В данной статье предлагается разработка урока математики 6 класса по учебнику Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Предлагается разработка урока в виде лабораторно-практической работы, используя карты с разным масштабом, где после выполнения обучающийся должен сделать вывод.
Ключевые слова: масштаб, карта.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:Ввести понятие «масштаб», рассмотреть виды масштаба.
Задачи:
− образовательные:
- повышение мотивации к изучению предметов математики и географии;
- вести понятия масштаб, виды масштаба;
- работать с географическими картами.
− развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
− воспитательные:
- воспитание интереса у обучающихся к школьным предметам;
- способствовать воспитанию любви к родному краю.
Ход урока
Любой географический объект, участок земной поверхности можно изобразить на бумаге в уменьшенном виде. На уроках географии вы уже познакомились с понятием масштаб и научились определять расстояние на карте и на местности. Работая с картами разного масштаба, вы должны будете сделать вывод о расстоянии на местности. Но сначала повторим материал прошлого урока.
- Что называется отношением?
- Что показывает отношение?
- Найдите отношение величин: 12 см и 48 см; 3 см и 12 м.
- Повторить единицы измерения: Выразите в сантиметрах: 1 дм = ___ см, 1 м = ___ см, 1 км = _____________ см.
Изучение нового материала
«Масштаб (от немецкого — мера и Stab — палка) — отношение длины отрезка на карте, плане, аэро- или космическом снимке к его действительной длине на местности.
Как вы уже знаете географические карты, имеют разные масштабы, например:
1:500–1 см на карте соответствует 500 см или 5 м на местности;
1:100–1 см на карте равен 100 см или 1 м на местности;
1:1000–1 см на карте равен 1000 см или 10 м на местности.
Прочитайте: 1: 10000; 1: 25000; 1: 2 000 000.
Масштабы имеют три вида: увеличения, уменьшения и в натуральную величину.
Начертите в тетрадях квадрат со сторонами 100 см в масштабе 1:20 (сторона равна 5 см).
Где используется масштаб? (глобус, учебник географии, карты, различные схемы, уроки трудового обучения).
Также рассматриваются масштабы:
«словесный» — это «вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте, плане, снимке». Например, в 1 см — 1 м. Начертите в этом масштабе (в 1 см — 1 м.) прямоугольник со сторонами 4 и 2 м.
«численный» — например, 1:10000000 см. где нужно в правой части перевести сантиметры в метры или в километры, например 1 см — 10 км.
«Линейный» масштаб — вспомогательная мерная линейка, наносимая на карты для облегчения измерения расстояний.
Решение задач:
1. Длина отрезка на местности 250 км. Найдите длину соответствующего отрезка на карте, если масштаб карты 1:1000000.
Решение: 250 км = 25000000 см; 25000000: 1000000 = 25 см.
2. Масштаб плана 1:500. Какому расстоянию на местности соответствует участок плана длиной: 1) 20 см, 2) 3 см, 3) 7 см
Решение: т. к. в 1 см — 500 см, 10·500 = 5000 см = 50 м;
3·500 = 1500 см = 15 м; 7·500 = 3500 см = 35 м.
Лабораторно— практическая работа
Важнейшим документом в истории человечества является географическая карта, где изображаются любые территории, объекты.
Сейчас вы проведете лабораторно — практическую работу по картам нашей Кемеровской области. В конце работы запишите вывод о том, как влияют масштабы на нахождение расстояний на местности.
У вас на столах есть несколько карт Кемеровской области — нашей Родины.
- Найдите на карте столицу Кузбасса, и наш город шахтеров.
- Найдите расстояние (используя линейку) между этими городами. Какое расстояние у вас получилось? Каким масштабом вы пользовались?
- Какие еще города есть в нашей области?
- Выберите два города и по картам найдите расстояние между ними на местности. Рассмотрите еще по три примера и сделайте вывод.
Итог урока:
− Что показывает масштаб?
− Назовите основные виды масштаба.
− Где можно применять масштаб?
− Каким видом масштаба мы пользуемся чаще всего?
Домашнее задание: № 840, 841, 846(а).
Литература:
- Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. — 30-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2015
- Учебник «География», М.:Вентана-Граф, 2014 А. А. Летягин 6 класс
- Математика 6 класс С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. –М.: Просвещение 2016
- Физические и контурные карты кемеровской области.