Петр Аркадьевич Столыпин: начало жизненного пути | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 17.01.2019

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Давлетшин И. Р. Петр Аркадьевич Столыпин: начало жизненного пути // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 311-312. — URL https://moluch.ru/archive/241/55682/ (дата обращения: 18.04.2019).



Петр АркадьевичСтолыпин родился в старинной дворянской семье в 1862 г. По отцу он происходил из рода Столыпиных — служилых дворян, первоначально не входивших в число именитых и знатных. В дальнейшем, в течение XVIII-XIX вв., Столыпины поднимаются на верхние этажи дворянского общества. Дед и отец будущего реформатора дослужились до чина генерал-майора и генерала от артиллерии соответственно, т. е. они уже входили в состав дворянской элиты. Такому возвышению Столыпиных способствовали не только происхождение и семейные связи. Большую роль в этом сыграла их прирожденная талантливость. Представители этого рода — офицеры, чиновники, помещики, общественные и государственные деятели, ярко проявившие себя в разных делах, общественной жизни, науках, литературе и музыке. В этой связи не составлял исключения и его отец, Аркадий Дмитриевич. Он был разносторонним человеком, игравшим на скрипке, сочинявшим музыку, увлекавшимся богословием, историей, искусством, ваянием скульптур [2. с. 49]. От природы был талантлив и сам П. А. Столыпин. Среди разнообразных природных способностей, проявившихся на различных этапах жизни, особенно бросался в глаза его ораторский талант. Современники Столыпина отмечали, что этот талант не был приобретен опытом и длительной практикой, а дарован свыше [5. с. 23].

На становление взглядов юного Столыпина большое влияние оказали переходившие от поколения к поколению родовые традиции. Культивируемые в аристократических кругах, в том числе и в Столыпинской семье, традиции служения своему отечеству и монархии способствовали формированию соответствующих убеждений и ценностных ориентиров будущего государственного деятеля.

Огромное влияние на личностное развитие юного Столыпина также оказала его мать — Наталья Михайловна, урожденная княжна Горчакова. Она отличалась умом, образованностью, была знакома со многими выдающимися людьми своего времени, в том числе с Н. В. Гоголем [4. с. 20].

Юные годы Петра Столыпина прошли в северо-западном крае Российской империи. Учился он в гимназии города Вильно. Лето подросток проводил в имениях своих родителей. Иногда местом летнего отдыха становилась усадьба в подмосковном Средниково, когда-то принадлежавшая родственникам по женской линии — Лермонтовым. Гораздо чаще он вместе с родителями уезжал на лето в литовское имение Колноберже. Для того чтобы попасть туда, им приходилось проезжать по Восточной Пруссии. Во время этих поездок он наверняка наблюдал и сопоставлял состояние русских и прусских крестьянских хозяйств. Подростковые впечатления, по мнению исследователей, могли в значительной степени определить будущие взгляды реформатора [3. с. 11–12]. Это подтверждается признаниями дочери Столыпина. В своих воспоминаниях она указывала, что именно эти поездки породили у Столыпина «мысли о необходимости скорейшего разрушения общины и перехода к хуторской системе» [4. с. 121].

В 1879 году семья Столыпиных переехала из Вильно в Орел, и юный Петр перевелся в Орловскую гимназию. Уже в это время он заметно выделялся среди своих сверстников. По свидетельствам современников, он завоевал авторитет, как среди гимназистов, так и среди учителей. Если в гимназической жизни происходили какие-то события, то «прежде всего, интересовались не тем, что думает начальство, а что сказал П. А. Столыпин» [2. с. 51].

Становление личности Столыпина пришлось на время Великих реформ 60–70-х гг. XIX в. Значительная часть гимназической молодежи была увлечена модными в то время нигилистическими, народническими взглядами. Он не разделял критических настроений своих сверстников. В противовес этому он придерживался традиционных для дворянской молодежи идеалов — преданности отечеству и монарху. Показательными в этой связи являются свидетельства о том, что гимназист Столыпин мечтал о военной карьере. Однако у него начала сохнуть правая рука. Ему сделали несколько раз хирургическую операцию. Но все они оказались безуспешными. В результате дорога в военное училище оказалась для него закрытой [6. с. 27–28].

В исторической литературе приводятся и другие объяснения причины парализации правой руки. Согласно одному из них, Столыпин, уже, будучи студентом, получил тяжелое ранение в руку во время дуэли с князем Шаховским [1. с. 50, 6. с. 28]. Наконец, есть версия, как он повредил руку, спасая от гибели друга [2. с. 56].

В любом случае, независимо от достоверности той или иной версии, установленным является факт перенесения Столыпиным нескольких операций на руке. Именно это обстоятельство не позволило ему пойти по стопам отца и деда, которые сделали военную карьеру.

В 1881 году Петр Столыпин поступил на естественный (физико-математический) факультет Санкт-Петербургского университета. Такой выбор был не случаен. На формирование мировоззрения молодого Столыпина оказывала влияние атмосфера эпохи Великих реформ. Вместе с тем, процесс складывания взглядов и убеждений Петра шел в русле тех ценностных ориентиров, которые были привиты в семейном кругу. Именно семейное воспитание определяло жизненный выбор молодого Столыпина.

В отличие от сверстников, увлеченных радикальными идеями, он имел свой круг общения. Как пишет его дочь М. П. Бок, у Столыпина в студенческие годы сложился кружок близких ему людей, среди которых был и поэт Апухтин. По ее словам, собиралась «молодежь мыслящая, интересующаяся всеми жизненными, захватывающими ум и душу вопросами, жившая прекрасными и высокими идеалами» [4. с. 23].

В университете студент П. А. Столыпин учился с увлечением. Среди предметов, которым он отдавал предпочтение, были не только физика и математика, но и химия, биология, ботаника, зоология, агрономия. Один из выпускных экзаменов у Столыпина принимал Д. И. Менделеев, бывший в то время преподавателем физико-математического факультета. В ходе него проверка знаний студента переросла в научный диспут, пока, наконец, великий химик Д. И. Менделеев не спохватился: «Боже мой, что же это я? Ну, довольно, пять, пять, великолепно» [4. c. 22]!

По окончании учебы Столыпин мог остаться в университете и сделать карьеру ученого, поскольку у него была тяга к науке и соответствующие способности. Об этом свидетельствует факт его утверждения в 1885 г. в качестве кандидата физико-математического факультета решением совета Санкт-Петербургского университета [6. с. 28]. Однако Столыпин предпочел выбрать путь чиновника, который он считал одной из высших форм служения государству.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. На формирование мировоззрения П. А. Столыпина, его взглядов и убеждений оказывали влияние целый ряд факторов: родовые традиции, семейное воспитание, социальная среда, учеба в университете, историческая эпоха. В совокупности все перечисленные обстоятельства и определили выбор молодым Столыпиным своего жизненного пути.

Литература:

  1. Зырянов П. Н. П.А. Столыпин // Россия на рубеже веков: исторические портреты. / П. Н. Зырянов М.: Политиздат, 1991. 48–78 с.
  2. Кабытов П. С. П.А. Столыпин: последний реформатор российской империи / П. С. Кабытов Самара: изд. «Самарский университет», 2006. 218 с.
  3. Могилевский К. И., Соловьев К. А. П. А. Столыпин: личность и реформы. 2-е изд., перераб. и доп. / К. И. Могилевский, К. А. Соловьев М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. 143 с.
  4. Мария Петровна фон Бок Воспоминания о моем отце П. А. Столыпине Издание, ООО «Издательство «Эксмо», 2014. 44 с.
  5. Столыпин П. А. глазами современников / Под общ.ред. П. А. Пожигайло. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. 367 с.
  6. Табачник Д. В., Воронин В. Н. Петр Столыпин: крестный пут реформатора Д. В. Табачник, В. Н. Воронин / М.: Молодая гвардия 2012. 27–28 с. ил. Жизнь замечательных людей.
Основные термины (генерируются автоматически): XVIII-XIX, военная карьера, правая рука, Санкт-Петербургский университет, семейное воспитание, физико-математический факультет, формирование мировоззрения.


Похожие статьи

Российское образование в XVIII веке | Статья в журнале...

Самым важным событием XVIII века стало основание Московского университета в 1755 году. Документы о создании Московского университета

В университете было открыто три факультета — философский, медицинский, юридический. Языком преподавание стал русский.

Концепция педагогической подготовки в ходе военной реформы...

Военная реформа середины XIX — начала XX вв. назревала в условиях, которые принципиально схожи с современным этапом военного строительства, поэтому концептуальные основы, на которых реформаторы пытались решить проблему педагогической подготовки...

Педагогическая подготовка офицеров середины XIX — начала XX...

Фактически, педагогическая подготовка после военной реформы середины XIX в. оказалась

В ходе педагогической подготовки офицеров в высшем профессиональном военном

Важнейшим компонентом было и остается обучение и воспитание офицерами ВС РФ личного состава.

Развитие профессиональной педагогической подготовки...

Период рубежа XVIII — первой четверти XIX вв. ознаменовался

Например, специальный педагогический класс петербургского Александровского училища составляли 30

В развитии институтов благородных девиц в период первой половины XIX века оформляется тенденция...

Развитие системы школьного образования до 90-х гг. XIX века

Благодаря образовательным реформам XVIII века, открытию значительного числа учебных заведений и активному развитию обучения, в начале XIX в. стало возможным создание централизованной государственной системы образования.

Выдающиеся анатомы и их вклад в мировую науку.

В 1902 окончил Петербургский университет.

Выполнил серию работ по развитию костной ткани и формированию основного вещества ряда мезенхимных тканей.

Окончил в 1893 г. медицинский факультет Московского университета. В 1902 г. защитил докторскую...

Исторические аспекты женской благотворительности России...

Статья посвящена истории развития женской роли в благотворительной деятельности XVIIIXIX вв. Раскрыты основные особенности становления женского меценатства в России, прослежена история создания известных учебных заведений...

Идея развития русских университетов ХІХ века в научном...

Императорский Санкт-Петербургский университет в течении первых пятидесяти лет его существования / [историческая записка составленная по поручению совета университета ординарным профессором по кафедре истории востока В.В. Григорьевым].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Российское образование в XVIII веке | Статья в журнале...

Самым важным событием XVIII века стало основание Московского университета в 1755 году. Документы о создании Московского университета

В университете было открыто три факультета — философский, медицинский, юридический. Языком преподавание стал русский.

Концепция педагогической подготовки в ходе военной реформы...

Военная реформа середины XIX — начала XX вв. назревала в условиях, которые принципиально схожи с современным этапом военного строительства, поэтому концептуальные основы, на которых реформаторы пытались решить проблему педагогической подготовки...

Педагогическая подготовка офицеров середины XIX — начала XX...

Фактически, педагогическая подготовка после военной реформы середины XIX в. оказалась

В ходе педагогической подготовки офицеров в высшем профессиональном военном

Важнейшим компонентом было и остается обучение и воспитание офицерами ВС РФ личного состава.

Развитие профессиональной педагогической подготовки...

Период рубежа XVIII — первой четверти XIX вв. ознаменовался

Например, специальный педагогический класс петербургского Александровского училища составляли 30

В развитии институтов благородных девиц в период первой половины XIX века оформляется тенденция...

Развитие системы школьного образования до 90-х гг. XIX века

Благодаря образовательным реформам XVIII века, открытию значительного числа учебных заведений и активному развитию обучения, в начале XIX в. стало возможным создание централизованной государственной системы образования.

Выдающиеся анатомы и их вклад в мировую науку.

В 1902 окончил Петербургский университет.

Выполнил серию работ по развитию костной ткани и формированию основного вещества ряда мезенхимных тканей.

Окончил в 1893 г. медицинский факультет Московского университета. В 1902 г. защитил докторскую...

Исторические аспекты женской благотворительности России...

Статья посвящена истории развития женской роли в благотворительной деятельности XVIIIXIX вв. Раскрыты основные особенности становления женского меценатства в России, прослежена история создания известных учебных заведений...

Идея развития русских университетов ХІХ века в научном...

Императорский Санкт-Петербургский университет в течении первых пятидесяти лет его существования / [историческая записка составленная по поручению совета университета ординарным профессором по кафедре истории востока В.В. Григорьевым].

Задать вопрос