ИКТ на уроках английского языка как средство повышения мотивации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 11.02.2019

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Погребнякова, Е. Ю. ИКТ на уроках английского языка как средство повышения мотивации / Е. Ю. Погребнякова, О. Ю. Холюта. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56339/ (дата обращения: 09.03.2021).



Статья посвящена инновационным методикам изучения английского языка с помощью ИКТ-технологий на уроках и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: эффективные способы, мотивация, игровая форма, ИКТ, контроль знаний, развитие творчества.

Согласно Концепции модернизации российского образования, до 2020 г., [2] одной из целей образовательного процесса является повышение мотивации обучающихся к овладению компетенциям необходимыми для успешного освоения необходимых знаний.

Одним из наиболее эффективных способов повышения мотивации, обучающихся к изучению английского языка является использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.

Рассмотрим несколько факторов, которые способствуют повышению мотивации воспитанников.

Современные обучающиеся уверенно владеют ИКТ и являются активными пользователями сети Интернет, в связи с этим использование данных технологий в школе вызывает позитивные эмоции у обучающихся, поскольку они видят применение своих навыков на практике [1]. Так, например, для закрепления изученного материала воспитанники могут использовать упражнения с обучающих сайтов, которые можно выполнять в режиме онлайн (http://www.learningapps.org http://www.audio-english.ru http://www.english4all.ru http://www.am-en.ru http://www.englishforkids.ru http://begin-english.ru/test/). Данные ресурсы позволяют конструировать обучающие упражнения различной степени сложности — от самых простых до заданий повышенной сложности.

ИКТ позволяют проводить занятия в игровой форме. Это возможно благодаря значительному числу веб-ресурсов и приложений, преподносящих учебную информацию с помощью игр. Так, например, в играх “Password” And “Key words” отрабатываются навыки овладения реальным словарным запасом, активизации лексических единиц по нескольким темам одновременно, а также запоминание новых или отработка ранее изученных слов.

Рис. 1. Игра «Password»

Смысл лексической игры “Password” (рис.1) заключается в том, что на экран выводится первая буква слова из активной лексики и ее объяснение на английском языке, задача обучающихся — прочитать определение данного слова и назвать его. Данная лексическая игра способствует активизации лексического и грамматического материала, совершенствованию навыков аудирования и произношения, следовательно, косвенно помогая обучающимся улучшить навыки говорения.

Рис. 2. Игра «Keywords»

Что касается игры “Key words” (рис.2), то в этой лексической игре обучающиеся должны понять какую лексическую единицу объединяют слова, изображённые на слайде. Более того, в игре развиваются творческие, мыслительные пособности воспитанников. С помощью интерактивных игр можно не только эффективно обучать грамматике, расширять словарный запас и отрабатывать навыки устной речи, но, самое главное — урок никогда не будет скучным, что повлечет за собой повышение мотивации и качества знаний обучающихся.

Использование ИКТ дает возможность обучающимся участвовать в конкурсах, олимпиадах, викторинах, так как большинство из них на сегодняшний день проводятся в режиме онлайн. Участие в подобных конкурсах позволит обучающимся на практике увидеть результаты своей деятельности, а возможность получения награды за активную учебную деятельность станет дополнительным стимулом.

ИКТ позволяют наглядно продемонстрировать изучаемый материал в виде таблиц, схем, рисунков, воздействуя сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую и эмоциональную. Благодаря этому учебный материал можно эффективно адаптировать под особенности обучающихся, соблюдая разноуровневую и разнотемповую дифференциацию. Следовательно, обучающимся проще запомнить информацию и воспроизвести ее.

ИКТ дают обучающимся возможность ближе познакомиться с реалиями англоязычных стран благодаря просмотру фильмов и видеоматериалов, а также улучшить навыки восприятия английского языка на слух. Так, например, этап целеполагания целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста, а, например, как небольшое видео или фоторяд.

В качестве текстовой вставки могут выступать определения, цитаты, загадки (рис.3), составление слов из уже имеющихся букв. Восприятие английского языка на слух способствует также развитию коммуникативных навыков, поскольку в процессе просмотра происходит знакомство с разговорным английским языком. Многие УМК, включающие в себя аудиоматериалы, зачастую упускают данный аспект из виду.

Рис. 3. Пример загадок

Использование ИКТ повышает исследовательские компетенции обучающихся. В данном контексте большую важность имеют проекты, выполненные обучающимися на уроках или в качестве домашнего задания. Они подразумевают подготовку презентаций, демонстрируемых с использованием мультимедийного проектора. На слайдах сжато отображена информация по рассматриваемому вопросу, обучающиеся дополняют презентации устным выступлением. Такая форма работы позволяет не только сформировать навыки работы в команде, но и является практикой ораторского мастерства.

Таким образом, использование ИКТ позволяет:

  1. Обеспечить положительную мотивацию обучения;
  2. Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  3. Повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5–2 раза;
  4. Усовершенствовать контроль знаний;
  5. Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  6. Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
  7. Индивидуализировать учебный процесс.

Несмотря на все перечисленные плюсы использования ИКТ, современный преподаватель должен осознавать, что применение только данной технологии недостаточно для создания активной образовательной среды, в которой современные обучающиеся получают возможность для творческого развития и максимальной самореализации. Использование ИКТ необходимо комбинировать с традиционными подходами к образовательному процессу. Таким образом, информационно-коммуникативные технологии значительно увеличивают эффективность учебного процесса и позволяют повысить мотивацию обучающихся.

Литература:

  1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И. Г. Захарова. — М.: Академия, 2007. — 192 с.
  2. Концепция модернизации российского образования до 2020 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.irorb.ru/files/kafedri/pedagogi/konc_razv_obr_RF_do_2020.pdf (Дата обращения: 03.12.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, ИКТ, обучающийся, лексическая игра, учебный процесс, внеурочная деятельность, игра, игровая форма, контроль знаний, образовательный процесс.


Ключевые слова

мотивация, ИКТ, контроль знаний, игровая форма, эффективные способы, развитие творчества

Похожие статьи

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

Учебный процесс должен активизировать имеющиеся у каждого учащегося

Игра, введённая в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из

Только разумное применение лексических игр на уроках и сочетание их с другими методическими приёмами...

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

- учебно-познавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания).

Игровые технологии как эффективное средство активизации...

Роль игры на уроках иностранного языка огромна, так как она позволяет сделать учебный

Игра – разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных

Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения...

К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе

Ключевые слова: игра, обучение, иностранный язык, мотивация, коммуникативный процесс

По количеству обучающихся, задействованных в игровой форме деятельности, игры

Лексические игры позволяют сосредоточить внимание обучающихся исключительно на...

Игровая форма в преподавании иностранного языка

Статья посвящена роли игровым учебным технологиям в преподавании иностранного языка. Особое внимание уделяется функциям игры на занятии по иностранному языку, а также предоставляемым возможностям интенсифицировать образовательный процесс...

Особенности игры и игровой деятельности в обучении...

Методы и приемы: игровой метод (учебная игра). Игра “Find your pair”. Дидактический материал: набор карточек с предложениями, содержащими вторую и третью формы неправильных глаголов. Ход игры. Готовятся карточки с предложениями в Past Simple и...

Использование игровых технологий на уроках иностранного языка

Игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку.

Использование игровых технологий помогает учителю оживить урок, внести естественность в

Несомненно, учебная игра помогает развивать и скорректировать знания...

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших...

Компьютерные технологии могут применяться в образовательном процессе на самых его начальных этапах и на всех изучаемых учебных предметах, а также во время внеурочной и внеклассной работы. Английский язык как учебный предмет вводится на втором году...

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство...

Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются: повышение мотивации к изучению языка; развитие речевой компетенции; умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе

- Игровая, где учащиеся могут попробовать себя в роли экскурсовода, посетителя, смотрителя музея.

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему...

Похожие статьи

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

Учебный процесс должен активизировать имеющиеся у каждого учащегося

Игра, введённая в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из

Только разумное применение лексических игр на уроках и сочетание их с другими методическими приёмами...

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

- учебно-познавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания).

Игровые технологии как эффективное средство активизации...

Роль игры на уроках иностранного языка огромна, так как она позволяет сделать учебный

Игра – разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных

Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения...

К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе

Ключевые слова: игра, обучение, иностранный язык, мотивация, коммуникативный процесс

По количеству обучающихся, задействованных в игровой форме деятельности, игры

Лексические игры позволяют сосредоточить внимание обучающихся исключительно на...

Игровая форма в преподавании иностранного языка

Статья посвящена роли игровым учебным технологиям в преподавании иностранного языка. Особое внимание уделяется функциям игры на занятии по иностранному языку, а также предоставляемым возможностям интенсифицировать образовательный процесс...

Особенности игры и игровой деятельности в обучении...

Методы и приемы: игровой метод (учебная игра). Игра “Find your pair”. Дидактический материал: набор карточек с предложениями, содержащими вторую и третью формы неправильных глаголов. Ход игры. Готовятся карточки с предложениями в Past Simple и...

Использование игровых технологий на уроках иностранного языка

Игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку.

Использование игровых технологий помогает учителю оживить урок, внести естественность в

Несомненно, учебная игра помогает развивать и скорректировать знания...

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших...

Компьютерные технологии могут применяться в образовательном процессе на самых его начальных этапах и на всех изучаемых учебных предметах, а также во время внеурочной и внеклассной работы. Английский язык как учебный предмет вводится на втором году...

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство...

Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются: повышение мотивации к изучению языка; развитие речевой компетенции; умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе

- Игровая, где учащиеся могут попробовать себя в роли экскурсовода, посетителя, смотрителя музея.

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему...

Задать вопрос