Электоральное поведение: проблемы определения понятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 01.03.2019

Статья просмотрена: 317 раз

Библиографическое описание:

Медведев, В. Ю. Электоральное поведение: проблемы определения понятия / В. Ю. Медведев, А. Р. Панкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56880/ (дата обращения: 05.07.2020).



Проблема определения понятия «электоральное поведение» продолжает оставаться актуальной темой исследования в политической науке по причине недостаточной изученности данного явления. В статье приведена попытка определения понятия электорального поведения, выявление подходов, факторов и типов электорального поведения, дано авторское определение понятии «электоральное поведение».

В современной политологии одним из значимых определений считается электоральное поведение. Система выборов довольно значимый механизм демократии в создании административной общественно-политический силы в стране, по этой причине весьма немаловажно понимать ключевые основы развития электорального поведения из числа жителей государства. Однако в русской политологической литературе отсутствует конкретное определение электорального поведения. Но сущность этого термина подразумевается весьма многообразно.

С одной стороны, под электоральным поведением зачастую подразумевается модель проявления политического поведения людей по поводу делегирования своих возможностей. С другой стороны, электоральное поведение считается составляющей политического поведения, что предполагает собою комплекс взаимодействий общественных субъектов в работе общественно-политической системы.

Эксперт в области общественно-политического маркетинга Ф. Н. Ильясов под электоральным поведением подразумевает «содействие субъекта в избраниях в органы представительной власти, а кроме того референдум за конкретного кандидата либо партию» [1, с. 25].

В политической науке сформировались три основных подхода определяющие электоральное поведение.

Первый подход, социологический, основан на признании преобладающего воздействия социальных факторов: социального статуса и социальной среды. Основателями этого подхода считаются А.Зигфрид, С. М. Липсет, С.Роккан, П.Лазерсфельд, Б.Берельсон. А. Зигфрид впервые разработал аналитическую модель, объясняющую мотивы голосования.

Согласно его суждению, развитие общественно-политических взглядов и предпочтений жителей обуславливается соответствующими условиями: особенностями управленческого и общественно-политического формирования региона; общественной структурой и религиозными предпочтениями регионального сообщества; природно-географическими особенностями [2, с. 48].

Социально-психологический подход базируется на главном условии, оказывающий большое влияние на голосование –это партийная либо идеологическая идентификация. Основоположниками данного подхода являются ученые Мичиганского института: А.Кэмбелл, У.Миллер, Ф.Конверс и прочие. В их трудах была применена «воронка причинности» — форма, дозволяющая принимать во внимание совместное воздействие на голосование разных условий доминирования партийной идентификации. Одной из наиболее поздних концепций изучения электорального поведения считается «теория рационального выбора», развывшаяся из-за определенной ограниченности предыдущих концепций. Основополагающим трудом в этом направлении стала работа Э. Даунса «Экономическая теория демократии», его главная идея заключается в следующем: «каждый гражданин голосует за ту партию, которая, как он полагает, предоставит ему больше выгод, чем любая другая» [3, c. 36]. Даунс также отводил значительную роль идеологическим установкам.

Описывая ключевые модели электорального поведения, сформировавшиеся в иностранной общественно-политической науке, невозможно пройти мимо формирования данных теорий в Российской федерации.

Так, российский политолог и политический географ Р. Ф. Туровский акцентировал следующие условия электорального поведения [4, c.78]:

  1. Фактор общественно-финансовых условий. Прослеживается эффективность наибольшего количества голосов за оппозицию в регионах и городах с серьезными общественно-финансовыми критериями.
  2. «Отраслевое голосование». Партии обращаются к избирателям разных высококлассных групп и обретают их помощь.
  3. Национальный фактор. В государственных республиках существенную значимость представляют местные власти, которые больше всего осуществляют контроль над местными СМИ и подобным способом оказывают большое влияние на жителей.
  4. Фактор возрастной структуры населения. Итоги голосования непосредственно связанны с возрастным составом жителей и, в соответствии с долей различных возрастов.
  5. Местные условия. Имеются местные требования, которые накладываются на голосования и никак не зависят от других. Это происходит в какой-то исторической данности.

Также выделяют и такие факторы в электоральном поведении, как долгосрочные и краткосрочные. К долгосрочным причисляют такие факторы как: пол, возраст, тип поселения, образование, доход, сфера профессиональной деятельности, религиозная и национальная принадлежность. К краткосрочным причисляются экономическая конъюнктура, влияние средств массовой информации, воздействие политических лидеров, ведения избирательной кампании и ряд других.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что электоральное поведение включает в себя процесс принятия гражданами своего решения по поводу участия или неучастия в выборах за того или иного кандидата.

Литература:

  1. Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах [Текст] / Ильясов Ф. Н. — М.: ИМА-пресс, 2000. — 200с.
  2. Охременко И. В. Электоральное поведение: теория вопроса [Текст]: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1. / Охременко И. В. — Волгоград, 2002. — 52с.
  3. Downs A. An Economic Theory of Democracy [Text] / Downs A. — N.Y., 1957. — 57p.
  4. Туровский Р. Ф. Политическая география [Текст] / Туровский Р. Ф. — Москва-Смоленск, 1999. — 381с.
Основные термины (генерируются автоматически): электоральное поведение, политическая наука.


Похожие статьи

Электоральное поведение как элемент электорально-правовой...

Теория компонентов правовой культуры базируется на системном подходе, который позволяет сформировать целостное представление о разрозненных элементах. Можно сказать, что сущность электорально-правовой культуры во многом обусловлена тем...

К вопросу о моделях электорального поведения российских...

Автор полагает, что электоральное поведение российских граждан следует рассматривать как форму проявления электорально-правовой культуры, которая имеет свои особенности, т. е. модели.

Особенности проявления морального ограничения политического...

Политическое поведение — явление многогранное и многоуровневое. Как феномен политической реальности, политическое поведение

— М. Наука. 2006. — 56 с.; 2. Ионова А. А. Электоральное поведение: основные подходы к исследованию политического феномена...

Основные характеристики политического PR | Статья в журнале...

Политика объединяет людей, предоставляя им идентичную информацию, прививает нормы, ценности и образцы поведения, приобщая к политической культуре и воспитывая в нужном ей на данный момент направлении.

Политическая социализация студенческой молодёжи (на примере...

Ключевые слова:молодежь, социализация, электоральное поведение, политическая активность.

В науке о поведении, политическом бихевиоризме, выделяют несколько подходов к трактовке социализации, а именно: рациональный, где социализация выступает как...

молодежь, социализация, электоральное поведение...

Политическая культура включает и результаты политической деятельности субъектов политики, их политического поведения и оценку со стороны

Политическое поведение в России действительно обнаруживает связь с политическими ценностями» [1, с. 24-34].

Политология — Молодой учёный

Политология. Опубликовать статью по политическим наукам Вы можете в журнале "Молодой ученый". Раздел "Политология" охватывает такие разделы, как методология политических исследований, история политических учений, теория политических систем и внутренняя...

Проблема избирательной активности российской молодежи

Статья посвящена исследованию электорального поведения российской молодежи,выявлению доминирующих факторов, влияющих на него. Автор полагает, что повышение избирательной активности молодежи зависит от того...

Основные теоретические подходы к определению явления...

Он развился в политической науке благодаря теории социальной системы Т.Парсонса, заимствованной

Очерки современной политической философии Запада. М. «Наука», 1989.

[29] 1) безусловное признание того, что власть может достигаться только электоральным...

Похожие статьи

Электоральное поведение как элемент электорально-правовой...

Теория компонентов правовой культуры базируется на системном подходе, который позволяет сформировать целостное представление о разрозненных элементах. Можно сказать, что сущность электорально-правовой культуры во многом обусловлена тем...

К вопросу о моделях электорального поведения российских...

Автор полагает, что электоральное поведение российских граждан следует рассматривать как форму проявления электорально-правовой культуры, которая имеет свои особенности, т. е. модели.

Особенности проявления морального ограничения политического...

Политическое поведение — явление многогранное и многоуровневое. Как феномен политической реальности, политическое поведение

— М. Наука. 2006. — 56 с.; 2. Ионова А. А. Электоральное поведение: основные подходы к исследованию политического феномена...

Основные характеристики политического PR | Статья в журнале...

Политика объединяет людей, предоставляя им идентичную информацию, прививает нормы, ценности и образцы поведения, приобщая к политической культуре и воспитывая в нужном ей на данный момент направлении.

Политическая социализация студенческой молодёжи (на примере...

Ключевые слова:молодежь, социализация, электоральное поведение, политическая активность.

В науке о поведении, политическом бихевиоризме, выделяют несколько подходов к трактовке социализации, а именно: рациональный, где социализация выступает как...

молодежь, социализация, электоральное поведение...

Политическая культура включает и результаты политической деятельности субъектов политики, их политического поведения и оценку со стороны

Политическое поведение в России действительно обнаруживает связь с политическими ценностями» [1, с. 24-34].

Политология — Молодой учёный

Политология. Опубликовать статью по политическим наукам Вы можете в журнале "Молодой ученый". Раздел "Политология" охватывает такие разделы, как методология политических исследований, история политических учений, теория политических систем и внутренняя...

Проблема избирательной активности российской молодежи

Статья посвящена исследованию электорального поведения российской молодежи,выявлению доминирующих факторов, влияющих на него. Автор полагает, что повышение избирательной активности молодежи зависит от того...

Основные теоретические подходы к определению явления...

Он развился в политической науке благодаря теории социальной системы Т.Парсонса, заимствованной

Очерки современной политической философии Запада. М. «Наука», 1989.

[29] 1) безусловное признание того, что власть может достигаться только электоральным...

Задать вопрос