Индивидуально-дифференцированный подход на занятиях по художественному творчеству с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 05.02.2019

Статья просмотрена: 685 раз

Библиографическое описание:

Щербатова, Н. Г. Индивидуально-дифференцированный подход на занятиях по художественному творчеству с детьми с ОВЗ / Н. Г. Щербатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 248-250. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56319/ (дата обращения: 27.02.2021).



Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны.

В. А. Сухомлинский.

В настоящее время в национальной политике образования в нашей стране осуществляются глобальные перемены. Главной задачей образования является выявление потенциала всех участников педагогического процесса, раскрытие творческих способностей, независимо от их физического и психического развития.

Федеральный государственный стандарт образования для детей с ОВЗ предъявляет педагогам такие требования, как использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ и построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы в условиях внедрения ФГОС является:

− создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и развивающей предметно-пространственной среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка;

− определяются методы обучения в соответствии с возможностями детей с ОВЗ. [1]

Все выше сказанное говорит о том, что при работе с детьми с ОВЗ очень важен индивидуальный и дифференцированный подход.

О трудностях индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей высказывались выдающиеся деятели педагогики, как русской, так и зарубежной.

Я. А. Каменский — великий чешский педагог — говорил о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.

Одним из важнейших методов в коррекционной педагогике считается метод — наблюдение. Именно этот позволяет определить возможности каждого воспитанника и четко определить программу его развития, опираясь на зону ближайшего развития.

Основополагающей целью в своей работе рассматриваю подготовку детей к адекватному включению в социальную среду и коррекцию их психофизических недостатков. Нужно учитывать то, что потенциал компенсации дефектов развития у каждого ребенка индивидуален, и поэтому обучение проходит по этапам и не должно быть ограничения по времени для выполнения.

К каждому воспитаннику, для осуществления поставленной цели, применяю один из принципов учебно-воспитательного процесса — индивидуально- дифференцированный подход.

Дифференцированное обучение — это система образования, с определенными методами, способами и приемами обучения, создающая условия для результативной деятельности развития личности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей, возможностей, интересов и способностей, опирающееся на наиболее сохранные функции психики.

Среди разнообразных видов деятельности, дети с ОВЗ выделяют и отдают предпочтение художественному творчеству, как наиболее интересной и занимательной.

Дети с ограниченными возможностями здоровья без целенаправленного коррекционно-педагогического влияния почти не овладевают художественным творчеством.

Занятия по художественному творчеству способствуют развитию психических процессов и особенностей качеств личности, также на этих занятиях происходит коррекция отклонений в развитии.

Художественное творчество взаимосвязано с эмоциональным развитием ребенка, игровой деятельностью и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Обязательным элементом каждого занятия- комментирование(проговаривание) всего процесса выполнения. Это требуется для развития представлений об окружающем мире, определения связей между событиями и развития речевых функций.

Занятия по художественному творчеству должны отвечать дидактическим требованиям, предъявляемым ко всем занятиям. Следует также учитывать высокую эмоциональную возбудимость и быструю утомляемость, что требует ограниченного объема изучаемого материала (содержания занятий) и времени. Занятия всегда должны вносить положительный эмоциональный заряд, предотвращая появления утомления.

Необходимо использовать разнообразные формы работы с детьми — объяснение, обсуждение, обучающие игры, проговаривание, дидактические упражнения, наблюдение, практические действия, дидактические игры и т. д.

На всех своих занятиях задачи (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные) решаю с применением индивидуально-дифференцированного подхода. Для наиболее успешного освоения и выполнения заданий детей условно делю на мини подгруппы. Задание, цель занятия для детей одинаковые, а способы их исполнения — разные и зависят от нарушений в развитии ребенка. Материалы подбираются для каждой такой подгруппы, различающиеся по методам и формам, по уровню сложности.

При предъявлении требований к каждому ребенку подгруппы необходимо учитывать зоны актуального уровня развития и ближайшего развития, а также уровень нейропсихологического развития. Подбираются и отбираются лишь только те средства, создаются такие условия, которые необходимо использовать в данной ситуации и для данного ребенка. Выполнение задания, как было уже сказано, зависит от его индивидуальных особенностей, поэтому для одного ребенка хватает словесной инструкции, другому нужен сопроводительный показ, а если мы заметили, что воспитанник устал, то мы откладываем на какое-то время выполнение, и даем ребенку отдохнуть.

Такая кропотливая и созидательная работа требует от воспитателя терпения, творческих фантазий.

Использование индивидуально- дифференцированного подхода доказывает результативность процесса обучения детей с ОВЗ.

Рассмотрим использование данной образовательной технологии (индивидуально-дифференцированный подход на занятиях по художественному творчеству с детьми с ОВЗ) на примере занятия по аппликации «Цветок». Цель данного занятия заключалась в изготовлении поделки «Цветок» путем составления картинки из отдельных элементов.

При разработке занятия учитывались следующие особенности:

− индивидуальные особенности каждого воспитанника (задания подбирались разной степени сложности)

− сложность изложения материала (от простого к сложному)

− использование различных игр

Во время занятия применялись методы — игровой, словесный, наглядный.

Игровой — дидактическая игра «Посадим цветы на полянку», подвижная игра «Собери цветы в букет», дыхательная гимнастика «Подуем на цветочек».

Словесный — рассказ воспитателя, ответ-вопрос, решение проблемной ситуации.

Наглядный — использование пиктограмм для составления рассказа, картинок по теме.

В начале занятия внимание детей было привлечено к появлению сказочного персонажа- Чебурашки (игровая мотивация). Чтобы разрешить проблемную ситуацию, дети должны были помочь герою. Игровая мотивация настроила воспитанников на предстоящую практическую деятельность.

Во время практической деятельности использовался индивидуально-дифференцированный подход.

С Глебом Б. и Святославом М. выполнение задания проходило в форме привлекательной для воспитанников игры, построенной на тесном их взаимодействии со взрослым. Воспитатель демонстрировал процесс выполнения поделки (наклеивание готовых форм), привлекая внимание детей к полученному результату.

Для Даниила И.–это процесс совместных действий «рука в руке» (сопряженно). Герой Чебурашка настраивает на работу, воспитатель демонстрирует процесс выполнения поделки и совместно с ребенком (сопряженно) выполняет.

Более усложненный вариант выполнения — по показу (имитационные действия). Воспитатель показывает процесс выполнения действия, ребенок — наблюдает. Далее это же действие выполняется одновременно взрослым и ребенком («работа рядом»). Этот вариант выполнения для Глеба С.

Данный подход к детям (индивидуально-дифференцированный) позволяет воспитателю правильно построить процесс обучения и воспитания, достаточно выявляет возможности детей и их личные качества.

Повышению эффективности коррекции и поддержанию стойкого познавательного интереса у детей с ОВЗ способствует такой подход к занятиям.

Без знания индивидуальных особенностей каждого ребенка с ОВЗ, со свойственными только для него особенностями развития, невозможно введение дифференцированного подхода в образовательный процесс Познание этих особенностей обеспечивает построение личностно-ориентированной системы воспитания и создание индивидуального маршрута развития ребенка.

В заключении можно сделать вывод, что целенаправленная работа по коррекции психофизических недостатков у детей с ОВЗ в условиях коррекционного учреждения способствует внедрение индивидуально-дифференцированного подхода в коррекционно- развивающем обучении.

Положительная динамика диагностических данных по развитию художественного творчества у детей доказывает немаловажное значение индивидуально-дифференцированного подхода в системе интегрированных занятий.

Литература:

  1. Концепция Федерального Государственного Образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А.Зарин, Н. Д. Соколова «Диагностика-развитие-коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью», — СПб.; ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012г.
  3. Суркова Людмила Васильевна «Дифференцированное обучение» http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,8885/Itemid,88/
  4. Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении http://www.nachalka.com/node/862
  5. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой—М.:Школа-Пресс, 1994http://pedlib.ru/Books/4/0329/4_0329–108.shtml
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, художественное творчество, индивидуально-дифференцированный подход, дифференцированный подход, занятие, ближайшее развитие, внимание детей, возможность детей, игровая мотивация, проблемная ситуация.


Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и

Иными словами, проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не...

Дифференцированный и индивидуальный подходы...

Довгалёва О. А. Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении как развитие творчества младших

Цель дифференцированного обучения — организовать учебный процесс на основе уровня возможностей и способностей каждой личности.

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

Различные виды индивидуального и дифференцированного подхода в обучении помогают создавать необходимые условия для развития у

Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию...

Работа с гиперактивными детьми в условиях детского сада

дифференцированный подход, индивидуальный подход... Важно отметить, что в

Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не

Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь...

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках...

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода.

В процессе индивидуально-дифференцированного подхода главное оценивать не столько

В условиях дифференцированного обучения создается больше возможностей для повышения...

Использование дифференцированного подхода как средство...

Дифференцированный подход предполагает учёт особых образовательных потребностей, которые проявляются в

развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и...

Создание предметно-развивающей среды для детей...

«Художественно- эстетическое развитие» — вовлечение детей с ОДА и ДЦП в художественный мир стихов и сказок; совместная музыкально-художественная деятельность в инсценировках праздников, концертов, сказок.

Проблема реализации индивидуального...

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой. Индивидуальный подход к учащемуся можно...

Возможности практического применения технологии...

Разные дети требуют разного подхода в обучении, то есть индивидуального

Индивидуальный подход — это принцип педагогики, согласно которому в процессе

исключается уравниловка и усреднение детей; повышается уровень мотивации учения в...

Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и

Иными словами, проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не...

Дифференцированный и индивидуальный подходы...

Довгалёва О. А. Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении как развитие творчества младших

Цель дифференцированного обучения — организовать учебный процесс на основе уровня возможностей и способностей каждой личности.

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

Различные виды индивидуального и дифференцированного подхода в обучении помогают создавать необходимые условия для развития у

Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию...

Работа с гиперактивными детьми в условиях детского сада

дифференцированный подход, индивидуальный подход... Важно отметить, что в

Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не

Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь...

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках...

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода.

В процессе индивидуально-дифференцированного подхода главное оценивать не столько

В условиях дифференцированного обучения создается больше возможностей для повышения...

Использование дифференцированного подхода как средство...

Дифференцированный подход предполагает учёт особых образовательных потребностей, которые проявляются в

развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и...

Создание предметно-развивающей среды для детей...

«Художественно- эстетическое развитие» — вовлечение детей с ОДА и ДЦП в художественный мир стихов и сказок; совместная музыкально-художественная деятельность в инсценировках праздников, концертов, сказок.

Проблема реализации индивидуального...

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой. Индивидуальный подход к учащемуся можно...

Возможности практического применения технологии...

Разные дети требуют разного подхода в обучении, то есть индивидуального

Индивидуальный подход — это принцип педагогики, согласно которому в процессе

исключается уравниловка и усреднение детей; повышается уровень мотивации учения в...

Задать вопрос