Есть мнение, что лучший способ предсказать своё будущее — это стать его создателем. Итак, рассмотрим идею создания беспилотных транспортных средств.
Беспилотное наземное транспортное средство (далее БТС) — это реальность или фантастика?
В современном мире процесс создания беспилотников набирает большие обороты, беспилотные технологии присутствуют в нашей жизни уже, как минимум, 58 лет, а в наших мечтах существуют тысячелетия — это ковер-самолёт, печка Емели и т. п.
Но зададимся вопросом, а зачем необходимо присутствие беспилотников в жизни людей? И нужны ли они вообще?
Прежде всего, БТС необходимы для снижения аварийности на дорогах, для безопасной перевозки пассажиров и транспортировки грузов, в том числе опасных.
Скажете, это невозможно? Когда-то люди были против ремней и подушек безопасности, но смирились и приняли их как должное. Данные системы безопасности спасли миллионы жизней.
Сделаем вывод. Беспилотный наземный транспорт — это глобальное решение по обеспечению безопасности дорожного движения.
Беспилотный транспорт, способный полноценно выполнять свои функции по доставке пассажира или груза из точки «А» в точку «Б» уже существует в наше время высоких технологий. И этому есть много примеров.
Рассмотрим достоинства этого «умного» транспорта:
— снижение стоимости транспортировки грузов и пассажирских перевозок;
— использование экологически-чистого и дешёвого вида топлива;
— комфортабельность перевозок.
Проанализировав мировые беспилотные транспортные средства и маршрутную сеть проекта, мы выбрали следующие модели БТС:
— трамвай модели КТМ (Кировский трамвай моторный), который будет снабжён всеми необходимыми датчиками и устройствами;
— микроэлектробус «Матрёшка», разработанный Российской компанией Бакулин Моторс Групп. «Матрёшка» обладает многими достоинствами, в том числе дистанционным управлением;
— электробус ГАЗ, разработанный на базе городского низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292 при участии МГТУ им. Баумана и компании Siemens.
Для того чтобы спроектировать любое транспортное предприятие, необходимо знать тип, вид, количество подвижного состава, а для этого необходимо разработать маршруты, составить графики работы.
Проведя анализ работы городского наземного транспорта, мы выявили два направления, на которых следует усовершенствовать транспортную логистику.
Перовое направление, условно, маршрут № 1 станция метро Приморская — Ленэкспо, второй маршрут — станция метро Купчино — Экспофорум. Трамвайный маршрут от станции метро Приморская до выставочного комплекса будет проходить по существующим участкам сети и по обособленным участкам трассы, движение будет двустороннее, а интервал движения не более 15 минут.
Общий маршрут по Ленэкспо составляет около полутора километра, что занимает без учёта остановок 6 минут, с остановками — 25 минут.
Маршрут проложен по существующим дорогам выставочного комплекса Ленэкспо и затрагивает большую часть комплекса. На маршруте по расчётам будет задействовано пять электробусов ГАЗ с интервалом в 3 минуты.
Остановочные пункты расположены у каждого павильона, мимо которых будет проходить маршрут.
Для ежедневного обслуживания и первого технического обслуживания, предлагается разместить на территории «Ленэкспо» отдаленный пункт обслуживания.
Переходим ко второму маршруту — станция метро Купчино — Экспофорум, длина маршрута составляет 13 км в одну сторону. Один подвижной состав сможет сделать 6 рейсов. 15 таких подвижных составов будут передвигаться с интервалом в 15 минут. Время на маршруте будет составлять 9 часов во время работы выставочного комплекса.
По территории Экспофорума будут «бегать» Матрёшки, в количестве 9 штук, интервал движения 3–4 минуты.
Итак, маршруты проложены, подвижной состав выбран, переходим к проектированию, непосредственно, транспортного предприятия, где и будут проходить ТО и ремонт БТС.
Обращаем Ваше внимание на макет генерального плана. Наше предприятие будет располагаться за станцией метро Шушары. Это в конце улицы Бухарестской.
Предприятие, в целях качественного обслуживания и ремонта подвижного состава, делится на зоны и участки технического обслуживания и ремонта оборудования и самого подвижного состава.
Была составлена производственная программа заданного участка предприятия, подобрано оборудование, составлены планировочные решения.
Не секрет, что любой подвижной состав может сломаться или же просто нуждается в регулировке и диагностике. Почему же мы так редко видим сломанный подвижной состав на линии? Все потому, что работники качественно проводят техническое обслуживание — ТО-1 и ТО-2.
Рис. 1. План ремзоны ТО-1 и ТО-2
По расчётам на зонах ТО-2 и ТО-1 будут трудиться 18 человек. Пять человек из них на зоне ТО-1 и 13 человек на зоне ТО-2.
В цехе будут располагаться три линии для техобслуживания и ремонта беспилотных наземных рельсовых транспортных средств и три поста на каждой линии. На первой линии — ежедневное обслуживание и ТО-1, на второй ТО-2 и текущий ремонт, а на третьей — СР (средний ремонт) и ВР (внеплановый ремонт).
На предприятии будет электромеханический участок, участок диагностики и ремонта бортового оборудования, участок диагностики и ремонта электронных систем управления и безопасности.
Итак, наше предприятие спроектировано, перейдем к финансам.
Рис.2. Экономические показатели предприятия
В сводной таблице технико-экономических показателей мы видим основные экономические показатели предприятия.
— затраты;
— экономия;
— энергосбережение;
— сроки окупаемости.
Внедрение маршрутов, обслуживающихся беспилотными транспортными средствами, даст сильнейший толчок, который отразится не только на инфраструктуре города в лучшую сторону, но и на состоянии экологического фонда.
Горожане и гости города Санкт-Петербурга перестанут дышать выхлопами дизельных и бензиновых автомобилей.
Создание такого предприятия, описанного нами, является целесообразным, так как развитие БТС не стоит на месте, мы предусматриваем возможность проведения технического обслуживания и ремонта уже имеющегося БТС на проектируемом депо. С увеличением количества единиц БТС увеличится количество подобных предприятий.
Итак, кто пойдёт с нами создавать будущее?