Актуальность перехода экономики Узбекистана на принципы и методы стратегического планирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сатторкулов О. Т., Рахматов К. У., Турдикулова Г. О. Актуальность перехода экономики Узбекистана на принципы и методы стратегического планирования // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 57-59. — URL https://moluch.ru/archive/245/56584/ (дата обращения: 17.11.2019).



За годы независимости все происходящие преобразования структурного характера в отраслях экономики Республики Узбекистан сопровождались коренными реформами в системе экономических и институциональных отношений. Проведенные реформы в период независимости привели к ликвидации системы централизованного планирования, действовавшей в республике десятилетиями. На сегодняшний день обусловлена необходимость применения процессов функционирования экономики республики для системы планирования и регулирования экономических отношений, адаптированных к современным условиям.

Говоря о стоящих перед нами задачах в экономике, прежде всего надо отметить, что суть широкомасштабных экономических реформ заключается в создании необходимых условий для открытой экономики, здоровой конкуренции, коренного улучшения деловой среды и инвестиционного климата, сокращении государственного присутствия в экономике, увеличении количества рабочих мест путем ускоренного развития частного сектора, достижении высоких темпов экономического роста за счет диверсификации экономики и повышения производительности труда. [1, с.3].

В настоящее время для правильного выбора конкретных методов вмешательства государственных структур в экономику республики необходимо точно определить цели вмешательства и инструменты для их достижения. Внедрение стратегического планирования обеспечит на качественном уровне разработку определенного плана развития той или иной отрасли экономики, территории и республики в целом. Следует отметить, что исследования, проводимые с использованием теоретико-методологических разработок стратегического планирования, могут стать основным показателем системы, направленной на функционирование государственного стратегического регулирования.

Актуальность внедрения методов стратегического планирования в Узбекистане обусловлена тем, что прогнозирование развития экономики в целом осуществляется в большей степени сроком на один год. Так, например, в отдельных развивающихся странах, при реализации государственных и отраслевых программ, направленных на развитие экономики в целом, уже широко внедрена и используется система долгосрочной стратегии. Именно с этой точки зрения, в экономике Узбекистана уже долгие годы имеет место влияние различных шоков внешнего и внутреннего характера, которые связаны с такими показателями, как рост дефицита энергетических, земельных, водных и других ресурсов, а также рост теневого сектора экономики. На настоящий момент необходимо проведение научных исследований этих факторов, влияющих на экономику республики, а в дальнейшем можно будет рассчитать устойчивое развитие экономики на ближайшую и долгосрочную перспективу. Если должным образом не определить цели, задачи, приоритетные направления развития экономики республики с использованием стратегического планирования, нельзя обосновать исходные параметры среднесрочных и годовых прогнозов на качественном уровне. [2, с.1].

В качестве примера можно отметить, что с активацией новых источников, которые лежат в основе ресурсосбережения, таких как энерго- и водосбережение, инвестиционная привлекательность, активность и т. д. можно использовать значительные неиспользованные резервы и при этом рассчитать соответствующие вложения, предназначенные для государственных институтов, человеческих ресурсов, внедрения инновационных идей. В соответствии с принятой в Республике Узбекистан Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития в 2017–2021 годах реализуются комплексные меры, направленные на углубление структурных преобразований, модернизацию и диверсификацию ведущих отраслей экономики, а также комплексное и сбалансированное социально-экономическое развитие территорий страны.

Одним из наиболее важных условий перехода к инновационно-ориентированной, конкурентоспособной и динамично развивающейся экономике является использование, на всех уровнях государственного и хозяйственного управления, форм и методов стратегического планирования, которые позволят сформировать модели инновационного развития отраслей экономики, применяя сценарии ее развития на долгосрочный период, повысить интеллектуальный и технологический потенциал страны, в том числе путем законодательной регламентации понятий «краткосрочная», «среднесрочная» и «долгосрочная» программа развития.

Так, в Концепции административной реформы в Республике Узбекистан, в которой предусмотрены шесть основополагающих направлений коренного реформирования системы государственного управления, пятым из которых являются меры по внедрению современных форм стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий.

Для повышения эффективности государственного управления необходимо сформировать единую кадровую политику, нацеленную на привлечение квалифицированных специалистов на государственную службу. Некоторые функции государственного управления на основе государственно-частного партнерства следует передать частному сектору, в том числе в форме аутсорсинга. Нужно признать тот факт, что в государственных органах не хватает квалифицированных и профессиональных кадров. Все еще не определен статус государственных служащих, отсутствуют прозрачные механизмы приема на государственную службу. [1, с.8].

К понятию «стратегическое планирование», на современном этапе развития экономики Узбекистана, можно отнести деятельность органов государственного управления и органов государственной власти на местах, общественных, научных и иных организаций по разработке, реализации, мониторингу, оценке, контролю и корректировке стратегических документов. Таким образом, стратегическое планирование предполагает концентрацию усилий и ресурсов государства на решении наиболее актуальных и стратегически важных проблем развития национальной экономики. Цель стратегического планирования основывается на формировании модельного контура развития государства на долгосрочную перспективу. В этом контексте необходимо найти конкретные ответы с решением стратегического характера задач, направленных на определение характера экономических реформ, устойчивого развития экономики, повышения уровня жизни населения и др. При этом конечный результат не является строго фиксированным, а расположен в определенной зоне с заданными предельными границами по величине и времени. Основная часть стратегического подхода дополняется количественными оценками о развитии на перспективу. В соответствии с прогнозом на долгосрочную перспективу на основе проведения анализа социально-экономической ситуации на текущий период, расчетов и оценки тенденций развития, складывающихся на конкретный период, определяются [3, с.73]:

− цели и задачи развития на перспективу;

− приоритеты по направлениям развития с учетом определения этапов их реализации;

− прогнозные темпы экономического роста и макроэкономические параметры и пропорции с основными показателями;

− изменения в экономике структурного характера;

− потенциал ресурсов, его направленность с последующим эффективным использованием;

− основные направления внутренней и внешней экономической политики;

− основные преобразования институционального характера в экономической системе.

Именно на основе использования стратегических подходов к социально-экономическому развитию разрабатываются государственные программы, направленные на реализацию важнейших макроэкономических приоритетов, включая инвестиционные, отраслевые, национальные и другие. Так, например, в целях устойчивого социально-экономического развития республики необходимо сформировать систему программных документов, которая позволила бы определить цели и приоритеты развития экономики республики. При этом, необходимо будет учесть такие факторы специфического характера, как уровень возможности, ресурсы, устойчивость внешнеэкономических связей, уровень жизни населения, соответствующий мировым стандартам, национальная безопасность и др. Поэтому в программные документы следует включать конкретные планы, прогнозы, программы развития конкретной отрасли, территории и субъектов.

Кроме того, разработка и принятие стратегических документов, касающихся приоритетных сфер экономики и социальной сферы, включая территории Республики Узбекистан, требуют обеспечения согласованности действий государственных органов на республиканском, областном, городском и районном уровнях с учетом бюджетных ограничений и реальных ресурсных возможностей. В свою очередь, стратегический документ — это инструмент стратегического планирования государственной политики, разработанный в виде письменного официального документа на республиканском, отраслевом, региональном и местном уровнях, ограниченный сроками реализации и утвержденный соответствующим нормативным правовым актом.

Принимая во внимание указанное выше, можно повысить эффективность и действенность стратегического регулирования для развития экономики Узбекистана, а сама система стратегического планирования должна быть использована в качестве [3, с.74]:

− инструмента при формировании приоритетов на долгосрочную перспективу в деятельности государства в целом, а также при реализации крупномасштабных стратегических задач с учетом согласованных процедур при составлении планов органов государственного и хозяйственного управления и исполнительной власти на местах в увязке с принимаемыми в процессе стратегического планирования решениями, бюджетными ограничениями на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

− достижения долгосрочных целей социально-экономического развития основными участниками экономики с использованием также прогнозно-плановых параметров, на основе прогноза которых на долгосрочную перспективу будет сформирована соответственно долгосрочная стратегия с конкретными целями и одним плановым сценарием, с последующей реализацией среднесрочных и краткосрочных планов;

− составления совокупных взаимоувязанных документов стратегического планирования, характеризующих приоритеты социально-экономического развития Республики Узбекистан; элементов нормативно-правового, научно-методического, информационного, финансового обеспечения процессов стратегического планирования, а также его участников, осуществляющих и направляющих практическую деятельность в конкретной сфере экономики.

Литература:

  1. Послание Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева к Олий Мажлису.//xabar.uz
  2. Чепель С. В. Системный подход к разработке стратегии долгосрочного развития национальной экономики: акцент на ресурсосбережение и инновации. Ж.: «Рынок, деньги и кредит», 2018, № 5, с.1–2
  3. Гайбуллаев Ф. Актуальность перехода экономики Узбекистана на принципы и методы стратегического планирования.//Материалы Х Форума экономистов. Ташкент: IFMR, 2018.71–77 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое планирование, долгосрочная перспектива, Узбекистан, государственное управление, государственная служба, качественный уровень, социально-экономическое развитие, структурный характер, хозяйственное управление, долгосрочная стратегия.


Похожие статьи

Система государственного стратегического планирования

Исторический анализ развития систем государственного управления наглядно

На федеральном уровне система государственных программ формируется исходя из целей и

«Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа...

Совершенствование стратегического планирования...

Ключевые слова:муниципальное образование, социально-экономическое развитие, стратегическое планирование, территориальное управление, качество жизни населения. Современное управление на государственном уровне сопряжено с проведением...

Стратегическое планирование в муниципальном образовании

Необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований все больше осознается органами местного самоуправления. В то же время ряд руководителей муниципальных образований считает...

Стратегическое планирование - центральное место...

Термины «стратегическое планирование» и «стратегическое управление» в обыденной речи часто

Стратегическое планирование — процесс определения конкретных целей организации и

В Ульяновской области принята «Стратегия социально-экономического развития...

Совершенствование системы государственного регионального...

Государственная политика регионального развития в долгосрочной перспективе должна

долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до

Сбалансированное социально-экономическое развитие регионов государства, реализация...

Методы и инструменты стратегического планирования...

В настоящее время для разработки стратегии социально-экономического развития региона не выработано универсальной методики, а имеющиеся типовые подходы для осуществления стратегического планирования адаптированы из управления корпоративными структурами.

Стратегическое планирование, его значение и этапы

В данной статье рассматривается стратегическое планирование, как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, которое имеет свое содержание, охватывает его сущность и процедуры разработки стратегических планов.

Международный опыт реализации стратегического...

Стратегическое планирование на муниципальном уровне на данном этапе развития государств

Второй этап развития стратегического планирования на муниципальном уровне

+ + ... ++ Социально-экономическое развитие. Качественные услуги в целях...

Особенности стратегического управления государственными...

В исследовании рассматривается стратегическое управление в качестве универсального подхода, применяемого к самым различным объектам (в том числе и к государственным и муниципальным учреждениям). Выделяются особенности и специфика учреждений...

О возможности применения системы стратегического...

Ключевые слова: государственное планирование, стратегическое планирование

Так на уровне субъекта РФ система стратегического планирования повторяет структуру системы

стратегическое планирование, социально-экономическое развитие, Тульская область...

Похожие статьи

Система государственного стратегического планирования

Исторический анализ развития систем государственного управления наглядно

На федеральном уровне система государственных программ формируется исходя из целей и

«Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа...

Совершенствование стратегического планирования...

Ключевые слова:муниципальное образование, социально-экономическое развитие, стратегическое планирование, территориальное управление, качество жизни населения. Современное управление на государственном уровне сопряжено с проведением...

Стратегическое планирование в муниципальном образовании

Необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований все больше осознается органами местного самоуправления. В то же время ряд руководителей муниципальных образований считает...

Стратегическое планирование - центральное место...

Термины «стратегическое планирование» и «стратегическое управление» в обыденной речи часто

Стратегическое планирование — процесс определения конкретных целей организации и

В Ульяновской области принята «Стратегия социально-экономического развития...

Совершенствование системы государственного регионального...

Государственная политика регионального развития в долгосрочной перспективе должна

долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до

Сбалансированное социально-экономическое развитие регионов государства, реализация...

Методы и инструменты стратегического планирования...

В настоящее время для разработки стратегии социально-экономического развития региона не выработано универсальной методики, а имеющиеся типовые подходы для осуществления стратегического планирования адаптированы из управления корпоративными структурами.

Стратегическое планирование, его значение и этапы

В данной статье рассматривается стратегическое планирование, как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, которое имеет свое содержание, охватывает его сущность и процедуры разработки стратегических планов.

Международный опыт реализации стратегического...

Стратегическое планирование на муниципальном уровне на данном этапе развития государств

Второй этап развития стратегического планирования на муниципальном уровне

+ + ... ++ Социально-экономическое развитие. Качественные услуги в целях...

Особенности стратегического управления государственными...

В исследовании рассматривается стратегическое управление в качестве универсального подхода, применяемого к самым различным объектам (в том числе и к государственным и муниципальным учреждениям). Выделяются особенности и специфика учреждений...

О возможности применения системы стратегического...

Ключевые слова: государственное планирование, стратегическое планирование

Так на уровне субъекта РФ система стратегического планирования повторяет структуру системы

стратегическое планирование, социально-экономическое развитие, Тульская область...

Задать вопрос