Особенности ролевых позиций и самоуправления в общении студентов-психологов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 19.01.2019

Статья просмотрена: 461 раз

Библиографическое описание:

Чернова, А. Д. Особенности ролевых позиций и самоуправления в общении студентов-психологов / А. Д. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 342-344. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55797/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье представлены теоретические и практические аспекты изучения общения и ролевых позиций студентов. А также выделены ключевые понятия, их характеристика. Помимо этого приведено исследование и анализ полученных результатов.

Ключевые слова: общение, роль, позиции, студенты-психологи.

В современном мире огромное значение отдается человеческому общению. Каждый человек испытывает потребность в общении, точно также как испытывает потребность в признании и прочее. С помощью общения люди выстаивают определённые социальные контакты, в которых реализуются их отношения. Многие психологи считают, что потребность человека в общении относится к числу основных, то есть базовых потребностей. Этот процесс является необходимым условием развития человека как личности, как члена общества, а также является способом познания самого себя и других людей. Следует отметить, что общения также является и условием духовного и физического здоровья человека.

Обратимся к трактовкам термина «общение». В психологии общение чаще всего понимается следующим образом: Общение — это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, а также общение — это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, где происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

В общении человек придерживается определенной роли. Э. Берн выделяет три роли, которые обусловливают характер общения между людьми: родитель, взрослый, ребенок. Рассмотрим каждую составляющую подробнее.

Родительское состояние «Я» подразделяется на заботливое родительское состояние «Я» и критическое родительское состояние «Я». Родительское «Я» в большинстве случаев состоит из правил поведения, норм. Оно позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами.

Взрослое состояние «Я» воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое «Я» дает возможность осознавать последствия и ответственно принимать решения.

Детское состояние «Я» следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений.

Следует отметить, что в структуре общения важными компонентами также являются мобильность и адаптивность. Наличие этих свойств у человека позволяет ему быстро переключаться с одной темы на другую, быть готовым к общению, изменять свой стиль общения в различных жизненных ситуациях. Человек, таким образом, управляет своим общением, вводит новые темы, или же наоборот, избегает ему неприятные темы, поддерживает разговор, проявляет партнерство.

Перейдем к исследованию. В данной работе приняло участие 20 студентов, обучающихся на факультете психологии Астраханского государственного университета. В исследовании использовались две методики: Изучение способности к самоуправлению в общении и Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э. Берну).

На рисунке 1 представлены результаты по методике «Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э. Берну)». У 75 % респондентов выявлена такая позиция как «Взрослый», у 5 % опрошенных выявлена позиция «Родитель» и у 20 % респондентов выявлена позиция «Ребенок». По приведенным результатам, можно говорить о том, что студенты не только воспринимают и перерабатывают логическую информацию, но и могут принимать решения обдуманно, реалистично и без эмоций. Помимо этого респонденты осознают последствия принятых ими решений и могут нести ответственность за свои поступки. Однако у одной пятой респондентов выявлена позиция «Ребенок». Это говорит о том, что такие студенты следуют жизненному принципу чувств, но в то же время, они могут мыслить творчески, выдвигать креативные и оригинальные предложения и идеи.

На рисунке 2 представлены результаты по методике «Изучение способности к самоуправлению в общении». У 70 % респондентов существует потребность быть в общении самим собой, проявлять в зависимости от ситуации направленность на партнера, склонность к партнерству в общении. У 15 % выявлена стабильная модель общения и еще у 15 % выявлена мобильность в общении, умение подстраиваться к поведению партнера, готовность к диалогу, способность изменять стиль общения в зависимости от ситуации.

Рис. 1. Распределение ролевых позиций в общении у студентов-психологов

Рис. 2 Способности к самоуправлению в общении у студентов-психологов

Таким образом, проведенное исследование в целом ожидаемо для студентов, обучающихся на факультете психологии. Результаты исследования подтверждают некоторые профессиональные компетенции будущих специалистов.

Литература:

1. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие.. -- М.: Сфера, 2002.

  1. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002.
  2. Эрик Берн. Трансакционный анализ в психотерапии- Изд. «Э», 2015
Основные термины (генерируются автоматически): общение, Берн, позиция, жизненный принцип чувств, Изучение способности, респондент, стиль общения, факультет психологии, член общества.


Ключевые слова

общение, роль, студенты-психологи, позиции

Похожие статьи

Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии

Ключевые слова: коммуникация, общение, кодирование, декодирование

Именно через общение, вступая в контакт с эмоциями окружающих нас людей, это вызывает эмоции в нас самих.

Коммуникативные способности развиваются в общении, в освоении культуры...

Актуальные проблемы психологии общения | Статья в журнале...

Статья посвящена рассмотрению основных видов общения. Показаны особенности психологии общения с точки зрения её актуальных проблем. Представлены подходы к определению сути общения и его основные элементы.

Модели педагогического общения...

Статья раскрывает понятие модели и стиль педагогического общения в воспитательно-образовательном процессе. Ключевые слова: педагогическое общение, стиль педагогического общения, модели педагогического общения.

Выявление индивидуального стиля педагогического общения...

изучение представления педагога о собственном стиле общения. Объектом исследования были выбраны преподаватели

Перейдем в экспериментальной части исследования, в котором приняли участие преподаватели педагогического факультета Бакинского славянского...

К вопросу о становлении личностных особенностей...

В нашем исследовании участвовало 108 студентов, первого курса дневного и заочного факультета педагогики и психологии в возрасте от

Выявленные данные с помощью методики Т. Лири, свидетельствуют о том, что представления респондентов о себе и предпочитаемом...

Особенности психологической готовности к появлению ребёнка...

Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным назначением, важным состоянием и значимой социально-психологической функцией практически каждого человека. Качество этих проявлений, и их социально-психологические и педагогические последствия...

Феномен дисаттракции в социальной психологии | Молодой ученый

Неотъемлемой составляющей современной жизни общества становятся ксенофобия, шовинизм, гомофобия, национализм и другие радикальные явления, в основе которых лежит неприязненное отношение одного человека к другому.

Взаимоотношение родителей и детей в семье...

Главной характеристикой семейного общения, помимо культуры общения, является его стиль. Существует две наиболее альтернативные модели отношения родителей к своим детям. В первой модели поведения явно прослеживаются авторитарные черты.

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

Ключевые слова:процесс общения, коммуникативные способности, комплексный подход к изучению коммуникативных способностей.

В современной педагогике и психологии понятие коммуникативных способностей рассматривается с разных точек зрения.

Культура педагогического общения - как условие благоприятного...

Без общительности, коммуникабельности невозможно такое. Основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми. Н. Н. Вересов. Учитель является центральной фигурой, организатором учебного процесса.

Похожие статьи

Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии

Ключевые слова: коммуникация, общение, кодирование, декодирование

Именно через общение, вступая в контакт с эмоциями окружающих нас людей, это вызывает эмоции в нас самих.

Коммуникативные способности развиваются в общении, в освоении культуры...

Актуальные проблемы психологии общения | Статья в журнале...

Статья посвящена рассмотрению основных видов общения. Показаны особенности психологии общения с точки зрения её актуальных проблем. Представлены подходы к определению сути общения и его основные элементы.

Модели педагогического общения...

Статья раскрывает понятие модели и стиль педагогического общения в воспитательно-образовательном процессе. Ключевые слова: педагогическое общение, стиль педагогического общения, модели педагогического общения.

Выявление индивидуального стиля педагогического общения...

изучение представления педагога о собственном стиле общения. Объектом исследования были выбраны преподаватели

Перейдем в экспериментальной части исследования, в котором приняли участие преподаватели педагогического факультета Бакинского славянского...

К вопросу о становлении личностных особенностей...

В нашем исследовании участвовало 108 студентов, первого курса дневного и заочного факультета педагогики и психологии в возрасте от

Выявленные данные с помощью методики Т. Лири, свидетельствуют о том, что представления респондентов о себе и предпочитаемом...

Особенности психологической готовности к появлению ребёнка...

Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным назначением, важным состоянием и значимой социально-психологической функцией практически каждого человека. Качество этих проявлений, и их социально-психологические и педагогические последствия...

Феномен дисаттракции в социальной психологии | Молодой ученый

Неотъемлемой составляющей современной жизни общества становятся ксенофобия, шовинизм, гомофобия, национализм и другие радикальные явления, в основе которых лежит неприязненное отношение одного человека к другому.

Взаимоотношение родителей и детей в семье...

Главной характеристикой семейного общения, помимо культуры общения, является его стиль. Существует две наиболее альтернативные модели отношения родителей к своим детям. В первой модели поведения явно прослеживаются авторитарные черты.

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

Ключевые слова:процесс общения, коммуникативные способности, комплексный подход к изучению коммуникативных способностей.

В современной педагогике и психологии понятие коммуникативных способностей рассматривается с разных точек зрения.

Культура педагогического общения - как условие благоприятного...

Без общительности, коммуникабельности невозможно такое. Основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми. Н. Н. Вересов. Учитель является центральной фигурой, организатором учебного процесса.

Задать вопрос