Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 15.02.2019

Статья просмотрена: 310 раз

Библиографическое описание:

Булыгин М. А., Камаев Д. В. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 15-17. — URL https://moluch.ru/archive/245/56563/ (дата обращения: 20.06.2019).



Встатье анализируются ключевые проблемы слабого развития малого и среднего предпринимательства в России, предлагаются возможные способы их решения.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, ключевые проблемы, социально-экономическое развитие.

Россия — страна с относительно «молодой», еще не до конца окрепшей, рыночной системой с рядом социально-экономических проблем, которые в долгосрочной перспективе требуют решения. Одной из таких является проблема развития малого и среднего предпринимательства в России.

Актуальной данная проблема является, потому что именно сектор предпринимательства играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии стран, экономика которых функционирует по законам рынка. Именно малое и среднее предпринимательство производит значительную часть ВВП в этих странах, обеспечивает занятость значительной части трудоспособного населения. Стоит также отметить, что сами предприниматели и наемные рабочие составляют средний класс, который определяет стабильность в обществе и в экономике. Такой актуальной проблеме уделяется пристальное внимание со стороны властей, потому что бизнес составляет «ядро» экономики.

Таблица 1

Доля малого исреднего предпринимательства вВВП страны (%)

Страна

Показатель

Греция

75,1

Норвегия

66,7

Германия

51,8

Южная Корея

45,3

Россия

21,0

Таблица 2

Доля занятых среди населения вмалом исреднем предпринимательстве (%)

Страна

Показатель

Греция

86,4

Бельгия

57,3

Австралия

53,3

Германия

47,9

Россия

25,6

*Статистические данные предоставлены Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России»

Проблема слабого развития малого и среднего бизнеса в России во многом обусловлена особым менталитетом русского человека, его убеждениями и ценностями, формировавшимися на протяжении нескольких веков и закрепившимися в 20 столетии идеями “о всеобщем равенстве и единстве”. На протяжении всего советского периода российской истории понятия “частная собственность”, “бизнес”, “прибыль” употреблялись исключительно в негативном смысле для характеристики “звериной” сущности капитализма. Слова “предприниматель, бизнесмен” со времен “лихих 90-х”, ассоциируются у нашего народа с обманом и ложью. Это говорит о том, что у людей низкий уровень экономической культуры, они не обладают достоверной информацией о состоянии экономики, её развитии сегодня и в долгосрочной перспективе. И эта проблема является наиболее важной и актуальной для развития сектора бизнеса в России.

По данным ВЦИОМ, на 2016 год, из людей, желающих открыть свой бизнес, какие-либо шаги в этом направлении делают 17 %, целых 47 % опрошенных откладывают фазы активных действий на неопределенный срок. [5]

Эти данные свидетельствуют о том, что люди все чаще выбирают стабильную работу, со стабильной заработной платой и не проявляют интереса к бизнесу как роду занятия, а к “предпринимателю” как к профессии, боясь идти на риск.

Кроме того, как выяснилось, существует ряд актуальных проблем, связанных с интеграцией предпринимателей в единую социальную систему, внедрением в предпринимательскую деятельность изобретений и инноваций, готовности предпринимателей развиваться в наукоемких отраслях промышленности и производства. Как отмечается в работе Т. В. Гурняна, «в России показатели инновационного развития весьма низкие. Доля предприятий с технологическими инновациями значительно ниже, чем в развитых и быстроразвивающихся странах». [3, С.122]

Но необходимо при наличии субъективного фактора выделить и ряд объективных обстоятельств, важных и актуальных причин, которые не дают развиваться предпринимательству в нашей стране.

Так, важно отметить слабое развитие инфраструктуры, особенно в малых городах, что также сдерживает развитие малого и среднего бизнеса в России. Например, недоступность производственных и офисных помещений. [2,С.86]

Очень важной причиной слабого развития малого и среднего бизнеса в России является проблема поисков источников финансирования бизнеса. Многие аналитики считают практически полное отсутствие в России института венчурного финансирования одной из основных проблем современного российского малого и среднего бизнеса. В России различные финансовые механизмы работают очень слабо. Формирование стартового капитала предприятий малого и среднего бизнеса является целой индустрией в странах с развитыми финансово-экономическими системами: не так сложно привлечь на развитие Start-up проекта капитал даже рядовых граждан. На данный момент Россия только движется в этом направлении.

Для малого и среднего бизнеса кредитование — сложнейшая процедура. Как оказалось, на данный момент денежно-кредитная политика в нашей стране находится на очень низком уровне. [1, с. 1] Об это говорят и многие экономисты, люди, многие годы, работающие в сфере бизнеса, финансов и кредита. Как правило, банковские кредитные программы для начинающих бизнесменов не только малодоступны из-за жестких условий, отсутствия залогового имущества, но и слишком дороги из-за значительных кредитных ставок. Например, сегодня чтобы взять кредит на развитие своего дела под бизнес-план, предприниматель должен соответствовать жестким критериям. Это, прежде всего возраст — от 23 лет и значительный срок ведения бизнеса — от 12 месяцев. От некоторых областных фондов можно получить до 300 000 рублей, что достаточно мало.

В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, разработанной Правительством РФ упоминается ряд других причин слабого развития бизнеса в России: «система административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах остается недружественной по отношению к небольшим предприятиям и не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования. В сочетании с высоким уровнем фискальной нагрузки указанные обстоятельства не позволяют предприятиям, находящимся на начальных этапах деятельности, увеличить рынок сбыта продукции, повысить доходность и таким образом обеспечить переход из микробизнеса в малый или средний бизнес» [4].

Из-за тяжелой налоговой нагрузки, излишней контрольно-надзорной деятельности, многие предприниматели не регистрируют свою деятельность, уходят в “тень”. И таких “теневиков”, по разным оценкам, от 30 % до 50 %. Немаловажную роль в развитии данной тенденции играет и необходимость предпринимателям совершать значительные взносы в различные внебюджетные фонды. Следовательно, людям с экономической точки зрения, особенно в послекризисный период, просто невыгодно иметь малый и средний бизнес, а тем, кто имеет свой микробизнес — расширяться и развиваться. Именно этим объясняется значительный, так называемый, “теневой” сектор в бизнес.

Таким образом, малый и средний бизнес в нашей стране развивается слабо по ряду веских и существенных проблем, которые в долгосрочной перспективе требуют решения. Для того, чтобы достичь к 2030 целей, поставленных в «Стратегии развития МСП», необходим комплекс согласованных мер и процедур. Прежде всего, необходима планомерная работа с людьми по ликвидации правовой, экономической безграмотности, развитию образования и культуры людей, воспитанию в молодых людях, инициативности предприимчивости, ответственности. Именно воспитание подрастающего поколения, сохранение и умножение человеческого капитала, воспитание в людях предпринимательских качеств — одна из важнейших задач нашего государства на грядущие годы. Необходимо развивать инфраструктуру, совершенствовать систему кредитования субъектов МСП, ликвидировать излишнюю кантрольно-надзорную деятельность. Только поэтапная реализация всего комплекса мер по развитию малого и среднего бизнеса в России поможет совершить такой необходимый экономический прорыв в новый технологический век, который так необходим нашей стране.

Литература:

1. Климова Н. В. Ищенко М. И. Современное состояние кредитования малого и среднего бизнеса в России. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. С.1.

2. Петров С. М. Проблемы развития инфраструктуры малого и среднего бизнеса в регионе. Вестник Самарского государственного университета.2012.№ 4 (95). С.86

3. Гурунян Т. В. Инвестиционно-инновационный лифт для малого и среднего предпринимательства: вопросы финансирования стартапов. Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013.№ 3 (23). С.122.

4. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий по её реализации.

5. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Электронный ресурс — Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115707

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, бизнес, среднее, долгосрочная перспектива, слабое развитие малого, проблема, греция, развитие малого, предприниматель, малый.


Похожие статьи

Перспективы развития малого предпринимательства...

В масштабах страны роль малого бизнеса нельзя недооценивать, так как малое и среднее предпринимательство являются важным фактором структурной модернизации экономики России. Развитие малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе предполагает...

Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития

Библиографическое описание: Шишкина А. А. Малый и средний бизнес: проблемы и

Развитие малого предпринимательства является неотъемлемой частью эффективного

И многие предприятия малого бизнеса пользуясь слабым внимание к их деятельности...

Проблемы развития малого бизнеса в России

В последнее время в России проблемы малого предпринимательства все больше

Малый бизнес — это важный элемент рыночной экономики, без него государство не может

В России в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни...

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

Меры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса в условиях экономического кризиса, можно

Сайбель Н. Ю. Институционализация малого бизнеса в России: анализ проблем и путей развития

Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития.

Проблемы малого бизнеса в России | Статья в журнале...

Таким образом, сегодня малый бизнес в России, как показывает статистика последних лет, оказывается успешным крайне редко. Основная проблема заключается в том, что нет системности в развитии малого бизнеса в стране, в результате чего, предприниматели не...

Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России

Государственное субсидирование малого бизнеса в условиях экономического кризиса 2014–2015 годов в России / С. Ю

Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны. Ключевые слова: малый и средний бизнес; вклад малого бизнеса; уровень развития бизнеса.

Проблемы и перспективы развития современного малого...

Что мы знаем o проблемах развития нынешнего малого бизнеса в России?

История развития малого бизнеса. Возникновение экономических связей в РФ

Неосуществление главных функций малого бизнеса отрицательно отражается на экономике России в целом.

Развитие малого предпринимательства в России в условиях...

Тем не менее, развитие малого предпринимательства в настоящее время идет менее

Главной проблемой развития малого предпринимательства в условиях кризиса является

Преемственность и корпоративные связи слабо развиты. Если сравнивать с другими странами...

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства...

В России деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом № 209 «О развитии малого и среднего

Малое и среднее предпринимательство (МСП) в России прошло долгий и противоречивый путь развития.

Проблемы и перспективы развития малого...

Выявляются факторы, влияющие на развитие малого бизнеса. Определяются пути решения сложившихся проблем.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Россия, малое предпринимательство, развитие предпринимательства, число малых...

Похожие статьи

Перспективы развития малого предпринимательства...

В масштабах страны роль малого бизнеса нельзя недооценивать, так как малое и среднее предпринимательство являются важным фактором структурной модернизации экономики России. Развитие малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе предполагает...

Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития

Библиографическое описание: Шишкина А. А. Малый и средний бизнес: проблемы и

Развитие малого предпринимательства является неотъемлемой частью эффективного

И многие предприятия малого бизнеса пользуясь слабым внимание к их деятельности...

Проблемы развития малого бизнеса в России

В последнее время в России проблемы малого предпринимательства все больше

Малый бизнес — это важный элемент рыночной экономики, без него государство не может

В России в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни...

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

Меры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса в условиях экономического кризиса, можно

Сайбель Н. Ю. Институционализация малого бизнеса в России: анализ проблем и путей развития

Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития.

Проблемы малого бизнеса в России | Статья в журнале...

Таким образом, сегодня малый бизнес в России, как показывает статистика последних лет, оказывается успешным крайне редко. Основная проблема заключается в том, что нет системности в развитии малого бизнеса в стране, в результате чего, предприниматели не...

Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России

Государственное субсидирование малого бизнеса в условиях экономического кризиса 2014–2015 годов в России / С. Ю

Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны. Ключевые слова: малый и средний бизнес; вклад малого бизнеса; уровень развития бизнеса.

Проблемы и перспективы развития современного малого...

Что мы знаем o проблемах развития нынешнего малого бизнеса в России?

История развития малого бизнеса. Возникновение экономических связей в РФ

Неосуществление главных функций малого бизнеса отрицательно отражается на экономике России в целом.

Развитие малого предпринимательства в России в условиях...

Тем не менее, развитие малого предпринимательства в настоящее время идет менее

Главной проблемой развития малого предпринимательства в условиях кризиса является

Преемственность и корпоративные связи слабо развиты. Если сравнивать с другими странами...

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства...

В России деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом № 209 «О развитии малого и среднего

Малое и среднее предпринимательство (МСП) в России прошло долгий и противоречивый путь развития.

Проблемы и перспективы развития малого...

Выявляются факторы, влияющие на развитие малого бизнеса. Определяются пути решения сложившихся проблем.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Россия, малое предпринимательство, развитие предпринимательства, число малых...

Задать вопрос