Урок по русскому языку в 1 классе «Слова-синонимы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 11.02.2019

Статья просмотрена: 2640 раз

Библиографическое описание:

Бирюлева, Н. А. Урок по русскому языку в 1 классе «Слова-синонимы» / Н. А. Бирюлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56407/ (дата обращения: 25.04.2024).



Цели и задачи: — познакомить детей со словами-синонимами;

− развивать речь учащихся;

− обогащать словарный запас;

− формировать умение составлять предложения;

− воспитывать чувство любви к родному языку и родной природе на материале художественных произведений;

− воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Организационное начало урока.

У нас в классе сегодня гости. Поздоровайтесь. Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу.

На уроке русского языка мы продолжим красиво писать, будем думать, рассуждать, повторим изученный материал и познакомимся с новыми очень интересными словами.

  1. Чистописание.

синонимы (обертывание буквы)

Внимание на доску. Скажите, какое слово я написала. (синонимы)

На уроках чтения у нас встречались такие слова. Кто знает, что такое синонимы?

(Синонимы — это …)

(В руках учителя карточка, на которой написано: СИНОНИМЫ)

— Прочитайте ещё раз это слово про себя. Назовите 1-ый, 2-ой …слоги.

— Назовите ударный слог.

— А теперь давайте вслух, по слогам прочитаем это слово.

Тема нашего урока: «Слова — синонимы» (карточка крепится на доске)

— Взяли ручки с зеленой пастой. Перед тем, как вы напишите это слово, скажите, на что надо обратить внимание при выполнении задания. (На высоту букв, на расстояние между элементами и между буквами, на верхнее и нижнее соединения)

— Напишите слово четко, ровно, без помарок.

  1. Объяснение нового материала.

1. Перед тем, как говорить о новых очень интересных словах, попрощаемся со старыми нашими знакомыми словами — близнецами.

(На доске картинки с изображением ключей. Учитель читает стихотворение)

Потеряла Алёнушка ключ,

На опушке искала — не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ.

Да не этот ей нужен, как видно.

Много разных есть ключей:

Ключ родник среди камней,

Ключ скрипичный завитой,

И обычный ключ дверной.

— О чём это стихотворение? О каких ключах говорится в стихотворении?

(Ключ дверной для запирания и отпирания замка.

Ключ скрипичный — знак в начале нотной строки.

Ключ, вытекающий из земли.

Можно спросить, какие ещё значения имеет слово «ключ»?)

— Как же называются слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение? (Омонимы)

(Оставляем на доске картинку с изображением родника)

— Как же по-другому можно назвать ключ, где реки берут свое начало, место, где можно напиться человеку или животному? (Родник, источник)

Скажи «родник» -

И вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

— Разные слова «ключ», «родник» называют одно и то же: водный источник, который течет из глубины земли.

— Как называются слова, которые имеют одинаковое лексическое значение, но произносятся по-разному. (Слова-синонимы)

(На доске открывается запись: Р…ДНИК И…ТОЧНИК КЛЮЧ)

— Напишите на следующую строчку слова, вставьте пропущенные буквы.

— Проверим! Какое слово лишнее? Почему? (Ключ, т. к. нет правила на безударную гласную)

— Давайте определим, в какой части слова находится безударная гласная в двух других словах, и объясним их написание?

(Родник — безударная гласная в корне слова, словарное слово;

источник — безударная гласная в приставке, глухая с глухой, безударная гласная в суффиксе)

— С точки зрения фонетики, что объединяет все эти слова.

(Количество букв и звуков совпадает)

— С точки зрения морфологии, что объединяет все эти слова?

(Это имена существительные мужского рода, стоят в единственном числе, неодушевлённые, нарицательные)

— Значит, слова-синонимы могут обозначать предметы, являться именами существительными. С одним из этих слов придумайте словосочетание.

(Источник в лесу…)

— Напишите словосочетание на следующую строчку, крестиком укажите главное слово.

2. Запишите слова в два столбика. В первый столбик слова с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением; во второй — слова с безударной гласной, которую можно проверить ударением.

Слова: громадный, пахучий, забавный, большой, дозорный, ароматный, сторожевой, забавный, смешной, морозный, холодный.

(В тетради у детей:

Громадныйпахучий

забавный большой

дозорный сторожевой (-ив- -ев- повтор)

ароматный смешной

морозный холодный

В словах выделены приставки и корни)

— Проверим! Прочитайте слова, которые вы записали в первый столбик. Назовите безударную гласную, определите, в какой части слова она находится.

—Как называются слова, безударную гласную в которых мы проверить не можем? (словарные)

— Прочитайте слова второго столбика. Назовите безударную гласную. Определите, в какой части слова она находится, подберите проверочное слово. (Проверка)

— Обратите внимание на словообразование.

Какое слово лишнее? (Большой)

Почему?

(Все остальные слова образованы суффиксальным способом)

— А теперь к словам левого столбика подберите близкие по смыслу слова из правого столбика. Возьмите простой карандаш и соедините два слова стрелочкой.

(Выполняют работу)

— Как называются слова близкие или одинаковые по значению, но разные по написанию.

(Слова-синонимы)

— Какой части речи эти слова?

(Имена прилагательные)

— Значит, слова-синонимы могут обозначать признак предмета и являться именами прилагательными.

— Прочитайте пары слов. Дополните каждую пару. Давайте синонимы к словам морозный, холодный запишем в тетрадь.

(В тетради и на доске появляется запись: студеный, ледяной, мерзлый, суровый

Можно написать слова в порядке возрастания признака.)

— Придумайте предложение со словосочетанием, которое мы написали и одним из прилагательных.

(На доске и в тетрадях дети пишут предложение и разбирают его.

Предложение: Влесу из глубины земли бьёт холодный источник. В словах выделены орфограммы — безударные гласные, обозначены части слова, в которых находятся эти орфограммы; подчеркнута грамматическая основа, обозначены части речи)

— Каким близким по значению словом можно заменить слово «холодный»? (студеный)

Прочитайте новое предложение.

3. Асейчас внимание на доску. (На доске запись)

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой,

Бьёт из камней родник студеный.

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами,

Стеклом расплавленным бежит.

(И.Бунин)

— Прочитайте про себя то, что написано на доске. Приготовьтесь прочитать вслух.

— Что вы прочитали? (Текст)

Докажите. (…)

— Всё ли в тексте понятно?

Вода чистая, прозрачная, похожа на расплавленное стекло. Как вы понимаете это предложение? (…)

— Подберите синоним к слову «хрустальная» (Прозрачная)

— Какова тема текста? О чем говорится в тексте? (В тексте говорится о роднике)

Как можно озаглавить этот текст? (Родник)

И.Бунин так и озаглавил стихотворение — «Родник».

— Каждый текст имеет идею — главную мысль, ради которой создаётся произведение. Какая идея этого текста?

(Бунин показал нам движение родниковой воды….)

— Какие слова использовал для этого? (слова-синонимы)

Прочитайте этот текст ещё раз вслух. Найдите в нем слова-синонимы, слова, передающие движение воды.

(На доске появляются карточки со словами: БЬЁТ, КИПИТ, ИГРАЕТ, СПЕШИТ, КРУТИТСЯ, БЕЖИТ).

—Какой частью речи являются эти слова-синонимы? (Глаголами)

Значит, слова-синонимы могут быть не только именами существительными, именами прилагательными, но и глаголами.

— С новой строчки, с большой буквы напишем слова-синонимы из текста и продолжим синонимический ряд.

«Бьёт из камней» — как по-другому можно сказать?

(Течет, струится, льётся, хлещет)

— Какое из этих слов больше подходит к нашему стихотворению? (Хлещет)

Аналогично:

Кипит — бурлит, клокочет

Играет — резвится

Спешит — торопится

Крутится — вращается, кружится

Бежит — мчится, несется

— Какой характер должен иметь родник, чтобы совершать такие действия?

(Бурный, импульсивный, беспокойный, бушующий, шумный, задорный)

Родник — это символ России, сердце нашей родины.

— Как вы думаете, зачем человеку необходимо знать, как можно больше слов-синонимов?

3. Закрепление.

— Вспомните, о чем мы говорили сегодня на уроке?

— Что нового вы узнали?

— Какие слова называют синонимами?

4. Организационный конец урока.

Основные термины (генерируются автоматически): слово, Ключ, гласная, доска, какая часть слова, какое слово, родник, синоним, текст, глубина земли.


Похожие статьи

Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта...)

Как пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить в этом слове? (безударную гласную О) Прочитайте слово

Основные термины (генерируются автоматически) : слово, группа слов, Какая буква, начальная школа, русский язык, ворон, гласная, класс...

Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале...

В образцовом художественном произведении каждое слово на своём месте, нередко оно выстрадано писателем, найдено им в результате долгих и мучительных поисков, и заменять в художественном произведении одни слова другими или вообще их «сокращать»...

Урок русского языка во 2 классе на тему: "Корень слова."

Однокоренные слова" с использованием электронных образовательных ресурсов [Текст]

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация «Корень слова.

часть речи, русский язык, какая часть речи, урок, слово, местоимение, группа, пробное действие...

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Задание. Какой частью речи является выделенное слово? Приведи доказательства.

Спишите слова, в которых есть буква Ц. Объясните правописание гласной в корне слова.

Подберите синонимы к словам темнота, страна, пурга и антонимы к словам вспыльчивый, свежий, ночной.

Исследование стратегий заучивания словарных слов на уроках...

Мы разделили слова на группы по типу орфограмм, вспомнили правила правописания некоторых слов, подобрали к какой-то части проверочные. Вторую группу непроверяемых, словарных слов, мы оставили для более детального анализа. Занимаясь не один год...

Роль, место и частота употребления самостоятельных...

Слова — это обозначения, названия, имена всего того, что мы видим, чувствуем, воспринимаем в окружающем нас мире.

Морфологические и синтаксические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они заменяют в предложении.

Оронимы, образованные из монгольских словарных единиц

Ключевые слова: алтайские языки, лексические единицы, тюркские и монгольские языки

Действительно, многие слова и аффиксы, используемые в тюркских и монгольских языках по

Это слово в форме земля сайхон, связано с понятием, выражающим противоположную форму...

Развитие орфографической зоркости в начальной школе

‒ найдите слово с безударной гласной в корне, подберите родственное, образуйте новое, составьте с каждым словом предложение, а из предложений рассказ; ‒ выберите слова с безударной гласной на тему «Птицы», «Школьные вещи»; ‒ выпишите слово, состоящее из...

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в

Формирующая мысль требует для своего выражения языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в свою...

Похожие статьи

Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта...)

Как пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить в этом слове? (безударную гласную О) Прочитайте слово

Основные термины (генерируются автоматически) : слово, группа слов, Какая буква, начальная школа, русский язык, ворон, гласная, класс...

Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале...

В образцовом художественном произведении каждое слово на своём месте, нередко оно выстрадано писателем, найдено им в результате долгих и мучительных поисков, и заменять в художественном произведении одни слова другими или вообще их «сокращать»...

Урок русского языка во 2 классе на тему: "Корень слова."

Однокоренные слова" с использованием электронных образовательных ресурсов [Текст]

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация «Корень слова.

часть речи, русский язык, какая часть речи, урок, слово, местоимение, группа, пробное действие...

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Задание. Какой частью речи является выделенное слово? Приведи доказательства.

Спишите слова, в которых есть буква Ц. Объясните правописание гласной в корне слова.

Подберите синонимы к словам темнота, страна, пурга и антонимы к словам вспыльчивый, свежий, ночной.

Исследование стратегий заучивания словарных слов на уроках...

Мы разделили слова на группы по типу орфограмм, вспомнили правила правописания некоторых слов, подобрали к какой-то части проверочные. Вторую группу непроверяемых, словарных слов, мы оставили для более детального анализа. Занимаясь не один год...

Роль, место и частота употребления самостоятельных...

Слова — это обозначения, названия, имена всего того, что мы видим, чувствуем, воспринимаем в окружающем нас мире.

Морфологические и синтаксические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они заменяют в предложении.

Оронимы, образованные из монгольских словарных единиц

Ключевые слова: алтайские языки, лексические единицы, тюркские и монгольские языки

Действительно, многие слова и аффиксы, используемые в тюркских и монгольских языках по

Это слово в форме земля сайхон, связано с понятием, выражающим противоположную форму...

Развитие орфографической зоркости в начальной школе

‒ найдите слово с безударной гласной в корне, подберите родственное, образуйте новое, составьте с каждым словом предложение, а из предложений рассказ; ‒ выберите слова с безударной гласной на тему «Птицы», «Школьные вещи»; ‒ выпишите слово, состоящее из...

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в

Формирующая мысль требует для своего выражения языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в свою...

Задать вопрос