«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 17.03.2019

Статья просмотрена: 2038 раз

Библиографическое описание:

Куликова, Е. Н. «Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам) / Е. Н. Куликова, М. М. Шерипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 109-114. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56843/ (дата обращения: 16.12.2024).



«…Очевидно, творческие силы ребенка сосредотачиваются на рисовании неслучайно, потому что именно рисование представляет ребенку этого возраста возможность наиболее легко выразить то, что им владеет…»

Лев Выготский

Данная статья содержит практические рекомендации из опыта проектной деятельности учителей-дефектологов по организации работы с графическими диктантами. Подчеркивая актуальность выбранного направления, в статье предлагается описание проекта «Веселая клеточка», который будет интересен учителям, воспитателям, специалистам, работающим в ДОУ и начальной школе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Почему дети рисуют?

Зачем дети рисуют?

Есть ли дети, которые никогда не рисуют?

Подобные вопросы взрослые задают педагогам и психологам. Хотя именно взрослые часто смотрят на работы «юных художников» несерьезно, представляя их «каляками-маляками», или просто не придавая многозначительности, избавляются от детских рисунков, как от мусора в квартире. А ведь для малыша это важное занятие, именно рисуя, он выражает свои чувства и переживания. И в творении мальчиков и девочек можно многое увидеть, что тревожит или радует ребенка, о чем он мечтает, что получается у него, а что вызывает трудности.

Рисование – очень прочный фундамент развития фантазии детей.

И уж, наверное, мало кто из взрослых знает о другой стороне увлечения рисованием. Необходимо знать, что рисование крайне важно для формирования внимательности, сосредоточенности, усидчивости, самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца. А какой родитель не мечтает, чтобы его сыночек или дочка выросли, обладая именно такими качествами?

Подобные вопросы родителей побудили нас еще раз пересмотреть эти увлекательные упражнения, похожие на головоломку, которое позволяют сделать занятие интересным, веселым.

Мы раскрыли родителям важный аспект в защиту такого «бесполезного» занятия детей, как рисование. А именно то, что рисование является важной составляющей развития психических процессов: внимания, речи, восприятия, воображения, мышления и улучшения координации движений.

Кроме того, работая учителями-дефектологами в МДОУ для детей с нарушением зрения, мы постоянно сталкиваемся с проблемой недостаточно сформированных зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук, навыка ориентировки на плоскости. Да и дети в общеобразовательных учреждениях, не имеющих коррекционной направленности, часто имеют те же проблемы формирования.

В ряде исследований ведущих специалистов тифлопедагогики Л. И. Плаксиной, В. З. Денискиной отмечаются общую обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей с нарушением зрения за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно пространственной ориентировки.

Нарушения зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей.

За счет монокулярного видения пространства у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно-практических действий, так как многие из признаков зрительно не воспринимаются.

Нарушение зрения обуславливает появление отклонений в развитии двигательной сферы ребенка, приводит к снижению двигательной активности, сложностям ориентировки в пространстве и овладения движениями общей и мелкой моторики.

Поэтому чтобы помочь детям интересно учиться и привлечь родителей к совместной увлекательной деятельности, мы организовали и провели проект «Веселая клеточка». Мы обратили внимание педагогов и родителей на рисование по клеточкам и предложили самим пробовать рисовать по клеточкам.

Рисование по клеточкам — очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у РЕБЕНКА пространственного воображения, ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ, мелкой моторики пальцев рук. Ребенок учится ориентироваться в тетради, знакомится с разными способами изображения, усидчивости, понимание и выполнение инструкции взрослого (УЧЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ). Рисование по клеточкам (упражнения) могут с успехом применяться для детей с нарушением зрения от 5 до 10 лет.

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки. Педагоги и врачи-невропатологи используют графические диктанты для дошкольников при индивидуальной работе с детьми. Такие упражнения помогают стать детям более самостоятельными и уверенными в себе и позволяют определить, насколько точно ребёнок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также самостоятельно выполнять задания по образцу.

Проект, который был реализован нами на протяжении учебного года, имел следующий методический фундамент:

  1. методика Д. Б. Эльконина «Графический диктант»; методика нацелена на определение уровней:

− готовности к обучению;

− сформированности пространственных представлений;

− уровня саморегуляции;

− владения пространственной терминологией.

  1. ФГОС ДО от 17.10.2013г.;предусматривают целевые ориентиры дошкольного образования:

− сформированность навыка пространственно-временной ориентировки; раздел: познавательное развитие (п. 4.6 Требования к структуре образовательной программы ДО и ее объему);

− развита мелкая моторика (п. 4.6 Требования к структуре образовательной программы ДО и ее объему);

− преемственность дошкольного и начального общего образования (п. 4.7 Требования к структуре образовательной программы ДО и ее объему).

Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

  1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением зрения; она имеет в образовательной области «Познавательное развитие», в части, формируемой участниками образовательных отношений, такие направления как:

− ориентировка в пространстве;

− развитие осязания и мелкой моторики.

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной.

Перед началом проекта мы познакомили родителей и воспитателей групп с необходимыми условиями успешной работы:

− мебель (столы, стулья) соответствующая возрасту, освещенное помещение (согласно нормам СанПиН);

− для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. На первых занятиях лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение;

− правильная посадка ребенка во время выполнения диктанта;

− обращаем внимание, как ребенок держит карандаш. Показать, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев (если необходимо);

− если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.

Немаловажным, чтобы занятия стали увлекательной и интересной игрой, было на начальном этапе объяснение последовательности работы, иными словами ответ на вопрос «С чего начать?». И педагоги, и родители имели буклет с методическими рекомендациями:

− во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого;

− помните, что занятия для ребенка — не урок, а игра;

− объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет — это правая рука, а другая рука — левая (у левшей — наоборот);

− потом ребенок учится ориентироваться на листе бумаги;

− использовать тетрадь в крупную клетку, она позволяет увидеть клетку;

http://sadmishutka.edusite.ru/images/diktant3.jpgпокажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ, находить её стороны и углы;

− на первом занятии использование демонстрационного плаката, на котором изображена клеточка, увеличенная в несколько раз;

− дети должны правильно называть и показывать стороны клеточки;

− покажите ребенку, как надо считать клеточки;

− объяснить ребенку, что если вы говорите вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее (показ взрослым).

Специально в помощь родителям была разработана «шпаргалка для родителей», в которой подробно описаны все этапы работы в домашних условиях.

D:\игры\готово\рекомендации для родителей\линейные 1.jpgD:\игры\готово\рекомендации для родителей\Необходимые условия.jpg

D:\игры\готово\рекомендации для родителей\титул.jpg

D:\игры\готово\рекомендации для родителей\зрительный режим 2.jpg

D:\игры\готово\рекомендации для родителей\объемные 1.jpg

D:\фотошоп материалы\Без имени-1.jpg

На родительских встречах участников проекта мы также познакомили родителей с видами Графического диктанта.

D:\игры\готово\картотека\3-2 Жираф - кенгуру.jpgДля проекта была разработана картотека заданий для рисования по клеточкам со здоровьесберегающими технологиями (зрительные и пальчиковые гимнастики) с учетом лексической тематики программы.

D:\игры\готово\картотека\4-2 Заяц - медведь.jpgD:\игры\готово\картотека\4-1 Заяц - медведь.jpgD:\игры\готово\картотека\3-1 Жираф - кенгуру.jpg

А также индивидуальные перфокарты «Волшебный листочек». На них дети могут восстанавливать вторую половину рисунка. Перфокарты могут быть использованы многократно, позволяя несколько раз тренироваться в выполнении и не бояться ошибиться.

G:\фото Лена\P_20171129_104828.jpgG:\фото Лена\P_20171129_104657.jpg

G:\фото Лена\P_20171129_104933.jpgG:\фото Лена\P_20171129_104634.jpg

Использование практического игрового приема «рисование по клеточкам» в обучении детей по развитию ориентировки на микроплоскости (тетрадь в клетку) и зрительно-моторной координации посредством графического диктанта у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с ОВЗ имеет следующие положительные результаты:

− улучшение ориентировки на микроплоскости;

− развитие зрительно-моторной координации;

− подготовка руки ребенка к письму;

− развитие познавательных процессов (внимание, воображение, мышление, память);

− обогащение активной речи, за счет овладения пространственной терминологией;

− формирование учебного поведения (умение слушать взрослого, выполнять словесные инструкции, развитие усидчивости…).

Самое время попробовать! Пробуйте, рисуйте, создавайте красивые рисунки, одновременно обучайте, развивайте, играя с вашими талантливыми малышами!!!

Желаем успехов!

Литература:

  1. Голубь В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5–7 лет. ВАКО, 2007.
  2. Жукова О. С. Графические диктанты. АСТ, 2017.
  3. Рахманова Е. М. «Графические диктанты для дошкольников», М.: Владос, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение зрения, зрительно-моторная координация, рисование, дошкольное образование, клеточка, мелкая моторика, образовательная программа, родитель, графический диктант.


Похожие статьи

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»

Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи

Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста

Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича

В статье обобщён опыт педагогов практиков нашего ДОУ по использованию развивающих игр и пособий в образовательном процессе с детьми раннего и дошкольного возраста. Статья предлагается для использования в работе воспитателям ДОУ, педагогам развивающих...

Похожие статьи

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»

Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи

Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста

Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича

В статье обобщён опыт педагогов практиков нашего ДОУ по использованию развивающих игр и пособий в образовательном процессе с детьми раннего и дошкольного возраста. Статья предлагается для использования в работе воспитателям ДОУ, педагогам развивающих...

Задать вопрос