Развитие экспрессивного компонента эмоций у дошкольников с функциональным расстройством зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пальчунова, Т. Н. Развитие экспрессивного компонента эмоций у дошкольников с функциональным расстройством зрения / Т. Н. Пальчунова, Лабрада Елена Владимировна Торрес. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56849/ (дата обращения: 19.04.2024).



Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека — первые семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности, в том числе и эмоциональной сферы, т. к. эмоции, как отмечал Л. С. Выготский «являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка» [1].

Эмоциональное развитие определяется как сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте общей социализации ребенка, как одна из сфер личности дошкольника, требующая особого педагогического внимания. Дошкольный период является сензитивным для формирования эмоциональной сферы, когда чисто функциональная потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности (Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. М. Якобсон и др.). [2] Следует подчеркнуть тот факт, что эмоциональная сфера является гибкой, пластичной, меньше поддается управлению и вербализации, что обусловливает необходимость целенаправленного педагогического участия взрослого в ее развитии. Педагог в процессе взаимодействия с ребенком выступает в роли носителя форм выражения эмоций.

При снижении зрения ребёнок плохо видит какими эмоциями, мимикой, пантомимикой обладают окружающие его люди. Это ведет к тому, что он затрудняется подражать эмоциям окружающих, усваивать нормы проявления тех или иных эмоций. Как следствие, дети с функциональным расстройством зрения (ФРЗ далее по тексту) затрудняются традиционным способом (т. е. по зрительному подражанию) усваивать мимику и пантомимику, совершенствовать их, а значит внешне правильно выражать эмоции и свое отношение к окружающему. Дети с нарушениями зрения лучше всего различают и понимают простые противоположные эмоции, в частности эмоции радости и грусти. Трудности вызывает дифференциация эмоций страха, гнева, зависти и отвращения, так как мимические свойства их выражения схожи.

Оценить эмоциональное состояние человека по выражению лица сложный процесс. Учитывая то, что у детей с патологией зрения нарушено дистантное восприятие окружающего, опознание эмоционального выражения лица без специального обучения практически невозможно [3].

Необходимость разработки методического материала по эмоциональному развитию дошкольников с ФРЗ обусловлена тем, что большинство существующих в настоящее время разработок имеют общий характер и не учитывают специфики развития данной категории детей.

Мы предлагаем модель организации предметно — развивающей среды с адаптированным развивающим материалом с учетом особенностей детей 5- 7 лет (их зрительного диагноза и остроты зрения), акцентируя внимание на формировании у ребенка позитивного отношения к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.

Данная модель нацеливает на:

1) «формирование адекватных представлений у детей с нарушениями зрения об основных эмоциях человека;

2) расширение эмоционального словаря детей;

3) развитие эмоциональной саморегуляции дошкольников.

Решает задачи:

1) научить детей определять эмоциональное состояние человека по мимике, пантомимике, интонационной выразительности речи;

2) сформировать адекватное восприятие детьми графического изображения эмоций, силуэтного изображения;

3) сформировать умение адекватно использовать мимику, пантомимику, интонацию при выражении соответствующей эмоции;

4) скорректировать неадекватные речевые обозначения детьми эмоций и обогатить «эмоциональный словарь» словами-синонимами;

5) научить дифференцировать эмоциональные состояния по шкале «от слабо выраженного до сильно выраженного»;

6) обучить способам регулирования негативных эмоций (грусть, гнев, страх).

Для реализации задач были разработаны тематические игры и пособия на развитие экспрессивных проявлений: мимических, жестикуляционных, речевых и пантомимических.

Материалы и оборудование игр отвечают коррекционно-развивающим требованиям, безопасны для зрения ребенка; включают для детей индивидуальные приспособления, улучшающие и повышающие различительную способность глаз (индивидуально фоновые плоскости для усиления контраста, снижения зрительной утомляемости, расширения поля взора), оптические средства, увеличивающие устройства для повышения способности к детальности восприятия в процессе познания (в случаях особой востребованности); орудийные предметы (детские указки), помогающие ребенку с нарушением зрения в процессе рассматривания изображений организовывать зрительное слежение по контуру, по плоскости, зрительную локализацию; быть «активаторами» зрения амблиопичного глаза, бинокулярных механизмов — подбираться по величине, цвету, объемности в соответствии со зрительным режимом (назначается врачом — офтальмологом).

Направления впедагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников.

  1. Органайзер настроения «Я счастлив».

Основная задача направлена на развитие самоконтроля и саморегуляции в отношении своего эмоционального состояния.

  1. Лабиринт эмоций (эмоционально — сенсорные квест игры).

Квест — это командная игра. Разгадывая загадки, дети учатся взаимодействовать со сверстниками, принимать решения, использовать логику.

Основная задача этого направления — побуждать детей к эмоциональному реагированию с помощью интеграции сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов.

Для реализации этого направления созданы нами комплекс квест-игр (эмоционально — сенсорных игр) направленных на побуждение детей к эмоциональному реагированию путем воздействия на сенсорные процессы.

В квест игре используется следующие приемы:

− неожиданное изменение сенсорного воздействия;

− попеременные или поочередные сенсорные действия;

− изоляция одного из анализаторов;

− простые импровизации.

Структура занятий типовая, иработа сдетьми ведется по следующей схеме:

I Библиотека настроений (дидактический материал на развитие представлений об эмоциях):

− эмоциональный кейс (схемы, фото, сюжетные картинки, стихи, игры, этюды). Цель данного этапа — вызвать интерес и сочувствие к сказочным персонажам, определить их эмоциональное состояние и характер взаимоотношений в заданной ситуации;

− когнитивные схемы — создание образа эмоционального состояния становится для ребенка средством контроля своего поведения;

− сказки на «постерах» (коллаж с использованием различных материалов направленные на получение тактильных ощущений) — выражение эмоционального состояния через тактильные ощущения.

D:\лена\документы старшего воспитателя\ПРОЕКТЫ\1эмоции\353_1502\IMG_3054.JPG D:\лена\дс92\фото 15-16 год\сенсорика\невидимая сказка\IMG_7941.JPG

II «Мастерская эмоций» (игры на моделирование и на развитие эмоциональной экспрессии по каналам зрительного, слухового, вестибулярного анализаторов).

— нарисуй эмоцию — на этом этапе обращаемся к опыту ребенка и используем его воспоминания;

— объемные картинки и тактильные книги, творческое рассказывание + пантомима — разыгрывая определенную ситуацию, ребенок использует и одновременно развивает выразительные средства коммуникации: мимику, пантомимику, жесты, интонацию, связную речь.

— использование модулей («Музыкальный инструмент» или «Сказка») — игра-драматизация позволяет выразить самые сокровенные желания, а также проиграть те роли, которые в реальной жизни не одобряются окружающими. На этом этапе возможна коррекция поведенческих расстройств: агрессивности, импульсивности, расторможенности, застенчивости и других.

C:\Users\User\Desktop\проект Палитра чувств МДОУ дс92\386_2611\IMG_4927.JPG D:\лена\документы старшего воспитателя\ПРОЕКТЫ\1эмоции\353_1502\Новая папка\Старые фото\Старые фото\IMG_2191.JPG

III «В гости к сказке» (заключительный этап квест игры)

— разыгрывание сказок шумелок и сказок невидимок — на этом этапе главная задача — раскрыть талант ребенка и придать ему уверенности в собственных силах. Совместная игровая деятельность детей формирует навыки общения и развивает эмоциональную отзывчивость.

На всех занятиях решаются одинаковые задачи, поэтому их перечень не включен в описание занятий. После выполнения каждого задания дается фишка-билетик на сказку шумелку или сказку невидимку.

C:\Users\User\Desktop\проект Палитра чувств МДОУ дс92\386_2611\IMG_4929.JPGD:\лена\дс92\фото 15-16 год\сенсорика\сесорная комната\IMG_7894.JPG

Результат наших совместных действий: удетей появляются способность распознавать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Учение об эмоциях //Собр. соч.: — М., 1984 — Т.4. Карелина И. О. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольной образовательной организации// Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ» Прага 2017.
  2. Шамшинова А. М., Волков В. В. Функциональные методы исследования в офтальмологии. — М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004. — 432 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональное состояние, эмоция, III, нарушение зрения, основная задача, эмоциональное развитие дошкольников, эмоциональное реагирование, эмоциональное состояние человека.


Похожие статьи

Эмоциональное развитие дошкольника | Статья в журнале...

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника — появление способности

Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним

Главная задача педагога — обеспечить эмоциональное благополучие детей в группе.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений

Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего

Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка...

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную...

Выражение собственной индивидуальности происходит через выражение эмоциональных

Но сама по себе эмоциональная сфера качественно может не развиваться, ее необходимо

Эмоциональное развитие дошкольников — процесс, тесно связанный с личностным...

Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников.

В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается – ее необходимо формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и...

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта...

Ставится задача развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского... В детском саду и в

Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, четко...

Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста

Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, четко выражать свои желания и общаться с людьми — все это зависит от того, как развита эмоциональная сфера ребенка. Эмоции — это основа благополучного душевного состояния...

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики...

1 – Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно назвал все эмоциональные состояния, смог

Выявленные особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР и уровень эмоционального развития детей данной категории...

Психологическая модель исследования понимания эмоций...

Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, эмоциональная сфера, понимание эмоций, младший школьный возраст, высшая психическая функция, ребенок, развитие эмоций, сама эмоция, психическая функция, личностный смысл.

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского...

Важность проблемы социально-эмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.

Похожие статьи

Эмоциональное развитие дошкольника | Статья в журнале...

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника — появление способности

Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним

Главная задача педагога — обеспечить эмоциональное благополучие детей в группе.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений

Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего

Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка...

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную...

Выражение собственной индивидуальности происходит через выражение эмоциональных

Но сама по себе эмоциональная сфера качественно может не развиваться, ее необходимо

Эмоциональное развитие дошкольников — процесс, тесно связанный с личностным...

Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников.

В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается – ее необходимо формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и...

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта...

Ставится задача развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского... В детском саду и в

Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, четко...

Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста

Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, четко выражать свои желания и общаться с людьми — все это зависит от того, как развита эмоциональная сфера ребенка. Эмоции — это основа благополучного душевного состояния...

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики...

1 – Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно назвал все эмоциональные состояния, смог

Выявленные особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР и уровень эмоционального развития детей данной категории...

Психологическая модель исследования понимания эмоций...

Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, эмоциональная сфера, понимание эмоций, младший школьный возраст, высшая психическая функция, ребенок, развитие эмоций, сама эмоция, психическая функция, личностный смысл.

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского...

Важность проблемы социально-эмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.

Задать вопрос