ во многом способствует снижению нагрузки на ребенка, поскольку объем домашнего задания сокращается, не затрагивая при этом эффективности от его выполнения.

Важно отметить здесь следующее: учитель, объявив о разной сложности заданий, предлагает обучающемуся самостоятельно выбрать упражнение, которое ему покажется наиболее интересным, и с которым он справиться с наибольшей результативностью [49, с.35].

Приведем примеры использования дифференцированных ИДЗ. Нами было использовано три уровня сложности.

Первый уровень — это обязательный минимум, который необходимо выполнить ученику. Особенность этих заданий — они должны быть максимально понятны и посильны ребенку, как одаренному, так и слабоуспевающему.

Второй уровень — представляет собой некую тренировку, с предоставлением заданий разных уровней сложности. Упражнения выполняют те ученики, которые стремятся к успешному овладению предметом на более высоком уровне и без особых сложностей осваивающих обязательную программу. По усмотрению учителя, ученики, выбирающие подобные упражнения, могут освобождаться от заданий первого уровня.

Третий уровень представлен заданиями творческого типа. Здесь учитель может использовать шаблонные упражнения, предложенные в учебниках, пособиях или составить их самостоятельно. Данные упражнения могут также использоваться учителем вне зависимости от темы урока и подготовленности ученика.

Внимание к проблеме свободного выбора при формировании познавательного интереса у обучающихся уделял в своей работе педагог Ш. А. Амонашвили [1]. Некоторые примеры свободного выбора ученика использовались авторами статьи. Так ученикам предлагалось следующее:

придумать самостоятельно тему для своего будущего сочинения, рассказа, сказки;

ученикам предлагалось несколько стихотворений немецкий авторов на выбор, одно из которых они должны были выбрать и выучить наизусть.

Поскольку уроки проводились по иностранному языку, то задания естественно выполнялись на немецком языке, с учетом школьной программы и общей успеваемости класса.

Подводя итог, мы можем отметить, что использование ИДЗ, которые могут даваться как совместно и общеклассными домашними заданиями, так и выборочно для каждого ученика персонально, могут положительно влиять на формирование и развитие мотивации учеников к изучению иностранного языка. Также ИДЗ являются эффективным дополнением к обязательной учебной программе. На данным момент, у обучающихся, которым предлагались задания подобного уровня, наблюдается заинтересованность и положительно высокая мотивация к овладению немецким языком. И главной задачей учителя на этом этапе является поддержание и дальнейшее развитие полученного результата.

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. — Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
  2. Аристова Л. Активность учения школьника / Л. Аристова. — М.: Просвещение, 1968. — 138 с.
  3. Бардин К. В. Как научить детей учиться. — М.: Просвещение, 1987. — 96 с.
  4. Еникеев М. И. Теория и практика активизации учебного процесса. -Казань, 1963. — 122 с.
  5. Муртазин Г. М. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся // Активизация познавательной деятельности учащихся. — Уфа, 1972. — 96 с.
  6. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. — 127 с.
  7. Шабалина З. П. Домашняя учебная работа школьников. — М.: Знание, 1982. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, задание, немецкий язык, ученик, домашнее задание, упражнение, учитель, младшая школа, положительная мотивация, процесс обучения.


Похожие статьи

Дидактические игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка

Анализ работы по теме самообразования «Игра как средство воспитания младших школьников с ОВЗ»

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Виртуальные экскурсии как одно из средств формирования ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Организация внеурочной деятельности по английскому языку для формирования у младших школьников социокультурной компетенции

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления». Конспект урока для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) в 4-м классе (обучение на дому)

Похожие статьи

Дидактические игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка

Анализ работы по теме самообразования «Игра как средство воспитания младших школьников с ОВЗ»

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Виртуальные экскурсии как одно из средств формирования ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Организация внеурочной деятельности по английскому языку для формирования у младших школьников социокультурной компетенции

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления». Конспект урока для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) в 4-м классе (обучение на дому)

Задать вопрос