Организация подрядных торгов (конкурсов) на объекты и услуги в строительстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 25.01.2019

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Тихонова Е. А. Организация подрядных торгов (конкурсов) на объекты и услуги в строительстве // Молодой ученый. — 2019. — №4. — С. 261-264. — URL https://moluch.ru/archive/242/55947/ (дата обращения: 20.06.2019).



Статья рассматривает современные способы организации подрядных торгов на объекты и услуги строительства и в сфере городского хозяйства в контексте действующего российского законодательства. В статье выявлены достоинства и недостатки различных способов организации подрядных торгов в рассматриваемой сфере, охарактеризованы основные понятия в названной области, проделан сравнительный анализ современного законодательства, регулирующего организацию подрядных торгов, с законодательством прошлых лет. Автор приходит к выводу, что конкурентные способы организации закупок в сфере строительства и городского хозяйства способствуют повышению качества строительства, сокращению его сроков, созданию конкурентной среды и эффективному использованию денежных средств заказчика.

Ключевые слова: подрядные торги, тендер, конкурентные процедуры, неконкурентные процедуры, заказчик, контракт.

The article discovers modern methods of organization’s tenders (contests) on the objects and services in construction and urban economy according to the current legislation of Russia. This article reveals the advantages and disadvantages of different ways of organizing of tenders, describes the main concepts in this area. It gives a comparative analysis of the modern legislation, which regulates the organization of tenders with the legislation of the past years. The writer comes to the conclusion that competitive methods of organization’s tenders in the sphere of construction and urban economy contribute to the quality of construction, reducing its time, creating a competitive field and the effective use of money means.

Keywords: contract bidding, tender, competitive procedures, non-competitive procedures, customer, contract

Отечественная строительная отрасль экономики и связанная с ней сфера городского хозяйства, динамично развиваются, используя современные способы организации и функционирования, отвечающие требованиям эффективности и рациональности.

Институт подрядных торгов (конкурсов) на объекты и услуги в строительстве и городском хозяйстве, вне всяких сомнений, является одним из таких способов, позволяющих, во-первых, минимизировать фактически понесенные заказчиком затраты на оплату указанных работ и услуг, тем самым, обеспечив экономию финансовых ресурсов; во-вторых, сократить количество промежуточных звеньев, разделяющих заказчика и подрядчика; в-третьих, если не исключить, то существенно сократить коррупционные составляющие в рассматриваемой сфере.

Все названные преимущества подрядных торгов перед неконкурентными процедурами, когда строительные работы и услуги осуществляются подрядчиком, выбранным по усмотрению заказчика, обуславливают их широкое применение и относительно длительную историю.

Сегодня вопросы организации подрядных торгов на объекты и услуги в строительстве являются предметом правового регулирования комплекса нормативных правовых актов, принятых в разное время, обладающих разной юридической силой, но одинаково направленных на раскрытие процедуры организации подрядных торгов на законодательном уровне. Несмотря на наличие центрального нормативного правового акта, по правилам которого сегодня организуются и проходят все торговые процедуры для обеспечения государственных и муниципальных нужд — Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в отечественном правовом регулировании не утратили силу и не были отменены ряд подзаконных актов, с которых начинались первые попытки отечественного законодателя по организации подрядных торгов в рассматриваемой области.

Так, легальное определение подрядных торгов впервые было представлено в пункте 1.4 Распоряжения Госкомимущества РФ N 660-р, Госстроя РФ N 18–7 от 13.04.1993 «Об утверждении Положения о подрядных торгах в Российской Федерации», согласно которому под подрядными торгами понималась форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса [2].

Сферой применения Положения выступали вопросы организации и проведения подрядных торгов на выполнение всего комплекса работ и оказания услуг, связанных со строительством новых, расширением, реконструкцией и ремонтом действующих объектов. В том случае, когда источником финансирования названных работ и услуг являлся федеральный бюджет, организация и проведение подрядных торгов по правилам, предусмотренным указанным Положением, являлись обязательными [2].

Рассматриваемое Положение ценно тем, что раскрывает такие основные понятия, уже прижившиеся в строительной отрасли, как тендер, под которым понимается конкурсная форма проведения подрядных торгов; тендерная документация; приводит классификацию подрядных торгов, выделяя торги с предварительным отбором претендентов (с предварительной квалификацией) и без такого отбора (без предварительной квалификации); гласные и негласные торги; первичные и повторные, открытые и закрытые (ограниченные по числу претендентов) [2]. Во многом, аналогичные критерии положены и в основу классификации торгов в ФЗ № 44-ФЗ. Несмотря на то, что нами не было найдено ни одной ссылки на указанное Положение в современной закупочной документации на проведение торгов в строительной области, до настоящего времени оно официально не утратило силу и не отменено.

Прорывным, но утратившим силу нормативным актом, регламентирующим процесс организации и проведения торгов, включая торги на выполнение строительных работ, был Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 N 94-ФЗ. В свое время он позволил упорядочить процедуры выбора поставщиков, внедрить и запустить систему электронных торгов через Интернет, создав электронные торговые площадки и официальный сайт для размещения информации об электронных процедурах, обеспечил контроль над закупками со стороны Федеральной антимонопольной службы, предоставил свободный доступ к информации об осуществлении закупок общественности, сделал доступным участие среднего и малого бизнеса в торгах, осуществляемых государственными и муниципальными заказчиками.

Однако этот закон не справился с решением ряда таких важных задач, как недопущение до торговых процедур «фирм-однодневок», а также содержал лазейки для нерационального использования бюджетных средств. Именно поэтому экономия бюджетных средств, полученная в рамках реализации данного закона, носит весьма сомнительный характер.

Указанные проблемы, отчасти, являлись следствием того, что закон № 94-ФЗ детально описывал лишь процедуры проведения торгов и практически не регламентировал итоговую оценку качества осуществленных процедур, планирование закупок, ценообразование, персональную ответственность заказчиков за результат закупок.

Устранить указанные недостатки должен новый закон № 44-ФЗ, подошедший к регулированию закупочных отношений, в том числе в области выполнения строительных работ и сфере городского хозяйства, через призму таких новаций, как:

– акцент на функционировании профессиональных специалистов в области закупок;

– регулирование полного цикла закупки от планирования до исполнения контракта;

– внедрение Единой информационной системы для размещения информации и осуществления закупок;

– разработка и внедрение типовой закупочной документации;

– совершенствование уже известных и введение новых способов определения победителей торгов;

– внедрение института общественного контроля.

Указанные нововведения по логике отечественного законодателя должны способствовать достижению целей рассматриваемого закона, названных в его части 1 статьи 1:

– повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг;

– обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок; - предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок [1].

Очевидными достоинствами применения нового закона в строительстве и городском хозяйстве являются:

  1. более широкие возможности для выбора поставщика (подрядчика). Так, Федеральный закон № 44-ФЗ предпочел способу закупки новое наименование — способ определения поставщика (подрядчика), заодно расширив перечень этих способов, который можно условно разделить на две категории: неконкурентные и конкурентные.

Предпочтение закон отдает конкурентным процедурам, к которым относятся:

1) Конкурсы:

– открытый конкурс;

– конкурс с ограниченным участием;

– двухэтапный конкурс;

– закрытый конкурс;

– закрытый конкурс с ограниченным участием;

– закрытый двухэтапный конкурс.

2) Аукционы: аукцион в электронной форме (электронный аукцион); закрытый аукцион.

3) Запрос котировок.

4) Запрос предложений [1].

Запрос предложений, конкурс с ограниченным участием (открытый и закрытый) представляют собой новые способы выбора поставщика (подрядчика), введенные новым законом.

  1. Новый закон отходит от установления приоритетных способов определения поставщика, основанных исключительно на ценовом факторе, в пользу способов, гарантирующих наилучшее качество поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Так, ФЗ № 44-ФЗ в отличие от своего предшественника ФЗ № 94-ФЗ, среди конкурентных процедур отдает приоритет конкурсам, которые предоставляют заказчику по итогам их проведения лучшее предложение по условиям исполнения контракта, в то время как аукцион, как наиболее приоритетная торговая процедура в рамках ФЗ № 94-ФЗ, позволяет заключить контракт по наименьшей цене.

К неконкурентным способам закупки законодатель относит один единственный способ — закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), основания и требования к которой регламентированы статьей 93 ФЗ № 44-ФЗ. Всего закон содержит 55 оснований, допускающих выбор подрядчика способом закупки у единственного подрядчика [1].

При выборе подрядчика конкурентными способами, как правило, необходимо обратить внимание на такие ключевые моменты, как:

– требования к подрядчику и его квалификации (при закупке строительных работ, как правило, организация-участник торгов должна иметь членство в СРО строителей (саморегулируемых организациях);

– требования к закупаемым работам, услугам;

– условия контракта (специфика условий в отношении строительных работ отражена в статьях 110.1 и 110.2 закона № 44-ФЗ [1]).

В отличие от закона № 94-ФЗ создаваемая контрактная система в рамках нового закона представляет собой полный цикл процедур, охватывающий всю систему закупок, начиная от планирования до исполнения обязательств по контракту [3, с. 428].Ранее действовавший закон оканчивал правовую регламентацию закупочной деятельности на этапе заключения контракта.

Новый закон, однако, не содержит особых условий к организации торговых процедур на объекты и услуги в строительстве и городском хозяйстве, подразумевая, что в указанной области при соблюдении условий, предусмотренных ФЗ № 44-ФЗ, может быть реализована любая из рассмотренных выше процедур. В приоритете наиболее популярным способом организации подрядных торгов на названные работы и услуги был и остается конкурс, организация и проведение которого в современных условиях осуществляются в сети Интернет на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.

Это позволяют любому желающему проследить за конкурсной процедурой, реализуя, таким образом, институт общественного контроля.

Литература:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Российская газета», N 80, 12.04.2013
  2. Распоряжение Госкомимущества РФ N 660-р, Госстроя РФ N 18–7 от 13.04.1993 (ред. от 18.10.1994) «Об утверждении Положения о подрядных торгах в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.04.1993 N 244) // «Российские вести», N 90, 13.05.1993
  3. Сидорович А. Р. Новации законодательства в сфере государственных закупок: ключевые аспекты Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 428–432.
Основные термины (генерируются автоматически): городское хозяйство, торг, работа, выбор подрядчика, процедура, оказание услуг, ограниченное участие, конкурс, услуга, единая информационная система.


Похожие статьи

К вопросу о форме проведения торгов для заключения договора...

Ключевые слова: подрядные работы для государственных и муниципальных нужд, электронный аукцион, открытый конкурс.

В 2013 году порядок определения подрядчиков для заключения договора подряда на выполнение работ для нужд Российской Федерации и ее субъектов...

Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при...

Проведение торгов при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для

Денисова А. Ю. Посягательство на принцип информационной открытости и прозрачности торгов как

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных...

Основная терминология, применяемая при осуществлении...

Единая информационная система в сфере закупок — совокупность информации, содержащаяся в базах данных

Конкурс — способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие...

Правовая регламентация тендерной деятельности в Российской...

Положение регулирует организацию и порядок проведения тендеров на выполнение работ, оказание услуг, поставку материалов для предприятий ООО Тюменьинвестстрой, а также отношения, связанные с аккредитацией подрядчиков и поставщиков для участия в тендерах...

Включение экологических требований и критериев в систему...

Процедура государственных закупок приковывает к себе значительное внимание, ведь

Особый интерес общественности вызывают закупки товаров, работ, услуг в строительном

В работе рассматриваются возможные требования к соблюдению экологических стандартов к...

Совершенствование процесса проведения закупок

Единая информационная система в сфере закупок создается в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и состоит из подсистем, созданных или...

Некоторые особенности порядка ведения реестра контрактов для...

Метод проведения работы (научного исследования): воснове настоящего исследования

Далее, закон о контрактной системе отсылает заказчика к установленному порядку ведения

Белов, В. Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд...

Административная ответственность за нарушение порядка...

Во-первых, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием

Первое размещение сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего

В части обеспечения заявки на участие в конкурентных процедурах государственного заказа...

Тендеры: состояние, тенденции и перспективы | Статья в журнале...

Процедуры тендеров позволяют обеспечить непредвзятый выбор поставщика (продавца) при условии соблюдения жесткого регламента проведения и использования единообразных

Официальный сайт: Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок доступ: http...

Похожие статьи

К вопросу о форме проведения торгов для заключения договора...

Ключевые слова: подрядные работы для государственных и муниципальных нужд, электронный аукцион, открытый конкурс.

В 2013 году порядок определения подрядчиков для заключения договора подряда на выполнение работ для нужд Российской Федерации и ее субъектов...

Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при...

Проведение торгов при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для

Денисова А. Ю. Посягательство на принцип информационной открытости и прозрачности торгов как

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных...

Основная терминология, применяемая при осуществлении...

Единая информационная система в сфере закупок — совокупность информации, содержащаяся в базах данных

Конкурс — способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие...

Правовая регламентация тендерной деятельности в Российской...

Положение регулирует организацию и порядок проведения тендеров на выполнение работ, оказание услуг, поставку материалов для предприятий ООО Тюменьинвестстрой, а также отношения, связанные с аккредитацией подрядчиков и поставщиков для участия в тендерах...

Включение экологических требований и критериев в систему...

Процедура государственных закупок приковывает к себе значительное внимание, ведь

Особый интерес общественности вызывают закупки товаров, работ, услуг в строительном

В работе рассматриваются возможные требования к соблюдению экологических стандартов к...

Совершенствование процесса проведения закупок

Единая информационная система в сфере закупок создается в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и состоит из подсистем, созданных или...

Некоторые особенности порядка ведения реестра контрактов для...

Метод проведения работы (научного исследования): воснове настоящего исследования

Далее, закон о контрактной системе отсылает заказчика к установленному порядку ведения

Белов, В. Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд...

Административная ответственность за нарушение порядка...

Во-первых, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием

Первое размещение сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего

В части обеспечения заявки на участие в конкурентных процедурах государственного заказа...

Тендеры: состояние, тенденции и перспективы | Статья в журнале...

Процедуры тендеров позволяют обеспечить непредвзятый выбор поставщика (продавца) при условии соблюдения жесткого регламента проведения и использования единообразных

Официальный сайт: Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок доступ: http...

Задать вопрос