Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 17.03.2019

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Лифанова, О. А. Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ / О. А. Лифанова, О. Н. Хабарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56844/ (дата обращения: 05.07.2020).



Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, «это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [5, с. 102]. Нравственное воспитание имеет свою специфику, трудности в организации, но, овладев необходимыми педагогическими и психологическими знаниями, взрослый будет способен формировать нравственные представления ребёнка и культуру поведения.

Принципиальным показателем высокого качества образовательной среды, по мнению В. А. Ясвина, «является её способность обеспечивать весь комплекс потребностей всех субъектов образовательного процесса, создавать мотивацию их активной деятельности» [5, с. 104].

К дошкольному возрасту ребенок постигает сферу нравственных взаимоотношений людей. Он владеет многими нормами поведения, способен их соблюдать и нести персональную ответственность за их нарушения. Теперь очень важно, чтобы ребёнок не только владел нормами, но и хотел их соблюдать. Каждый из детей ожидает одобрения взрослых, из-за чего пытается соблюдать требования и нормы. Конечно, любой ребёнок опасается наказания. Отсюда возникает нравственный мотив дошкольника — желание сохранить и укрепить положительное отношение к нему значимых взрослых. Нравственное поведение, которое строится только на внешнем контроле, поощрениях — наказаниях — прагматично. Нормы выполняются ребёнком не потому, что он «добрый», «честный», «справедливый», а из-за присутствующей для него выгоды. Нарушая нормы, ребёнок, напротив, может быть наказан. Социальный контроль — вот опора такого нравственного поведения. Однако, данный контроль может исчезнуть, хотя в жизни дошкольника такое бывает не часто. Дети как правило находятся со взрослыми: родителями, воспитателями. Систематическое присутствие взрослых рядом, их присмотр создают у ребенка иллюзию: если взрослого рядом нет, рано или поздно, он все равно узнает о нарушении, догадается. Происходит «взращивание» внешнего контроля: теперь уже не сам взрослый, а лишь образ его в сознании ребенка становится носителем контроля. Так может сформироваться внешний локус контроля — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний локус контроля).

Д. Роттер: «Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации» [1, с. 190].

Ребёнок взрослеет, и внешний контроль перестает быть актуальным. В отношениях ребенка с обществом появляется область, недоступная внешнему контролю, в которой ребенок остается «один на один» с нравственной нормой. И если нравственное поведение опиралось лишь на контроль — с падением последнего исчезнет и оно.

Наиболее эффективный прием в формировании нравственного поведения — метод «смены позиции», его суть в том, что ребёнка ставят в позицию взрослого — учителя. Меняется нравственная самооценка самого ребенка и его отношение к себе. Итак, ребёнок уверен, что мы не знаем о его нарушениях, но сам о них знает. Это приводит к появлению у ребенка «положительного представления о себе» — это и есть тот нравственный мотив, который не зависит от контроля со стороны. Таким образом, очень важно, как мы помогаем ребёнку построить свою морально-нравственную основу, с которой он «пойдёт по жизни».

Образовательная среда имеет огромную роль в развитии и становлении личности ребёнка. Основные психические процессы, нравственная основа формируются именно в дошкольном возрасте. Психика ребёнка очень нежна и восприимчива, поэтому нарушить её или исказить какие-то важные установки очень легко, и зачастую педагоги, конечно, мы говорим о «плохих» представителях, сами того не предполагая, совершают роковые ошибки. Однако образовательная среда, это широкое и многогранное понятие, и ответственность лежит не только на педагогах-воспитателях, но и конечно на администрации, которая, должна вести работу с педагогическим коллективом, и отслеживать недоработки.

Структура образовательной среды включает три компонента: [6, с. 210].

1 компонент. Пространственно-предметный, то есть пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации детей. Другими словами, это предметная среда ДОУ, которая включает развивающую направленность и здоровъесберегающую направленность.

2 компонент. Социальный, то есть пространство условий и возможностей, которые создаются в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (педагогами, администрацией, родителями, специалистами и др.). Это взаимодействие участников педагогического процесса, которое включает: личностно- ориентированное взаимодействие и ответственность педагогов за качество образования.

3 компонент. Психодидактический, то есть комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях. Это компонент освоения содержания образования, он включает: соответствие способов освоения содержания образования его развивающему характеру; соответствие содержания образования потребностям [6, с. 220].

Если образовательная среда построена с учётом всех этих компоненты, она будет благоприятно влиять на развитие личности дошкольника.

В своем учреждении мы провели анализ, который состоит из качественно-содержательной характеристики, которая представлена в выявление модальности образовательной среды (векторная модель). Разработанная В. А. Ясвиным методика векторного моделирования образовательной среды предполагает построение системы координат, состоящей из двух осей: ось «свобода — зависимость» и ось «активность — пассивность». Согласно типологии Я. Корчака, догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка; идейная — свободного и активного; безмятежного потребления — свободного, однако, пассивного; карьерная среда — активного, но зависимого.

Для психолого-педагогического анализа образовательной среды необходимо ответить на шесть диагностических вопросов. Три вопроса направлены на определение наличия в данной среде возможностей для свободного развития ребенка и, соответственно, три вопроса — возможностей для развития его активности. Ответ на каждый вопрос позволяет отметить на соответствующей шкале («активности», «пассивности», «свободы» или «зависимости») один пункт. На основании эмпирических педагогических характеристик личности ребенка, приводимых в работах Корчака и Лесгафта, «активность» понимается в данном случае как наличие таких свойств как инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т. п.; соответственно, «пассивность» — как отсутствие этих свойств, другими словами, полюс «пассивности» на данной шкале может рассматриваться как «нулевая активность»; «свобода» связывается здесь с независимостью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятельностью, внутренним локусом контроля и т. п.; наконец, «зависимость» понимается как приспособленчество, рефлекторность поведения, связывается с внешним локусом контроля и т. п. По итогам всех ответов на диагностические вопросы в системе координат строится соответствующий вектор, позволяющий типологизировать и характеризовать данную образовательную среду.

Второй этап анализа — это количественные характеристики, включающие в себя 12 блоков охватывающие все сферы образовательной среды ДОУ. Так как в образовательную среду включены все субъекты педагогического процесса. Нас интересовало: довольны ли родители качеством работы педагогов, и в свою очередь как педагоги относятся к родителям. И конечно, посмотрели на примере выпускных групп, благоприятно ли влияет данная образовательная среда на развитие нравственного компонента личности дошкольника.

Оценивались параметры:

− широта образовательной среды;

− интенсивность образовательной среды;

− структурно-динамическая характеристика;

− степень осознаваемости образовательной среды;

− показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса;

− обобщенность образовательной среды;

− эмоциональность образовательной среды;

− доминантность образовательной среды;

− когерентность (согласованность) образовательной среды;

− социальная активность образовательной среды;

− мобильность образовательной среды;

− структурированность образовательной среды;

− устойчивость образовательной среды.

Анализ данных показал, что средние показатели выявлены по параметрам: интенсивность образовательной среды, но это обоснованно спецификой работы ДОУ, где режимные моменты чётко прописаны и не могут носить более интенсивный характер; широта образовательной среды, что также обусловлен спецификой ДОУ, так как дошкольники не имеют возможности выездов в другие страны, или летние лагеря, однако в меру возможностей, поездки и экскурсии осуществляются, в основном, конечно, «гости» приезжают в ДОУ. В остальном, по всем параметрам получились довольно высокие баллы. Для дальнейшего развития образовательной среды нами была разработана стратегия развития учреждения.

С целью выявления представлений педагогов и родителей друг о друге как партнёрах по воспитанию детей в ДОУ было проведено анкетирование, анализ показал, что между родителями и педагогами налажены партнёрские отношение, и присутствует осознанность важности совместной работы.

Мы рассматривали, как образовательная среда ДОУ влияет на развитие социально- личностного компонента, через призму сформированности нравственных качеств. Для этого была проведена диагностика в 2 подготовительных группах, возраст детей — 6 лет. Использованы методики «Подели игрушки», «Лесенка», «Добро, Зло и Я» и «Изучение уровня самоконтроля», которые были нами взяты из сборника М. В. Корепановой и Е. В. Харламповой «Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». В результате проведения данного диагностического блока на выявление сформированности нравственных качеств дошкольников, можно сделать вывод о том, что образовательная среда ДОУ благоприятно влияет на развитие этих качеств, так как воспитанники показали довольно высокие результаты. Однако, педагогам необходимо уделить внимание развитию эмоциональной сферы детей, пониманию проявлений эмоций и чувств.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что образовательная среда ДОУ благоприятно влияет на развитие личности ребёнка, в частности нравственного компонента. Реализация раздела о развитии социально-нравственного компонента, предусмотренного программой образовательного учреждения, обеспечивает развитие и формирование нравственных качеств личности детей.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Академия, 2001. — 190 с.
  2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос.академия образования 5-е изд. / И. Ю. Кулагина. — М.: УРАО, 1999. — 120 с.
  3. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14 / Д. А. Леонтьев. — М.: Психология, 1997 № 1. –50 с.
  4. Ясвин, В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В. А. Ясвин. — М., 1997.–220 с.
  5. Ясвин, В. А. Исследование толерантности в школе // Школьный психолог № 20 / В. А. Ясвин. — М., 2009. –180 с.
  6. Ясвин, В. А. Школа как развивающая среда. Сб. науч. тр. В. А. Ясвин. — М.: ИНИМ РАО, 2010. — 357 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, внешний контроль, нравственное поведение, развитие, компонент, взрослый, внешний локус контроля, педагогический процесс, образовательный процесс, педагог.


Похожие статьи

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному

3. Психодидактический компонент – содержание образовательного процесса...

Психокоррекционные занятия с педагогически запущенными...

Данный факт тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков. Одновременно он формирует такие конкурирующие образования как пассивность, безответственность, внешний локус контроля и мотивации поведения личности.

Моделирование педагогического сопровождения становления...

Применительно к образовательному процессу, аксиологический подход раскрывает цели

Все блоки данной модели взаимосвязаны и раскрывают внутреннюю структуру процесса

Поведенческий компонент раскрывает мотивы поведения ребенка в обществе на основе...

Педагогические условия создания образовательной среды...

Находясь в образовательном пространстве, образовательные системы зависят от него, поэтому

Образовательная среда призвана решить проблему образования детей и подростков через

Одним из составляющих компонентов процесса обучения как иностранному языку...

Педагогические условия формирования культуры поведения...

На процесс воспитания культуры поведения в процессе общения при этом оказывают влияние такие факторы как

Следующим компонентом культуры поведения дошкольников, который мы рассматриваем в

В условиях дошкольного образовательного учреждения, воспитатель...

Особенности организации комфортной образовательной среды...

Образовательная среда – это явление динамическое поэтому в колледже осуществляется ее мониторинг, который позволит определить наиболее оптимальные условия для ее организации. Литература: 1. Воробьева О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей...

Анализ структурных компонентов образовательной среды и оценка собственного опыта работы с детьми со сложной структурой дефекта позволяют нам сделать вывод, что определяющим методологическим принципом создания социокультурной инклюзивной среды...

Комплексная диагностика воспитательной среды...

воспитательный процесс, воспитательная среда, социальная среда, ребенок, нравственное воспитание, негативное отношение, роль

Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие, но и образовательная среда влияет на каждого...

Построение образовательной среды современной школы

Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми. Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их...

Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды

В статье рассматриваются результаты исследования методики векторного моделирования и определения качественных характеристик образовательной среды (по В. А. Ясвину). Показано, что результат диагностики может быть использован для анализа и коррекции развития...

Похожие статьи

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному

3. Психодидактический компонент – содержание образовательного процесса...

Психокоррекционные занятия с педагогически запущенными...

Данный факт тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков. Одновременно он формирует такие конкурирующие образования как пассивность, безответственность, внешний локус контроля и мотивации поведения личности.

Моделирование педагогического сопровождения становления...

Применительно к образовательному процессу, аксиологический подход раскрывает цели

Все блоки данной модели взаимосвязаны и раскрывают внутреннюю структуру процесса

Поведенческий компонент раскрывает мотивы поведения ребенка в обществе на основе...

Педагогические условия создания образовательной среды...

Находясь в образовательном пространстве, образовательные системы зависят от него, поэтому

Образовательная среда призвана решить проблему образования детей и подростков через

Одним из составляющих компонентов процесса обучения как иностранному языку...

Педагогические условия формирования культуры поведения...

На процесс воспитания культуры поведения в процессе общения при этом оказывают влияние такие факторы как

Следующим компонентом культуры поведения дошкольников, который мы рассматриваем в

В условиях дошкольного образовательного учреждения, воспитатель...

Особенности организации комфортной образовательной среды...

Образовательная среда – это явление динамическое поэтому в колледже осуществляется ее мониторинг, который позволит определить наиболее оптимальные условия для ее организации. Литература: 1. Воробьева О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей...

Анализ структурных компонентов образовательной среды и оценка собственного опыта работы с детьми со сложной структурой дефекта позволяют нам сделать вывод, что определяющим методологическим принципом создания социокультурной инклюзивной среды...

Комплексная диагностика воспитательной среды...

воспитательный процесс, воспитательная среда, социальная среда, ребенок, нравственное воспитание, негативное отношение, роль

Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие, но и образовательная среда влияет на каждого...

Построение образовательной среды современной школы

Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми. Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их...

Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды

В статье рассматриваются результаты исследования методики векторного моделирования и определения качественных характеристик образовательной среды (по В. А. Ясвину). Показано, что результат диагностики может быть использован для анализа и коррекции развития...

Задать вопрос