Значение лидерства и практических навыков менеджера для устойчивого развития бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 19.02.2019

Статья просмотрена: 1940 раз

Библиографическое описание:

Салиенко, Н. В. Значение лидерства и практических навыков менеджера для устойчивого развития бизнеса / Н. В. Салиенко, М. А. Барбашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 46-51. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56521/ (дата обращения: 20.04.2024).



Рассмотрен процесс управления организацией и работа профессионального менеджера для рационального развития бизнеса. Были проанализированы обязанности и качества, присущие менеджеру. Выявлено, что лидерство является обязательной чертой любого менеджера, также он должен обладать, как внутренними, так и внешними практическими навыками, которые необходимы для устойчивого ведения и развития бизнеса.

Ключевые слова: управление организацией, развитие бизнеса, менеджер, лидерство, лидер, практические навыки менеджера.

The process of management of the organization and the work of a professional Manager for the rational development of business. Responsibilities and qualities inherent to the Manager were analyzed. It is revealed that leadership is a mandatory feature of any Manager, and he must have both internal and external practical skills that are necessary for sustainable management and business development.

Keywords: organization management, business development, Manager, leadership, leader, practical skills of Manager.

  1. Введение

В современном мире управление организацией представляет собой сложную работу, которую невозможно выполнить успешно, опираясь на заученные формулы. Руководитель должен хорошо разбираться в общих истинах развивающегося бизнеса и оценивать значимость различных вариаций, из-за которых все ситуации отличаются одна от другой [10, с.27].

В развитие бизнеса входят методы, которые направлены на рост прибыли от ведения какой-либо предпринимательской деятельности. Надо обязательно помнить, что если не заботиться о бизнесе сейчас, то в будущем его можно потерять. Фирма может выжить в современных рыночных условиях только благодаря своему планомерному развитию, а также из-за регулярно осуществляемой работы над самосовершенствованием [3].

Управление можно считать успешным только тогда, когда организация бизнеса эффективна и результативна в ближайшей и долгосрочной перспективе. При этом результативность в краткосрочном аспекте означает, что организация удовлетворяет текущие потребности своих клиентов. Организация является эффективной, если избегает ненужных потерь и использует минимум необходимых ресурсов для осуществления своей деятельности.

Если организация сможет удовлетворить потребности своих будущих клиентов, а также она готова к упреждающим действиям в случае изменения внешних условий, то это означает, что организация результативна в долгосрочной перспективе. В случае, если организация органично адаптируется к внутренним изменениям и при этом сохраняется ее работоспособность, то такая организация считается эффективной.

Актуальность: если целью управления является создание как результативной, так и эффективной организации в ближайшей и долгосрочной перспективе [1, с.22], то это напрямую зависит от деятельности менеджера, который должен быть профессионалом в своем деле и обладать лидерскими качествами.

Поэтому целью нашей исследовательской работы будет изучение лидерства и практических навыков, присущих менеджеру, необходимых для успешного управления организацией и устойчивого развития бизнеса.

Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:

  1. изучить работу менеджера;
  2. проанализировать понятия «лидерство» и «лидер»;
  3. выявить обязанности и качества, присущие лидеру;
  4. рассмотреть внутренние и внешние практические навыки профессионального менеджера.

При этом объектом исследования выступают лидерство и практические навыки менеджера. А предметом исследования будет роль лидерства и практических навыков менеджера в процессе устойчивого развития бизнеса.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: лидерство и практические навыки менеджера необходимы для устойчивого развития бизнеса.

Для выполнения поставленных задач и подтверждения гипотезы использовались следующие теоретические методы исследования: изучение, анализ и обобщение научной литературы по теме исследования.

  1. Работа менеджера

Рассматривая процесс управления организацией в научной литературе, мы часто сталкиваемся с понятием «менеджмент», которое можно трактовать, как воздействие одного лица или группы лиц на других людей, чтобы побудить их к действиям и достичь цели, которая стоит перед организацией [4, с.18].

А. И. Орлов под менеджментом подразумевает процесс, в котором люди, работающие на должностях аппарата управления, профессионально осуществляют свою деятельность [11].

Для успешного управления организацией необходимо много составляющих, например, сюда следует отнести план развития, лидерство, практические навыки менеджера и т. п. Можно потратить большие средства, но так и не достичь лидирующих позиций на рынке, если не учитывать данные параметры.

Теперь остановимся подробнее на характеристиках менеджера.

А. Менегетти в своей книге «Онтопсихология» пишет, что менеджер — это тот, кто «маневрирует действиями» своих подчиненных. Слово «менеджер» пришло из английского языка, но его этимологические корни уходят к латыни: «manus agere», «manibus agere», что означает «делать руками» [9, с.10].

Нам представляется, что менеджер — это квалифицированный специалист, который отвечает за управление организацией или определенным участком, также он осуществляет руководство над деятельностью людей в процессе выполнения работы.

Касаясь содержания работы менеджера, Г. Минцберг выделяет общую черту управленческой работы — роли руководителя. Он считает, что роль — набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретным организациям и должностям. Личность влияет на характер исполнения роли, но не на ее содержание [10, с.36].

Г. Минцберг выделяет следующие управленческие роли менеджера:

  1. Межличностные роли (главный руководитель, связующее звено, лидер);
  2. Информационные роли (представитель, распространитель и приемник информации);
  3. Роли, связанные с принятием решений (распределитель ресурсов, ведущий переговоры, предприниматель, устраняющий нарушения) [10, с. 37].

Чтобы успешно осуществлять управленческие роли, профессиональному менеджеру необходимо обладать умением вести за собой подчиненных, проявляя при этом себя как лидер.

  1. Лидерство илидер

Теперь следует подробно рассмотреть понятия «лидерство» и «лидер».

Еще с древних времен лидерство волновало умы человечества. А систематически стали изучать лидерство с начала XX века. Много проводилось исследований, в том числе и ученые-бихевиористы принимали в этом участие. В результате этого было создано много противоречивых теорий. В научной литературе описано три подхода к определению важных факторов эффективного лидерства:

  1. подход с позиции лидерских качеств;
  2. ситуационный подход;
  3. поведенческий подход [15, c.98].

Но мы не будем подробно рассматривать факторы эффективного лидерства, а остановимся на понятии «лидерство», сформулированном другими учеными.

А. А. Цыренова считает, что лидерство — это способность индивидуума воздействовать на группы людей, побуждая их при этом к достижению поставленной цели. Лидерство подразумевает взаимодействие лидера и его последователей. Лидер всегда является главной личностью, можно сказать, центром взаимоотношений в группе, а его последователи — это члены этой группы, признающие лидерство конкретного человека [15, с.97]. Мы согласны с точкой зрения автора и считаем, что существует много средств, которые способствуют оказанию влияния на окружающих, а, главное, помогают вести за собой людей.

И. Д. Ладанов пишет, что подлинным лидером, способным вести за собою людей, не может стать каждый, а может быть только тот, кто получает у окружающих всеобщее признание. И. Д. Ладанов выделяет четыре модели лидера:

  1. Один из нас — это модель, когда образ жизни лидера аналогичен образу жизни любого члена социальной группы.
  2. Лучший из нас — это модель, когда лидер является примером для всей группы, и как профессионал, и как человек.
  3. Воплощение добродетелей — это модель, когда лидер является носителем общечеловеческих норм морали.
  4. Оправдание наших ожиданий — это модель, когда окружающие надеются на постоянство поведенческих действий лидера, независимо от меняющейся обстановки [8].

Р. Шарма в своем научном труде «Лидер без титула» писал, что современному лидеру не надо обладать формальным титулом, ему достаточно иметь желание принимать участие в происходящем и стремление изменить что-то к лучшему [16].

А. Менегетти считает, что лидер — это глава, личность-вектор, личность, контролирующая операции, она способна синтезировать в организации контекст отношений. Ученый утверждает, что лидера можно назвать иерархом, он конструирует, развивает, контролирует и управляет окружающими в соответствии с конкретной целью [9, с.10].

Н. И. Козлов очень необычно раскрывает содержание понятия «лидер». Лидер, по его мнению, это тот, кому разрешено иметь преимущество, под кого пишутся законы, но он ставит себя вне закона, делая это или умно и красиво, иногда очень выгодно для окружающих. Н. И. Козлов пишет в своих трудах, что все лидеры, особенно при захвате власти, обязательно в той или иной степени являются нарушителями правил или даже разрушителями. Как ни странно, но на лидеров не распространяется общепринятое правило: «Кому больше дано, с того больше и спрашивается» [6, с.6].

П. Крос, раскрывая секреты о том, как стать лидером, пишет, что одно из главных обещаний, которое дает лидер, состоит в том, что он всегда должен подниматься выше той планки, которую сам же и устанавливает [7, с.132]. Здесь подразумеваются, как профессиональные навыки, так и личные качества.

  1. Обязанности икачества лидера

Существует много разных мнений о характеристиках и обязанностях лидера, но, несомненно, что лидерство в управлении встречается во всех сферах деятельности руководителя любого ранга.

Т. Брайан пишет, что в любой организации никогда не меняются семь основных обязанностей лидера: постановка и достижение бизнес-целей; инновации и маркетинг; устранение проблем и принятие решений; расстановка приоритетов и концентрация на основных задачах; быть примером для подражания; убеждение, вдохновление и мотивирование людей следовать за лидером; выполнение поставленных перед организацией задач и получение результатов [3].

Американский исследователь Т. Ордуэй, почти 85 лет назад, опубликовал книгу «Искусство лидерства», в которой был представлен перечень наиболее важных качеств, необходимых для лидера:

  1. Понимание назначения организации и направления ее деятельности;
  2. Физическая и эмоциональная выносливость;
  3. Энтузиазм;
  4. Порядочность;
  5. Дружелюбие, приязнь и расположение других.

На Рис. 1 представлена «Когнитивная карта» лидерства.

http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/filanovich_liderstvo/images/00_clip_image010.gif

Рис. 1. «Когнитивная карта» лидерства [12]

Мы предполагаем, что не каждый менеджер может стать лидером. Лидер не относится к людям средней нормы: он должен отличаться и превосходить окружающих [9, с.10]. Мы считаем, что помимо перечисленных качеств, выделенных Т. Ордуэйем, в современной организации необходимо обладать следующими качествами, чтобы стать настоящим лидером: высокий интеллект, уверенность в себе, честность, способность понимать и сопереживать окружающим, постоянство и, обязательно, скромность.

  1. Внутренние ивнешние практические навыки профессионального менеджера

Кроме качеств характера, лидер должен обладать практическими навыками профессионального менеджера, которые соответствуют цели организации, в которой он работает. А успех организации во многом определяется точностью формулировки стратегической цели. Менеджер-профессионал должен постоянно анализировать свои возможности, ограничения и стремиться к самосовершенствованию [14].

На рис. 2 показана структура «внутренних» навыков менеджера, которые напрямую не относятся к его функциональной деятельности, но они нужны тем, кто занимается управлением, и направлены на организацию индивидуальной работы. Ядром в этой структуре является самосознание, которое отражает представление человека о самом себе. Далее следуют приоритеты и целеполагания личности. Цели и приоритеты формируют схему управления временем и влияют на управление стрессами.

http://sbiblio.com/biblio/archive/filanovich_liderstvo/images/01_clip_image004.gif

Рис. 2. Структура «внутренних» навыков менеджера

Можно отметить, что самосознание, приоритеты и система целеполагания лежат в основе стратегии профессионального поведения менеджера, а навыки управления временем и стрессами относятся к тактике.

На Рис. 3 изображена структура «внешних» навыков менеджера, которые связаны со взаимодействием с окружающими.

http://sbiblio.com/biblio/archive/filanovich_liderstvo/images/01_clip_image006.gif

Рис. 3. Структура «внешних» навыков менеджера [14]

Естественно, что деление навыков на «внутренние» и «внешние» условно, но это позволяет понять, какие из них менеджер сможет освоить самостоятельно, а какие требуют отработки в группе.

В. Токарев в своем научном труде «Новый менеджмент» писал, что менеджер должен уметь принимать решения, отдавать устные и письменные распоряжения, вести деловые переговоры, выступать, внимательно выслушивать собеседника и т. п. [13]. Мы полностью разделяем его точку зрения.

Один из предпринимателей, бизнес-тренер, основатель «SBA University», Владислав Шипилов, считает, что существует два вида навыков: soft-skills и hard-skills. К первым он относит социально-психологические навыки, которые нужны при решении жизненных ситуаций: коммуникативные, лидерские, публичные и другие. Во вторую группу входят профессиональные знания и навыки, они необходимы при выполнении бизнес-процессов. Но есть еще и личность. В данном случае, имеются в виду личностные черты и установки по отношению к людям, к своим успехам и поражениям, а также окружающих [17].

29–30 ноября 2018 года состоится 6-ой People Management ReForum Winning The Hearts. Главной темой форума является Эволюция Q: от технологий к человеку. Это связано с тем, что в век развития технологий, когда во многих сферах методично происходит вытеснение человека роботами, приходится приспосабливаться к данной ситуации. Надо быстро учиться и овладевать гибкими навыками. Специалисты считают, что существует 10 ключевых soft skills, которые помогают повышать конкурентоспособность на рынке труда. Причем, среди гибких навыков большое значение имеет креативность, то есть способность к генерированию новых идей, отличающихся от стандартных [2].

Креативность человека, по мнению американского психолога Джоема Пола Гилфорда, имеет четыре характеристики:

  1. Продуктивность — это способность человека к совершению действий за конкретный промежуток времени. Продуктивность можно развивать и улучшать, так как она является приобретенным свойством личности.
  2. Гибкость — это способность человека быстро находить новые решения и менять свое поведение в зависимости от ситуации.
  3. Оригинальность — это способность к генерированию и выдвижению новых идей, отличающихся от общепринятых.
  4. Умение решать сложные задачи — это способность анализировать и решать проблему на основе сформулированной идеи [5].

Владислав Шипилов в своих трудах пишет, что если руководитель не уважает и не любит сотрудников, то не получится развить навык мотивации, пока он не изменит своего отношения к сотрудникам. Невозможно научиться продавать, если менеджер не испытывает уважения к клиентам и предлагаемому продукту. При этом первичным является отношение к вещам и установки, а вторичным — навыки. Автор предлагает схематически, в виде треугольника, изобразить развитие менеджера (Рис. 4).

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\soft-skills-01.png

Рис. 4. Треугольник развития [17]

Таким образом, надо уметь приспосабливаться к жизненной ситуации, развивать необходимые для менеджера навыки с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда.

  1. Выводы

Менеджер — это квалифицированный специалист, который отвечает за управление организацией или определенным участком, также он осуществляет руководство над деятельностью людей в процессе выполнения работы.

Мы считаем, что не каждый менеджер может стать лидером. Лидер не относится к людям средней нормы: он должен отличаться и превосходить окружающих. В современной организации менеджер должен обладать следующими качествами, чтобы стать настоящим лидером: высокий интеллект, уверенность в себе, честность, способность понимать и сопереживать окружающим. Он должен быстро учиться и овладевать гибкими навыками, чтобы приспособиться к современной экономике.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что устойчивое развитие бизнеса напрямую зависит от менеджера, который управляет организацией. Он обязательно должен быть лидером и иметь практические навыки. Таким образом, изучив научную литературу, мы подтвердили сформулированную гипотезу и достигли поставленную цель.

Литература:

  1. Адизес И. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей / Ицхак Калдерон Адизес; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 259 с.
  2. Бизнес журнал, 13.11.2018. Анонс форума «6-ой People Management ReForum Winning The Hearts» [Электронный ресурс]. URL: http://business-magazine.online/fn_ (дата обращения: 14.11.2018).
  3. Брайан Т. Как управляют лучшие / Брайан Трейси; пер. с англ. Ю. Корнилович. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 256 с.
  4. Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: ТРТУ, 2003. — 250с.
  5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2008. — 77 с.
  6. Козлов Н. И. Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства. М.: Астрель, АСТ, ВЗОИ. — 2004. — 62 с.
  7. Крос П., Лион Б. Будь лидером или прочь с дороги! / П. Крос, Б. Лион // Пер. с англ. Е. А. Бакушева. — Мн.: ЩЩЩ «Попурри», 2005. — 272 с.
  8. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. — М.: Корпоративные стратегии, 2004. — 496 с.
  9. Менегетти А. Психология лидера / Перевод с итальянского ННБФ «Онтопсихология». Изд. 4-е, дополненное. — М: ННБФ «Онтопсихология», 2004 г., 256 с.: илл. 2.
  10. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 2000. — 704с.
  11. Орлов А. И. Менеджмент. Учебник. / А. И. Орлов. — М.: Изумруд, 2003. — 298 с.
  12. Песоцкая Е. В., Русецкая О. В., Трофимова Л. А., Трофимов В. В. Менеджмент. Учебник для бакалавров / под ред. А. Н. Петрова. — М.: Юрайт, 2016. — 645с.
  13. Токарев В. Новый менеджмент. Часть 1 / В. Токарев. — Екатеринбург: Издательские решения, 2016. — 110 с.,14 илл.
  14. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». — M.: «ИНФРА-М», 1999. — 328с.
  15. Цыренова А. А. Менеджмент: Учебно-методическое пособие — Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. — с.114.
  16. Шарма Р. Лидер без титула. Современная притча о настоящем успехе в жизни и бизнесе / Перевод на русский язык: Полищук В., Бродоцкая А. — М.: АСТ, 2014. — 283с.
  17. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_ (дата обращения: 14.11.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): лидер, управление организацией, менеджер, навык, практический навык менеджера, профессиональный менеджер, лидерство, научная литература, окружающее, устойчивое развитие бизнеса.


Ключевые слова

менеджер, лидер, лидерство, развитие бизнеса, управление организацией, практические навыки менеджера

Похожие статьи

Лидерство руководителя в контексте управленческой культуры...

Научное лидерство в аспекте управленческой культуры организации является сложным и неоднозначным явлением, поскольку социальные и управленческие роли руководителя и лидера в определенной мере противопоставлены. Отличия лидера и руководителя (менеджера)...

Методы и формы развития лидерских качеств менеджеров...

Менеджеры гостиничного сервиса в своей профессиональной деятельности реализуют руководство как

Бизнес-курсы достаточно трудоемкий и затратный процесс, к тому же на сегодняшний день в

1. Выявление и развитие лидерских качеств обучающихся в условиях...

Становление лидерских качеств руководителей коммерческих...

Лидерские качества — это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, и акмеологических характеристик личности руководителя коммерческой структуры. Однако, как отмечает О. В. Евтихов, лидерство обуславливается не...

Функции лидера в успешном управлении командой в организации

Лидерство существует повсеместно, где есть власть и организация. Харизматические лидеры существовали во все времена. Они появлялись в тот этап времени, когда остро вставали политические, финансовые или же социальные проблемы в стране, либо...

Исследование фундаментальных принципов эффективного лидера

Статья посвящена такой актуальной теме как исследование фундаментальных принципов эффективного лидера. Актуальность заключается в том, что сегодня имеется большое количество компаний...

Управление профессиональным развитием в современных...

В данной статье рассмотрен вопрос важности профессионального развития в современных организациях. Составлены этапы управления профессиональным развитием персонала в системе управления персоналом организации и выделены основные требования к...

Профессиональные и личностные качества менеджера

Ключевые слова: менеджер, профессиограмма менеджера, управление. В последнее время российские специалисты все глубже осознают важность международной деятельности в сфере образования и все чаще подчеркивают необходимость интеграции России в европейскую...

Распределенное лидерство в контексте педагогики общей заботы...

Таким вариантом организации деятельности куратора может стать модель осуществления управления группой и ее самоуправления на основе распределенного (или рассредоточенного) лидерства, одновременно базирующая на педагогике общей заботы академика И. П. Иванова.

Управление качеством учебно-воспитательного процесса...

Лидерство – это психологическая характеристика, а руководство – социальная.

· навыки презентации – лидер является хорошим оратором, он выражает свое мнение и мнение

Лидеру необходимо владеть всеми существующими стилями управления и уметь применять...

Похожие статьи

Лидерство руководителя в контексте управленческой культуры...

Научное лидерство в аспекте управленческой культуры организации является сложным и неоднозначным явлением, поскольку социальные и управленческие роли руководителя и лидера в определенной мере противопоставлены. Отличия лидера и руководителя (менеджера)...

Методы и формы развития лидерских качеств менеджеров...

Менеджеры гостиничного сервиса в своей профессиональной деятельности реализуют руководство как

Бизнес-курсы достаточно трудоемкий и затратный процесс, к тому же на сегодняшний день в

1. Выявление и развитие лидерских качеств обучающихся в условиях...

Становление лидерских качеств руководителей коммерческих...

Лидерские качества — это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, и акмеологических характеристик личности руководителя коммерческой структуры. Однако, как отмечает О. В. Евтихов, лидерство обуславливается не...

Функции лидера в успешном управлении командой в организации

Лидерство существует повсеместно, где есть власть и организация. Харизматические лидеры существовали во все времена. Они появлялись в тот этап времени, когда остро вставали политические, финансовые или же социальные проблемы в стране, либо...

Исследование фундаментальных принципов эффективного лидера

Статья посвящена такой актуальной теме как исследование фундаментальных принципов эффективного лидера. Актуальность заключается в том, что сегодня имеется большое количество компаний...

Управление профессиональным развитием в современных...

В данной статье рассмотрен вопрос важности профессионального развития в современных организациях. Составлены этапы управления профессиональным развитием персонала в системе управления персоналом организации и выделены основные требования к...

Профессиональные и личностные качества менеджера

Ключевые слова: менеджер, профессиограмма менеджера, управление. В последнее время российские специалисты все глубже осознают важность международной деятельности в сфере образования и все чаще подчеркивают необходимость интеграции России в европейскую...

Распределенное лидерство в контексте педагогики общей заботы...

Таким вариантом организации деятельности куратора может стать модель осуществления управления группой и ее самоуправления на основе распределенного (или рассредоточенного) лидерства, одновременно базирующая на педагогике общей заботы академика И. П. Иванова.

Управление качеством учебно-воспитательного процесса...

Лидерство – это психологическая характеристика, а руководство – социальная.

· навыки презентации – лидер является хорошим оратором, он выражает свое мнение и мнение

Лидеру необходимо владеть всеми существующими стилями управления и уметь применять...

Задать вопрос