Причины возникновения социального сиротства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 18.02.2019

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Мазур Д. Н. Причины возникновения социального сиротства // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 226-227. — URL https://moluch.ru/archive/245/56591/ (дата обращения: 19.06.2019).



Причинами роста в обществе социальных сирот является усиление неравномерности доходов граждан, имущественного расслоения, кризиса института семьи и общественных ценностей [5].

Наличие такой социально-демографической группы как дети-сироты обусловлено дефицитом государственных и общественных институтов, которые должны реализовать защиту материнства и детства, сохранить институт семьи как важной общественной и индивидуальной ценности [1].

Главным образом, причинами роста социального сиротства можно рассматривать кризис института семьи, свидетельствующий о негативном влиянии социума на формирование личности в социальном и нравственном направлениях. Социальное сиротство порождает ряд последствий, вызывающих девиантный характер социализации детей, оставшихся без попечения родителей [5].

Ключевые слова: социальное сиротство, семья, асоциальный образ жизни, институт семьи.

О. И. Дубинина, В. А. Степанов указывают, ситуации при которых дети, остаются без попечения родителей:

− лишение / ограничение родительских прав;

− признание родителей безвестно отсутствующими;

− признание родителей недееспособными (ограниченно дееспособными);

− отбывание наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

− уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

− отказ родителей забрать детей из воспитательных, медицинских учреждений, учреждений социальной защиты населения [3].

«Скрытое» социальное сиротство обусловлено ухудшением условий жизни семьи, снижением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей из-за чего растет беспризорность детей.

Л. М. Шипицына называет неблагоприятные факторы социального сиротства:

1) Рост числа разводов (многие детей остаются без одного из родителей, обычно, без отца).

2) Рост числа неполных семей, при этом сужен круг внутрисемейного общения, что негативно сказывается на личностном развитии детей.

3) Материальные трудности семьи, безработица родителей [4].

Непосредственные причины социального сиротства представлены следующим образом:

− добровольный отказ родителей (матери) от несовершеннолетнего ребенка, как правило, в родильном доме. В период 3 месяцев родители (мать) могут поменять решение и забрать ребенка в семью;

− принудительное изъятие ребенка из семьи. Это необходимо для защиты прав, жизни и интересов ребенка, родители лишаются родительских прав. Обычно это происходит в неблагополучных семьях, где родители ведут асоциальный образ жизни, страдают алкогольной, наркотической зависимостью, недееспособны. Лишение родительских прав происходит по решению суда.

К условиям, которые провоцируют социальное сиротство относятся:

1) социально-экономические: безработица, жилищные проблемы, снижение заработной платы, снижение материального уровня жизни, рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка семьи;

2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, рост правонарушений (родители находятся в местах лишения свободы, а дети живут в детских домах);

3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, понижение ценности семьи в социуме, ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое обращение с детьми;

4) понижение воспитательного потенциала образовательной системы: перекос в сторону обучения, недостаточное количество детских общественных организаций, внеурочной работы;

5) неэффективность политики государства в сфере разработки четких правовых норм, которые регулируют ответственность родителей за воспитание детей;

6) отсутствие системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;

7) формирование детской и молодежной субкультуры, которая не учитывает традиционных норм нравственности и духовности;

8) рост воздействия СМИ, массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Что вызывает разрыв поколений;

9) недостаточное развитие службы помощи детям, в частности правовой защиты [2].

Таким образом, выделяется достаточно много факторов, обеспечение которых необходимо для воспитания и социализации ребенка, предотвращения социального сиротства. К данным факторам относятся экономические условия, сюда входят неблагоприятные обстоятельства жизнедеятельности семьи, жилищные проблемы, низкие денежные доходы родителей и в соответствии с этим недостаточная материальная обеспеченность. К социально-психологическим факторам относятся безответственность, эгоизм родителей; низкая педагогическая компетентность; конфликтные отношения в семье; пассивная жизненная позиция семьи; асоциальный образ жизни. Оказывают влияние и морально-этические факторы, в частности безнравственность и бездуховность, низкий морально-этический уровень членов семьи, отчужденность. Правовые факторы включают низкий уровень правовой культуры, правовую безграмотность, насилие, правонарушения. Для преодоления социального сиротства необходимо формирование ответственного родительства, в частности в молодых семьях.

Литература:

  1. Абдулаева, Э. С. Роль этнокультурных традиций в профилактике девиантного поведения в обществе / Кавказ-наш общий дом. Материалы международной научно-практической конференции [Текст] /Э. С. Абдулаева. –Баку, 2011. –С.85–90.
  2. Виниченко, Е. А. Подготовка студентов к ответственному восприятию родительской роли [Текст] / Е. А. Виниченко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств.– 2012.– № 18.– С.183–188.
  3. Крамчанинова, Н. В. Социальное сиротство в современном российском обществе: факторы распространения, риски, пути сокращения масштабов: монография [Текст] / Н. М. Крамчанинова. — М., 2013. — 162с
  4. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот [Текст] / Л. М. Шипицина.– СПб: СПБГУ, 2005. — 628 с.
  5. Ярычев, Н. У. Социальное сиротство в России [Текст] / Н. У. Ярычев // Вестник современных исследований. –2018. –№ 6 (21). –С. 352–353.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное сиротство, ребенок, семья, асоциальный образ жизни, воспитание детей, ответственность родителей, кризис института семьи, признание родителей, институт семьи, попечение родителей.


Похожие статьи

Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема

Социальное сиротствосоциальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без

Количество таких детей-сирот ежегодно возрастает. Изучением особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей...

Развитие института приемной семьи в России | Статья в журнале...

В социологическом смысле под приемной семьей понимается любая семья, принявшая на воспитание хотя бы одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от возникающих в связи с этим юридических последствий.

Причины социального сиротства | Статья в журнале...

Социальное сиротство получило широкое распространение в период распада традиционной многопоколенной семьи.

В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая для стран Запада, заключается в кризисе...

ребенок, попечение родителей, родитель, семья, родная семья...

Воспитание ребёнка в семейном окружении — неотъемлемое право каждого ребёнка. В современных условиях российская семья переживает кризис: утрачиваются семейные ценности, родителей лишают родительских прав, появилось много детей в статусе социальных сирот...

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных вызовов нашего времени.

Замещающая семья берет на себя ответственность по воспитанию ребенка, имеющего свое прошлое, не зависимое от данной семьи.

Социально-педагогическая подготовка замещающих родителей...

Конец XX — начало XXI вв. отмечен ростом количества детей-сирот. В стране официально зарегистрировано около 650 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и более 5 000 учреждений для их содержания и воспитания [4]. Хотелось бы отметить...

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения, социальное сиротство

Первое место в мире по числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Детям-сиротам после выпуска из учреждения необходимо пройти процесс социальной...

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей...

признание принципа солидарной ответственности обоих родителей за воспитание, содержание и

стратегии снизилось количество детей, оставшихся без попечения родителей по всей

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть не только...

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации...

Усилия по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в социуме сопровождались принятием на правительственном уровне ряда документов, которые, по замыслу их разработчиков, должны были способствовать защите...

Особенности формирования социальных ценностей...

Семья — это основная ячейка, которая дает ребенку базу знаний, пониманий и восприятия внешнего мира.

В детстве формирование социальных ценностей происходит сравнительно легко, если

В ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

Похожие статьи

Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема

Социальное сиротствосоциальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без

Количество таких детей-сирот ежегодно возрастает. Изучением особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей...

Развитие института приемной семьи в России | Статья в журнале...

В социологическом смысле под приемной семьей понимается любая семья, принявшая на воспитание хотя бы одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от возникающих в связи с этим юридических последствий.

Причины социального сиротства | Статья в журнале...

Социальное сиротство получило широкое распространение в период распада традиционной многопоколенной семьи.

В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая для стран Запада, заключается в кризисе...

ребенок, попечение родителей, родитель, семья, родная семья...

Воспитание ребёнка в семейном окружении — неотъемлемое право каждого ребёнка. В современных условиях российская семья переживает кризис: утрачиваются семейные ценности, родителей лишают родительских прав, появилось много детей в статусе социальных сирот...

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных вызовов нашего времени.

Замещающая семья берет на себя ответственность по воспитанию ребенка, имеющего свое прошлое, не зависимое от данной семьи.

Социально-педагогическая подготовка замещающих родителей...

Конец XX — начало XXI вв. отмечен ростом количества детей-сирот. В стране официально зарегистрировано около 650 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и более 5 000 учреждений для их содержания и воспитания [4]. Хотелось бы отметить...

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения, социальное сиротство

Первое место в мире по числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Детям-сиротам после выпуска из учреждения необходимо пройти процесс социальной...

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей...

признание принципа солидарной ответственности обоих родителей за воспитание, содержание и

стратегии снизилось количество детей, оставшихся без попечения родителей по всей

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть не только...

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации...

Усилия по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в социуме сопровождались принятием на правительственном уровне ряда документов, которые, по замыслу их разработчиков, должны были способствовать защите...

Особенности формирования социальных ценностей...

Семья — это основная ячейка, которая дает ребенку базу знаний, пониманий и восприятия внешнего мира.

В детстве формирование социальных ценностей происходит сравнительно легко, если

В ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

Задать вопрос