Театрализованная игра как средство развития художественно-творческих способностей детей 6–7 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 10.02.2019

Статья просмотрена: 181 раз

Библиографическое описание:

Колун, А. А. Театрализованная игра как средство развития художественно-творческих способностей детей 6–7 лет / А. А. Колун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56385/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье рассматривается влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие ребенка 6–7 лет. Государство и современное общество нуждается в творческих личностях, поэтому педагоги ставят перед собой задачу- определение и развитие творческих способностей ребенка.

Ключевые слова: игра, театрализованная деятельность, младший школьник, творчество.

В научных трудах отечественных психологов и педагогов часто затрагиваются вопросы развития детского творчества. Благодаря таким ученым как: Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, Е. А. Леванова, Н. П. Саккулина, А. И. Савенков, Н. Н. Поддъяков, Б. М. Теплов и д. р., мы можем говорить о том, что детское творчество неразрывно связано с игрой.

Общество на современном этапе выдвигает условия довольно высокого уровня, благодаря которым тема данной статьи может быть актуальна. Согласно ФГОС НОО, современное общество нуждается во всесторонне развитой личности, умеющей творить и думать индивидуально, способной быть «не как все». Выдвигается педагогическая задача — повысить престиж научных знаний, и интеллекта в целом. В своих трудах ученые часто ищут решение психолого-педагогических проблем. Каждый родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок раньше освоил навык чтения, письма и счета. Для этого они подключают опытных педагогов, работают с психологами. Тем самым, делая упор на развитие одной стороны ребенка, забывая о другой — развитие духовно-нравственных качеств. Творческий мир ребенка не является таким значимым для родителя. Дети, живущие в наше время, получили свободный доступ к информации. Они знаю больше, чем их сверстники 15–20 лет назад. Приобрести знания, становится все легче, соответственно и ценность их меняется. Поэтому, заинтересовать ребенка все сложнее, приходится использовать нестандартные методы в своей работе. Современные дети быстро решают логические задачи, и совсем не умеют выражать искренние эмоции. Проявление черствости и душевного равнодушия можно встретить все чаще. На все происходящее вокруг они смотрят без восхищения. Например, дети 6–7 лет в период адаптации (первые несколько месяцев обучения) зажаты, подвержены стрессу, испытывают сложности в процессе коммуникации. Также в этом возрасте у ребенка происходит кризис 7 лет. Все чаще родители и работники образовательных учреждений отмечают резкие изменения в поведении ребенка: недисциплинированность, отсутствие простых навыков саморегуляции поведения, привлечение к себе внимания различными способами и т. д. По мнению следующих ученых: Н. А. Ветлугиной, Е. А. Левановой, С. Н. Томчиковой решением подобных проблем является театрализованная игра.

П. П. Болонский в своих научных трудах считал, что художественное творчество базируется на театрализованной игре.

Согласно определению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников — это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [5, с.3].

Детям легче выражать своё настроение и эмоции в момент игры, т. к. такой вид деятельности является для них наиболее доступным, почти не имеет условных рамок.

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети — одаренные, и задача педагога — раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. Входя в образ, дети играют любые роли, стараясь подражать тому, что видели и что их заинтересовало. От этого они получают огромное эмоциональное наслаждение [3, с. 66].

И. А. Генералова, М.Б Зацепина, Т. С. Комарова, Н. Ф. Сорокина и д. р. считают, что театрализованная деятельность благоприятно влияет на общее развитие младшего школьника, дает ему возможность узнать себя в полной мере. В процессе театрализованной игры ребенок демонстрирует интеллект, развивает ассоциативное мышление, интересуется всем происходящим вокруг. И, благодаря взрослым, дети учатся: анализировать полученную информацию, обобщать её и делать выводы. Ряд специально созданных упражнений: артикуляционная разминка, дыхательная гимнастика и т. д., оказывает влияние на развитие волевых качеств ребенка, формируют правильную речь. Также, нельзя не принимать во внимание тот факт, что, в процессе театрализованной игры дети знакомятся с окружающим их миром: учатся контактировать со сверстниками, сопереживать им, выручать в трудных ситуациях, договариваться и, что немало важно, получают эмоциональную разрядку.

Для того, чтобы ребенок смог самостоятельно подходить к формированию образа сценического героя, нужно начинать знакомить его с разными видами театрального жанра. На первичном этапе, по мнению, С. Н. Томчиковой подойдут кукольный и драматический театры. Чем чаще ребенок наблюдает за мимикой педагога, жестикуляцией, правильной расстановкой ударения и пластикой педагога, тем быстрее он сможет почувствовать себя на сцене более уверенно. Также следует отдать должное внимание знакомству детей с театром.

Приведем пример из опыта работы. Нами был проведен цикл занятий, направленный на развитие творческих способностей детей 6–8 лет.

Целью наших занятий стало развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста с помощью сценического образа.

Задачи цикла:

– знакомство с разнообразными и увлекательными видами театрального искусства;

– развитие эмоционального контроля ребенка;

– формирование аффективного воображения.

Цикл наших занятий включал в себя 5 разделов:

  1. «Играй»- этот раздел направлен на приобретение ребёнком знаний и умений профессиональной театральной игре. На этапе знакомства с театром ребенок должен понимать, что во главе стоит творчество.
  2. «Пластика и ритмика»- без развития психомоторных способностей младшего школьника нельзя обрести гармонию со своим телом. Этот цикл включает в себя музыкальные и танцевальные занятия.
  3. «Говорю правильно и красиво»- цикл направлен на развитие речевого аппарата, четкой дикции, правильного дыхания у ребенка. Большое внимание уделяется играм в слова, что способствует развитию фантазии, и постановке логичной речи.
  4. «Из чего состоит театр»- этот раздел направлен на знакомство детей с базовыми понятиями и определениями театрального искусства.
  5. «Представление» в основе цикла лежат эксклюзивные сценарии, которые были написаны в соавторстве учителя и родителей.

Подведем итоги. Наше общество как никогда нуждается во всесторонне развитых личностях. В период 6–7 лет ребенок испытывает ряд трудностей в общении, понимании норм поведения в обществе; нестабилен к стрессам. Учеными давно отмечено, что беседы и нравоучения не оказывают сильного влияния на формирование мировоззрения ребенка. Для решения таких проблем педагоги прибегают к нетрадиционным методам обучения и воспитания подрастающего поколения. В качестве отличного решения вышеупомянутых проблем может выступить театрализованная деятельность. Она способствует всестороннему развитию ребенка и эмоционально его разряжает.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка / Л. С. Выготский // Психология развития. — СПб, 2001. — С. 56–79
  2. Зацепина, М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: обзор программ дошкольного образования/М. Б. Зацепина.-М.: ТЦ Сфера, 2010. -128с.
  3. Комарова Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание. — 2008. -№ 10. — с. 65–67.
  4. Леванова Е. А. Технологии здоровьесбережения в образовании: учеб.-метод. пособие / Е. А. Леванова, В. А. Плешаков, Т. В. Пушкарева и др. -М.: МОСПИ-МПГУ, 2008. -150 с.
  5. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти, 2002
  6. Томчикова С. Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности [Текст]: Учебное методическое пособие /С. Н. Томчикова. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 90с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театрализованная деятельность, театрализованная игра, детское творчество, младший школьник, развитие, всестороннее развитие ребенка, знакомство детей, современное общество, театральное искусство.


Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

Кроме вышеперечисленного, театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу

Театрализовано-игровая деятельность для детей младшего школьного возраста очень

Театрализованная деятельность дает возможность для развития своих творческих...

Театрализованная деятельность как средство развития...

Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных

Театральные игры–занятия проходят с группой детей 1 раз в неделю, а в подготовительной к школе группе 2 раза в неделю.

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность.

Принимая участие в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром.

В таких играх, творчество ребенка проявляется в том, насколько правдиво он изображает своего героя.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор...

В педагогических исследованиях театрализованная деятельность рассматривается как

Театрализованная деятельность является оптимальным условием для решения задач

При участии в театрализованных играх у детей формируются представления о событиях из жизни...

Роль театрально-игровой деятельности в формировании...

Театрально-игровая деятельность объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства

Театрализованная деятельность является мощным средством гармоничного развития и

В процессе театрально-игровой деятельности и учителю и детям необходимо развивать...

Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, детский сад, театральная деятельность, творческое развитие, творческая

Театрально-игровая деятельность позволяет решать вопросы развития личности: активизация словаря, развитие монологической и диалогической...

Творческое развитие дошкольников в процессе... | Молодой ученый

Творческое развитие способствует развитию ребёнка в целом. И наш взгляд, именно

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями

Приобщать детей к театральному искусству, можно начинать с просмотров спектаклей в...

Организация театрализованной деятельности в детском саду...

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.

нарушение интеллекта, театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность

Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность.

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, детский сад, театральная деятельность, творческое развитие, творческая активность

При участии в театрализованных играх у детей формируются представления о событиях из жизни людей, животных, растений, что дает им...

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

Кроме вышеперечисленного, театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу

Театрализовано-игровая деятельность для детей младшего школьного возраста очень

Театрализованная деятельность дает возможность для развития своих творческих...

Театрализованная деятельность как средство развития...

Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных

Театральные игры–занятия проходят с группой детей 1 раз в неделю, а в подготовительной к школе группе 2 раза в неделю.

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность.

Принимая участие в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром.

В таких играх, творчество ребенка проявляется в том, насколько правдиво он изображает своего героя.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор...

В педагогических исследованиях театрализованная деятельность рассматривается как

Театрализованная деятельность является оптимальным условием для решения задач

При участии в театрализованных играх у детей формируются представления о событиях из жизни...

Роль театрально-игровой деятельности в формировании...

Театрально-игровая деятельность объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства

Театрализованная деятельность является мощным средством гармоничного развития и

В процессе театрально-игровой деятельности и учителю и детям необходимо развивать...

Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, детский сад, театральная деятельность, творческое развитие, творческая

Театрально-игровая деятельность позволяет решать вопросы развития личности: активизация словаря, развитие монологической и диалогической...

Творческое развитие дошкольников в процессе... | Молодой ученый

Творческое развитие способствует развитию ребёнка в целом. И наш взгляд, именно

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями

Приобщать детей к театральному искусству, можно начинать с просмотров спектаклей в...

Организация театрализованной деятельности в детском саду...

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.

нарушение интеллекта, театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность

Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность.

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, детский сад, театральная деятельность, творческое развитие, творческая активность

При участии в театрализованных играх у детей формируются представления о событиях из жизни людей, животных, растений, что дает им...

Задать вопрос