Ключевые слова: серийный убийца, CARMEL, MAOA, США, убийство, взгляд наблюдателя
На сегодняшний день одной из назревших и злободневных проблем в современном обществе является активный рост преступности. Раскрытие и расследование преступлений занимают лидирующие позиции в списке тем, наиболее углубленно исследуемых в криминалистической и криминологической деятельности. Но особое место в изучении преступной деятельности занимает изучение серийных убийств.
Высокий интерес к исследованию преступлений, совершаемых серийными убийцами, привлекает внимание практиков и ученых прежде всего тем, что процент преступности в данной области активно растет, общемировая общественная опасность приобретает массовый характер, а оперативно-розыскная и следственная практика все чаще сталкивается с трудностями при выявлении и изобличении серийных убийц.
Исследуя тенденцию развития преступности данного рода, необходимо отметить тот факт, что в России количество совершенных серийных убийств имеет средний показатель, чего не скажешь о США. Исходя из данных, опубликованных институтом демографии национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 74 % всех серийных маньяков — жители именно этой страны, с учетом того, что в этой стране проживает всего 5 % населения земли.
Что же влияет на такой активный рост преступлений, совершаемых серийными убийцами? Давайте разберемся подробней.
Фундаментальной основой, которая мотивирует серийных убийц совершать тяжкие преступления, в большинстве случаев, являются следующие факторы:
‒ желание удовлетворить свои садистские фантазии;
‒ гнев;
‒ неустойчивое психологическое состояние;
‒ привлечение внимание общественности.
Почему такие имена, как Теодор Банли, Джон Уэйн, Андрей Чикатило, Михаил Попков стали общественным достоянием? Ведь несмотря на то, что каждый из них за тяжесть совершенных деяний был привлечен к пожизненному заключению и смертной казни, они имеют поклонников и обожателей, благодаря которым активно развивается «культ маньяков». [1]
Изначально серийные убийцы являлись олицетворением ужаса, страха и человеческого порока, но с недавнего времени данная категория антисоциальных личностей привлекает все больше внимание общественности. К примеру, картина «Молчание ягнят», снятая по мотивам романа Томаса Харриса «Ганнибал Лектор», которая объединила в себе историю личностей трех маньяков, превратила образ серийного убийцы в гения, а книга Б. Истона «Американский психопат», снятый по мотивам данного рассказа фильм, долгое время были на пике популярности в списке бестселлеров, получив при этом тысячи фанатов. [2]
В статье журнала New York Times, посвященной проблеме популяризации образа серийного убийцы, Вернон Герберт — глава специальной комиссии по расследованию убийств отмечает, что: «на сегодняшний день использование современного оборудования не обеспечит полной раскрываемости преступлений, совершаемых серийными убийцами из- за повышенного интереса к образу серийного убийцы». [2]
Во времена прошлого столетия романтизация образа серийного убийцы не имела столь массового характера в общественной культуре. Своими собственными руками мы превратили самых низших членов нашего общества в культовых звезд всемирного масштаба, что привело к появлению целого поколения антисоциальных личностей.
США на сегодняшний день славятся своими музеями, деятельность которых посвящена образу личности серийного убийцы. Посетив такие места, мы можем наблюдать рисунки, личные вещи, фотокарточки известных серийных убийц, которые коллекционируются людьми, проявляющими неподдельный интерес к столь неординарным личностям. Так, например, в лондонском музее, который входит в число самых популярных достопримечательностей, содержит более 600 предметов из архивов службы столичной полиции, которые до определенного времени принадлежали серийным убийцам.
Также Америка славится своими подпольными специализированными интернет- аукционами, такими как Murder Auction, Serial Killlers Ink по продаже подлинных предметов, принадлежащих серийным убийцам, — горсть земли с могилы маньяка, изделия из человеческой кожи — все это находится в свободном доступе для обычного человека. Деятельность такой торговли непосредственно направлена на возвеличивание насилия.
Специалисты и психологи в области криминалистики далеко не в восторге о того, что личность серийного убийцы так активно транслируется в СМИ и предстает перед общественностью в образе харизматичных личностей, которые отличаются особым умственным развитием и поведению которых хочется подражать. Интернет пестрит статьями о том, насколько привлекательными были одни из самых опаснейших преступников современности. Обращая внимание на их обаятельную внешность, харизму мы рисуем образ идеального серийного убийцы.
Мы забываем о том, что подрастающее поколение всегда ищет себе объект подражания, а мы, не осознавая этого принимаем в этом активное участие. Главная цель серийного убийцы — привлечь внимание общественности, мы же вдохновляем их на совершение тяжких преступлений, сами того не осознавая. Дурная слава, популярность образа в современной кинематографии — все это дает им возможность безнаказанно вершить свои деяния.
Исследование феномена серийных убийств — сложный и трудоемкий процесс. Для повышения эффективности выявления преступлений, связанных единой серий, необходима активная интеграция в деятельность правоохранительных органов. Но прежде всего необходимо помнить о том, что главным оружием по борьбе с серийными убийцами является наше общество. Сводя интерес к личности серийного убийцы к минимуму, мы лишаем серийных убийц возможности удовлетворять свои желания путем привлечения внимания социума.
Литература:
- Артемьева, Ж. Г. Криминологический портрет серийного убийцы / Ж. Г. Артемьева. — Москва: Право, 2016. — 112 с;
- Джуан, С. Странности нашего мозга / С. Джуан. — Рипол Классик, 2014. — 112 с;
- Никифоров, А. С. Квалифицированное убийство в современном европейском континентальном и англо-американском уголовном праве / А. С. Никифоров. — Москва: Юнити-Дана, 2013. — 154 с.
- Обухова, Л. Ф. Возростная психология / Л. Ф. Обухова. — Москва: Юрайт, 2013. — 210 с;
- Протасевич, А. А. Поисковой портрет преступника как интегративная система / А. А. Протасевич. — Иркутск: ИГЭА, 2013. — 108 с.