Актуальность. Среди психических расстройств в детском возрасте львиную долю составляют когнитивные нарушения. При этом, в дошкольном возрасте наиболее часто диагностируют пограничные формы интеллектуальной недостаточности (расстройства психического развития, органическое легкое когнитивное расстройство), а диагноз «умственная отсталость» ставится лишь в случаях явного недоразвития (умеренная, тяжелая, глубокая степени). Легкая же умственная отсталость зачастую выявляется лишь в школьном возрасте, поскольку «дефект» «маскируется» хорошо развитыми навыками общения, а отставание в развитии сенсорной и двигательной сфер может быть выражено в минимальной степени [6; 7; 9].
Как известно, ранняя диагностика психических расстройств во многом предопределяет успешность их лечения и эффективность реабилитационных мероприятий [5 и др.]. Таким образом, подробное изучение клинико-психопатологических аспектов умственной отсталости в старшем дошкольном возрасте является актуальным.
Целью исследования стал клинико-патопсихологический (включая нейропсихологический) анализ умственной отсталости у детей старшего дошкольного возраста.
Материалы. Сплошное одномоментное обследование детей 6–7 лет (n=999), проживающих в разных территориях Забайкальского края: г. Чита (n=654); экологически неблагополучный п.г.т. Первомайский (n=86, на территории п.г.т. находился горно-обогатительный комбинат, в работе которого используются радиоактивные изотопы, тяжелые металлы и пр.); и этнокультуральный п.г.т. Агинское (n=259, 80 % жителей района составляют буряты).
Для сравнения был проведен сплошной одномоментный анализ амбулаторных карт детей, состоящих на учете у психиатра ГКУЗ Краевая клиническая больница им. В.Х Кандинского с диагнозом «Умственная отсталость F7*» (n=1125).
Методы: клинический (диагностический анализ по МКБ-10), патопсихологический (тест Векслера, адаптированный вариант для детей), нейропсихологический (адаптированный вариант для детей 6–8 лет, по [3] и [8]). Статистическую значимость результатов оценивали по критерию χ2.
Результаты иобсуждение. При одномоментном сплошном обследовании общая распространенность умственной отсталости у старших дошкольников составила 6,2 %, что выше официального показателя.
Отмечено значительное преобладание в структуре умственной отсталости легких форм «F70» (89 %), что в 1,3 раза выше официального показателя (68 %) и говорит о том, что в Забайкальском крае имеет место проблема поздней диагностики интеллектуального дефекта. Умеренная и выраженная умственная отсталость «F71 и F72» диагностированы в меньшей части случаев, и главным образом, у респондентов п.г.т. Первомайский, подтверждая данные многолетних исследований по экологически-обусловленным нарушениям интеллекта у детей в Забайкалье [1; 2].
Нарушения поведения «F7*.2» выявлены у 11 % обследованных детей, что в 2,4 раза превышает таковую распространенность по официальной статистике (4,5 %). И опять же, практически все случаи нарушения поведения диагностированы в экологически неблагополучном п.г.т. Первомайский.
Среди причин большую долю составили «неуточненные F7*.*9» (76,5 %) и «другие F7*.*9» (30 %). Главным образом, это «перинатальное поражение ЦНС» (из амбулаторных карт), однако в МКБ-10 нет такого обозначения, по этой причине указанные диагностические рубрики самые многочисленные. Меньшую долю составили причины «хромосомные F7*.*4» (2 %) и другие уточненные (4 %). Такая картина связана еще и с тем, что чаще всего отсутствует документальное подтверждение нарушений хромосомных, генных, эндокринных, обменных и пр. и врач вынужден ставить диагноз из рубрик «неуточненное» или «другое».
Анализ результатов теста Векслера показал, что общий уровень интеллекта у обследуемых детей соответствует «дефекту» (IQ общий меньше 70 баллов). Наиболее низкими среди вербальных субтестов оказались «понятливость», «сходство», «словарь»; и «последовательные картинки — из невербальных. Такие закономерности подтверждают данные литературы о патопсихологических особенностях умственной отсталости [4].
Вербальный показатель интеллекта в п.г.т. Первомайский был ниже такового в краевом центре г. Чита. Похожая закономерность описана у детей с интеллектуальным дефектом в другом экологически неблагополучном районе Забайкалья г. Балей [3]. Самый низкий вербальный интеллект выявлен в п.г.т. Агинское (так как русский язык является для большинства детей вторым наряду с бурятским, и это создает некоторые трудности коммуникации).
Нейропсихологический анализ выявил у обследуемых наиболее низкие показатели в субтестах на обработку кинетической информации («праксис по кинестетическому образцу», «перенос поз по кинестетическому образцу»), на оценку зрительно-моторных координаций (копирование с поворотом, зрительная память, «заборчик»); слухомоторных координаций («по сколько раз я стучу», «постучи как я», слухоречевая память); сформированность логического мышления («логико-грамматические конструкции», «сюжетные картины»). Указанные нейропсихологические особенности являются специфичными для когнитивных нарушений у детей, проживающих в Забайкалье и описаны в диссертационных исследованиях на материале других районов края — краевой центр (г. Чита), Балейский и Нерчинский районы [8; 3].
При этом самые низкие показатели по всем указанным пробам имеют место у респондентов из п.г.т. Первомайский. Выявленные нейропсихологические феномены говорят о функциональной слабости лобно-теменных, постцентральных отделов коры головного мозга и зоны TPO (temporo-parieto-occipitalis), что подтверждается данными литературы [10].
Заключение.
Выявленные клинические, пато- и нейропсихологические характеристики умственной отсталости у детей Забайкальского края станут основой для создания региональной программы реабилитации для детей с нарушениями интеллекта. В настоящее время проводится комплексное изучение умственной отсталости у детей Забайкалья, включая факторный анализ и обоснование этапов реабилитации.
Литература:
- Абашкина, Е. В. Эпидемиология нервно-психических расстройств у детей в зоне экологического неблагополучия Забайкалья (город Балей): дис. … канд. мед. наук: 14.00.18 / Е. В. Абашкина // Чита, 2002. — 152 с.
- Говорин, Н. В. Особенности экологообусловленных психических расстройств у детей и принципы их реабилитации / Н. В. Говорин, Т. П. Злова, Е. В. Абашкина // Актуальные проблемы клинической и экспериментальной медицины. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Н. В. Говорина. — Чита.: Изд-во «Иван Федоров», 2003. — С. 214–216.
- Злова Т. П. Патогенетические механизмы экологообусловленных нарушений интеллекта у детей: дис. … д-ра мед. наук. Чита, 2007. 251 с.
- Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев // Руководство для врачей /СПб.: Речь, 2003. — 391 с.
- Макушкин, Е.В.. Психическое здоровье подрастающего поколения: по материалам двух конференций / Е. В. Макушкин, Н. Д. Семенова // Российский психиатрический журнал. — 2017. — № 2. — С. 59–64.
- Мелик-Пашаян, А. Э. Клинико-эпидемиологическое исследование психических расстройств у детей и подростков Армении / А. Э. Мелик-Пашаян // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2015. — Т.15. — № 2. — С. 72–74.
- Михейкина, О. В. Эпидемиология умственной отсталости у детей города Брянска / О. В. Михейкина // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 2014. — № 1. — С. 73–76.
- Морозова И. Л. Нейропсихологическая структура задержки психического развития дошкольников, проживающих на территории экологического неблагополучия: дис. … канд. психол. наук. Москва, 2007. 208 с.
- Новиков, Е. Г. Возрастные закономерности структуры психических заболеваний детей и подростков / Е. Г. Новиков // Современные проблемы охраны психического здоровья детей. Материалы Всероссийской конференции: «Проблемы диагностики, терапии и инструментальных исследований в детской психиатрии» / Под ред. Е. В. Макушкина. — Волгоград.: Изд-во ВолГМУ, 2007. — С. 111–113.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.