В статье рассматривается понятие правого сознания, его уровни, выделяются необходимые критерий правого сознания для дальнейшей успешной педагогической деятельности.
Ключевые слова: правовое сознание, уровни правого сознания, знание, будущий педагог.
В современных условиях постоянных модификаций в правовой сфере российского общества, все чаще поднимается вопрос о воспитании социально ответственного гражданина, который понимает права и обязанности и умеет защищать их законными способами, а также признаёт права и законные интересы других граждан. Высшие учебные заведения, вне зависимости от направления подготовки, должны стремиться к воспитанию граждан с высоким уровнем правосознания посредством формирования у обучающегося определённых ценностных ориентиров, правовых основ, моделей поведения, соответствующего правовым нормам, действующим в Российской Федерации.
Стоит обратиться к понятию правового сознания — формирование правосознания педагога, системы знания, умений и навыков, связанные с правовым положением человека в обществе, а также правовых установок, которые регулируют поведение будущего педагога в практике.
Выделяют несколько уровней правого сознания:
− массовым, т. е. общие представления о праве;
− профессиональным, характерно каждому педагогу, знание своих основных нормативно-правовых актов.
− научным, складывается на основании правовых исследовании, на более подробном изучении права.
Ю. И. Жегусов разделяет правосознание на следующие уровни:
− социально-правовой опыт — это те знания и навыки, которые человек приобрел в процессе взаимодействия с обществом;
− социально-правовые взгляды — образ мышления, индивид имеет индивидуальную точку зрения в различных правовых ситуациях, связанных с правовыми нормами;
− социально-правовые установки — поведенческие принципы, основывающиеся и находящиеся в тесной взаимосвязи с социально-правовым опытом и взглядами.
В процессе правового воспитания педагог должен развивать представления о таких правовых ценностях, как:
− права и свободы человека, ценностное отношение к человеку и его правам, равенстве людей перед законом;
− знание и понимание нормативно-правовых актов;
− нормы и правила поведения в обществе,
Выделим несколько критериев готовности формирование правовых знаний у школьников:
- Мотивация — позитивное отношение к праву;
- Знание возрастных и психологических особенностей детей,
− знание современных теории и подходов, знания о способах организации практики воспитания школьников
− правовые знания — понимание основных факторов, определяющих развитие правого государства и нормативно- правовую базу;
− знания о целях и задачах, структуре и особенностей организации на практике правового воспитания школьников
- Технологический — учитель станет тем лицом, которое несет реальные системы ценности, отображающие всевозможные аспекты социальной действительности, в том числе формирование правовой грамотности младших школьников.
Повышение и развитие правого сознания учителя в современных условиях необходима, т. к.:
− правовая грамотность учителя предполагает повышение грамотности всех участников образовательных отношений;
− постоянно в процессе образования появляются новые проблемы, и будущему педагогу просто необходимо уметь защитить себя и своих подопечных;
− Россия вступила в «Болонскую систему», а это также говорит об изменениях в переподготовке учителя, новых стандартах, а от этого знания зависит успешность будущего педагога, его карьера.
− разработка и внедрение новых образовательных технологий и методик обучения (дистанционное обучение и др.). От эффективности правового сопровождения таких инноваций, причем не только в масштабах государства или образовательного учреждения, но и применительно к отдельно взятому педагогу, во многом зависит качество и эффективность образовательного процесса.
− знание основные принципов обеспечения и защиты интеллектуальной собственности каждого педагогического работника.
Таким образом, можно сделать вывод, что будущему педагогу просто необходим высокий уровень развития правового сознания, т. к. именно он формирует правую культур и гражданское общество.
Литература:
- Болотова Е.Л ПГУ им. С. Торайгырова Педагогическое образование и наука Правовая подготовка педагога в условиях формирования гражданского общества // Педагогическое образование и наука, 2012. — № 2
- Жегусов, Ю. И. Влияние криминализации общества на правовое сознание учащейся молодежи: по материалам Республики Саха (Якутия): автореф. дис.... канд. социол. наук / Ю. И. Жегусов. — Улан-Удэ, 2006. — 19 с
- Жидовцева Ольга Анатолиевна Правовое сознание: основные подходы к определению и классификации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-soznanie-osnovnye-podhody-k-opredeleniyu-i-klassifikatsii (дата обращения: 25.01.2019).
- Кузнецова Елена Александровна, Кожанова Марина Борисовна Критерии и показатели сформированности правового сознания будущего учителя физической культуры // ОНВ. 2012. № 2 (106). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-pokazateli-sformirovannosti-pravovogo-soznaniya-buduschego-uchitelya-fizicheskoy-kultury (дата обращения: 25.01.2019).
- Шибанова Н. М. Подготовка будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников: Дисс. … канд. пед. наук. — Чита: Забайкальский государственный педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, 2004.