Результаты эмпирического исследования личностных особенностей руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 октября, печатный экземпляр отправим 16 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.

Дата публикации: 04.02.2019

Статья просмотрена: 416 раз

Библиографическое описание:

Колган, О. А. Результаты эмпирического исследования личностных особенностей руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей / О. А. Колган, Е. Г. Чирковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 289-292. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56163/ (дата обращения: 04.10.2024).



Эффективность деятельности и коммерческая успешность коммерческих организации напрямую связана с реализацией профессионального потенциала руководителя и уровнем развития его управленческих компетенций.

Нами проводилось эмпирическое исследование на тему «Личностные особенности руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей»

В качестве основной гипотезы выдвигается предположение о том, что руководители коммерческих организаций с разным уровнем коммуникативных способностей различаются по выраженности экстраверсии, привязанности, контролирования, эмоциональности и экспрессивности (игривости).

Данное эмпирическое исследование состояло из трех этапов:

На первом этапе решалась задача подбора и отбора участников исследования.

Выборка: Всего в исследовании приняло участие 40 руководителей коммерческих организаций, из них 18 мужчин и 22 женщины в возрасте от 27 до 61 года (средний возраст 41,8 лет). Средний стаж руководителей 15,3 лет (от 2х лет до 40 лет). Респонденты имеют среднее, средне-специальное, высшее образование или несколько высших, ученую степень. Исследование реализовывалось на базе коммерческих организаций г. Москвы и Московской области.

Сферы деятельности руководителей коммерческих организаций: продажа оборудования, оказание услуг, строительные, оптово-розничные продажи, сдача в аренду недвижимости.

Исследование проводилось в течение 4 месяцев.

На втором этапе производился выбор методических и диагностических средств исследования согласно эмпирической гипотезе и задачам исследования.

В качестве основного нами был выбран следующий диагностический инструментарий:

  1. Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста);
  2. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1).

Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста) представляет собой текстовый набор 75-и противоположных по значению стимульных высказываний, характеризующих поведение человека в типичных жизненных ситуациях, в которых наиболее ярко проявляются его личностные черты. Стимульный материал разделен пятиступенчатой оценочной шкалой Лайкерта, которая позволяет измерять степень выраженности каждого признака. Всего в опроснике 150 фраз, оценки которых группируются в 25 биполярных первичных фактора, состоящих из 6 утверждений каждый, сгруппированных, в свою очередь, в 5 обобщенных факторов.

Согласно инструкции, респондентам было необходимо прочесть парные высказывания и определить, какое из двух альтернативных высказываний им больше всего подходит (биполярная шкала от -2 до 2).

Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1).

Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умения четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремления к расширению сферы контактов, участию в общественных и групповых мероприятиях, умения влиять на людей, стремления проявлять инициативу и т. д.). Для проведения обследования необходимы: опросник, регистрационные бланки, ручки.

Согласно инструкции, респондентам предлагается 40 вопросов, на каждый из которых они должны ответить «да» или «нет». Продолжительность обследования 15–20 минут.

На третьем этапе производилась обработка и интерпретация полученных результатов в следующем порядке:

  1. Бланки методик обрабатывались согласно ключам, далее была сформирована электронная база данных, по которой представлена описательная статистика;
  2. Для сравнения групп респондентов по основным показателям эмпирического исследования по факторам пола и уровня коммуникативных способностей нами применялся непараметрический критерий сравнения двух независимых выборок U-Манна Уитни; Для выявления значимых взаимосвязей между основными показателями эмпирического исследования нами был проведен корреляционный анализ (по Спирману); Для рассмотрения факторной структуры соотношения коммуникативных, организаторских способностей и основных личностных особенностей нами был применен факторный анализ (метод главных компонент, вращение варимакс) (КОС + Большая пятерка);
  3. Кластерный анализ (методом К-средних) использовался для выделения групп респондентов с разным уровнем коммуникативных способностей (шкала коммуникативных склонностей по методике КОС).

Полученные биографические данные из анкеты и «сырые» данные по методикам заносились в базу данных и обрабатывались с помощью пакета статистических программ IBM SPSS Statistics, версия 21.0.

Краткий анализ результатов эмпирического исследования:

В исследовании приняли участие 40 человек, из них 18 мужчин (45 % от общей выборки) и 22 женщины (55 % от общей выборки), иными словами, выборку можно считать относительно уравненной по фактору пола.

Средний возраст участников эмпирического исследования составил 41,8 лет, минимальный возраст — 27 лет, максимальный — 61 год. Таким образом, в выборке представлены различные возрастные категории, наиболее представленной является категория 30–39 лет.

Средний трудовой стаж участников эмпирического исследования составил15,3 года, минимальный стаж в руководящей должности — 2 года, максимальный — 40 лет. Таким образом, в выборке представлены различные категории стажа руководителей, наиболее представленной является категория 5–15 лет, то есть руководители обладают достаточно продолжительным стажем профессиональной деятельности.

В выборке наиболее представленной является группа респондентов с высшим образованием (85 %), то есть она относительно гомогенна по фактору образования (другие группы малочисленны) и, в целом, соответствует генеральной совокупности руководителей коммерческих организаций (данные социологических опросов).

Средние показатели, полученные по пяти основным шкалам методики «Большая пятерка» указывают о том, что наиболее выраженными характерологическими признаками, которые могут быть определены у данной выборки с помощью основных факторов: (среднее значение: 52,7) являются высокие значения по фактору и определяют направленность на экстраверсию. Это свидетельствует о том, что руководители коммерческих организаций, в работе, как правило, ориентированы на скорость выполнения задания, от однообразной деятельности у них быстрее развивается состояние монотонности, предпочитают работать с людьми, способны быстро извлекать информацию из памяти, а также лучше выполнять трудные задания в ситуации дефицита времени.

Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1) показала, что средний показатель коэффициента коммуникативных склонностей 0,73, организаторских — 0,77, что говорит об относительно высоком уровне данных склонностей в представленной выборке (в среднем), объяснить это можно спецификой выборки: в исследовании участвовали руководители, для которых эти способности являются профессионально важными качествами.

Из выборки по основным показателям эмпирического исследования с применением непараметрического критерия сравнения двух независимых выборок U-Манна Уитни) следует, что мужчины и женщины значимо различаются по следующим показателям:

− привязанность — отделенность (вторичный фактор): мужчины (средний ранг=7,4) менее тяготеют к общению с другими людьми, чем женщины (средний ранг=13,1);

− уважение других — самоуважение (первичный компонент): у мужчин (средний ранг=7,3) более выражено самоуважение, чем у женщин (средний ранг=13);

− сензитивность — нечувствительность (первичный компонент): у мужчин (средний ранг=7,6) менее выражена снзитивность, чем у женщин (средний ранг=12,9);

− пластичность — ригидность (первичный компонент): мужчины (средний ранг=13,4) более пластичны, чем женщины (средний ранг=8,1).

Для проверки значимости взаимосвязи между основными переменными, полученными в эмпирическом исследовании, нами был проведен корреляционный анализ по Спирмену. Анализировались значимые корреляции (r), полученные при уровне значимости р ≤ 0,05 и р ≤ 0,01. О тесноте связи между переменными судили, основываясь на шкале Чеддока: r = 0,1–0,3 — связь слабая; r = 0,3–0,5 — связь умеренная; r = 0,5–0,7 — связь заметная; r = 0,7–0,9 — связь высокая; r = 0,9–0,99 — связь весьма высокая. Также оценивали направление связи — положительная или отрицательная. В результате корреляционного анализа была получена корреляционная матрица, содержащая большое количество значимых взаимосвязей.

Однако для целей нашего исследования наибольший интерес представляли значимые связи между переменными возраста, стажа, коммуникативных и организаторский способностей (полученных по методике «КОС») и личностных особенностей (полученных по методике «Большая пятерка»).

Чем выше возраст у руководителей коммерческих организаций, тем выше у них выражены: Привязанность (r=0,54, при p=0,02); Сотрудничество (r=0,47, при p=0,04); Доверчивость (r=0,46, при p=0,04); Уважение других (r=0,50, при p=0,03); Консерватизм (обратный любопытству, так как связь отрицательная) (r=-0,47, при p=0,04); Ригидность (обратная пластичности) (r=-0,53, при p=0,02);

Выявленные взаимосвязи можно считать возрастными характеристиками данной группы.

Чем выше стаж у руководителей коммерческих организаций, тем выше у них выражены: Привязанность (r=0,48, при p=0,03); Сотрудничество (r=0,50, при p=0,03); Уважение других (r=0,48, при p=0,03); Контролирование (r=0,52, при p=0,02); Предусмотрительность (r=0,45, при p=0,05); Ригидность (обратная пластичности) (r=-0,46, при p=0,04);

Следовательно, при накоплении профессионального опыта у руководителей коммерческих организаций происходит развитие данных личностных особенностей.

Чем выше коммуникативные способности у руководителей коммерческих организаций, тем выше у них выражены: Доминирование (r=0,63, при p=0,01); Общительность (r=0,74, при p=0,01); Настойчивость (r=0,45, при p=0,05); Ответственность (r=0,56, при p=0,02); Сдержанность (обратная эмоциональности) (r=-0,56, при p=0,05); Беззаботность (обратная тревожности) (r=-0,67, при p=0,01); Расслабленность (обратная напряженности) (r=-0,49, при p=0,03); Эмоциональная комфортность (обратная депрессивности) (r=-0,51, при p=0,01); Любопытство (r=0,49, при p=0,03); Пластичность (r=0,47, при p=0,04);

Чем выше организаторские способности у руководителей коммерческих организаций, тем выше у них выражены: Экстраверсия (r=0,59, при p=0,01); Общительность (r=0,48, при p=0,03); Беззаботность (обратная тревожности) (r=-0,49, при p=0,03); Любопытство (r=0,45, при p=0,05); Нечувствительность (обратная сензитивности) (r=-0,46, при p=0,04); Пластичность (r=0,50, при p=0,03);

Таким образом, коммуникативные и организаторские способности и личностные особенности руководителей коммерческих организаций тесно взаимосвязаны между собой.

Анализ результатов эмпирического исследования показал, что руководители коммерческих организаций должны обладать специфическими личностными качествами и достаточным уровнем профессиональной компетентности для своевременного и эффективного реагирования и разработки стратегий управления.

Литература:

  1. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5-ти кн. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. — М.: РАГС, 2000. — 536 с. 85.
  2. Омарова К. А. Развитие частного и среднего бизнеса в сфере услуг как фактор экономического роста // ПСЭ. 2011. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-malogo-i-srednego-biznesa-v-sfere-uslug-kak-faktor-ekonomicheskogo-rosta (дата обращения: 19.12.2018).

3. Психология управления: учебник / под ред. В. И. Черненилова. М.: Академия управления МВД России. 2011. — 352 с.

  1. Развитие Я-концепции руководителя в управленческой деятельности: Учеб.-метод. пособие / Деркач А. А., Агапов В. С.; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. Моск. открытый соц. ун-т. — М., 2001. — 39 с.; 21 см.
  2. Синягин Ю. В. Психологические основы формирования руководителем управленческой команды: дис. д-ра психол. наук. -М., 1997. -464 с.
  3. Трусь А. А. Психология управления: Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по управленческим и психологическим специальностям. — Минск: Вышэйшая школа, 2014. — 317 с.
  4. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. Изд-во Института Психотерапии. 2002.
  5. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие, Курган: Курганский государственный университет, 2000. — 23 с.
  6. Чирковская Е. Г. Особенности проявления инновационной компетентности руководителя образовательного учреждения/ Акмеология. № 2, 2004. С. 29–33.
Основные термины (генерируются автоматически): руководитель, выборка, корреляционный анализ, методика оценки, первичный компонент, способность, высшее образование, обратная пластичность, обратная тревожность, общая выборка.


Похожие статьи

Личностные особенности руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей

Формирование коммуникативной компетенции в рамках изучения студентами колледжа акцентологических норм русского языка

Результаты констатирующего этапа эмпирического исследования по определению уровня сформированности навыков безопасного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Влияние целенаправленного обучения на развитие коммуникативных навыков менеджеров оптовых продаж

Моделирование процесса становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода

Исследование уровня сформированности коммуникативной компетенции студентов

Исследование динамики профессионально важных личностных качеств студентов-маркетологов

Анализ эмпирических данных по изучению уровня эмоционального интеллекта у интернет-зависимых подростков

Похожие статьи

Личностные особенности руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей

Формирование коммуникативной компетенции в рамках изучения студентами колледжа акцентологических норм русского языка

Результаты констатирующего этапа эмпирического исследования по определению уровня сформированности навыков безопасного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Влияние целенаправленного обучения на развитие коммуникативных навыков менеджеров оптовых продаж

Моделирование процесса становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода

Исследование уровня сформированности коммуникативной компетенции студентов

Исследование динамики профессионально важных личностных качеств студентов-маркетологов

Анализ эмпирических данных по изучению уровня эмоционального интеллекта у интернет-зависимых подростков

Задать вопрос