Влияние социально-бытовых условий на состояние здоровья детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 28.01.2019

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Ермакова О. А. Влияние социально-бытовых условий на состояние здоровья детей // Молодой ученый. — 2019. — №4. — С. 114-116. — URL https://moluch.ru/archive/242/56039/ (дата обращения: 20.06.2019).



В России на сегодняшний день более 30 миллионов детей, т. е. 19 % от общей численности населения [5, с.6]. Будущее любой нации напрямую зависит от здоровья детей и подростков. Здоровье детей формируется в основном в семье. На организм ребенка влияет множество факторов, которые могут либо ухудшать состояние здоровья, либо улучшать его. С возрастом роль биологических факторов уменьшается. Если на первом году жизни доля влияния биологических факторов составляет 74,9 %, на втором — 41,3 %, то на третьем всего 15,9 % [2, с.22]. Затем ведущую роль занимают социально бытовые факторы, которые оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья детей. Дети из неполных семей, из неблагополучных семей, в которых отмечается алкоголизм, асоциальное поведение, дети из семей проживающий в неблагоприятных социально-гигиенических условиях в большей степени подвержены риску заболеть, чаще имеют дисгармоничное физическое развитие, нарушения в психическом здоровье. Поэтому тема исследования является крайне актуальной.

Ключевые слова: социально-бытовые условия, семьи медико-демографического риска, неполная семья, внебрачные дети.

In Russia today there are more than 30 million children, i.e. 19 % of the total population [5, с.6]. The future of any nation depends on the health of children and adolescents. Children's health is formed mainly in the family. The child's body is affected by many factors that can either worsen health or improve it. The role of biological factors decreases with age. If in the first year of life the share of influence of biological factors is 74.9 %, in the second — 41.3 %, in the third only 15.9 % [2, с.22]. Then the leading role is played by social factors that have a direct impact on the health of children. Children from single-parent families, from dysfunctional families with alcoholism, antisocial behavior, children from families living in unfavorable social and hygienic conditions are more at risk of getting sick, more often have disharmonious physical development, mental health disorders. Therefore, the research topic is extremely relevant.

Keywords: social conditions, family health and demographic risk, single-parent families, children born out of wedlock.

К семьям медико-демографического риска относятся неполные, многодетные, семьи юных и старородящих матерей [1, с.28]. Начиная с 1991 по 2000 год произошло достоверное снижение числа полных семей [9, с.45]. Данная тенденция сохраняется и в настоящее время. На данный момент наряду с разводами, вследствие которых образуются неполные семьи, растет число незарегистрированных браков. Это приводит к рождению внебрачных детей [2, с.22]. Внебрачные дети рождаются чаще у женщин в возрасте до 19 или в возрасте 40–44 лет. Не информированность о методах контрацепции и ранее вступление в половую жизнь являются основными причинами рождения внебрачных детей у девушек в возрасте 15–19 лет. После 40 лет ведущая причина — удовлетворение потребности в материнстве.

Здоровье внебрачных детей значительно хуже, чем у детей, рожденных в браке. Внебрачные дети чаще рождаются недоношенными, позже начинают разговаривать, ходить, чаще болеют острыми и хроническими заболеваниями. Заболеваемость на первом году жизни у рожденных вне брака детей выше, чем из полных семей, и составляет 4726,0 ‰, (в полных семьях 4189,3 ‰). Болезни органов дыхания встречаются у детей рождённые вне брака 2674,1 %, в полных семьях 2504,8 % [2, с.22]. На втором месте в структуре заболеваемости детей данной категории занимают болезни нервной системы (666,3 % и 508,6 %).

В полных семьях здоровых детей гораздо больше, чем в неполных. Заболеваемость в первые 3 года жизни в неполных семьях выше. Это связано с тем, что в неполных семьях (чаще матери) из-за материальных затруднений вынуждены выходить на работу раньше положенного по законодательству срока. Ребёнок, соответственно, вынужден посещать детские дошкольные учреждения раньше, чем дети из полных семей, или тех неполных семей, где с ребёнком остаются родственники (бабушки, тёти). Это способствует повышению заболеваемости детей из неполных семей. Кроме того, немаловажным является тот факт, что доля часто болеющих семей (среди детей первых трёх лет) в неполных семьях значительно выше и составляет 20 %. Из них 16,4 % были госпитализированы в связи с заболеванием. В 1/3 случаев госпитализация длилась 15–30 дней, а в остальных более 30 дней [2, с.22]. При этом большинство детей проживают в благоприятных жилищных условиях. Результатом недостаточного внимания к ребёнку в неполных семьях является возникновение душевного конфликта у ребёнка, который влияет на психику. Нарушается психическое развитие, снижается интеллект, память.

Дети из неполных семей составляют группу риска и требуют пристального внимания, более тщательного медицинского наблюдения. В целом доля детей, воспитывающихся в условиях психологического дискомфорта, составляет 14,2 %. 12,5 % среди обеспеченных материально семей, 16,8 % в малообеспеченных и бедных семьях [6, с.13].

В доперестроечный период наблюдалась однородность показателей здоровья из различных социальных групп. Она была обусловлена политическим стремлением обеспечения доступности бесплатной медицинской помощи, обеспечение равного отдыха летом и бесплатным посещением учреждений дополнительного образования. В результате проведённых реформ в России появилось резкое расслоение слоёв населения по уровню жизни. В настоящий момент40 % семей имеют низкий и ниже среднего уровень жизни, 56 % — средний, и только 5 % семей имеют материальные возможности выше среднего и высокие. Наименьшим платёжеспособным потенциалом обладают семьи, в которых взрослые не имеют работы или работают в учреждениях бюджетных / семья при этом имеет уровень жизни ниже среднего и даже низкий) [5, с.6]. Среднемесячный подушевой доход в неполной семье был на 1/3 меньше, чем в полных семьях, причём 69,8 % семей медико-демографического риска имели доходы ниже минимального прожиточного уровня [1, с.28]. Также отмечается тенденция к увеличению числа неработающих.

Кроме того, семьи с низким уровнем доходов имеют худшие жилищные условия, чаще отмечается низкий уровень образования родителей, чаще приходилось сталкиваться с проблемами психологического характера и злоупотреблением алкоголя в семье [6, с.13]. Среди бедных семей только 3 % детей имеют отличное здоровье, в обеспеченных семьях доля детей с отличным здоровьем в 5 раз выше [5, с.6]. Отмечается высокий уровень смертности от несчастных случаев, травм, выше уровень заболеваемости и длительность госпитализации. С падением уровня жизни семьи появляются предпосылки к развитию хронических заболеваний ребёнка. Если среди семей с низким уровнем жизни хронические болезни обнаружены у 50 % детей, то с высоким уровнем в гораздо меньшей степени. Финансовые проблемы в семье сказываются на эмоциональном фоне родителей. Они становятся неуравновешенными, раздражительными, что сказывается на состоянии здоровья ребёнка. Отмечается рост невротических расстройств по мере ухудшения материального положения в семье. Кожные болезни встречаются в 3,3 раза чаще детей из бедных семей, чем у детей из состоятельных. Это связано с недостаточным гигиеническим уходом за ребёнком.

Бесконтрольное внедрение платной медицинской помощи, рост цен на лекарственные препараты, снижение платёжеспособности населения — снижает доступность медицины для населения. Для семей, у которых отец является безработным более 40 % не имеют средств платить за медицинские услуги своего ребёнка [5, с.6].Рост цен на продукты питания, коммунальные услуги, транспорт сопровождается ухудшением материального положения семьи, поэтому происходит сокращение доли расходов на питание. Не получают полноценного питания 65,8 % детей из малообеспеченных и бедных семей м 35 % детей из семей со средним достатком [6, с.13]. Недоедание приводит к повышенной утомляемости, повышенной возбудимости, нарушению осанки.

В основном семьи проживают в удовлетворительных жилищных условиях: имеют свой дом, 1, 2, 3х-комнатную квартиру — около 80 % семей. 20 % проживают в коммунальной квартире, общежитии. Жилая площадь (m2) на 1 человека составляет от 7,7 до 9,0 [9, с.45]. Жилище в большинстве семей тёплое, сухое, светлое, но 25,71±3,24 из 100 семей проживали в холодном помещении, у 8,85±1,51 из 100 жилище было очень тесным (менее 3м2 на 1 человека), у 29,43±2,43 из 100 семей на 1 члена приходилось 4–5м2 [8, с.73]. По общей оценке, жилища с учётом гигиенической характеристики и благоустройства хорошие условия имеют 40 % семей, 60 % — неблагоприятные. В последнее время отмечается большого количества синтетических материалов, используемых для внутренней отделки помещений, что может негативно отразиться на состоянии здоровья подрастающего поколения.

В настоящее время состояние здоровья детей из социально неблагополучных семей остаётся малоизученным [3, с.11]. Это связано с низкой обращаемостью родителей при заболевании ребёнка в поликлинику (53 % родителей), нерегулярным прохождением медицинских осмотров, проводимых в школе. Неблагополучная семья имеет следующие характеристики. Это неполные, многодетные семьи, матери в которых рожали в возрасте до 19 и после 35 лет. Каждая 5-я семья многодетна, в каждой 10-ой семье мать родила ребёнка до 19 лет. Среднее число абортов у матерей данной группы — 6,7 [4, с.452]. Образование родителей в таких семьях неполное среднее ил среднее в 90 % случаев. Каждый десятый является безработным. В большинстве случаев дети проживают в неудовлетворительных жилищных условиях, жилая площадь при этом чаще менее 4м2 на человека. Материальная обеспеченность оценивается как низкая крайне. За чертой бедности живут 70,7 % таких семей [4, с.452]. Поэтому дети питаются 1–2 раза в день, фактически голодают.

Только 46,9 % новорождённых детей из неблагополучных по алкоголизму семей имели нормальное физическое развитие, остальные 53,1 % были с дефицитом массы тела I-II степени [10, с.9] у детей выявлена задержка развития двигательных функций — они начинали держать голову, сидеть, стоять, ходить с опозданием. Как правило, дети из неблагополучных семей часто и длительно болеют, нуждаются в диспансеризации. Частота хроническим заболеваний и морфофункциональных отклонений в 1,84 раза выше, чем среди детей из семей социального благополучия (при углублённом медицинском осмотре). Поэтому треть детей имеют III-IV группы здоровья, т. е. имеющие хронические заболевания с различной степенью компенсации [10, с.9]. Дети склонны к беспризорности, социальной дезадаптации, плохо учатся, не посещают школу, склонны к нарушениям поведения и антисоциальным поступкам. У них в 3 раза чаще встречаются психические нарушения и расстройства поведения [10, с.9]. В подростковом возрасте курение, употребление алкогольных напитков встречается в 72,9 % [7, с.57].

Семья является основой здоровья и благополучия детей и подростков. Нравственное и интеллектуальное воспитание, физическое и психическое развитие, а также уровень здоровья подрастающего поколения формируются в семье и зависят от социально-бытовых условий. Поэтому важной задачей медицинских работников является выявление групп риска с целью проведения профилактических мероприятий.

Литература:

  1. Альбицкий В. Ю., Сорокин А. В., Ананьин С. А. Состояние здоровья, образ и условия жизни детей медико-демографического риска // Здравоохранение Российской Федерации. — 1994 — № 1. — С. 28.
  2. Балыгин М. М. Семья и здоровье детей // Здравоохранение Российской Федерации. — 1990 — № 9. — С. 22.
  3. Выхристюк О. Ф., Самсыгина Г. А. Охрана здоровья детей из социально неблагополучных семей // Российский медицинский журнал. — 2000. — № 2. — С. 11.
  4. Ибрагимов А. И. Образ жизни и состояние здоровья детей, воспитывающихся в семьях с отцом, злоупотребляющим алкоголем // Казанский медицинский журнал. — 1999. — Т. 80. — № 6. — С. 452.
  5. Максимова Т. М., Гаенко О. Н. Особенности состояния здоровья детей в условиях социальной дифференцировки населения // Российский педиатрический журнал. — 2003.- № 6. — С.6.
  6. Максимова Т. М., Гаенко О. Н., Белов В. Б. Здоровье детей в условиях социальной дифференциации общества// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2004. — № 1.- С. 13.
  7. Маркова А. И., Ляхович А. В., Гутман М. Р. Образ жизни родителей как детерминанта здоровья детей // Гигиена и санитария. — 2012. — № 2. — С. 57.
  8. Молчанова Л. Ф. Влиение условий и образа жизни семьи на здоровье детей // Педиатрия. — 1990. — № 3. — С. 73.
  9. Михалюк Н. С. Динамика социальных и биологических факторов, воздействующих на детей // Здравоохранение Российской Федерации. — 2004. — № 6. — С.45.
  10. Яковлев Ю. Г., Курьянова Н. Н., Скворцова Е. С. Состояние здоровья детей, родители которых страдают алкоголизмом // Вопросы охраны материнства и детства. — 1991. — № 11. — С. 9.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, уровень жизни, медико-демографический риск, чаща, отличное здоровье, неполная семья, I-II, жилая площадь, психическое развитие.


Похожие статьи

Особенности психического развития детей в неполных семьях

Хорошая и благополучная семья, важное условие, которое делает человека счастливым. Семья — это исторически сложившаяся организованная

Для определения уровня психологического развития ребенка и отношений между членами неполных семей было проведено...

Дети группы риска и их психологические особенности

Так группой риска он считает многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей — инвалидов; детей

дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных

ребенка и другими законодательными актами,- право на уровень жизни...

Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных...

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по- своему». Толстой Л. Н. Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни.

Здоровье детей из семей социального риска. Функции семьи...

Функции семьи в сохранении здоровья детей [Текст]

Развитие у ребенка в раннем возрасте хронических заболеваний определяются во многом наследственной, врожденной.

Другим направлением работы с семьями социального риска является знакомство родителей с...

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

Семья оказывает решающее влияние на психическое развитие детей.

Ведь хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимы ребенку и если он воспитывается в

Однако и среди таких детей, встречается весьма высокий риск психических заболеваний, в...

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Неполная cемья — это малая группа c частичными неполными cвязями, где отcутствует

Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в

Проблему неполных семей решать необходимо на государственном уровне, в органах...

Социальные риски малолетнего материнства и их политизация...

Уровень жизни семьи снижается и даже может опускаться ниже прожиточного минимума. Риск временной потери трудоспособности (или даже недостижение

Это риски, угрожающие жизни и здоровью матери и ребенка и риски потери дохода и возникновения дополнительных затрат.

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях...

Неполная семьясемья, состоящая из: женщины, которая родила детей вне брака и в браке не

Жизнь и условия воспитания в полной и неполной семьях чаще всего существенно различаются.

В полной семье дети впитывают в себя образец поведения обоих родителей...

Особенности воспитания в неблагополучных семьях

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны

Внутрисемейная напряженная обстановка чаще наблюдается в неблагополучных семьях.

В неблагоприятной психической атмосфере семей с явным неблагополучием появляются дети...

Похожие статьи

Особенности психического развития детей в неполных семьях

Хорошая и благополучная семья, важное условие, которое делает человека счастливым. Семья — это исторически сложившаяся организованная

Для определения уровня психологического развития ребенка и отношений между членами неполных семей было проведено...

Дети группы риска и их психологические особенности

Так группой риска он считает многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей — инвалидов; детей

дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных

ребенка и другими законодательными актами,- право на уровень жизни...

Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных...

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по- своему». Толстой Л. Н. Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни.

Здоровье детей из семей социального риска. Функции семьи...

Функции семьи в сохранении здоровья детей [Текст]

Развитие у ребенка в раннем возрасте хронических заболеваний определяются во многом наследственной, врожденной.

Другим направлением работы с семьями социального риска является знакомство родителей с...

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

Семья оказывает решающее влияние на психическое развитие детей.

Ведь хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимы ребенку и если он воспитывается в

Однако и среди таких детей, встречается весьма высокий риск психических заболеваний, в...

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Неполная cемья — это малая группа c частичными неполными cвязями, где отcутствует

Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в

Проблему неполных семей решать необходимо на государственном уровне, в органах...

Социальные риски малолетнего материнства и их политизация...

Уровень жизни семьи снижается и даже может опускаться ниже прожиточного минимума. Риск временной потери трудоспособности (или даже недостижение

Это риски, угрожающие жизни и здоровью матери и ребенка и риски потери дохода и возникновения дополнительных затрат.

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях...

Неполная семьясемья, состоящая из: женщины, которая родила детей вне брака и в браке не

Жизнь и условия воспитания в полной и неполной семьях чаще всего существенно различаются.

В полной семье дети впитывают в себя образец поведения обоих родителей...

Особенности воспитания в неблагополучных семьях

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны

Внутрисемейная напряженная обстановка чаще наблюдается в неблагополучных семьях.

В неблагоприятной психической атмосфере семей с явным неблагополучием появляются дети...

Задать вопрос