Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние эйджизма как социальной проблемы на людей старших возрастных групп

Социология
26.01.2019
1936
Поделиться
Библиографическое описание
Шакалова, В. Н. Влияние эйджизма как социальной проблемы на людей старших возрастных групп / В. Н. Шакалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 145-146. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55984/.


В данной статье рассматриваются понятия «возрастные стереотипы» и «эйджизм». А также проанализировано влияние эйджизма на старшие возрастные группы и проявление его в межличностном общении и различных сферах жизни.

Борьба с различными дискриминациями в последнее время особо актуальна. Эйджизм как раз представляет собой одну из форм дискриминации, а именно по возрасту. Под ним принято понимать стереотипы относительно старости и старения.

Эйджизм наиболее ярко проявляется в действиях, оскорбляющих и унижающих представителей старших поколений, ограничивающих их права по причине возраста, в неуважительном отношении к ним, в негативных стереотипах относительно старости.

Возрастные стереотипы относятся к глубоко укоренившимся негативным убеждениям о пожилых людях и процессе старения, который может затем приводят к эйджизму. Он укрепляется в обществе, государственных учреждениях, межличностном общении, правилах и повседневной жизни.

Для наилучшего понимания проблемы следует определить значение основных понятий, которые будут употребляться в данной статье: «возрастные стереотипы» и «эйджизм».

Возрастные стереотипы — одни из видов социальных стереотипов, которые отражают устойчивые содержательные и оценочные характеристики восприятия возрастными группами собственной и других возрастных групп и являющихся содержанием возрастных идентификаций. [1]

В современном мире делается акцент на красоту и молодость, что заставляет некоторых пожилых людей прибегать к косметологическим омолаживающим процедурам, стремиться равняться на эталоны красоты, а иногда даже и ложиться под нож хирурга. Это также является одним из проявлений возрастных стереотипов.

Понятие «эйджизм» относится к очень устойчивым стереотипам и предрассудкам в отношении пожилых людей. Социальные стереотипы как одна из наиболее интересных и небезразличных сфер в функционировании общества на протяжении веков изучалась многими исследователями, такими как У. Липпманом, Т. Шибутани, В. П. Трусов, Л. Х. Стрикленд, А. А. Бодалевым, В. А. Ядовым, Ю. А. Сорокиным и другими.

Эйджизм может выражаться в отношениях, действиях и словах, с помощью которых людям предоставляется пониженный социальный статус, в основном, в зависимости от их возраста. Такая проблема может быть направлена против людей любого возраста, хотя наиболее часто можно встретить ее распространенность в отношении пожилых людей. [2]

Эйджизм пожилых людей — это процесс стереотипизации и дискриминации в отношении людей, потому что они стары. С точки зрения определения, эйджизм подобен расизму или сексизму в том, что относится к людям по-разному, основываясь на стереотипах о группе. Он в той или иной степени проявляется в обществе, в межличностном общении, телевидении, рекламе, магазинах, больницах и на рабочих местах. [3]

Часто в повседневной жизни люди не замечают, что они как-то оскорбительно или неуважительно отнеслись к пожилым людям. Даже иногда и сами представители старших возрастных групп сами не осознают, что мыслят в рамках неких предрассудков. Это значит, что в данное время проблема эйджизма не освещена на широкую общественность, люди не могут и не хотят открыто говорить об этом.

Актуальность темы также определяется тем, что в мире наблюдается старение населения. Доля пенсионеров увеличивается, поэтому рано или поздно наступит время, когда игнорировать проблемы пожилых людей станет уже невозможно.

Эйджизм проявляется в различных сферах жизни. Рассматривая его выражение в средства массовой информации, например, можно заметить, что, в основном, пожилых людей снимают в рекламных роликах для таких продуктов, как слабительные, лекарства для сердца, протезы. На телевидении делается акцент на молодость и физическую красоту, чтобы продавать товары. В основном, пожилые люди отсутствуют в рекламных роликах для дорогой одежды, автомобилей, ресторанов и развлечений. [4]

Еще одним проявлением эйджизма, только уже которое осуществляется в межличностном общении, является говорение громче и медленнее во время общения с пожилыми людьми. Вдобавок, можно заметить, что часто люди в разговоре со старшими возрастными группами используют простые предложения.

К тому же пожилые люди сталкиваются со стереотипами на работе. Наиболее распространенные стереотипы о пожилых работниках заключаются в том, что пожилые работники менее производительны, дороже, менее адаптируемы и более жестки, чем молодые работники. [3]

Предубеждения людей о пожилых людях зачастую тоже содержат элементы эйджизма. Например, многие считают, что пожилые люди «застряли» в своем времени и не способны меняться. Они не хотят учиться новым вещам. Некоторые убеждены, что пожилые люди не способны радоваться жизни и веселиться.

Эйджизм является значительной социальной проблемой, ведь многие даже не замечают, что сами иной раз мыслят стереотипно и поступают неуважительно по отношению к пожилым людям. Это все усугубляется плохой освещенностью данной проблемы.

Таким образом, изучение влияния эйджизма как социальной проблемы на старшие возрастные группы является важным и актуальным в наши дни. Рассмотрение данного вопроса должно стать более распространенным, так как эйджизм в основном оказывает негативное влияние на пожилых людей, дискриминируя их.

Литература:

  1. Микляева А. В. Возрастная дискриминация как социально-психологический феномен. — СПб.: Речь, 2009. — 160 с.
  2. J. Macnicol Ageism and Age Discrimination. Some Analytical Issues // The International Longevity Centre — UK. URL: www.ilcuk.org.uk (дата обращения: 20.01.2019).
  3. Ageism. Encyclopedia of Aging // Encyclopedia.com. URL: http://www.encyclopedia.com (дата обращения: 20.01.2019).
  4. S. Horton, J. Baker, J. Cоtе, and J. M. Deakin. Understanding seniors' perceptions and stereotypes of aging // Educational Gerontology. — 2008. — № 34. — С. 997–1017.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 145-146):
Часть 2 ( стр. 91-181)
Расположение в файле:
стр. 91стр. 145-146стр. 181

Молодой учёный