Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 18.02.2019

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Казакова Е. А. Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 157-159. — URL https://moluch.ru/archive/245/56503/ (дата обращения: 18.06.2019).



Встатье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного пребывания.

Ключевые слова: адаптация дошкольников к пребыванию в ДОО, адаптационный период, вариативные формы дошкольного образования, группа кратковременного пребывания.

Смена привычной для ребенка обстановки — это всегда стрессовая ситуация, поэтому первое время посещения ребенком дошкольной образовательной организации (ДОО) также может сопровождаться сложностями. Для их минимизации и исключения негативных последствий, к которым они могут привести (нежелание ходить в детский сад, стойкое стрессовое состояние и т. д.), педагогам и родителям следует обращать внимание на особенности адаптационного периода к ДОО, а также способствовать скорейшему протеканию этого периода. Правильно организованный адаптационный период способен значительно облегчить этот процесс и для ребенка, и для его родителей, и для педагогов.

Вопросы адаптации к ДОО возникают у любого ребенка, поступающего в группу детского сада, но наиболее актуальны они для впервые набранных групп, в которых все дети только начинают посещение детского сада, т. е. для детей раннего возраста. Именно для категории детей этого возраста существует такая вариативная форма работы в ДОО, как группа кратковременного пребывания, которая позволяет организовать постепенное привыкание воспитанников к детскому саду.

Под группой кратковременного пребывания (ГКП) понимается особая форма, созданная в ДОО для детей раннего дошкольного возраста и предусматривающая их кратковременное нахождение в ДОО (до 5 часов подряд). Именно благодаря небольшому количеству времени, на которое ребенок попадает в детский сад, при посещении ребенком ГКП происходит постепенная смена домашней обстановки на социальную среду детского сада. В течение пребывания в ДОО дети активно вовлекаются в социокультурную деятельность, при этом не происходит длительного болезненного расставания с родными, в первую очередь с мамой. Исследователи отмечают значимость такой формы работы для детей дошкольного возраста, в частности, по мнению И. В. Голенковой, «такие группы, способны корректировать процесс социальной адаптации дошкольников» [2, 31].

Для успешного осуществления адаптации ребенка к ДОО важную роль играют соблюдение некоторых условий. Среди них можно назвать следующие:

– наличие небольшого количества детей,

– плавное увеличение времени посещения сада,

– умение педагогов заинтересовать ребенка,

– внимание к каждому дошкольнику,

– активизация взаимодействия детей друг с другом,

– наличие организованной развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей возрастные интересы детей,

– осуществление разнообразных игр для дошкольников (на снятие эмоционального напряжения, на сближение детей, на развитие познавательных процессов, на развитие физических способностей и т. д.);

– осуществление работы по ознакомлению детей с различными помещениями группы и детского сада и их назначением.

Группа кратковременного пребывания успешно может выполнить эти условия, благодаря чему ребенок адаптируется легче, у него формируется привычка и положительное отношение к необходимости ежедневно посещать группу детского сада.

Благодаря посещению ребенком ГКП, он не только максимально безболезненно привыкает к ежедневному нахождению в детском саду, данная форма позволяет осуществлять адаптацию ребенка к последующему, более длительному, присутствию в группе полного дня. Приходя каждый день в группу кратковременного пребывания, дети привыкают к новому помещению, воспитателю и различным педагогам, другим детям, к действующим в детском саду правилам, особенностям распорядка дня и т. д. Такая подготовка позволяет ребенку при последующем посещении ДОО в группе полного дня комфортно ощущать себя в группе сверстников, уметь общаться с ними и с педагогами, т. е. решает многие вопросы социализации. Также в условиях ГКП дети привыкают к соблюдению многих режимных моментов, что облегчает их реализацию в последующем (дети знакомятся с организацией таких компонентов, как зарядка, музыкальное занятие, прогулка, непосредственно образовательная деятельность — лепка и рисование, учатся соблюдать на них требования педагогов). Большое значение имеет группа кратковременного пребывания и для развития самостоятельности дошкольников, совершенствования у них элементарных навыков самообслуживания (дети учатся мыть руки, пользоваться туалетной комнатой, самостоятельно одеваться и раздеваться и т. д.) Формирование данных навыков должно происходить в первую очередь в семье, однако зачастую многие дети младшего дошкольного возраста не обладают ими в необходимом объеме, что делает их пребывание в саду менее комфортным и требует от педагогов большого количества времени для организации любого процесса (например, помыть руки после прогулки каждому ребенку требует гораздо больше времени, чем проконтролировать процесс мытья рук детьми самостоятельно). Таким образом, группа кратковременного пребывания позволяет также решить существующую в настоящее время проблему недостаточной подготовки детей к посещению в ДОО в части отсутствия у детей необходимых навыков самообслуживания.

Следует также отметить, что в процессе посещения ГКП развивается и совершенствуется в том числе и иммунная система ребенка. В первый год посещения ребенком детского сада дети часто болеют в связи с незащищенностью иммунитета и большим количеством потенциальных вирусных угроз при расширении круга социального взаимодействия. Группы кратковременного пребывания характеризуются меньшей наполняемостью, чем группы полного дня, и посещающие их дети не столь часто переносят инфекционные заболевания, однако взаимодействие микрофлор позволяет иммунной системе подготовиться и в дальнейшем успешно противостоять болезням.

Важным является также то, что в процессе посещения ребенком ГКП педагоги могут полноценно взаимодействовать с семьей дошкольника, и это благоприятно отражается на процессе воспитания. Многие родители не знакомы с теми требованиями, которые предъявляются в детском саду к воспитанникам, в связи с чем не способны полноценно подготовить их к посещению ДОО (например, необходимость соблюдать определенный режим дня, правила поведения за столом, на прогулке и т. д.) В этих условиях ГКП позволяет взаимодействовать родителям и педагогам как педагогическим партнерам, что, как отмечает И. В. Кощиенко, «направлено на выработку и реализацию единых подходов к воспитанию и образованию дошкольника» [3, 28]. Таким образом, знакомство родителей с особенностями пребывания ребенка в детском саду также способствует адаптации ребенка к ДОО благодаря созданию сходных условий и предъявлению аналогичных требований в домашней обстановке.

Таким образом, благодаря гибкости организации данной формы работы с детьми, в условиях группы кратковременного пребывания может наиболее быстро и плавно пройти период адаптации ребенка к ДОО. Это связано с тем, что ГКП способствует, в первую очередь, созданию психологически комфортных условий нахождения ребенка в ДОО, а также направлена на развитие социализации и формирование навыков самообслуживания, совершенствование иммунной системы дошкольника. Кроме того, благодаря посещению ребенком ГКП, устанавливаются тесные связи с семьями дошкольников как с партнерами педагогического воздействия, что позволяет и обучить родителей правильным действиям для помощи своим детям в процессе адаптации. Можно сказать, что такая форма дошкольного образования без ущерба для привычной формы полноценного пребывания ребенка в детском саду позволяет облегчить протекание процесса адаптации к ДОО. Это делает посещение детского сада комфортным для ребенка, удобным для родителей и оптимальным для педагогов, а в целом направлено на повышение качества дошкольного образования.

Несомненно, что для осуществления адаптации ребенка к ДОО в рамках ГКП недостаточно только разработки и внедрения в деятельность детского сада данного вида групп. Данное направление педагогической деятельности включает в себя также совершение регулярного мониторинга функционирования таких групп, разработку и апробацию рабочих программ и оценку их результативности. Это позволит обнаружить эффективность реализуемой образовательной деятельности, а также определить ее возможные риски и неожиданные эффекты.

Литература:

  1. Адаптационная группа кратковременного пребывания: образовательная программа / авт.-сост. М. Н. Бахаровская. — Волгоград: Учитель, 2013. — 80 с.
  2. Голенкова И. В. Социально-педагогическая адаптация дошкольников в группах кратковременного пребывания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М. — 2011. — 166 с.
  3. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва — 2012. — 208 с.
  4. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт.-сост. Ю. А. Афонькина. — Волгоград: Учитель, 2014. — 105 с.
  5. Тимофеева Л. Л., Бережнова О. В. Вариативные модели организации дошкольного образования. Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2012. — 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, кратковременное пребывание, ребенок, группа, дошкольное образование, посещение ребенком, педагог, полный день, домашняя обстановка, адаптационный период.


Похожие статьи

Педагогические условия адаптации детей младшего...

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей.

Ключевые слова: педагогические условия адаптации, группы кратковременного пребывания. Оптимальной формой помощи являются группы...

Группа кратковременного пребывания как первая ступень...

ребенок, детский сад, кратковременное пребывание, ранний возраст, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, развитие, школьное обучение, дошкольное учреждение, игровая деятельность.

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна...

В статье представлен материал по организации на базе детского сада группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Нормативно-правовые основы организации группы...

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детский сад, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.

Одной из организационных форм адаптации ребёнка к детскому саду являются группы кратковременного пребывания.

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях группы...

Группа кратковременного пребывания — это форма работы с дошкольниками на основе их кратковременного пребывания в дошкольном учреждении. Группа кратковременного пребывания функционирует в ДОУ с сентября по май и рассчитана на детей от 1,5 до 3-х лет.

Примерный годовой план адаптационной группы...

Библиографическое описание: Барсукова О. В. Примерный годовой план адаптационной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста

Главная особенность групп адаптации и базисного развития для детей раннего возраста состоит в реализации принципа...

Образовательная программа по группе кратковременного...

Работа групп кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют обязательному...

Родительское собрание в 1-й младшей группе с элементами...

Период адаптации — тяжелое время для малыша. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение долгого времени и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем...

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка...

Как известно, процесс адаптации детей дошкольного возраста к посещению детского сада протекает с теми или иными осложнениями, тем более данный процесс приспособления к новым условиям детского социума протекает сложней и гораздо проблематичней для детей с...

Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей

Время пребывания ребенка в детском саде в период адаптации строго индивидуально. Однако, не следует в первый же день оставлять...

Похожие статьи

Педагогические условия адаптации детей младшего...

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей.

Ключевые слова: педагогические условия адаптации, группы кратковременного пребывания. Оптимальной формой помощи являются группы...

Группа кратковременного пребывания как первая ступень...

ребенок, детский сад, кратковременное пребывание, ранний возраст, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, развитие, школьное обучение, дошкольное учреждение, игровая деятельность.

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна...

В статье представлен материал по организации на базе детского сада группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Нормативно-правовые основы организации группы...

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детский сад, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.

Одной из организационных форм адаптации ребёнка к детскому саду являются группы кратковременного пребывания.

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях группы...

Группа кратковременного пребывания — это форма работы с дошкольниками на основе их кратковременного пребывания в дошкольном учреждении. Группа кратковременного пребывания функционирует в ДОУ с сентября по май и рассчитана на детей от 1,5 до 3-х лет.

Примерный годовой план адаптационной группы...

Библиографическое описание: Барсукова О. В. Примерный годовой план адаптационной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста

Главная особенность групп адаптации и базисного развития для детей раннего возраста состоит в реализации принципа...

Образовательная программа по группе кратковременного...

Работа групп кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют обязательному...

Родительское собрание в 1-й младшей группе с элементами...

Период адаптации — тяжелое время для малыша. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение долгого времени и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем...

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка...

Как известно, процесс адаптации детей дошкольного возраста к посещению детского сада протекает с теми или иными осложнениями, тем более данный процесс приспособления к новым условиям детского социума протекает сложней и гораздо проблематичней для детей с...

Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей

Время пребывания ребенка в детском саде в период адаптации строго индивидуально. Однако, не следует в первый же день оставлять...

Задать вопрос