Междисциплинарное изучение предметов «изобразительное искусство» и «английский язык» с применением информационно-коммуникационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (246) февраль 2019 г.

Дата публикации: 22.02.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Лубкина Е. И. Междисциплинарное изучение предметов «изобразительное искусство» и «английский язык» с применением информационно-коммуникационных технологий // Молодой ученый. — 2019. — №8. — С. 172-175. — URL https://moluch.ru/archive/246/56659/ (дата обращения: 26.03.2019).



В данной статье я обращаюсь к вопросу организации обучения изобразительному искусству и английскому языку учащихся общеобразовательных школ с помощью информационно-коммуникационных технологий. Проведен анализ понятия «информационно-коммуникационные технологии, в настоящее время активно внедряемые в практику преподавания. Было проведено экспериментальное обучение, в котором приняли участие ученики 9 класса с применением информационно-коммуникационных технологий, подведены его итоги.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, Интернет-ресурсы, веб-квест, междисциплинарное изучение.

Одной из глобальных проблем современного мира является проблема информатизации и компьютеризации всех сфер человеческой жизни. Значительное повышение роли информации в 21 веке превратило её в неотъемлемую часть производственной и общественной действительности. Поэтому внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс можно охарактеризовать, как важный и закономерный шаг в развитии и современного информационного мира, и образования в целом. Применение ИКТ в обучение школьников обусловлено требованиями ФГОС. В документе подчёркивается, что «метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами» [4].

Вслед за Г. В. Никифоровой мы будем понимать ИКТ, как «обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации [1.с.7].

Современное образование обязывает учителя не только быть компетентным в области ИКТ, но и уметь их правильно внедрять в процесс обучения. Для такого правильного внедрения за недавний период времени были разработаны методики для обучения разным аспектам иностранного языка и культуре посредством определенной интернет-технологии и выявляли эффективность ее использования в учебном процессе. П. В. Сысоев и М. Н. Евстигнеев выделяют методики, представленные в таблице 1 [2.с.90]:

Таблица 1

Методика

Авторы

1.

Использование учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку

М. Н. Евстигнеев, П. В. Сысоев

2.

Использование электронно-почтовой группы для формирования межкультурной компетенции обучающихся

В. Г. Апальков, Н. А. Сушкова

3.

Использование веб-форума и блог-технологии для развития умений письменной речи

и формирования социокультурной компетенции

М. Н. Евстигнеев, Т. А. Павельева, П. В. Сысоев, А. К. Черкасов

Е. Д. Кошеляева

4.

Использование вики-технологии для развития умений письменной речи обучающихся

М. Н. Евстигнеев, Ю. Ю. Маркова, П. В. Сысоев

5.

Использование подкастов для развития умений аудирования и говорения обучающихся

А. Г. Соломатина

6.

Использование лингвистического корпуса в формировании языковых навыков речи

П. В. Сысоев

Ученики обладают разными потребностями, интересами, способностями и, конечно, разной степенью мотивации. Поэтому при выборе конкретной методики обучения педагог должен учитывать особенности групп обучающихся.

Использование учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку считается эффективной методикой обучения, когда мы говорим о расширении кругозора учеников в области межкультурной компетенции и страноведения, отработка навыков чтения и письма на иностранном языке. Во время поиска нужной информации в сети «Интернет» ученики могут получать намного больше информации, чем из учебно-методических комплексов, активно практикуются разные виды чтения. Более того, использование разных лингвистических ресурсов позволит ученикам более глубоко изучить иностранный язык, расширить их лексический запас. В дополнение, в сети «Интернет» есть возможность изучать аутентичные тексты, что также является неотъемлемой частью изучения иностранного языка. Используя Интернет-ресурсы в рамках дисциплины «Изобразительное искусство», ученики знакомятся с большим количеством произведений искусств, получают новые знания об их истории, музеях, выдающихся художниках и архитекторах мира. Но тут обучающийся может столкнуться с серьёзной проблемой: в сети «Интернет» существует огромное количество сайтов, в том числе и с ненадёжной информации. Каким из них можно доверять, а каким нет? Тут на помощь ученику должен прийти учитель, который должен предложить надёжные образовательные ресурсы.

В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-ресурсов: хотлист (hotlist), трежа хант (treasure hunt), сабджект сэмпла (subject sampler), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook), и вебквест (webquest) [3.с.102].

Хотлист — список необходимых ученику Интернет-ресурсов по изучаемой теме, отобранных учителем. Достоинством такого списка является то, что в нём нет «случайных» сайтов с ошибочной или нежелательной для детей информацией. Все сайты в данном перечне проверены учителем заранее [5, 3.с.102].

Мультимедиа скрэпбук — это отобранный в соответствии с изучаемой темой перечень мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, в нём располагаются ссылки на сайты не только с текстами, но и с фотографиями, аудиофайлами, видеоклипами, графической информацией, которые могут быть сохранены учениками на своих компьютерах для дальнейшего обучения [3.с.103].

Трежа Хант — содержит в себе два предыдущих Интернет-ресурса. Помимо ссылок добавляются и вопросы по содержанию сайта для направления поисковой деятельности ученика учителем. [3.с.103–104].

Сабджект сэмпла — содержит в себе три вышеперечисленных ресурса, но, в отличие от них, этот вид Интернет-ресурса направлен на обсуждение социально заостренных и дискуссионных тем. Ученики должны не только изучить новую для них информацию, но и высказать, аргументировать собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу [3.с.104].

Образовательный веб-квест является самым сложным типом учебных Интернет-ресурсов. Вебквест — это сценарий организации проектной деятельности учащихся по изучаемой теме с использованием ресурсов Интернета. Веб-квест может быть рассчитан на 2–3 занятия или на весь учебный год, в зависимости от его учебных целей. Данный Интернет-ресурс включает в себя все четыре вышеперечисленные. Весь класс делится на минигруппы, каждая из которых освещает один из аспектов изучаемой темы в данный момент. Ученики ищут всю необходимую информацию на определённых сайтах, отобранных учителем, затем объединяют найденную информацию с остальными участниками рабочей группы, представляют свою работу учителю или всему классу. Выполнение Веб-квеста предполагает предварительную подготовку к нему, когда ученики всего класса знакомятся с общей информацией по изучаемой теме. После этого учитель совместно с учениками распределяет темы между минигруппами. Чем больше минигрупп, тем больше аспектов изучаемой темы можно будет осветить [3.с.104–105].

В рамках интегрированного урока по изобразительному искусству было проведено исследование по использованию Интернет-ресурсов при изучении темы «Фоторгафия». Эксперимент проводился в 9 классе, третьей четверти, в течение двух уроков. Для изучения истории фотографии и правил фотосъёмки ученикам было дано задание выполнить веб-квесты на темы: «Fun with Photography», «Literacy and Photography», «Community Photography WebQuest», «A Picture is Worth a Thousand Words», «The Perfect Shot», «A photograph's story». Перечисленные веб-квесты были взяты с сайта Webquest.org и соответствуют уровню владения английским языком ученикам 9 класса, обучающихся по УМК «English» Афанасьевой О. В., Михеевой И.В [6].

Работа над веб-квестом состояла из трёх этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе ученики поделились на группы, ознакомились с заданием, распределили роли в группе.
  2. Основной. В рамках этого этапа ученики выполняли задание дома на компьютерах, связываясь между собой с помощью электронной почты.
  3. Заключительный. Один ученик из каждой группы представил результаты коллективной работы с помощью презентации всему классу. Была проведена рефлексия, путём анонимного анкетирования учащихся.

Результаты анкетирования представлены в таблицах 2 и 3:

Таблица 2

Понравилось ли вам выполнять задание?

Количество ответивших

1.

Скорее да, чем нет

21

2.

Да

12

3.

Скорее нет, чем да

3

4.

Нет

1

Всего:

37

Таблица 3

Что вам понравилось больше всего во время выполнения задания?

Количество ответивших

1.

Коллективная форма работы

14

2.

Работа в сети «Интернет», это современно

11

3.

Работа с аутентичными текстами

6

4.

Разные роли в группе, каждый может выбрать себе подходящую роль

5

5.

Ничего не понравилось

1

Всего:

37

Проанализировав полученные в ходе исследования результаты, я пришла к выводам, что использование Интернет-ресурсов:

– создаёт необходимые условия для получения новой информации учащимися из проверенных источников;

– развивает ИКТ — компетентность учащихся;

– создаёт возможность для обучающихся развивать навыки разных видов чтения (поискового, изучающего и т. д.);

– способствует развитию коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных универсальных учебных действий;

– даёт возможность ученикам работать с аутентичными текстами на изучаемом языке;

– способствует повышению мотивации обучающихся.

Литература:

  1. Полат Е. С. «Инновационные педагогические технологии в современном педагогическом процессе: теоретический анализ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: pedrazvitie.ru/servisy/konferencii/doklady_uchastnikov_konferencii/476.docx (Дата обращения: 25.01.2019)
  2. Сысоев П. В. Основные направления информатизации языкового образования [Электронный ресурс] // Рема. 2013. № 4. С. 83–95 URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovnye-napravleniya-informatizatsii-yazykovogo-obrazovaniya (Дата обращения: 19.01.2018)
  3. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре [Электронный ресурс] // Язык и культура. 2008. № 2 С. 100–110 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-uchebnyh-internet-resursov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-i-kulture
  4. ФГОС [Электронный ресурс] // URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 10.02.2019)
  5. Hotlist [Электронный ресурс] // URL: edu.tsu.ru/resurces/resurces_get.html?id=1733 (Дата обращения: 19.01.2019)
  6. WebQuest Search Results [Электронный ресурс] // URL: http://questgarden.com/search/webquest_results.php?language=en&searchcriteria=anyword&descwords=photography&searchfield=descrip&search=Search (Дата обращения: 16.10.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ученик, учитель, изобразительное искусство, вид чтения, использование Интернет-ресурсов, развитие умений, класс, ИКТ, нет.


Похожие статьи

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

Направления использования ИКТ для формирования коммуникативной компетентности: - Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения.

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство...

Использование компьютерных технологий (далее ИКТ) в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование интернет-ресурсов позволяет представить вниманию учащихся

С удовольствием учащиеся готовят презентации о новинках литературы, что побуждает интерес к чтению.

Использование ИКТ позволяет учителям и учащимся идти в ногу со временем.

Применение информационно-коммуникативных технологий на...

Итак, использование ИКТ и интернет-ресурсов на уроке английского языка позволяет нам более полно реализовать целый комплекс

Применение ИКТ и интернет-ресурсов на уроках английского языка даёт возможность достичь стабильных положительных результатов и...

Использование информационно-коммуникационных...

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях

При этом учитель не только образовывает, развивает. и воспитывает ребенка, но с...

Интегрирование современных информационных технологий...

Применяя информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам, мы ставим целью показать, как с их

‒ поддержка всех видов познавательной деятельности студента в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений

Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства как...

ИКТ широко используется и на уроках изобразительного искусства.

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения кадет к

изобразительное искусство, учебный процесс, ученик, учитель, возможность, процесс...

Применение информационно-коммуникативных технологий при...

Информационно-коммуникативные технологии сочетают два вида технологий.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) включают многообразие цифровых

Иностранный язык как предмет, входящий в программу основного общего образования, имеет...

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе...

Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка. коммуникативная компетенция, иностранный язык, английский язык, современное общество, процесс обучения, использование Интернет-ресурсов, ИКТ, возможность, внеурочная деятельность...

Использование мультимедийных технологий в обучении...

- использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам призвано

- использование ресурсов сети Интернет. Наиболее доступным из мультимедийных средств

Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка. иностранный язык...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

Направления использования ИКТ для формирования коммуникативной компетентности: - Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения.

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство...

Использование компьютерных технологий (далее ИКТ) в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование интернет-ресурсов позволяет представить вниманию учащихся

С удовольствием учащиеся готовят презентации о новинках литературы, что побуждает интерес к чтению.

Использование ИКТ позволяет учителям и учащимся идти в ногу со временем.

Применение информационно-коммуникативных технологий на...

Итак, использование ИКТ и интернет-ресурсов на уроке английского языка позволяет нам более полно реализовать целый комплекс

Применение ИКТ и интернет-ресурсов на уроках английского языка даёт возможность достичь стабильных положительных результатов и...

Использование информационно-коммуникационных...

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях

При этом учитель не только образовывает, развивает. и воспитывает ребенка, но с...

Интегрирование современных информационных технологий...

Применяя информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам, мы ставим целью показать, как с их

‒ поддержка всех видов познавательной деятельности студента в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений

Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства как...

ИКТ широко используется и на уроках изобразительного искусства.

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения кадет к

изобразительное искусство, учебный процесс, ученик, учитель, возможность, процесс...

Применение информационно-коммуникативных технологий при...

Информационно-коммуникативные технологии сочетают два вида технологий.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) включают многообразие цифровых

Иностранный язык как предмет, входящий в программу основного общего образования, имеет...

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе...

Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка. коммуникативная компетенция, иностранный язык, английский язык, современное общество, процесс обучения, использование Интернет-ресурсов, ИКТ, возможность, внеурочная деятельность...

Использование мультимедийных технологий в обучении...

- использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам призвано

- использование ресурсов сети Интернет. Наиболее доступным из мультимедийных средств

Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка. иностранный язык...

Задать вопрос