Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Python как основной язык программирования в средней школе

Информационные технологии
02.02.2019
4359
Поделиться
Библиографическое описание
Карташова, Н. А. Python как основной язык программирования в средней школе / Н. А. Карташова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 15-16. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56193/.


В статье рассматривается язык Python, его достоинства и недостатки, обосновывается выбор изучения языка Python в средней школе.

Ключевые слова: Python, языки программирование, школа.

В настоящее время программирование становится неотъемлемым инструментом деятельности широкого круга лиц: от специалистов в сфере услуг до ИТ-специалистов. Самыми популярными языками программирования являются Java, С, C++, Python, C# [1]. Их изучение начинается, как правило, со школы: учащиеся осваивают минимальный уровень владения каким-либо языком и могут применять имеющиеся знания при решении задач.

В силу того, что актуальными являются профессии, связанные с информатикой, робототехникой и программированием, то важным аспектом обучения в школе является актуальность полученных знаний, их соответствие требованиям работодателей, и запросам общества, поэтому одним из ключевых вопросов становится выбор подходящего инструмента обучения. На наш взгляд, таким инструментом может стать язык Python.

Он прост в изучении и многогранен в использовании. В отличии от языков программирования семейства С, Python более понятен школьникам в синтаксисе. Basic и Pascal, хоть и хорошо подходят для знакомства и оттачивания навыков, но несмотря на свою популярность, их сложно назвать современными. Эти языки вытесняются продуктами более высокой ценности. Языки Java и Ruby ориентированы на опытных пользователей, которые могут прогнозировать и находить ошибки при написании программного кода, создавать программы, не рассматриваемые в школьном курсе. Таким образом, промежуточное место, по нашему мнению, занимает Python который целесообразно изучать в школьном курсе информатики. Также, дополнительное и более глубокое изучение языка Python, поможет подготовить учащихся к изучению языков более высокого уровня, если ребенок будет проявлять интерес при его изучении.

Конечно, отношение к Python различно. Существует мнение, что те люди, которые начали изучать языки программирования с Python, не хотят переходить на низкоуровневые языки или не понимают их. На наш взгляд, если ребенок заинтересован в программировании, то такой проблемы может не возникнуть в силу того, что возможность изучения новых языков способствует расширению уровня знаний и дает возможность посмотреть на программный код с различных сторон, оценить все плюсы и минусы синтаксиса языков и их возможностей, установить общее и различное.

Python достаточно прост в изучении, многогранен и разносторонен в использовании [3]. На Python активно пишут различные приложения, игры, веб-сайты, а в школах реализуются индивидуальные проекты. Отметим также тот факт, что участие школьников в некоторых олимпиадах предполагает наличие знаний данного языка программирования. В силу того, что время участия ограничено, учащемуся нужно тратить как можно меньше времени на написание программного кода, в чем опять же, выигрывает Python. Так, к примеру, нахождение минимального элемента в строке в Python можно найти с помощью написания одного слова min, в то время как в Pascal, например, нужно сравнивать элементы друг с другом, вводя дополнительную переменную.

Важно во время изучения языка программирования школьникам говорить о том, что в разных языках при написании программ используются разные конструкции, как в случае с примером выше, но реализуются одни и те же алгоритмы. Использование таких «сокращенных» конструкций в языке Python экономит время работы учащихся с задачей, и дает возможность решения и написания большего количества программ. Вообще, за все время обучения целесообразно проговаривать, откуда что берется, и почему используется такая запись. Это один из основных вопросов методики преподавания языка Python. Задача учителя как раз-таки состоит в том, что, прежде чем давать какой-либо метод, необходимо рассказать о нем, и убедиться, что школьники понимают, как он работает. Вот именно тогда и не возникнет проблема перехода к языкам более низкого уровня! Использование некоторых конструкций типа max, min, sort и т. д. наоборот, облегчает работу школьника, избавляя его от написания возможных ошибок.

В школе можно работать на Python как онлайн на сайте repl.it, так и установив специальную программу. Для работы с Python достаточно иметь любую операционную систему Windows. Также полезной будет работа с сайтом pythontutor.ru, на котором пошагово можно отследить, что происходит в теле программы. Особенно важно это показывать на первых уроках, чтобы школьникам было понятно, что происходит внутри программы. На сайте имеется как теоретическая информация, так и предоставляется возможность решения некоторых практических задач для тренировки.

Главным недостатком Python, как признаются сами разработчики, является то, что программы, написанные на нём, работают медленнее, чем созданные на компиллируемых языках (C, C++). Но порой важна именно скорость разработки, а не быстродействие программы. И как уже было упомянуто выше, писать на Python выходит быстрее, чем на многих других языках [2]. Учащихся необходимо с первых занятий приучать к грамотному написанию программного кода, так как в большой и объемной задаче при обнаружении ошибки может потребоваться много времени для ее исправления. К недостаткам также можно отнести тот факт, что наличие различных версий языка влечет за собой несовместимость некоторых программ.

В настоящее время программирование становится широко распространенным, а языки программирования — простыми и удобными в использовании. Потребность в людях, хорошо знающих Python будет только расти, поэтому мы считаем, что Python может стать первым языком в области изучения программирования в средней школе.

Литература:

  1. Самые популярные языки программирования// Общие вопросы. Программирование. Языки программирования. — URL: https://noblefox.ru/samye-populyarnye-yazyki-programmirovaniya/?attempt=1 (дата обращения: 27.01.2019)
  2. Python или нет? // Кворкинг, мероприятия и сообщество. — URL: https://tceh.com/post/pochemu-vybirayut-python/ (дата обращения: 29.01.2019)
  3. Python: преимущества и недостатки// советы экспертов. — URL: https://www.goldenpages.ua/expert/?p=10627 (дата обращения: 27.01.2019)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Python
языки программирование
школа
Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 15-16):
Часть 1 (стр. 1-101)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 15-16стр. 101

Молодой учёный