Интеграция моделей управления корпоративными финансами в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 17.02.2019

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Крикливец, А. А. Интеграция моделей управления корпоративными финансами в России / А. А. Крикливец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 38-39. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56600/ (дата обращения: 20.04.2024).



В настоящее время корпорации представляют собой сложную систему предприятий, между которыми существуют определенные связи, и при этом каждое звено осуществляет свои функции и имеет своё предназначение. Эти предприятия объединяются для достижения общих экономических целей.

Ориентируясь на опыт многих развитых стран, можно сказать, что национальная экономика может приобрести конкурентоспособность на мировом рынке только путём создания крупных корпораций.

Финансы корпораций на сегодняшний день представляют собой основу всей финансовой системы государства, по причине того, что предприятия — это принципиально важное звено народно-хозяйственного комплекса страны. Состояние финансов предприятий непосредственно влияет на обеспеченность денежными ресурсами общегосударственных, а также региональных денежных фондов. Вследствие чего, управление корпоративными финансами является неотъемлемой частью всей системы управления социально-экономическими процессами в обществе. Эта система, в частности, направлена на улучшение финансовых отношений.

Система управления корпоративными финансами является совокупностью двух крупных подсистем, а именно: управляющей и управляемой. Но из-за достаточно сложной организационной структуры внутри самой корпорации, имеет место широкое многообразие форм взаимодействия между этими подсистемами. Поэтому необходимо уточнить, какое значение вкладывается в понятие «управления» в этом случае. Здесь «управление» — это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий управляющей подсистемой корпорации на управляемую.

В свою очередь, «управляющее воздействие» — это целенаправленное воздействие на управляемую подсистему для достижения поставленной цели управления. Разработка содержания комплекса управляющих воздействий включает в себя такие этапы как: сбор, обработка и передача необходимой информации, а также принятие управленческих решений.

Корпоративное управление обладает некоторой спецификой, которая заключается в том, что управляемая подсистема представляет собой, чаще всего, совокупность вполне независимых друг от друга предприятий, взаимодействующих между собой для достижения стратегических целей всей корпорации. Критически важной чертой данного взаимодействия является то, что каждое из этих предприятий является неотъемлемой частью всей системы, что делает их совокупность единым целым при осуществлении процесса управления.

Сейчас существует три основных взгляда на управление корпортаивными финансами, идеи которых выражены тремя моделями управления финансами — англо-американская японская и немецкая.

Первую модель характеризует присутствие индивидуальных акционеров и достаточно большое число независимых (имеется в виду отсутствие связи с головной компанией) акционеров, тщательно разработанная законодательная база, определяющая права и обязанности сторон. Ключевые участники этой системы — управляющие, директора, акционеры, биржи и государство. Структура владения акциями выглядит примерно следующим образом: на долю институциональных инвесторов приходится около 65 %, а индивидуальные инвесторы представляют оставшиеся 35 % голосов. Эта модель получила наиболее широкое распространение в США и в Великобритании.

Второй моделью подразумевается высокий процент банковских организаций и предприятий в составе акционеров в схеме «банк — корпорация». Законодательство и промышленность оказывают активную поддержку группе корпораций, которые объединены совместным владением заемными средствами и собственным капиталом. Ключевые участники — банки и финансово-промышленная сеть, правление, правительство. Банк предоставляет своим корпоративным клиентам кредиты и услуги, связанные с выпуском облигаций, акций, ведением счетов и консалтингом. Взаимодействие направлено на установление контактов. Взаимные акционеры практически не в состоянии влиять на корпорацию. Эта модель распространена в основном в Японии.

Для третьей модели характерны такие черты, как: 1) банки являются долгосрочными акционерами корпораций; 2) их представители выбираются в состав совета директоров на постоянной основе. Большинство немецких фирм предпочитает банковское кредитование акционерному финансированию. Структура управления смещена в сторону банков и корпораций. Ключевые участники — банки, корпорации, которые сами являются акционерами и могут иметь вложения в не аффилированных компаниях. Структура владения акциями выглядит следующим образом: у банков — 30 % акций; у корпораций — 45 %; у пенсионных фондов — 3 %; у индивидуальных акционеров -12 %. Эта модель распространена в Германии, Нидерландах, Австралии, Канаде, Скандинавских странах, Франции.

Экономические и политические изменения, происходящие в России в последние годы, обусловили необходимость организационно-структурных преобразований как в экономике, так и в стране в целом. Как показывает практика развитых стран и небольшой отечественный опыт одним из путей решения этой задачи является формирование системы эффективного управления финансами на уровне корпораций в различных отраслях промышленности. В России вышеперечисленные модели управления применяются с учетом различных особенностей развития, видов деятельности. Она не может в силу этих особенностей придерживаться одной конкретной модели.

Литература:

  1. Управление финансами. Финансы предприятий: Учебник 3-е изд. / Под ред. А. А. Володина — Москва: ИНФРА-М, 2014. — 364 с.
  2. Инвестиции: учебник / Т. В. Теплова — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 724 с.
  3. Корпоративные финансы: Учебник для вузов / Под ред. М. В. Романовского, А. И. Вострокнутовой. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2014. — 592 с.
  4. Финансы. — СПб.: Питер, 2009. — 400 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
Основные термины (генерируются автоматически): акционер, банк, корпорация, модель, Россия, система управления, структура владения, управляемая подсистема, финансы, эта.


Похожие статьи

Модели финансовой системы Российской Федерации

Финансовая система как и другие системы включает органы управления финансами

Исследователь выделяет три взаимосвязанные подсистемы, на основе отношений, в

Таким образом, рассмотренные модели финансовой системы Российской Федерации различаются...

Теоретические основы управления структурой капитала...

В статье рассмотрена необходимость оценки и анализа структуры капитала предприятия. Проанализированы научные теории, касающиеся формирования оптимальной структуры капитала предприятия.

К вопросу о понятии и сущности корпоративного управления

корпоративное управление, Россия, акционер, система управления, принятие решений, получение прибыли, национальная модель

В практике корпоративного управления давно доказано, что затраты на его развитие, в будущем могут привести к весомым финансовым...

Насколько приемлем зарубежный опыт корпоративного...

Японская и немецкая модели корпоративного управления при определенных отличиях

Основными акционерами являются финансовые организации и корпорации. К тому же, в

Корпоративное управление в России, как и в других развивающихся странах с переходной...

Особенности управления акционерным капиталом российских...

В данной статье рассмотрены основные особенности управления акционерным капиталом в российских компаниях. Приведены основные механизмы изменения структуры акционерного капитала...

Методология управления корпоративной собственностью

Ключевые слова: корпоративные финансы, собственность, корпоративное управление.

Корпорацияэто многоуровневая система с постоянно меняющимися параметрами, в ней

В соответствие с первой моделью, прибыль корпорации от управления корпоративной...

К вопросу выбора модели системы управления организацией...

Ключевые слова: система управления, модель системы управления, стандарты на системы менеджмента.

- управляющая и управляемая подсистемы. Данное представление системы управления является достаточно распространенным, но, в то же время, наиболее общим и...

Концепция VBM в управлении современной компанией

Концепция управления стоимостью компании (Value-Based Management, VBM) представляет собой систему, при помощи которой оцениваются результаты деятельности компании, исходящие из стоимости и выстраивания по интегрированному показателю рычаги управления.

Особенности российской модели совета директоров...

Структура управления и компетенции органов, входящих в нее, подробно регулируются

В мировой практике используются две основные модели корпоративного управления

Система органов германского акционерного общества включает: общее собрание акционеров...

Анализ зарубежных моделей корпоративного управления и их...

Корпоративное управление определяется как система управления и контроля организации, в соответствии с принципами и лучшими практиками в этой сфере. На уровне компании она стремится структурировать распределение полномочий и обязанностей между акционерами...

Похожие статьи

Модели финансовой системы Российской Федерации

Финансовая система как и другие системы включает органы управления финансами

Исследователь выделяет три взаимосвязанные подсистемы, на основе отношений, в

Таким образом, рассмотренные модели финансовой системы Российской Федерации различаются...

Теоретические основы управления структурой капитала...

В статье рассмотрена необходимость оценки и анализа структуры капитала предприятия. Проанализированы научные теории, касающиеся формирования оптимальной структуры капитала предприятия.

К вопросу о понятии и сущности корпоративного управления

корпоративное управление, Россия, акционер, система управления, принятие решений, получение прибыли, национальная модель

В практике корпоративного управления давно доказано, что затраты на его развитие, в будущем могут привести к весомым финансовым...

Насколько приемлем зарубежный опыт корпоративного...

Японская и немецкая модели корпоративного управления при определенных отличиях

Основными акционерами являются финансовые организации и корпорации. К тому же, в

Корпоративное управление в России, как и в других развивающихся странах с переходной...

Особенности управления акционерным капиталом российских...

В данной статье рассмотрены основные особенности управления акционерным капиталом в российских компаниях. Приведены основные механизмы изменения структуры акционерного капитала...

Методология управления корпоративной собственностью

Ключевые слова: корпоративные финансы, собственность, корпоративное управление.

Корпорацияэто многоуровневая система с постоянно меняющимися параметрами, в ней

В соответствие с первой моделью, прибыль корпорации от управления корпоративной...

К вопросу выбора модели системы управления организацией...

Ключевые слова: система управления, модель системы управления, стандарты на системы менеджмента.

- управляющая и управляемая подсистемы. Данное представление системы управления является достаточно распространенным, но, в то же время, наиболее общим и...

Концепция VBM в управлении современной компанией

Концепция управления стоимостью компании (Value-Based Management, VBM) представляет собой систему, при помощи которой оцениваются результаты деятельности компании, исходящие из стоимости и выстраивания по интегрированному показателю рычаги управления.

Особенности российской модели совета директоров...

Структура управления и компетенции органов, входящих в нее, подробно регулируются

В мировой практике используются две основные модели корпоративного управления

Система органов германского акционерного общества включает: общее собрание акционеров...

Анализ зарубежных моделей корпоративного управления и их...

Корпоративное управление определяется как система управления и контроля организации, в соответствии с принципами и лучшими практиками в этой сфере. На уровне компании она стремится структурировать распределение полномочий и обязанностей между акционерами...

Задать вопрос