Разработка урока по математике в 6 классе на тему «Масштаб» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 27.02.2019

Статья просмотрена: 1103 раза

Библиографическое описание:

Бородина, М. Ю. Разработка урока по математике в 6 классе на тему «Масштаб» / М. Ю. Бородина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 185-186. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56829/ (дата обращения: 16.01.2025).



В данной статье предлагается разработка урока математики 6 класса по учебнику Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Предлагается разработка урока в виде лабораторно-практической работы, используя карты с разным масштабом, где после выполнения обучающийся должен сделать вывод.

Ключевые слова: масштаб, карта.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:Ввести понятие «масштаб», рассмотреть виды масштаба.

Задачи:

образовательные:

  1. повышение мотивации к изучению предметов математики и географии;
  2. вести понятия масштаб, виды масштаба;
  3. работать с географическими картами.

развивающие:

  • развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

воспитательные:

  • воспитание интереса у обучающихся к школьным предметам;
  • способствовать воспитанию любви к родному краю.

Ход урока

Любой географический объект, участок земной поверхности можно изобразить на бумаге в уменьшенном виде. На уроках географии вы уже познакомились с понятием масштаб и научились определять расстояние на карте и на местности. Работая с картами разного масштаба, вы должны будете сделать вывод о расстоянии на местности. Но сначала повторим материал прошлого урока.

  1. Что называется отношением?
  2. Что показывает отношение?
  3. Найдите отношение величин: 12 см и 48 см; 3 см и 12 м.
  4. Повторить единицы измерения: Выразите в сантиметрах: 1 дм = ___ см, 1 м = ___ см, 1 км = _____________ см.

Изучение нового материала

«Масштаб (от немецкого — мера и Stab — палка) — отношение длины отрезка на карте, плане, аэро- или космическом снимке к его действительной длине на местности.

Как вы уже знаете географические карты, имеют разные масштабы, например:

1:500–1 см на карте соответствует 500 см или 5 м на местности;

1:100–1 см на карте равен 100 см или 1 м на местности;

1:1000–1 см на карте равен 1000 см или 10 м на местности.

Прочитайте: 1: 10000; 1: 25000; 1: 2 000 000.

Масштабы имеют три вида: увеличения, уменьшения и в натуральную величину.

Начертите в тетрадях квадрат со сторонами 100 см в масштабе 1:20 (сторона равна 5 см).

Где используется масштаб? (глобус, учебник географии, карты, различные схемы, уроки трудового обучения).

Также рассматриваются масштабы:

«словесный» — это «вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте, плане, снимке». Например, в 1 см — 1 м. Начертите в этом масштабе (в 1 см — 1 м.) прямоугольник со сторонами 4 и 2 м.

«численный» — например, 1:10000000 см. где нужно в правой части перевести сантиметры в метры или в километры, например 1 см — 10 км.

«Линейный» масштаб — вспомогательная мерная линейка, наносимая на карты для облегчения измерения расстояний.

Решение задач:

1. Длина отрезка на местности 250 км. Найдите длину соответствующего отрезка на карте, если масштаб карты 1:1000000.

Решение: 250 км = 25000000 см; 25000000: 1000000 = 25 см.

2. Масштаб плана 1:500. Какому расстоянию на местности соответствует участок плана длиной: 1) 20 см, 2) 3 см, 3) 7 см

Решение: т. к. в 1 см — 500 см, 10·500 = 5000 см = 50 м;

3·500 = 1500 см = 15 м; 7·500 = 3500 см = 35 м.

Лабораторно— практическая работа

Важнейшим документом в истории человечества является географическая карта, где изображаются любые территории, объекты.

Сейчас вы проведете лабораторно — практическую работу по картам нашей Кемеровской области. В конце работы запишите вывод о том, как влияют масштабы на нахождение расстояний на местности.

У вас на столах есть несколько карт Кемеровской области — нашей Родины.

  1. Найдите на карте столицу Кузбасса, и наш город шахтеров.
  2. Найдите расстояние (используя линейку) между этими городами. Какое расстояние у вас получилось? Каким масштабом вы пользовались?
  3. Какие еще города есть в нашей области?
  4. Выберите два города и по картам найдите расстояние между ними на местности. Рассмотрите еще по три примера и сделайте вывод.

Итог урока:

− Что показывает масштаб?

− Назовите основные виды масштаба.

− Где можно применять масштаб?

− Каким видом масштаба мы пользуемся чаще всего?

Домашнее задание: № 840, 841, 846(а).

Литература:

  1. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. — 30-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2015
  2. Учебник «География», М.:Вентана-Граф, 2014 А. А. Летягин 6 класс
  3. Математика 6 класс С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. –М.: Просвещение 2016
  4. Физические и контурные карты кемеровской области.
Основные термины (генерируются автоматически): масштаб, местность, вид масштаба, какое расстояние, вывод, изучение нового материала, Кемеровская область, практическая работа.


Ключевые слова

карта, масштаб

Похожие статьи

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Работа с условно-графической наглядностью на уроках отечественной истории в 6-х классах

В статье представлены разработки разного уровня сложности на формирование предметных умений работы — с исторической картой, таблицами, схемами, включая творческие задания по История России.

Методика решения олимпиадных задач по информатике в школе

В статье представлены как общие методические подходы к обучению решению олимпиадных задач по информатике, так и методика обучения решению задач. В качестве решения олимпиадных задач предлагается результат применения цифровой образовательной среды. Та...

Интегрированный урок математики в 5 классе коррекционной школы

Статья представляет собой описание открытого интегрированного урока математики для 5 класса в специальной (коррекционной) школе. Проблема, на решение которой направлено разработанное занятие, -выявление метапредметных взаимосвязей между математикой ...

Обучение дошкольников основам программирования и алгоритмизации в процессе применения интерактивного набора «Робот-мышь»

В статье раскрываются основы обучения дошкольников программирования на основе применения набора «Робомышь», а также описывается опыт применения данного набора в практике ДОУ.

Организация исследовательской деятельности с младшими школьниками «Как получаются цветные гипсофилы»

В статье раскрывается идея исследовательского обучения, рассматривается научно-исследовательская деятельность школьников, особое внимание в статье уделено технологии проведения исследования школьников по теме «Как получаются цветные гипсофилы» с испо...

Рабочая тетрадь по дисциплине «Математика в профессии»

В статье представлена авторская педагогическая разработка – Рабочая тетрадь «Математика в профессии» составлена для обучающихся по профессии 19601 «Швея», которые имеют интеллектуальные нарушения.

Контроль учебных достижений учащихся пятого класса по биологии: проблемы и поиск решений

В статье представлен опыт организации контроля учебных достижений учащихся 5 класса, обучающихся по программе линейного курса биологии основной школы Н. И. Сонина и В. Б. Захарова.

Тренажер по физике «Механика»

Для подготовки к урокам и к ОГЭ по физике учащиеся могут использовать: общеобразовательные учебные издания, презентации, видеоролики в Интернете на веб-сайте «Классная физика» [1], онлайн тесты на веб-сайтах «Решу ОГЭ» и «ФИПИ» [2;3]. Но они не позво...

Интегрированный урок по математике и биологии «Координаты на плоскости»

В статье авторы показывают преимущества проведения интегрированных уроков по математике перед традиционными уроками.

Похожие статьи

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Работа с условно-графической наглядностью на уроках отечественной истории в 6-х классах

В статье представлены разработки разного уровня сложности на формирование предметных умений работы — с исторической картой, таблицами, схемами, включая творческие задания по История России.

Методика решения олимпиадных задач по информатике в школе

В статье представлены как общие методические подходы к обучению решению олимпиадных задач по информатике, так и методика обучения решению задач. В качестве решения олимпиадных задач предлагается результат применения цифровой образовательной среды. Та...

Интегрированный урок математики в 5 классе коррекционной школы

Статья представляет собой описание открытого интегрированного урока математики для 5 класса в специальной (коррекционной) школе. Проблема, на решение которой направлено разработанное занятие, -выявление метапредметных взаимосвязей между математикой ...

Обучение дошкольников основам программирования и алгоритмизации в процессе применения интерактивного набора «Робот-мышь»

В статье раскрываются основы обучения дошкольников программирования на основе применения набора «Робомышь», а также описывается опыт применения данного набора в практике ДОУ.

Организация исследовательской деятельности с младшими школьниками «Как получаются цветные гипсофилы»

В статье раскрывается идея исследовательского обучения, рассматривается научно-исследовательская деятельность школьников, особое внимание в статье уделено технологии проведения исследования школьников по теме «Как получаются цветные гипсофилы» с испо...

Рабочая тетрадь по дисциплине «Математика в профессии»

В статье представлена авторская педагогическая разработка – Рабочая тетрадь «Математика в профессии» составлена для обучающихся по профессии 19601 «Швея», которые имеют интеллектуальные нарушения.

Контроль учебных достижений учащихся пятого класса по биологии: проблемы и поиск решений

В статье представлен опыт организации контроля учебных достижений учащихся 5 класса, обучающихся по программе линейного курса биологии основной школы Н. И. Сонина и В. Б. Захарова.

Тренажер по физике «Механика»

Для подготовки к урокам и к ОГЭ по физике учащиеся могут использовать: общеобразовательные учебные издания, презентации, видеоролики в Интернете на веб-сайте «Классная физика» [1], онлайн тесты на веб-сайтах «Решу ОГЭ» и «ФИПИ» [2;3]. Но они не позво...

Интегрированный урок по математике и биологии «Координаты на плоскости»

В статье авторы показывают преимущества проведения интегрированных уроков по математике перед традиционными уроками.

Задать вопрос