«…Очевидно, творческие силы ребенка сосредотачиваются на рисовании неслучайно, потому что именно рисование представляет ребенку этого возраста возможность наиболее легко выразить то, что им владеет…»
Лев Выготский
Данная статья содержит практические рекомендации из опыта проектной деятельности учителей-дефектологов по организации работы с графическими диктантами. Подчеркивая актуальность выбранного направления, в статье предлагается описание проекта «Веселая клеточка», который будет интересен учителям, воспитателям, специалистам, работающим в ДОУ и начальной школе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Почему дети рисуют?
Зачем дети рисуют?
Есть ли дети, которые никогда не рисуют?
Подобные вопросы взрослые задают педагогам и психологам. Хотя именно взрослые часто смотрят на работы «юных художников» несерьезно, представляя их «каляками-маляками», или просто не придавая многозначительности, избавляются от детских рисунков, как от мусора в квартире. А ведь для малыша это важное занятие, именно рисуя, он выражает свои чувства и переживания. И в творении мальчиков и девочек можно многое увидеть, что тревожит или радует ребенка, о чем он мечтает, что получается у него, а что вызывает трудности.
Рисование – очень прочный фундамент развития фантазии детей.
И уж, наверное, мало кто из взрослых знает о другой стороне увлечения рисованием. Необходимо знать, что рисование крайне важно для формирования внимательности, сосредоточенности, усидчивости, самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца. А какой родитель не мечтает, чтобы его сыночек или дочка выросли, обладая именно такими качествами?
Подобные вопросы родителей побудили нас еще раз пересмотреть эти увлекательные упражнения, похожие на головоломку, которое позволяют сделать занятие интересным, веселым.
Мы раскрыли родителям важный аспект в защиту такого «бесполезного» занятия детей, как рисование. А именно то, что рисование является важной составляющей развития психических процессов: внимания, речи, восприятия, воображения, мышления и улучшения координации движений.
Кроме того, работая учителями-дефектологами в МДОУ для детей с нарушением зрения, мы постоянно сталкиваемся с проблемой недостаточно сформированных зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук, навыка ориентировки на плоскости. Да и дети в общеобразовательных учреждениях, не имеющих коррекционной направленности, часто имеют те же проблемы формирования.
В ряде исследований ведущих специалистов тифлопедагогики Л. И. Плаксиной, В. З. Денискиной отмечаются общую обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей с нарушением зрения за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно пространственной ориентировки.
Нарушения зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей.
За счет монокулярного видения пространства у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно-практических действий, так как многие из признаков зрительно не воспринимаются.
Нарушение зрения обуславливает появление отклонений в развитии двигательной сферы ребенка, приводит к снижению двигательной активности, сложностям ориентировки в пространстве и овладения движениями общей и мелкой моторики.
Поэтому чтобы помочь детям интересно учиться и привлечь родителей к совместной увлекательной деятельности, мы организовали и провели проект «Веселая клеточка». Мы обратили внимание педагогов и родителей на рисование по клеточкам и предложили самим пробовать рисовать по клеточкам.
Рисование по клеточкам — очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у РЕБЕНКА пространственного воображения, ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ, мелкой моторики пальцев рук. Ребенок учится ориентироваться в тетради, знакомится с разными способами изображения, усидчивости, понимание и выполнение инструкции взрослого (УЧЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ). Рисование по клеточкам (упражнения) могут с успехом применяться для детей с нарушением зрения от 5 до 10 лет.
В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки. Педагоги и врачи-невропатологи используют графические диктанты для дошкольников при индивидуальной работе с детьми. Такие упражнения помогают стать детям более самостоятельными и уверенными в себе и позволяют определить, насколько точно ребёнок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также самостоятельно выполнять задания по образцу.
Проект, который был реализован нами на протяжении учебного года, имел следующий методический фундамент:
- методика Д. Б. Эльконина «Графический диктант»; методика нацелена на определение уровней:
− готовности к обучению;
− сформированности пространственных представлений;
− уровня саморегуляции;
− владения пространственной терминологией.
- ФГОС ДО от 17.10.2013г.;предусматривают целевые ориентиры дошкольного образования:
− сформированность навыка пространственно-временной ориентировки; раздел: познавательное развитие (п. 4.6 Требования к структуре образовательной программы ДО и ее объему);
− развита мелкая моторика (п. 4.6 Требования к структуре образовательной программы ДО и ее объему);
− преемственность дошкольного и начального общего образования (п. 4.7 Требования к структуре образовательной программы ДО и ее объему).
Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением зрения; она имеет в образовательной области «Познавательное развитие», в части, формируемой участниками образовательных отношений, такие направления как:
− ориентировка в пространстве;
− развитие осязания и мелкой моторики.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной.
Перед началом проекта мы познакомили родителей и воспитателей групп с необходимыми условиями успешной работы:
− мебель (столы, стулья) соответствующая возрасту, освещенное помещение (согласно нормам СанПиН);
− для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. На первых занятиях лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение;
− правильная посадка ребенка во время выполнения диктанта;
− обращаем внимание, как ребенок держит карандаш. Показать, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев (если необходимо);
− если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.
Немаловажным, чтобы занятия стали увлекательной и интересной игрой, было на начальном этапе объяснение последовательности работы, иными словами ответ на вопрос «С чего начать?». И педагоги, и родители имели буклет с методическими рекомендациями:
− во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого;
− помните, что занятия для ребенка — не урок, а игра;
− объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет — это правая рука, а другая рука — левая (у левшей — наоборот);
− потом ребенок учится ориентироваться на листе бумаги;
− использовать тетрадь в крупную клетку, она позволяет увидеть клетку;
− покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ, находить её стороны и углы;
− на первом занятии использование демонстрационного плаката, на котором изображена клеточка, увеличенная в несколько раз;
− дети должны правильно называть и показывать стороны клеточки;
− покажите ребенку, как надо считать клеточки;
− объяснить ребенку, что если вы говорите вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее (показ взрослым).
Специально в помощь родителям была разработана «шпаргалка для родителей», в которой подробно описаны все этапы работы в домашних условиях.
На родительских встречах участников проекта мы также познакомили родителей с видами Графического диктанта.
Для проекта была разработана картотека заданий для рисования по клеточкам со здоровьесберегающими технологиями (зрительные и пальчиковые гимнастики) с учетом лексической тематики программы.
А также индивидуальные перфокарты «Волшебный листочек». На них дети могут восстанавливать вторую половину рисунка. Перфокарты могут быть использованы многократно, позволяя несколько раз тренироваться в выполнении и не бояться ошибиться.
Использование практического игрового приема «рисование по клеточкам» в обучении детей по развитию ориентировки на микроплоскости (тетрадь в клетку) и зрительно-моторной координации посредством графического диктанта у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с ОВЗ имеет следующие положительные результаты:
− улучшение ориентировки на микроплоскости;
− развитие зрительно-моторной координации;
− подготовка руки ребенка к письму;
− развитие познавательных процессов (внимание, воображение, мышление, память);
− обогащение активной речи, за счет овладения пространственной терминологией;
− формирование учебного поведения (умение слушать взрослого, выполнять словесные инструкции, развитие усидчивости…).
Самое время попробовать! Пробуйте, рисуйте, создавайте красивые рисунки, одновременно обучайте, развивайте, играя с вашими талантливыми малышами!!!
Желаем успехов!
Литература:
- Голубь В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5–7 лет. ВАКО, 2007.
- Жукова О. С. Графические диктанты. АСТ, 2017.
- Рахманова Е. М. «Графические диктанты для дошкольников», М.: Владос, 2008.