Ознакомление детей 6 лет с родным городом. Сюжетно-ролевые игры как средство формирования коммуникативных навыков у детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Галич, Т. Н. Ознакомление детей 6 лет с родным городом. Сюжетно-ролевые игры как средство формирования коммуникативных навыков у детей / Т. Н. Галич, Р. Р. Мухаметзянова, Л. С. Пашутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56570/ (дата обращения: 20.04.2024).



В этой статье написано о знакомстве с родным городом. Ознакомление с историей родного города, традициями, культурой, природными ценностями, известными людьми, живущими в Набережных Челнах, способствует обогащению познавательной сферы дошкольников, расширению их кругозора, развитию любознательности и самое главное — воспитанию любви, чувства привязанности к родному городу. Игра — это одно из важнейших средств развития и воспитания дошкольника. Игра влияет на развитие всех сфер личности ребенка, является ведущим и наиболее доступным видом деятельности детей, в котором они получают новые знания, умения и навыки, впечатления, в процессе игры накапливается общественный опыт детей, формируются навыки поведения, общения с другими детьми, взрослыми.

Ключевые слова: семья, родной город, инновационные технологии, задачи, дети, игра,знания,умения, сюжетно-ролевая игра,навыки. Набережные Челны.

Знакомство детей дошкольного возраста с родным городом– одна из задач воспитания, включающая в себя воспитание любви к родному городу, родной стране, родному дому.Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт, чем она схожа и чем она отличается от других стран, а также общение со взрослыми и ровесниками имеет огромное значение для психического развития детей. Через общение они приобретают все свои человеческие, поведенческие и психические качества. Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это 1-й вид социальной активности, возникающий в онтогенезе и благодаря которому малыш получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важными факторами, которые определяют собственное развитие ребёнка. У старших дошкольников сюжетно-ролевая игра становится главным видом деятельности. В игре отображаются как особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, так и их взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому только в игре можно помочь ребёнку развить навыки общения со своими ровесниками, знакомство с важными государственными символами — гербом и флагом нашей страны –самое главное в воспитании детей дошкольного возраста. Происхождение современного герба и флага тесно связано с народным искусством, древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Поэтому целесообразно начинать работу по ознакомлению детей с символами нашей страны, опираясь и на эстетическую сторону, и на их связь с фольклором. Яркость и красота герба и флага помогают сформировать положительное отношение к ним. Также можно сказать, что семья — это фундамент в ознакомлении с родным городом. Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму, и папу.

Задачи:

− формировать у старших дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом.

− прививать детям любовь к родине, к своему городу.

− формировать гражданскую позицию.

− знакомить детей с историей города, с архитектурой, достопримечательностями, его культурой.

− изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

− рассмотреть особенности формирования коммуникативных навыков дошкольников, в том числе и через сюжетно-ролевые игры;

− провести исследование для выявления уровня сформированности коммуникативных навыков у старших дошкольников и провести сюжетно-ролевые игры для повышения этого уровня.

Знакомство с родным городом решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному — город, страна. При знакомстве ребенка с родным городом необходимо опираться на опыт, а также учитывать особенности дошкольника. Например, нельзя не принимать во внимание эмоциональное восприятия им окружающее, мышление, впечатлительности.

Антонина Григорьевна Рузская и Наталья Ивановна Ганошенко провели несколько исследований для того, чтобы выявить динамику развития содержания потребности в общении со сверстниками и выяснить следующие изменения:

− увеличение в два раза количество контактов детей-дошкольников с ровесниками, которые связаны с их стремлением разделить со сверстниками переживания.

− ослабление стремления детей к деловому сотрудничеству с другими дошкольниками в конкретной деятельности.

− для детей старшего дошкольного возраста так же важно дошкольников уважение со стороны сверстников и возможность вместе «творить».

− усиление тенденции «обыгрывания» детьми возникающих конфликтов и их разрешения.

Потребность в общении у дошкольников имеют неразрывную связь с мотивами общения. Мотивом является побудительная сила деятельности и поведения индивида. К мотивам общения с другими относятся именно те качества, раскрывающие субъекту его собственное «Я», способствующие его самосознанию (по М. И. Лисиной), воспитывать любовь к родному городу — значит связать воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами. Но нашему маленькому человеку надо показать Набережные Челны не только как красивый город с его памятниками, но и как центр всего нового, передового, показывать трудовую жизнь челнинцев. Старшему дошкольнику полезно рассказывать, что Набережные Челны славится тружениками. Набережные Челны — центр культурной и научной жизни: здесь сосредоточено много кинотеатров, спортивных центров, различных учебных заведений, институтов, музеев, домов культуры. Значит и он маленький челнинец, должен — бережно относиться ко всему тому, что его окружает. Для знакомства с городом широко используются экскурсии. Их воспитательная значимость для ребенка во многом зависит от того, как они организованы. К предстоящей экскурсии следует подготовить ребенка и подготовиться всем, кто будет участвовать в мероприятии: заранее продумать, что нужно рассказать о том или ином объекте. Помимо экскурсий и прогулок для ознакомления детей с родным городом у нас в распоряжении есть разные средства и методы. Наблюдения как город, улицы поменялись; рассказы, объяснение взрослого и показ с непосредственными наблюдениями ребёнка; чтение детской и художественной литературы, события связанных с ним, а также рассматривать с детьми картинки, иллюстрации, просмотр диафильмов, открыток, разные сведения огороде помогут дошкольникам познакомиться не только со своим городом, но и с другими городами. В проекте использовались как традиционные, так и инновационные методы, способы, приемы обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка. Дети обменивались друг с другом своим опытом, совместно с родителями добывали информацию о профессиях на КамАЗе с помощью компьютерной техники. В ходе проекта выдвигались проблемные ситуации. Следует отметить активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате происходит творческое овладение знаниями о профессиях на заводе, навыками, умениями и развитие мысленных способностей. В ходе проекта использовались следующие инновационные технологии:

− здоровьесберегающие технологии

− технологии проектной деятельности

− технологии исследовательской деятельности (наблюдения, беседы, моделирование экскурсий)

− информационно-коммуникативные технологии (просмотр видеофильмов)

− личностно ориентированные технологии

− игровые технологии

− технологии проблемных ситуаций

В ходе проекта было использовано интегрирование различного рода знаний и умений. Применение проектных методик дает возможность взрослому строить отношения с ребенком на соучастие и сотворчестве, педагог направляет деятельность детей. Проект нужен для того, чтобы все звенья воспитательно-образовательного процесса работали в единой команде: педагоги-дети-родители. Применение проектной методики дает возможность взрослому строить свои отношения с ребенком на соучастии и сотворчестве, педагог направляет деятельность детей.

Таким образом, дети могут войти во взрослую жизнь, подготовительными к использованию современных технологий.

Литература:

  1. Список используемых источников Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2012. — 288 с.
  2. Арушанова, А. Г. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение [Текст] / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 5. — С. 35–40.
  3. Энциклопедия города Набережные Челны, гл.редактор: Б. Л. Кузнецов, М. Ш. Бибеше
  4. “Земли любимый уголок” г. Набережные Челны 2014
Основные термины (генерируются автоматически): родной город, ребенок, дошкольный возраст, игра, ходя проекта, воспитание любви, деятельность детей, мотив общения, ознакомление детей, сюжетно-ролевая игра.


Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр. Ключевые слова: социальное развитие, сюжетно-ролевая игра, личность, деятельность.

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического...

Игра — это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех

В классификации игровой деятельности сюжетно-ролевая игра считается наиболее сложной

В организации патриотического воспитания детей, мы обращаем внимание на нравственно...

Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного...

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра

Познакомили детей с русским — народным костюмом. В свободной деятельности дети с

ребенок, сюжетно-ролевая игра, игра, дошкольный возраст, патриотическое воспитание...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Дошкольный возраст — это первый этап усвоения общественного опыта. Ребенок растет и развивается при воздействии не только воспитания, но и влияния впечатлений от окружающего мира.

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование книжной...

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в...

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ

Ключевые слова: игра, ребёнок, Сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми, они воспроизводят то, что они видят

Особенности сюжетно-ролевой игры: – Соблюдение правил. – Социальный мотив игр.

Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни.

Уровень развития игровой деятельности детей дошкольного возраста определяется структурой педагогического процесса в детском...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных...

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста...

Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей...

Произвольность действий детей является характерной особенностью сюжетно-ролевых

Ролевая игра возникает и развивается, когда в центре ознакомления с окружающей

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр. Ключевые слова: социальное развитие, сюжетно-ролевая игра, личность, деятельность.

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического...

Игра — это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех

В классификации игровой деятельности сюжетно-ролевая игра считается наиболее сложной

В организации патриотического воспитания детей, мы обращаем внимание на нравственно...

Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного...

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра

Познакомили детей с русским — народным костюмом. В свободной деятельности дети с

ребенок, сюжетно-ролевая игра, игра, дошкольный возраст, патриотическое воспитание...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Дошкольный возраст — это первый этап усвоения общественного опыта. Ребенок растет и развивается при воздействии не только воспитания, но и влияния впечатлений от окружающего мира.

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование книжной...

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в...

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ

Ключевые слова: игра, ребёнок, Сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми, они воспроизводят то, что они видят

Особенности сюжетно-ролевой игры: – Соблюдение правил. – Социальный мотив игр.

Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни.

Уровень развития игровой деятельности детей дошкольного возраста определяется структурой педагогического процесса в детском...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных...

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста...

Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей...

Произвольность действий детей является характерной особенностью сюжетно-ролевых

Ролевая игра возникает и развивается, когда в центре ознакомления с окружающей

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Задать вопрос