Правовое сознание будущего учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.

Дата публикации: 01.02.2019

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Щукина, Т. Ю. Правовое сознание будущего учителя / Т. Ю. Щукина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 210-211. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56184/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается понятие правого сознания, его уровни, выделяются необходимые критерий правого сознания для дальнейшей успешной педагогической деятельности.

Ключевые слова: правовое сознание, уровни правого сознания, знание, будущий педагог.

В современных условиях постоянных модификаций в правовой сфере российского общества, все чаще поднимается вопрос о воспитании социально ответственного гражданина, который понимает права и обязанности и умеет защищать их законными способами, а также признаёт права и законные интересы других граждан. Высшие учебные заведения, вне зависимости от направления подготовки, должны стремиться к воспитанию граждан с высоким уровнем правосознания посредством формирования у обучающегося определённых ценностных ориентиров, правовых основ, моделей поведения, соответствующего правовым нормам, действующим в Российской Федерации.

Стоит обратиться к понятию правового сознания — формирование правосознания педагога, системы знания, умений и навыков, связанные с правовым положением человека в обществе, а также правовых установок, которые регулируют поведение будущего педагога в практике.

Выделяют несколько уровней правого сознания:

− массовым, т. е. общие представления о праве;

− профессиональным, характерно каждому педагогу, знание своих основных нормативно-правовых актов.

− научным, складывается на основании правовых исследовании, на более подробном изучении права.

Ю. И. Жегусов разделяет правосознание на следующие уровни:

− социально-правовой опыт — это те знания и навыки, которые человек приобрел в процессе взаимодействия с обществом;

− социально-правовые взгляды — образ мышления, индивид имеет индивидуальную точку зрения в различных правовых ситуациях, связанных с правовыми нормами;

− социально-правовые установки — поведенческие принципы, основывающиеся и находящиеся в тесной взаимосвязи с социально-правовым опытом и взглядами.

В процессе правового воспитания педагог должен развивать представления о таких правовых ценностях, как:

− права и свободы человека, ценностное отношение к человеку и его правам, равенстве людей перед законом;

− знание и понимание нормативно-правовых актов;

− нормы и правила поведения в обществе,

Выделим несколько критериев готовности формирование правовых знаний у школьников:

  • Мотивация — позитивное отношение к праву;
  • Знание возрастных и психологических особенностей детей,

− знание современных теории и подходов, знания о способах организации практики воспитания школьников

− правовые знания — понимание основных факторов, определяющих развитие правого государства и нормативно- правовую базу;

− знания о целях и задачах, структуре и особенностей организации на практике правового воспитания школьников

  • Технологический — учитель станет тем лицом, которое несет реальные системы ценности, отображающие всевозможные аспекты социальной действительности, в том числе формирование правовой грамотности младших школьников.

Повышение и развитие правого сознания учителя в современных условиях необходима, т. к.:

− правовая грамотность учителя предполагает повышение грамотности всех участников образовательных отношений;

− постоянно в процессе образования появляются новые проблемы, и будущему педагогу просто необходимо уметь защитить себя и своих подопечных;

− Россия вступила в «Болонскую систему», а это также говорит об изменениях в переподготовке учителя, новых стандартах, а от этого знания зависит успешность будущего педагога, его карьера.

− разработка и внедрение новых образовательных технологий и методик обучения (дистанционное обучение и др.). От эффективности правового сопровождения таких инноваций, причем не только в масштабах государства или образовательного учреждения, но и применительно к отдельно взятому педагогу, во многом зависит качество и эффективность образовательного процесса.

− знание основные принципов обеспечения и защиты интеллектуальной собственности каждого педагогического работника.

Таким образом, можно сделать вывод, что будущему педагогу просто необходим высокий уровень развития правового сознания, т. к. именно он формирует правую культур и гражданское общество.

Литература:

  1. Болотова Е.Л ПГУ им. С. Торайгырова Педагогическое образование и наука Правовая подготовка педагога в условиях формирования гражданского общества // Педагогическое образование и наука, 2012. — № 2
  2. Жегусов, Ю. И. Влияние криминализации общества на правовое сознание учащейся молодежи: по материалам Республики Саха (Якутия): автореф. дис.... канд. социол. наук / Ю. И. Жегусов. — Улан-Удэ, 2006. — 19 с
  3. Жидовцева Ольга Анатолиевна Правовое сознание: основные подходы к определению и классификации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-soznanie-osnovnye-podhody-k-opredeleniyu-i-klassifikatsii (дата обращения: 25.01.2019).
  4. Кузнецова Елена Александровна, Кожанова Марина Борисовна Критерии и показатели сформированности правового сознания будущего учителя физической культуры // ОНВ. 2012. № 2 (106). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-pokazateli-sformirovannosti-pravovogo-soznaniya-buduschego-uchitelya-fizicheskoy-kultury (дата обращения: 25.01.2019).
  5. Шибанова Н. М. Подготовка будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников: Дисс. … канд. пед. наук. — Чита: Забайкальский государственный педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): будущий педагог, знание, правое сознание, правовое сознание, социально-правовой опыт.


Ключевые слова

правовое сознание, знание, будущий педагог, уровни правого сознания

Похожие статьи

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Условия оптимизации правовое образование в практике современной школы

В статье на основе анализа специальной литературы рассматриваться сущность и структура правового образования, возможности личности в формирование личности с социальными и профессиональными свойствами, характеризующими правовую культуру современной шк...

Превенция деформации правового сознания обучающихся

В данной статье анализируется понятие правового сознания обучающихся и способы превенции его деформации.

Психологические проблемы развития личности в образовании

В статье рассмотрены важнейшие аспекты развития личности обучающегося в обучении в образовательной организации. Проанализированы главные проблемы, препятствующие развитию личности, а также предпосылки формирования системы ценностей и мотивов развития...

Специфика правового воспитания обучающихся современного вуза

В данной статье подвергается анализу современное состояние правовой культуры современной молодежи. Обосновывается необходимость постоянного правового воспитания обучающихся в условиях образовательной среды вуза через призму правового обучения, которо...

Проблема профессионального самосознания педагога

В статье понимается вопрос о таком явлении, как самосознание учителя. Рассмотрены основные характеристики и компоненты самосознания, способствующие профессиональному росту педагога. Кроме того, в статье раскрывается процесс формирования профессиональ...

Профессиональная траектория развития старшеклассников

В статье раскрываются особенности профессиональной траектории развития старшеклассников. В статье показано понятийное поле проблемы выбора профессиональной траектории развития, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».

Лингвокультурный типаж «учитель» в публицистическом интернет-тексте

В статье описываются основные компоненты лингвокультурного типажа «учитель», определяются специфические особенности употребления данного типажа в публицистических текстах. Образ учителя характеризуется в таких аспектах, как: педагогическая компетентн...

Правовая культура молодого педагога

В статье рассматривается правовая культура педагога как важнейшая часть компетентности учителя, особенности правовой культуры молодого педагога, сложности в формирования правовой культуры и правосознания.

Социально-психологические проблемы в вопросе профессионального самоопределения педагога

В статье рассматриваются основные подходы к изучению и определению профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке, исследуется структура профессионального самоопределения и предлагается авторская интерпретация его компонентов.

Похожие статьи

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Условия оптимизации правовое образование в практике современной школы

В статье на основе анализа специальной литературы рассматриваться сущность и структура правового образования, возможности личности в формирование личности с социальными и профессиональными свойствами, характеризующими правовую культуру современной шк...

Превенция деформации правового сознания обучающихся

В данной статье анализируется понятие правового сознания обучающихся и способы превенции его деформации.

Психологические проблемы развития личности в образовании

В статье рассмотрены важнейшие аспекты развития личности обучающегося в обучении в образовательной организации. Проанализированы главные проблемы, препятствующие развитию личности, а также предпосылки формирования системы ценностей и мотивов развития...

Специфика правового воспитания обучающихся современного вуза

В данной статье подвергается анализу современное состояние правовой культуры современной молодежи. Обосновывается необходимость постоянного правового воспитания обучающихся в условиях образовательной среды вуза через призму правового обучения, которо...

Проблема профессионального самосознания педагога

В статье понимается вопрос о таком явлении, как самосознание учителя. Рассмотрены основные характеристики и компоненты самосознания, способствующие профессиональному росту педагога. Кроме того, в статье раскрывается процесс формирования профессиональ...

Профессиональная траектория развития старшеклассников

В статье раскрываются особенности профессиональной траектории развития старшеклассников. В статье показано понятийное поле проблемы выбора профессиональной траектории развития, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».

Лингвокультурный типаж «учитель» в публицистическом интернет-тексте

В статье описываются основные компоненты лингвокультурного типажа «учитель», определяются специфические особенности употребления данного типажа в публицистических текстах. Образ учителя характеризуется в таких аспектах, как: педагогическая компетентн...

Правовая культура молодого педагога

В статье рассматривается правовая культура педагога как важнейшая часть компетентности учителя, особенности правовой культуры молодого педагога, сложности в формирования правовой культуры и правосознания.

Социально-психологические проблемы в вопросе профессионального самоопределения педагога

В статье рассматриваются основные подходы к изучению и определению профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке, исследуется структура профессионального самоопределения и предлагается авторская интерпретация его компонентов.

Задать вопрос