Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.

Дата публикации: 01.02.2019

Статья просмотрена: 1803 раза

Библиографическое описание:

Борутто, Е. А. Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР) / Е. А. Борутто. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56179/ (дата обращения: 20.04.2024).



Детство — это особый период жизни ребенка, именно в это время интенсивный рост, стремительное интеллектуально развивается и становление личности. В это время рядом с ним находятся самые главные люди в его жизни — родители.

Уровень развития ребенка зависит в первую очередь от атмосферы, которую создают родители в семье. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад семьи: взаимоотношение супругов, общий тон общения между родителями, привитие единых воспитательных требований к ребенку и трудолюбия. Ребенок должен понимать, что внимание и любовь не только ему одному нужны, а и другим членам семьи. Это помогает избежать развития эгоистических качеств в ребенке. Благодаря родителям дети овладевают базовыми представлениями об окружающем мире. Чтобы сформировать нравственно-волевые качества личности ребенка, нельзя подавлять его «Я сам». Нужно разговаривать с ребенком, объясняя ему, почему Вы просите его сделать как можно и нужно, а не иначе.

В современном обществе в последнее время увеличилось количество детей с особыми образовательными и социальными потребностями. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, зафиксированные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе имеющих особенности развития. Таковыми являются и дети с ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) — это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Когда ребенок из домашних условий попадает в детский сад, ему необходимы особые условия для развития. В этой ситуации на помощь приходят различные специалисты дошкольного учреждения, такие как учителя — дефектологи, логопеды, психологи и многие другие профессионалы, которые помогут ребенку развиваться правильно.

Для детей с задержкой психического развития значимую роль играет учитель–дефектолог. Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение специальной деятельности во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы учителя-дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание специализированной помощи как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций.

Учитель-дефектолог помогает ребенку адаптироваться и социализироваться к окружающему миру. Ведь если вовремя начать коррекцию дефицитарности или функциональной незрелости, то последствия можно минимизировать. Для успешного и результативного развития необходимо вовлечение родителей в образовательный процесс. Это подразумевает под собой сотрудничество, определенный характер взаимодействия родителя и специалиста, партнерство. Процесс этот является трудоемким и длительным.

Часто найти взаимопонимание с родителями гораздо сложнее, чем с детьми, ведь не все родители готовы принять тот факт, что в их семье растёт «особенный ребенок». Они упорствуют и пытаются справиться с проблемами в одиночку, или «вообще не видят» существующих проблем развития у своего ребенка. Зачастую у родителей возникают проблемы в понимании особенностей психического и социального развития ребенка дошкольного возраста. Возможно, это говорит о недостаточной педагогической информированности родителей или невозможности грамотно использовать психолого-педагогические знания при воспитании собственного ребенка. Такое положение вещей усложняет работу учителя-дефектолога. Ведь именно в семье раскрываются индивидуальные способности, создаются предпосылки для их формирования и актуализации. Вера родителей в возможности своего ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру.

Для того чтобы сделать родителей надежными союзниками в коррекционно-воспитательной работе, начинать общение с ними необходимо с объяснения им положительных особенностей их ребенка, его сильных сторон, на которых могут базироваться его успехи в дальнейшей жизни. Для этого педагогу надо быть грамотным психологом. Учителю-дефектологу нужно вместе с родителями найти эти сильные стороны и основывать на них коррекционную работу. Данная тактика общения с родителями позволяет сломать барьер непринятия родителями своего «особенного» ребенка», а иногда и помогает наладить взаимоотношения в семье и между родственниками. Это позволяет родителям принять своего ребенка таким, какой он есть, и дает возможность помогать ему развиваться и адаптироваться в современном обществе. В ходе общения с учителем-дефектологом родители получают необходимую информацию о нарушении у ребенка с точки зрения специалиста, а также эмоциональную поддержку, Этим педагог располагает родителей к себе, а родители в свою очередь учатся необходимым приёмам обучения и общения со своим ребёнком.

Если семья настроена на сотрудничество с педагогом, то и ребенку легче заниматься, он позитивнее воспринимает задания и чувствует себя увереннее и успешнее. Ещё немаловажный компонент успешности коррекционной работы — это обратная связь. Родитель всегда может обратиться за помощью к специалисту в случае сомнений или затруднений. Регулярное выполнение заданий учителя-дефектолога не только помогает ускорить процесс коррекции, но и прививает детям ответственность, усидчивость, самоконтроль и позволяет использовать полученные знания на практике. Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в стремлении помочь ребенку при понимании его индивидуальных особенностей и трудностей в усвоении познавательного материала лежит в основе всей коррекционной работы и создает базу для формирования азов учебной деятельности.

Как показывает практика работы, дети с ЗПР очень часто не умеют играть. Коррекционная работа учителя-дефектолога проходит в игровой форме и в ходе этих занятий дети развиваются, познают новое и учатся играть. Слыша от ребенка, что он играет с учителем-дефектологом, а не учится, родители очень настороженно и с опаской начинают относится к работе учителя-дефектолога. Но как известно, в дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит игровой деятельности. Именно в игре происходит развитие ребенка и более эффективное усвоение познавательного материала. Именно в игре происходит развитие ребенка, формирование его коммуникативных навыков и расширение кругозора. Тем самым повышается мотивация ребенка к занятиям с учителем-дефектологом, так как во время игры создается психологически комфортная обстановка для ребенка.

Чтобы показать эффективность данной работы, проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми в присутствии родителей. В ходе таких занятий создаются условия для объективной оценки родителем успехов своего ребенка. Происходит наглядное обучение родителей методам и формам работы с детьми в домашних условиях. Участие в таких занятиях стимулирует родителей, позволяют адекватно оценить реальные возможности своего ребенка. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся более объективно и позитивно относится к своему ребенку. Они видят, что вокруг них есть семьи, имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху.

Так же для достижения положительного результата в коррекционной работе с детьми ЗПР можно использовать метод проектной деятельности. Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания и на адаптацию ребенка-дошкольника к социальной жизни. Важной задачей для нас, педагогов, работающих с детьми с ЗПР, является вовлечение детей в социально-значимую деятельность, которая активизирует познавательные процессы, стимулирует проявление индивидуальности каждого ребенка. Метод проектной деятельности, на мой взгляд, является наиболее подходящим для решения данной задачи. Кроме того, он позволяет привлекать родителей к работе над проектом. Работая над проектом с детьми, родители получают возможность не только стать источником информации своего ребенка и оказать помощь ему и педагогам группы, но и самим стать непосредственными участниками образовательного процесса для своего ребенка. Участие в проекте помогает родителям получить свой, новый педагогический опыт и испытать чувство сопричастности к успехам своего ребенка. Совместный успех всегда кажется более значительным и значимым.

Таким образом, сотрудничество учителя-дефектолога и семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, — это деятельность, направленная на активизацию компенсаторных ресурсов ребенка. Это позволяет создавать соответствующее коррекционно-развивающее пространство, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к собственному ребенку. Хороших результатов при таком сотрудничестве можно добиться лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, находясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая его в сложных периодах. В грамотно организованном сотрудничестве всегда можно добиться большего!

Литература:

  1. Взаимодействие с родителями в детском саду. Г. А. Прохорова Практическое пособие. М.: АЙРИС-ПРЕС, 2009.
  2. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 2010.
  3. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 2008.
  4. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии. А. А. Сагдуллаев. — Дефектология. 1996. № 5
  5. Педагогические знания — родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. — № 1.
  6. Психокоррекционнная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. В. В. Ткачева. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  7. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. — № 6.
  8. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребёнка. А. И. Баркан. — Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  9. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  10. Сборник программно-методических материалов для повышения квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Сост. З. П. Антонова, У. В. Косарёва, Н. Н. Матвеева; Под ред. Е. Я. Когана, В. А. Прудниковой. — Самара: ООО «Офорт», 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, коррекционная работа, окружающий мир, психическое развитие, семья, дошкольный возраст, образовательный процесс, познавательный материал, проектная деятельность.


Похожие статьи

Методическая разработка «Формирование познавательной...»

Психические познавательные процессы — это психические явления, в своей

Отметим характерные особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического

Дети с ЗПР в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако...

Проектная деятельность как средство развития у старших...

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад...

Семинар-практикум для родителей «Формирование...»

Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности у детей старшего

Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание

Воображение детей старшего дошкольного возраста — это психический...

Организация проектной деятельности как средство развития...

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная...

Проектная деятельность как средство развития...

проектная деятельность, ребенок, проект, дошкольник, знание детей, родной край, проектный метод, дошкольный возраст, комплексное взаимодействие, образовательный процесс. Развитие познавательной активности у детей старшего... Такую пытливость ума развивает...

Развитие познавательной активности дошкольника при...

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Проектная деятельность как современная технология развития...

Организация проектной деятельности как средство развития... проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской...

Представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в познавательных, творческих и

Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию, как

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной...

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками...

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных

Родителям — для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и

В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и с...

Похожие статьи

Методическая разработка «Формирование познавательной...»

Психические познавательные процессы — это психические явления, в своей

Отметим характерные особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического

Дети с ЗПР в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако...

Проектная деятельность как средство развития у старших...

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад...

Семинар-практикум для родителей «Формирование...»

Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности у детей старшего

Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание

Воображение детей старшего дошкольного возраста — это психический...

Организация проектной деятельности как средство развития...

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная...

Проектная деятельность как средство развития...

проектная деятельность, ребенок, проект, дошкольник, знание детей, родной край, проектный метод, дошкольный возраст, комплексное взаимодействие, образовательный процесс. Развитие познавательной активности у детей старшего... Такую пытливость ума развивает...

Развитие познавательной активности дошкольника при...

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Проектная деятельность как современная технология развития...

Организация проектной деятельности как средство развития... проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской...

Представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в познавательных, творческих и

Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию, как

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной...

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками...

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных

Родителям — для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и

В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и с...

Задать вопрос