Отношение обучаемых к использованию интеграционных связей между математикой и литературой в процессе обучения математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 11.02.2019

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Лавриченко, А. А. Отношение обучаемых к использованию интеграционных связей между математикой и литературой в процессе обучения математике / А. А. Лавриченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 223-224. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56427/ (дата обращения: 25.04.2024).



В работе раскрыты результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявления отношения обучающихся к интеграционным связям математики и литературы.

Ключевые слова: интеграция, гуманитаризация, межпредметные связи.

Современная образовательная система характеризуется предметноцентрическим построением образовательного процесса и поэтому недостаточно способствует развитию целостности представлений о многих процессах и явлениях. В то же время современное общество требует применения комплексных, синтетических знаний из различных областей науки. Именно поэтому встает вопрос об интегративном подходе к преподаванию различных предметов в школе, который способствует выработке системы знаний, четкому видению школьниками общих для разных предметов идей и формированию нового, интегративного способа мышления, необходимого для жизнедеятельности человека в обществе.

Термин интеграция имеет множество различных трактовок. К примеру, в философии понятие интеграции (integer — целый) рассматривается как восстановление, восполнение, как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов [2. С. 215]. Под интеграцией в образовательном процессе обычно понимают реализацию междисциплинарных (межпредметных) связей. Знаменитый русский педагог К. Д. Ушинский выделял особую важность межпредметной взаимосвязи для отражения целостной картины мира в представлениях школьников, для создания структурированной системы знаний и правильного миропонимания, отмечали необходимость обобщенного системного познания и полноты познавательного процесса [1].

Наше исследование основывается на изучении интеграционных связей математики и литературы, в основе которых лежит идея гуманитаризации школьного математического образования. Гуманитарные объекты литературного характера (поэтические строки, высказывания ученых, фрагменты художественных произведений и д. р.) позволяют реализовать интеграционные связи математики и литературы, которые в свою очередь развивают потенциал учеников, стимулируют познание ими окружающей действительности, развивают у них логику мышления, коммуникативные способности.

Мы решили выяснить, как обучаемые относятся к реализации интеграционных связей. С этой целью нами был разработан анонимный опросный лист, направленный на определение отношения обучаемых к использованию интеграционных связей между математикой и литературой в процессе обучения математике. К исследованию нами были привлечены учащиеся 5-х, 8-х, 11-х классов МБОУ СОШ № 9 и МБОУ СОШ № 15 г. Азова. В опросе приняли участие 52 ученика 5-х классов, 50 учеников 8-х классов, 45 учеников 11-х классов, т. е. всего опрошено 147 респондентов.

Результаты опроса представлены на рисунке 1:

Рис. 1

Исходя из полученных данных, мы можем сделать следующие выводы: на уроках математики редко используются межпредметные связи; задания, основанные на связи математики и литературы, встречаются на уроках крайне редко; совместное изучение математики и литературы не вызывает у обучающихся большого интереса; обучающиеся считают, что навык решения задач, основанных на интеграционных связях, в дальнейшем им не пригодится.

Следует также отметить, что учащиеся среднего и старшего звена по-разному относятся к интеграционным связям математики и литературы. Учащиеся 5-х классов с большим интересом относятся к связи математики и литературы, очень активно решают задачи, содержащие фабулу литературного характера. На наш взгляд, это обусловлено высоким познавательным интересом пятиклассников, т. к. на данный момент математика для них нечто новое, неизведанное и интересное, к тому же они еще не очень загружены различного рода подготовками к экзаменам, занятиям с репетиторами и др. Учащиеся 8-х классов не проявляют особого интереса к совместному изучению математики и литературы, но на уроках математики с большим интересом рассуждают над высказываниями ученых, изучают нить математики в биографиях великих людей. Вероятно, этот факт связан с особенностями психического развития учащихся 8-х классов, их стремлением рассуждать, высказывать свое мнение, самоутверждаясь таким образом. Учащиеся старшего звена не видят смысла в использовании этой связи, так как полностью погружены в изучение математики лишь как средства для сдачи ЕГЭ. А обучающиеся среднего звена с интересом рассуждают над высказываниями ученых, но под связью с литературой понимают решение задач с фабулой литературного характера.

Литература:

  1. Ушинский К. Д. Сочинения. — М.–Л.: Просвещение, 1948. — Т. 5
  2. Философский энциклопедический словарь / Редколлегия: В. В. Аверинцев, Э. А. Араб–Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия, 1989
Основные термины (генерируются автоматически): интеграционная связь математики, литература, литературный характер, связь, образовательный процесс, решение задач, связь математики, совместное изучение математики, старшее звено, урок математики.


Похожие статьи

Реализация межпредметной связи математики и информатики...

Данная статья посвящена проблеме реализации межпредметной связи математики и информатики при изучении математики в основной школе. Ключевые слова: межпредметные связи, график.

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

Например, русский — литература, математика — природоведение, литература — природоведение и др.

Интеграция — это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или...

Интегрированный урок математики с применением игровых...

Библиографическое описание: Поздеева Р. В. Интегрированный урок математики с применением игровых технологий в современной

Интегрированный урок с применением современных технологий позволяет добиться более качественных результатов обучения.

Роль задач в обучении математике | Статья в журнале...

Одной из целей обучения математике является овладение математическим языком и

Задачи-вопросы обычно требуют для своего решения (доказательства истинности ответа)

Простейшие исследования при решении задач следует предлагать уже с первых уроков...

Оптимизационные задачи в школьном курсе математики

Статья посвящена проблеме обучения школьников решению оптимизационных задач математики. Ключевые слова: оптимизационные задачи, интеграционные связи, прикладная направленность обучения. Активное развитие современных глобализационных процессов...

высшая математика, студент, математик, математическое...

Анализ удовлетворенности студентов использованием интеграционных связей при изучении высшей математики. Как видно из таблицы 2, в вопросе № 9 «Пригодятся ли Вам в жизни навыки решения задач, основанных на интеграционных связях» индекс удовлетворенности...

О сущности реализации межпредметных связей математики...

Здесь перед курсом математики стоит задача подготовить студентов к сознательному усвоению общетехнических и специальных дисциплин, использующих математический аппарат, к выполнению на современном уровне курсовых и дипломных проектов, к практической...

Учебное сотрудничество на уроках математики в условиях...

В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика. На всех этапах урока должна проявляться самостоятельность учащихся.

Могут быть выполнены следующие работы в парах на уроках математики: выполнение различных упражнений (устных и письменных)...

Программа внеурочной деятельности по математике...

Связь сдругими программами: программа концептуально имеет прямую связь с программами, также направленными на формирование исследовательских

- Включать в познавательную деятельность по изучению прикладных вопросов математики («Булева алгебра», «Метод...

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного...

Особый интерес вызывает интеграция музыки и математики. Примечательным является тот факт, что вопрос взаимодействия музыки и математики привлекает и музыкантов, и математиков. Музыкально-теоретические дисциплины связаны с математикой не только...

Похожие статьи

Реализация межпредметной связи математики и информатики...

Данная статья посвящена проблеме реализации межпредметной связи математики и информатики при изучении математики в основной школе. Ключевые слова: межпредметные связи, график.

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

Например, русский — литература, математика — природоведение, литература — природоведение и др.

Интеграция — это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или...

Интегрированный урок математики с применением игровых...

Библиографическое описание: Поздеева Р. В. Интегрированный урок математики с применением игровых технологий в современной

Интегрированный урок с применением современных технологий позволяет добиться более качественных результатов обучения.

Роль задач в обучении математике | Статья в журнале...

Одной из целей обучения математике является овладение математическим языком и

Задачи-вопросы обычно требуют для своего решения (доказательства истинности ответа)

Простейшие исследования при решении задач следует предлагать уже с первых уроков...

Оптимизационные задачи в школьном курсе математики

Статья посвящена проблеме обучения школьников решению оптимизационных задач математики. Ключевые слова: оптимизационные задачи, интеграционные связи, прикладная направленность обучения. Активное развитие современных глобализационных процессов...

высшая математика, студент, математик, математическое...

Анализ удовлетворенности студентов использованием интеграционных связей при изучении высшей математики. Как видно из таблицы 2, в вопросе № 9 «Пригодятся ли Вам в жизни навыки решения задач, основанных на интеграционных связях» индекс удовлетворенности...

О сущности реализации межпредметных связей математики...

Здесь перед курсом математики стоит задача подготовить студентов к сознательному усвоению общетехнических и специальных дисциплин, использующих математический аппарат, к выполнению на современном уровне курсовых и дипломных проектов, к практической...

Учебное сотрудничество на уроках математики в условиях...

В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика. На всех этапах урока должна проявляться самостоятельность учащихся.

Могут быть выполнены следующие работы в парах на уроках математики: выполнение различных упражнений (устных и письменных)...

Программа внеурочной деятельности по математике...

Связь сдругими программами: программа концептуально имеет прямую связь с программами, также направленными на формирование исследовательских

- Включать в познавательную деятельность по изучению прикладных вопросов математики («Булева алгебра», «Метод...

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного...

Особый интерес вызывает интеграция музыки и математики. Примечательным является тот факт, что вопрос взаимодействия музыки и математики привлекает и музыкантов, и математиков. Музыкально-теоретические дисциплины связаны с математикой не только...

Задать вопрос