Способы и порядок образования коммерческих юридических лиц в Республике Таджикистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 17.01.2019

Статья просмотрена: 323 раза

Библиографическое описание:

Барсан, И. В. Способы и порядок образования коммерческих юридических лиц в Республике Таджикистан / И. В. Барсан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55731/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье проанализирован способ образования юридических лиц, независимо от государственных органов Республики Таджикистан, наука гражданское право выделяет способы образования юридических лиц. Рассмотрены стадии и порядок, а также учредительные документы юридических лиц.

Ключевые слова: юридическое лицо, Таджикистан, уставной капитал, регистрирующий орган, лицо, способ образования

Проблемы образования юридических лиц в Республики Таджикистан и индивидуальных предпринимателей на данный момент плохо освещены в научной литературе и на страницах периодических изданий.

В Гражданском Кодексе Республики Таджикистан (РТ), упорядочены организационно-правовой формы коммерческой деятельности. Все коммерческие структуры страны работают на основании Гражданского Кодекса. Целью работы является исследование нормативно-правовые документы, регулирующие порядок и способ образования юридических лиц.

В данной статье использовались методы исследования: изучение нормативно-правовой базы, аналитический, обобщения.

Согласно Гражданскому кодексу Республики Таджикистан статьи 50, коммерческими юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основанной цели своей деятельности [1]. Государственный орган, акционерное общество, банк или дехканское фермерское хозяйство с уставным капиталом от этого, будет зависеть какой способ нужно использовать при создании юридического лица.

В науке гражданского права, по мнению И. В. Елисеев в зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права выделяются три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный, нормативно-явочный [6, с.117].

Н. В. Козлова считает способы создания юридических лиц различаются в зависимости от роли государства в процессе возникновения нового субъекта права она различает: концессионную (разрешительную) и явочную (регистрационную) системы создания юридических лиц, а также явочный, регистрационный разрешительный и распорядительный порядки их создания [5].

В целом в законодательстве Республики Таджикистан формируется общепринятые мнения о способах образования:

1. Распорядительный способ — организация создаётся на основе распоряжения учредителя; государственного органа (Правительства и его органов на местах), которые выступают собственниками имущества. Государственный орган издаёт правовой акт, в котором излагает своё волеизъявление о создании унитарного государственного предприятия (постановление, распоряжение), которое является основанием для его учреждения;

Учредительными документами являются этот распорядительный документ и Устав ст125, п.3 [1] предприятия;

2. Разрешительный способна создание организации получено разрешение соответствующего компетентного органа; способзаконодательство Республики Таджикистан не разрешает отказа в регистрации ст. 51, п.1 [1] по причинам нецелесообразности, однако для создания некоторых коммерческих организаций устанавливает разрешительный порядок создания.

Согласно ст.11 п.1 ч.7 Закона Республики Таджикистан «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для регистрации средств массовой информации необходимо заключение соответствующего органа, которым является Комитет по телевидению и радиовещанию при Правительстве Республики Таджикистан [3]. Такое заключение должно быть представлено именно на стадии регистрации таких организаций, в противном случае, регистрирующий орган откажется их регистрировать.

При создании холдингов, для регистрации необходимо представить в регистрирующий орган заключение государственного антимонопольного органа в случаях, предусмотренных частью первой статьи 15 Закона Республики Таджикистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [2].

3. Явочно-нормативныйпорядок — для создания юридического лица не требуется согласия третьих лиц, включая государственные органы. Регистрирующий орган при регистрации только проводит проверку учредительных документов на соответствие закону и соблюдения порядка создания. После проверки документов проводится регистрация юридического лица.

В таком порядке создаётся основная масса юридических лиц, которые являются основной формой ведения бизнеса.

Стадии образования юридического лица происходит в следующем порядке:

‒ инициатива создания юридического лица;

‒ подготовка учредительных документов;

‒ предварительное согласование наименования создаваемого юридического лица с регистрирующим органом;

‒ государственная регистрация;

‒ формирование уставного (складочного) капитала.

Инициатива о создании юридического лица должна исходить от его учредителей — будущих членов организации. При проявлении инициативы лица (физические или юридические) иногда составляют предварительный протокол о намерениях, в котором оговаривают план по созданию коммерческой организации. Для государственных организаций инициативой является издание юридического акта о создании унитарного предприятия.

Подготовка учредительных документов. Согласно ст. 53 ГК РТ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора [1]. На основании учредительного договора составляется устав организации. В уставе уже чётко определяется организационно-правовая форма и учредители юридического лица, его наименование, местонахождение, цели и виды деятельности, размер уставного капитала, размер доли каждого его участника, порядок управления организацией. Устав является основным документом, в котором указан порядок и размеры внесения уставного капитала каждым участником. Способы и сроки созыва и проведения общего собрания участников (если их несколько), какие вопросы решаются исключительно на общем собрании, а какие могут рассматриваться другими органами управления, порядок и способы голосования участников собрания, возможность проведения заочного голосования по поставленным на собрании вопросам, кворум и количество голосов, необходимых для принятия решения по категории вопросов. В нем также определено, какие органы управления и исполнительные органы существуют в организации, кем и каким способом они создаются. Также важным вопросом, который регулируется уставом, является порядок передачи доли участника организации другим лицам. Одним из важнейших вопросов, отражённых в уставе является компетенция исполнительного органа. Здесь определено, какой вопрос вправе решать и принимать по нему решение исполнительный орган, то есть, установлены границы его компетенции. Как правило, многие не уделяют должного внимания этому документу и многие вопросы, которые входят в компетенцию органов управления, решают исполнительные органы.

Если юридическое лицо учреждено одним лицом, его учредительным документом является только устав.

Согласование наименования создаваемого юридического лица с регистрирующим органом, для того чтобы исключить дублирование наименования другого лица.

Согласно ст.18 Закона Республики Таджикистан «О государственном языке Республики Таджикистан» присвоение наименований органам государственной власти, министерствам и ведомствам, а также другим организациям, независимо от организационно-правовых форм, осуществляется на государственном языке [4].

Если наименование организации не соответствует этим требованиям, государственный регистрирующий орган отказывает [3] в регистрации юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица происходит путём внесения этого лица в единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается выдачей свидетельства о регистрации и выпиской из единого государственного реестра [3].

Согласно законодательству Республики Таджикистан, при регистрации лица не нужно представлять документ, подтверждающий формирование уставного капитала [3]. Законодатель даёт срок один год, в течение которого организация обязана сформировать уставный капитал. В случае если документы об оплате уставного капитала не будут представлены, регистрирующий орган обязывает уменьшить размер уставного капитала либо обращается в суд с иском о ликвидации организации.

Таким образом, в работе раскрыты основы гражданского права Таджикского законодательства. Проанализировав порядок образования юридических лиц необходимо отметить, что в зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный. Правовые знания становятся необходимостью для развития в Республики Таджикистан, для того чтобы грамотно формулировать и защищать свои законные интересы представителям бизнеса.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Республики Таджикистан (часть первая) от 30 июня 1999 года (ред. от 2 января 2018 года, № 1474). «Адлия» — централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан http://www.adlia.tj/
  2. Закон Республики Таджикистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции Закона РТ от 6.10.2008г.№ 430,от 28.12.2012г.№ 913, от 18.03.2015г. № 1195)«Адлия» — централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан http://www.adlia.tj/
  3. Закон Республики Таджикистан «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции Закона РТ от 29.12.2010г.№ 669 от 28.12.2012Г.№ 912, от 23.11.2015г. № 1251, от 14.05.2016г.№ 1319) «Адлия» — централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан http://www.adlia.tj/
  4. Закон Республики Таджикистан «О государственном языке» от 5 октября 2009 года № 553. «Адлия» — централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан http://www.adlia.tj/
  5. Козлова Наталия Владимировна. Правосубъектность юридического лица по российскому гражданскому праву [Электронный ресурс]: Дис.... д-ра юрид. наук: 12.00.03.-М.: РГБ, 2005. 2005
  6. Гражданское право. Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. Ч. 1. М.: ТЕИС, 1996. С. 117–119
Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, Таджикистан, регистрирующий орган, способ образования, уставной капитал, лицо, государственная регистрация, государственный орган, документ, учредительный договор.


Похожие статьи

Сравнительная характеристика организационно-правовой формы коммерческих юридических лиц по законодательству Республики Таджикистан и Российской Федерации

В статье дана сравнительная характеристика коммерческих юридических лиц, формы организаций, как в Российской Федерации, так и в Республике Таджикистане, которые регулируются идентичными законами, и имеют незначительные различия в законодательства дву...

Некоторые особенности правового регулирования труда медицинских работников в Российской Федерации

В статье рассмотрены особенности правового регулирования труда медицинских работников. Дана характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения медицинских работников.

Особенности правового статуса предпринимателя

В представленной статье рассматриваются проблемы правового статуса индивидуального предпринимателя как участника предпринимательской деятельности и гражданских правоотношений. Автор затрагивает двойственность положения индивидуального предпринимателя...

Нематериальная мотивация государственных гражданских служащих Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы профессионального развития государственных служащих. Автор раскрывает основные формы нематериальной мотивации государственных гражданских служащих. Особое внимание в статье уделяется психофизиологическому аспекту гражданс...

Классификация и правовой статус участников налоговых правоотношений

В данной научной статье дается понятие терминам «участники налоговых правоотношений», «субъекты налоговых правоотношений», «субъекты налогового права», определяется их соотношение, а также разграничение. Рассматриваются вопросы, касающиеся правового ...

Основания и условия правовой ответственности руководителей хозяйственных обществ в законодательстве РФ

В данной статье рассматриваются особенности института ответственности лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества.

Особенности административно-правового статуса гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

В рамках настоящей статьи проводится комплексный анализ особенности правового статуса гражданина, который осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Анализируется современное законодательство, проводится современ...

Юридическое содержание и состав административно-правового статуса государственного гражданского служащего

В статье автор исследует юридическое содержание и состав административно-правового статуса государственного гражданского служащего РФ.

Особенности правового регулирования труда лиц без гражданства в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются особенности правового регулирования трудовой деятельности лиц без гражданства в Российской Федерации, виды работ, к которым они допускаются, специальные требования к данной категории лиц, специальные категории работник...

Право граждан и юридических лиц на обращение в органы местного самоуправления

В статье анализируются основные положения института прав граждан на обращение в государственные органы.

Похожие статьи

Сравнительная характеристика организационно-правовой формы коммерческих юридических лиц по законодательству Республики Таджикистан и Российской Федерации

В статье дана сравнительная характеристика коммерческих юридических лиц, формы организаций, как в Российской Федерации, так и в Республике Таджикистане, которые регулируются идентичными законами, и имеют незначительные различия в законодательства дву...

Некоторые особенности правового регулирования труда медицинских работников в Российской Федерации

В статье рассмотрены особенности правового регулирования труда медицинских работников. Дана характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения медицинских работников.

Особенности правового статуса предпринимателя

В представленной статье рассматриваются проблемы правового статуса индивидуального предпринимателя как участника предпринимательской деятельности и гражданских правоотношений. Автор затрагивает двойственность положения индивидуального предпринимателя...

Нематериальная мотивация государственных гражданских служащих Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы профессионального развития государственных служащих. Автор раскрывает основные формы нематериальной мотивации государственных гражданских служащих. Особое внимание в статье уделяется психофизиологическому аспекту гражданс...

Классификация и правовой статус участников налоговых правоотношений

В данной научной статье дается понятие терминам «участники налоговых правоотношений», «субъекты налоговых правоотношений», «субъекты налогового права», определяется их соотношение, а также разграничение. Рассматриваются вопросы, касающиеся правового ...

Основания и условия правовой ответственности руководителей хозяйственных обществ в законодательстве РФ

В данной статье рассматриваются особенности института ответственности лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества.

Особенности административно-правового статуса гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

В рамках настоящей статьи проводится комплексный анализ особенности правового статуса гражданина, который осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Анализируется современное законодательство, проводится современ...

Юридическое содержание и состав административно-правового статуса государственного гражданского служащего

В статье автор исследует юридическое содержание и состав административно-правового статуса государственного гражданского служащего РФ.

Особенности правового регулирования труда лиц без гражданства в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются особенности правового регулирования трудовой деятельности лиц без гражданства в Российской Федерации, виды работ, к которым они допускаются, специальные требования к данной категории лиц, специальные категории работник...

Право граждан и юридических лиц на обращение в органы местного самоуправления

В статье анализируются основные положения института прав граждан на обращение в государственные органы.

Задать вопрос