Аналогии между средневековыми Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом: еще раз о необходимости сохранения историко-культурных территорий Подонья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 30.01.2019

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Попело А. В. Аналогии между средневековыми Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом: еще раз о необходимости сохранения историко-культурных территорий Подонья // Молодой ученый. — 2019. — №4. — С. 360-364. — URL https://moluch.ru/archive/242/55896/ (дата обращения: 25.06.2019).



В работе рассмотрены выявленные аналогии (это в общих чертах сформулировано в выводе) между средневековыми (рассматривался только средневековый период их существования) Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом. Показано, что церковные иерархи, ими руководящие имели большое влияние на светскую и религиозную власть. У них был большой духовный авторитет. Показана выявленная возможность происхождения подобных исторических процессов с похожими последствиями в истории разных административных и/или географических территорий. Показана необходимость сохранения уникальных историко-культурных территорий Подонья, в частности Червленого яра, в частности имеющих отношение к средневековой Сарайской епархии.

Ключевые слова: Сарайская епархия, Константинопольский патриархат, Средневековье, Червленый яр, Подонье, Османская империя, Константинополь (Стамбул), джизья, харадж.

В Мировой истории есть похожие моменты. В частности, проявляющиеся в похожих события на разных географических территориях. Важно отметить, что события могут в чем-то совпадать, а в чем-то не совпадать, в деталях различаться между собой, но тем не менее быть похожими.

Интересным историческим периодом мировой истории было Средневековье.

В работе [1] дается следующие определение понятия Средние века (Средневековье).

Средние века (Средневековье) — это в исторической науке период, следующей за историей древнего мира и предшествующей новой истории (конец V — середина XVII века); в основном соответствует времени зарождения, развития и разложения феодализма в Западной Европе.

Данное определение понятия «средневековье» является марксистским, сформулированным в СССР в советские времена (опираясь на марксистское учение), в нем отмечается, что средневековье является «периодом в исторической науке» и его датировка.

В работе [2] отмечается, Сарайская епархия занимала всю южную Русь между Волгой и Днепром. В том числе и часть территории Подонья.

Целью данной работы является рассмотрение выявленных аналогий между средневековыми Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом. И в связи с те что на территории Подонья (а именно на части Верхнего Дона, Среднем Дону и Нижнем Дону) в средние века было такое уникальное пространственно-территориальное образование как Сарайская епархия, отметить еще раз необходимость сохранения уникальных историко-культурных территорий данной географической территории.

В территорию Подонья входят территории Верхнего Дона, Среднего Дона, Нижнего Дона (соответственно представляют собой деление реки Дон). Имеет следующие границы: от устья (Тульская область) до устья реки Воронеж — Верхний Дон; от устья реки Воронеж (Воронежская область), и до города Калач-на Дону (Волгоградская область) — Средний Дон; от города Калач-на Дону и до впадения в Азовское море (Ростовская область) — Нижний Дон [3, 4, 5].

Итак, Сарайская епархия была учреждена в 1261 году в столице Золотой Орды (улусе Джучи) городе Сарай — Бату [6, 7, 8].

Первым епископом Сарайским стал святитель Митрофан, в управлении которого находилась также Переяславская епархия [6, 7, 8].

В столице Сарае находились большие кварталы разных национальностей [8, 9].

Были в городе и за пределами города и православные приходы, которые подчинялись Сарайской Епархии [8, 9]. Вообще, известно, что практически в каждом городе Золотой Орды (Сарайская епархия) имелись православные храмы [8, 10].

В работах [6, 7, 8] отмечается интересный факт, вероятно, епископ Сарайский кочевал вместе с ханской ставкой в случае необходимости.

Татаро-монгольские ханы традиционно были веротерпимы; до 1251 года основным вероисповеданием монголов было тенгрианство (шаманизм), а после стал распространяться ислам, когда хан Берке принял эту религию; таким образом, говоря о духовном влиянии Сарайских епископов на местное население, важно отметить, что до половины XIV века, татар — монголы были еще язычники; христианские приходы не подвергались никаким стеснениям; церковные имущества освобождались от сборов в пользу хана; в Золотой Орде епископы могли обращать в христианство — крестить и татар — монгол, поэтому и некоторые татар — монголы были православными; в частности от крещенных в Сарайской епархии татар — монгольских (ордынских) дворянских родов произошли многие российские дворянские роды, в том числе Годуновы, Кутузовы, Сабуровы и др. [8].

Русские княжества отныне должны были платить разнообразную дань; например, татар-монголы стали забирать десятую часть имущества и населения; причем, население забирали независимо от пола; часть забранного населения шла на формирование армии, другие на внутреннее обслуживание страны и рабочей силы; освобождено было от уплаты дани духовенство и церковное имущество; часть народа, предназначенная для пополнения вооруженных сил татар-монгол, селилась на указанных ими землях, обзаводилась семьями и превращалась в военные поселения; русские в отличие от кочевых племен были прикреплены к землям и должны были заниматься скотоводством, коневодством, огородничеством, рыболовством и охотой; таким образом, выводимая десятая часть русского населения отрывалась от родной земли навсегда [8, 11].

В работе [11] выделяется то, что с падением авторитета русских князей в жизни русского народа начинает подниматься авторитет митрополита; митрополит пользовался со стороны власти татар-монгол значительными льготами; власть его по сравнению с княжеской была обширной; в то время как власть князя ограничивалась владениями его княжества (но, был в зависимости от татар-монгол), власть митрополита распространялась на все русские княжества, включая и народ расселенный в степной полосе, непосредственных владениях различных кочевых улусов [8, 11].

Турки-османы (турки) в 1453 году [1] захватили Константинополь и завоевали Византию, Бывшую Восточную Римскую империю.

С падением Константинополя и всей Восточной Римской империи значение Константинопольской церкви среди ее паствы значительно возросло; султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, не только оставил Константинопольским патриархам церковную власть над православным населением новообразованной Османской империи, но наделил их также политической властью, какой они не имели прежде; среди мусульман различие между политической и религиозной властью едва выражено, и эти две власти, как правило, совмещаются в одном лице, ввиду чего султан не мог стать полноценным политическим лидером православных так как не мог быть их религиозным главой; компромисс был найден в том, что Константинопольский патриарх был определен «главой народа» (миллет баши) православных (именуемых ромеями, рум), и получил также немалую долю политической власти над ним; при османах Константинопольский патриархат достиг значительного территориального расширения за счет поглощения ранее автокефальных церквей в пределах империи: к концу XVIII века в его ведение входила вся Малая Азия и весь Балканский полуостров кроме Черногории; древние Церкви в пределах империи — Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кипрская, — хотя и не были упразднены, но оказались в зависимом положении от Константинопольской [12].

Таким образом, с завоеванием Константинополя сильно усилилась Османская империя и приобрела значительные новые территории бывшей Восточной Римской империи (Византии); фактически прирастив ее к своим предыдущим (до завоевания Константинополя) границам.

Интересно, что Османская империя по-европейски называлась Оттоманская империя [1], или Оттоманская порта [13, 14].

Свое название она получила в честь султана Османа I (годы правления 1299–1324) [15]. И соответственно правящей династии турецких султанов — Османов (годы правления 1299/1300–1922) [1].

Город Константинополь для греческого населения так и остался с названием «Константинополь», турки-османы стали его называть Стамбулом [16].

В работе [17] отмечается, что, по выражению современников описываемых событий, «Патриарх воссел на престоле как кесарь на престоле василевсов» (то есть византийских императоров).

Также выделяется [17], что с начала XVI века другие восточные патриархи (Александрии, Антиохии и Иерусалима), в соответствии с османскими законами, на долгие четыре столетия попадают в подчиненное положение к лицам, занимающим Константинопольский патриарший престол.

Османы руководствовались исламским законом и делили народы в соответствии с их религией: православные, равно как и армяне с иудеями, стали самостоятельными общинами и субъектами права, сохранявшими привилегии византийского периода [18].

На имя Константинопольского патриарха Генадия II (в миру Геогргия Схолария) (годы правления 1454–1456) [18, 19] султан Мехмед II (годы правления 1451–1481) [1] издал особый фирман (высочайшую грамоту) и берат (указ), которыми определялось положение Православной Церкви в Османской империи [18].

В соответствии с бератом и фирманом религия и религиозные учреждения православных сохранялись; патриарх, епископы и священники получили статус своего рода дипломатической неприкосновенности, а все религиозные действия и обряды совершались беспрепятственно и свободно; христианские храмы нельзя было обращать в мечети; запрещено было насильственное обращение христиан в мусульманство [18].

Итак, все христиане Османской империи (вне зависимости от своих этнических различий) рассматривались как единый народ — милет; а возглавил их милет-баши (этнарх) константинопольский патриарх; милет самоуправлялся, так как его духовный лидер патриарх теперь стал и лидером политическим; он мог судить и решать вопросы не только клириков, но и мирян [18].

Отныне все христиане Османской империи должны были платить налоги джизью и харадж.

В работе [1] дается следующие определение понятия джизья.

Джизья (араб.) — подушный налог, взимавшийся с немосульманского населения стран мосульманского Востока; в Османской империи в конце XVIII века слился с хараджем [1].

Харадж (араб), определяется как — государственный поземельный налог в странах Ближнего и Среднего Востока, взимавшийся в средние века и новое время; впервые введен Сасанидами; в Арабском халифате первоначально взимался с покоренного немусульманского населения, а затем и с мусульман; в Османской империи с конца XVIII века слился c джизьей [1].

Таким образом, на середину XV века немосульманское (и, в частности, христианское) население Османской империи обязано было платить налоги джизью и харадж.

На территории Подонья есть уникальные историко-культурные территории. В частности, оставшиеся от существовавшей здесь в средневековье Сарайской епархии. Например, Червленый яр (на территории Среднего Дона), это известно достоверно. В связи с наличием в регионе бассейна реки Дон Сарайской епархии — интересна средневековая история населенных пунктов (в том числе небольших) расположенных на географической территории Подонья.

По нашему мнению, средневековая Сарайская епархия имеет прямое отношение к истории казачества (и в частности донского казачества).

Таким образом, можно сделать следующий вывод.

Средневековые Сарайская епархия и Константинопольский патриархат — играли большую роль в административных территориях, в которые они входили.

Разница была в следующем. У турок-османов — была одна из ключевых (основных) мировых религий — ислам, а у татар-монгол — на момент основания Сарайской епархии — в основном — тенгрианство (шаманизм).

И в том, и в том случае лидер административно-церковной единицы обладал значительной властью, авторитетом и влиянием. Все это относительно подробно рассмотрено по тексту работы.

И в случае с Сарайской епархией, и в случае с Константинопольским патриархатом население (не исповедующие религию завоевателей) было обложено специальными налогами.

Требуется сохранение историко-культурных территорий Подонья, в частности связанных со средневековой Сарайской епархией, и, в частности, Червленого яра.

Таким образом, в работе рассмотрены аналогии между средневековыми Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом. Показана необходимость сохранения уникальных историко-культурных территорий Подонья.

Литература:

  1. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А. М. Прохоров (председатель). — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 1600с.
  2. Википедия / Крутицкая епархия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9A %D1 %80 %D1 %83 %D1 %82 %D0 %B8 %D1 %86 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %8F_ %D0 %B5 %D0 %BF %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %85 %D0 %B8 %D1 %8F (дата обращения: 12.01.2019).
  3. Попело А. В. Обоснование методов мониторинга земель историко-культурного назначения (на примере территории Верхнего и Среднего Дона). /Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук — Воронеж: ВГПУ, 2006. — 177с.
  4. Попело А. В. К концепции мониторинга земель и объектов историко-культурного назначения / А. В. Попело // Вестник ВГУ, Серия: География. Геоэкология. — Воронеж: ВГУ, 2013. — № 2 — с. 44–47.
  5. Долина Дона: природа и ландшафты / Под ред. Ф. Н. Милькова. — Воронеж, 1982. — 159 с.
  6. Военное обозрение. История. Ханы и Сарайская епархия. — URL: https: // topwar.ru/30117 — hany — i sarayskaya — eparhiya. Html (дата обращения 10.01.2018)
  7. Джон Феннел. Кризис Средневековой Руси 1200–1304. — М.: Прогресс, 1989. — 296с.
  8. Попело А. В. Сарайская епархия XIII–XV веков как историко-культурный феномен (к постановке проблемы) [Текст] // История и археология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 1–5. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/290/13720/ (дата обращения: 12.01.2019)
  9. Православный Приход храма Казанской иконы Божией Матери город Мариинский Посад Чувашской Республики. URL: http://kazmariinsk.prihod.ru/stranicy_istorii_razdel/view/id/27329 (дата обращения 10.01.2018)
  10. blagovest-elista.ru. Элистинская и Калмыцкая епархия. Христианство в Золотой орде. URL: http://blagovest-elista.ru/2014/10/17/xristianstvo-v-zolotoj-orde/ (дата обращения 10.01.2018)
  11. Гордеев А. А. История казачества. — М.: Вече, 2008. — 640с.
  12. Древо открытая православная энциклопедия. Константинопольская православная церковь. — URL: https://drevo-info.ru/articles/13.html (дата обращения 13.01.2019).
  13. Энциклопедия Кругосвет Османская (Оттоманская империя). — URL: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/OSMANSKAYA_OTTOMANSKAYA_IMPERIYA.html (дата обращения 13.01.2019).
  14. Википедия / Османская империя — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9E %D1 %81 %D0 %BC %D0 %B0 %D0 %BD %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %8F_ %D0 %B8 %D0 %BC %D0 %BF %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B8 %D1 %8F (дата обращения 13.01.2019).
  15. Википедия / Осман I — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9E %D1 %81 %D0 %BC %D0 %B0 %D0 %BD_I (дата обращения 13.01.2019).
  16. Википедия / Стамбул. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A1 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BC %D0 %B1 %D1 %83 %D0 %BB (дата обращения 13.01.2019).
  17. PRAVMIR.RU ПРАВОСЛАВИЕ И МИР / Вадим Владимирович Балытников 23 мая 2010г. / Константинопольский Патриархат: история и положение в современном мире. — URL: https://www.pravmir.ru/konstantinopolskij-patriarxat/ (дата обращения 13.01.2019).
  18. Афон. Балканы. Константинополь: История и современность / История Константинопольского патриархата в период Османского владычества (XV — XVIII вв.). — URL: http://www.agionoros.ru/docs/411.html (дата обращения 13.01.2019).
  19. Википедия / Геннадий Схоларий. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %93 %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %B4 %D0 %B8 %D0 %B9_ %D0 %A1 %D1 %85 %D0 %BE %D0 %BB %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %B9 (дата обращения 13.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Османская империя, епархия, Константинопольский патриархат, территория, Верхний Дон, работа, Нижний Дон, необходимость сохранения, Константинополь, частность.


Похожие статьи

К вопросу о статусе и положении первых русских митрополитов

— Император Византийской империи как глава христианского мира формально обладал властью над русским митрополитом. Но в то же время: — Русский митрополит фактически являлся главой национальной церкви самостоятельного государства и потому обладал бóльшей...

Сарайская епархия XIII–XV веков как историко-культурный...

Территория Среднего Дона охватывает части территорий современных Волгоградской

Преимущественно данная группа населения жила по течению рек Дон и Северский Донец и их

В заключение, отметим также то, что территория Верхнего Дона (часть Тульской области и...

Особенность византийского храмового зодчества

Купольная базилика собора Софии Константинопольской совмещала в себе особенности структуры выдающихся римских сооружений — базилики Константина и Пантеона, тем не менее общие размеры собора Софии существенно превышают их, а конструктивная основа...

Попело Антон Владимирович — Информация об авторе

Аналогии между средневековыми Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом: еще раз о необходимости сохранения историко-культурных

Библиографическое описание: Попело А. В. Аналогии между средневековыми Сарайской епархией и Константинопольским...

Северный Кавказ и Крымское ханство в аспекте русско-турецкого...

В экономической и политической отсталости Османская империя все более теряла

Международная обстановка на Кавказе осложнялась еще и тем, что на его территорию

Россия, Северный Кавказ, Крым, Османская империя, Крымское ханство, русское...

История изучения растительности Нижне-Кундрюченского...

В статье хронологически раскрыты этапы изучения флоры и растительности песчаных массивов Нижнего Дона и в частности Нижне-Кундрюченского песчаного массива. Показана актуальность детального изучения растительных сообществ Нижне-Кундрюченского песчаного массива.

Российское государство и православная церковь в XV-XVII веке

Однако константинопольский патриарх не утвердил его кандидатуру, ибо еще до его прибытия в Константинополь поставил на русскую митрополию смоленского епископа Герасима.

В своих сочинениях он говорил о необходимости отказа Церкви от земель.

Движение «Сокол» в контексте русской эмиграции в Латвии...

Несмотря на удаленность и изолированность, православная церковь в эмиграции находилась в подчинении Московского Патриархата, но уже через несколько лет наметились определенные разногласия, виной которых было давление Советской власти на Патриархат.

Роль итальянских торговых республик в экономическом упадке...

В этой небольшой обзорной работе я кратко проследил динамику экономических и политических отношений Византии и итальянских торговых республик в лице Венеции, Генуи и немного Пизы в связке с сопутствующими им изменениями в экономическом положении империи.

Похожие статьи

К вопросу о статусе и положении первых русских митрополитов

— Император Византийской империи как глава христианского мира формально обладал властью над русским митрополитом. Но в то же время: — Русский митрополит фактически являлся главой национальной церкви самостоятельного государства и потому обладал бóльшей...

Сарайская епархия XIII–XV веков как историко-культурный...

Территория Среднего Дона охватывает части территорий современных Волгоградской

Преимущественно данная группа населения жила по течению рек Дон и Северский Донец и их

В заключение, отметим также то, что территория Верхнего Дона (часть Тульской области и...

Особенность византийского храмового зодчества

Купольная базилика собора Софии Константинопольской совмещала в себе особенности структуры выдающихся римских сооружений — базилики Константина и Пантеона, тем не менее общие размеры собора Софии существенно превышают их, а конструктивная основа...

Попело Антон Владимирович — Информация об авторе

Аналогии между средневековыми Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом: еще раз о необходимости сохранения историко-культурных

Библиографическое описание: Попело А. В. Аналогии между средневековыми Сарайской епархией и Константинопольским...

Северный Кавказ и Крымское ханство в аспекте русско-турецкого...

В экономической и политической отсталости Османская империя все более теряла

Международная обстановка на Кавказе осложнялась еще и тем, что на его территорию

Россия, Северный Кавказ, Крым, Османская империя, Крымское ханство, русское...

История изучения растительности Нижне-Кундрюченского...

В статье хронологически раскрыты этапы изучения флоры и растительности песчаных массивов Нижнего Дона и в частности Нижне-Кундрюченского песчаного массива. Показана актуальность детального изучения растительных сообществ Нижне-Кундрюченского песчаного массива.

Российское государство и православная церковь в XV-XVII веке

Однако константинопольский патриарх не утвердил его кандидатуру, ибо еще до его прибытия в Константинополь поставил на русскую митрополию смоленского епископа Герасима.

В своих сочинениях он говорил о необходимости отказа Церкви от земель.

Движение «Сокол» в контексте русской эмиграции в Латвии...

Несмотря на удаленность и изолированность, православная церковь в эмиграции находилась в подчинении Московского Патриархата, но уже через несколько лет наметились определенные разногласия, виной которых было давление Советской власти на Патриархат.

Роль итальянских торговых республик в экономическом упадке...

В этой небольшой обзорной работе я кратко проследил динамику экономических и политических отношений Византии и итальянских торговых республик в лице Венеции, Генуи и немного Пизы в связке с сопутствующими им изменениями в экономическом положении империи.

Задать вопрос