Значение колыбельной песни в жизни и развитии современного ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 17.03.2019

Статья просмотрена: 4245 раз

Библиографическое описание:

Меркулова, С. И. Значение колыбельной песни в жизни и развитии современного ребенка / С. И. Меркулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56846/ (дата обращения: 16.12.2024).



Песня матери — главная песня в мире,

начало всех человеческих песен.

Расул Гамзатов

Детство ассоциируется с ласковыми мамиными руками и нежным голосом, звучанием тихой мелодии и успокаивающими словами колыбельной песни. Текст незатейливой колыбельной песенки прост, но её интонация полна теплоты и заботы, понимания и спокойствия. Первые слова, с которыми сталкивается ребенок, это речь мамы, колыбельная которую она напевает, успокаивая малыша.

Созданные в далеких веках, передаваясь из поколения в поколение, колыбельные песни дошли и до нашего времени. В них утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире — самое хорошее, его мама — самая лучшая, а дом — самый родной. [1]

Нежность, ласку, сердечность, задушевность, расслабление, успокоение несут колыбельные песни. Они снимают тревожность, возбуждение. Колыбельная — это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, не допускающие проникновение зла. [2]

Сегодня колыбельные песни стали уходить из нашей жизни. Современные мамы редко поют колыбельные своим детям, ссылаясь на отсутствие музыкальных способностей, не знания слов и дефицита времени. Очень часто, вместо колыбельной песни просто ставят тихую музыку, или ребенок засыпает под звуки телевизора. Сегодня мало кто из мам понимает важность колыбельной песни как средства развития ребенка и общения с ним. С колыбельной ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах и начальные представления о жизни. [3]

При проведении НОД в средней группе по теме «Колыбельная пеня» выяснилось, что только семь детей сказали, что им поют мамы перед сном. После этого мною было проведено анкетирование среди родителей. Приняли участие 23 мамы, которые отвечали на заданные вопросы:

— Поёте ли вы своему ребенку колыбельные песни перед сном?

— Какие колыбельные вы знаете?

— Пели ли вам колыбельные в детстве?

— Как вы считаете: влияет ли колыбельная на развитие ребенка и общение с ним?

В результате часто поют колыбельные песни 30 %, иногда 22 %, не поют 48 %. Это натолкнуло меня реализовать проект «Баю — баюшки-баю», основной задачей которого стало приобщить родителей и детей к колыбельным песням, как неисчерпаемому источнику воспитательных и образовательных возможностей.

В рамках проекта я подобрала серию колыбельных в работе с детьми. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых песнях нежности, любви. Они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в ласке, теплоте, внимании. Дети не только слушали колыбельные, но и сами пели куклам и про кота — воркота, и про гулей, приучая слух к интонационному строю родной речи.

D:\копия раб стола\документы мамы\фотки 10 группы\SAM_0521.JPG D:\копия раб стола\документы мамы\фотки 10 группы\SAM_0525.JPG D:\копия раб стола\документы мамы\фотки 10 группы\SAM_0526.JPG

В беседах дети узнавали: для чего нужны колыбельные песни, что такое зыбка, люлька, кто такой Дрёма. В уголке «Русская изба», созданной в нашем саду, ребята знакомились с предметами старинного русского быта, им интересно было увидеть в действии прялку, колыбельку, расшитые вручную полотенца, подушечки, самовар, предметы домашней утвари. Все это помогло им «освоить» необычные для современного быта предметы.

D:\копия раб стола\документы мамы\фотки 10 группы\SAM_0530.JPG D:\копия раб стола\документы мамы\фотки 10 группы\SAM_0531.JPG D:\копия раб стола\документы мамы\фотки 10 группы\SAM_0532.JPG

D:\копия раб стола\документы мамы\фотки 10 группы\SAM_0534.JPG D:\копия раб стола\документы мамы\фотки 10 группы\SAM_0529.JPG

В ходе реализации проекта в родительском уголке мною были размещены консультации о происхождении и значении колыбельных песен. Родители включились в творческую работу по сбору информации о колыбельных песнях. Многие мамы приносили мне тексты колыбельных, обменивались между собой. В итоге для родителей были созданы буклеты из авторских и русских народных колыбельных песен, записан диск с колыбельными, где после исполнения певцами, записана вторая часть минусовок этих песен, чтобы родители могли их выучить и затем сами петь своим детям.

Заключительным этапом практической части проекта стала драматизация детьми «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака, где мама мышка, тетя свинка, утка и т. д. пели мышонку свои колыбельные, которые мы сочинили вместе с детьми.

D:\копия раб стола\документы мамы\фотки 10 группы\DSC00078.JPG D:\копия раб стола\документы мамы\фотки 10 группы\DSC00080.JPG D:\копия раб стола\документы мамы\фотки 10 группы\DSC00083.JPG

D:\копия раб стола\документы мамы\фотки 10 группы\DSC00091.JPG D:\копия раб стола\документы мамы\фотки 10 группы\DSC00093.JPG D:\копия раб стола\документы мамы\фотки 10 группы\DSC00095.JPG

Это способствовало развитию творческих способностей детей, коммуникативных навыков, эмоционального отклика на музыку.

В результате проект помог организовать активную творческую деятельность, которая способствовала гармонизации отношений: педагог — дети — родители.

Образовательный проект для детей средней группы

Тема: «Баю — баюшки-баю»

Сроки: 2 месяца

Участники: дети средней группы, музыкальный руководитель Меркулова С. И., родители.

Актуальность: Колыбельные песни оказывают эмоциональное воздействие на ребенка, устанавливают тесную связь между матерью и ребенком. По своей сути колыбельная очень близка детям, они живо воспринимают её спокойный, ласковый характер. Образы персонажей колыбельных песен связаны с окружающим миром и бытом людей, поэтому в доступной форме ребенку открываются нормы и правила жизни, формируются смысловые установки на взаимоотношения с родителями, другими людьми, предостережения о возможных опасностях, на подсознательном уровне закладывается образ взрослой жизни.

Цель: Формировать интерес детей к колыбельным песням, традициям использования их в быту.

Задачи:

− Знакомить детей с жанром колыбельных песен.

− Развивать творческие способности, коммуникативные навыки, эмоциональный отклик детей на музыку.

− Учить детей петь русские народные колыбельные песни.

− Помочь осознать родителям важность колыбельных песен в современной жизни.

Подготовительный этап

Деятельность музыкального руководителя:

− изучение материалов о колыбельных песнях;

− подбор репертуара колыбельных песен;

− подбор сюжетных картинок, создание презентации по данной теме;

− подготовка СD записей с колыбельными;

− анкетирование родителей «Колыбельные песни в жизни вашего ребенка».

Деятельность детей:

− беседы «Мамина колыбельная», «Ходит сон близ окон», «Русская изба»;

− слушание колыбельных песен: «Серенький волчок» р.н.п., «Ай, качи, качи, качи, прилетели к нам грачи» р.н.п., «Уж ты, котенька-коток» р.н.п., «Бродит Дрема» р.н.п., «Люли, люли! Налетели гули» р.н.п., «Колыбельная» сл. С. Свиридова, муз. В. А. Моцарта, «Сон приходит на порог» В. Лебедева — Кумача.

− просмотр презентации и сюжетных картинок по данной теме;

− знакомство с предметами русской избы.

Деятельность родителей:

− помощь в подборе колыбельных песен;

− заполнение опросника, анкеты.

Основной этап

Деятельность музыкального руководителя:

− разучивание с детьми колыбельных песен: «Серенький волчок» р.н.п., «Ай, качи, качи, качи, прилетели к нам грачи» р.н.п., «Уж ты, котенька-коток» р.н.п., «Бродит Дрема» р.н.п., «Люли, люли! Налетели гули» р.н.п., «Баю-бай» сл. М Чарной, муз. М. Красевой.

− создание игровых ситуаций «Кукла хочет спать», «Игрушки устали»;

− разучивание ролей с детьми для драматизации «Сказки о глупом мышонке»

− включение записей колыбельных песен детям в тихий час в детском саду.

Деятельность детей:

− пение колыбельных песен;

− обыгрывание ситуаций по содержанию колыбельных песен;

− разучивание по ролям «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака;

− попытки импровизировать мелодию колыбельной на текст из сказки;

− слушание колыбельных перед сном в тихий час.

Деятельность родителей:

− консультация «Значение колыбельных песен в жизни маленького ребенка», «Пойте детям перед сном»;

− создание буклетов из авторских и русских народных колыбельных песен.

Заключительный этап

Деятельность музыкального руководителя:

− запись СD диска с колыбельными для родителей;

− организация и проведение драматизации «Сказки о глупом мышонке».

Деятельность детей:

− участие в показе «Сказки о глупом мышонке» детям младшего возраста с пением колыбельных для мышонка.

Деятельность родителей:

− помощь в изготовлении костюмов для показа сказки;

− использование буклетов и СD диска с колыбельными песнями для слушания и пения их своим детям дома.

Конечный продукт

− Проявление у детей эмоциональной отзывчивости при прослушивании и пении колыбельных песен.

− Изменения в игровой деятельности детей с куклами (укладывая кукол спать, напевают колыбельные песни, качают на руках).

− Использование воспитателями колыбельных песен в саду в режимных моментах.

− Родители стали чаще петь колыбельные своим детям перед сном.

Литература:

  1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. «народная педагогика в воспитании дошкольников» Москва 1995 с.7
  2. Панова С. «Влияние колыбельных песен на детей и взрослых»
  3. www.happy-kids\page.php.
  4. Радынова О. П. «Баюшки-баю». Слушаем и поем колыбельные песни. «Владос» 1995. с.12
  5. Фаустова Н. «Колыбельные для всей семьи» http://wwwdreamsong.ru
  6. Русские колыбельные песни. http:rospil.ru\folklore\htm
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песня, глупый мышонок, песнь, музыкальный руководитель, деятельность детей, деятельность родителей, колыбельная песнь, родитель, заключительный этап.


Задать вопрос