Вопросам правосознания посвящено множество работ как российских, так и зарубежных исследователей. Правосознание изучают психологи, философы, юристы и исследователи других областей знаний.
В настоящее время мы все чаще слышим о низком уровне правосознания; о правовом нигилизме наших соотечественников слагают анекдоты, отрицание и непонимание роли правопонимания и правосознания становится основой современного фольклора. Ведь ни для кого не секрет, что уровень правосознания определяет всю правовую культуру нашего социума, предопределяет наше поведение, формирует ядро правоотношений.
Подходить к формированию понятия можно с разных ракурсов науки, нас интересует интерпретация правосознания в разрезе юридического подхода.
Конечно, мы не можем не обратить внимание на тот факт, что в отечественной литературе можно выделить несколько общих подходов к пониманию правосознания.
Во-первых, это исторический подход, который позволяет рассматривать правосознание с точки зрения воздействия внутренних и внешних, экономических и политических, социальных и национальных, юридических и нравственных, религиозных и других конкретно-исторических факторов. В его рамках анализируются становление и эволюция разнообразных теорий и концепций правосознания, взятых на различных исторических этапах развития юридической науки и конкретного общества.
Второй подход к пониманию правосознания показывает связь правосознания с другими формами сознания, его отношение к общественному бытию, механизм отражения в правосознании разнообразных аспектов юридической и иной действительности, исследователи называют его философско-гносеологическим.
Третий, социологический, подход раскрывает место и активную роль правосознания в правовой системе общества, в частности в правотворчестве, систематизации, реализации права.
Философский и социологический подходы связаны со структурно-функциональным изучением правосознания, когда, с одной стороны, определяется строение, основные его элементы и связи между ними (структура), с другой — выделяются относительно обособленные направления воздействия правосознания на объективную и субъективную реальность.
Формально-логический подход в изучении правосознания позволяет выявить содержание и объем понятий «правосознание», «правовая психология», «юридическая идеология» и дать их определения, характеристику существенных признаков.
Дефиниций правосознания в науке существует большое количество, можно выделить ряд его общих признаков. Правосознание — это продукт целенаправленной и сознательной деятельности людей, который отражается в совокупности идеологических представлений и взглядов, чувств и оценок, как форма общественного сознания.
В правосознании отражаются субъективное отношение человека к государству, обществу и праву. «Правосознание проявляется в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования». [2, c.14]
Рассмотрев определения правосознания в отечественной литературе, можно заключить, что под правосознанием понимается в первую очередь совокупность (система) представлений и чувств, выражающих отношение людей и социальных общностей к действующему или желаемому праву.
Например, В. С. Нерсесянц пишет, что правосознание — это форма осознания права как специфического явления социальной действительности.
Н. И. Матузов, А. В. Малько определяют правосознание как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям. [5, c.127]
Н. Н. Вопленко в своей работе определяет правосознание, как знание о праве, оценку действующего права и мысли, идею о желаемых изменениях в праве, и «это не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства». [1, c.6]
В той же проекции, рассматривают этот термин В. В. Лазарев и В. С. Афанасьев, заключая, что правосознание — «это относительно самостоятельная сфера или область общественного, группового или индивидуального сознания (наряду с политическим, нравственным, эстетическим и т. д.), отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и объективированных оценок действующего права, а также в виде социально-правовых установок и ориентации, выполняющих роль внутреннего регулятора юридически значимого поведения». [8, c.21]
Рассмотрев работы Р. С. Байниязовой, И. М. Максимовой, Ф. Ш. Ямбушева и других авторов, мы можем увидеть, что исследователи отождествляют элементы правосознания (осознания реальной действительности) с компонентами психического в поведении (деятельности) субъектов, психикой в целом. В. В. Сафронов, А. Д. Магденко, И. А. Шаповалов и некоторые другие юристы включают в правосознание поведенческий элемент. Так, по мнению В. В. Сафронова, правосознание — это «одна из форм общественного сознания, представленная в совокупности психологических, идеологических и поведенческих компонентов, выражающих отношение индивидов, социальных групп, общества в целом к действующему или желаемому праву, к поведению людей в сфере правового регулирования». [12, c.8] На мой взгляд, для определения правосознания человека такой подход является наиболее точным, хотя многие авторы в корне не согласны с данным определением правосознания.
Обратившись к пониманию правосознания европейскими и американскими исследователями, можно выделить, что подход к пониманию термина весьма различен и отличается от привычного нами.
Так Марк Хертоу в своей работе рассмотрел отличие термина «правосознание» в США и Европейских странах.
Согласно мнению автора, в США ученые часто придерживаются понятия правового сознания, содержащего ответ на вопрос «Что люди думают о (официальном) праве?», и в этом случае закон выступает как относительно «независимая переменная» правосознания. В Европе ученые оценивают правосознание как ответ на вопрос «Что люди понимают под словом «право»?». Такое различие можно объяснить историей формирования права, в частности развития системы прецедентов в Англии, а позднее в США. Играет роль даже тот факт, что слова «закон» и «право» имеют единый перевод на английский язык: «Law» — и чаще всего «закон» обозначается, по крайней мере в труде Хертоу, как «official law». [14, c. 457–481]
Ограниченность правосознания рамками законодательства в США можно увидеть в работе Л.Нильсен, посвященной рассмотрению правосознания через отношение людей к оскорбительным действиям на улице. Она рассматривает правовое сознание как отношение людей к официальной правовой системе, но в рамках проводимого опроса не ставит цели узнать, что люди понимают под словом «право».
Интересно на наш взгляд формирование понятия правосознания в Китае. Для правовой культуры Китая в целом характерно преобладание норм морали над нормами права, что вытекает из конфуцианского учения.
Долг каждого гражданина Китая — стремиться к согласию, забывать о себе в интересах окружающих. В Китае каждый гражданин обязан беспрекословно подчиняться правителям.
Лишь в современном китайском обществе правосознание начинает рассматриваться как важный элемент духовной цивилизации, в котором все большее значение приобретают такие понятия, как: право, законность, ответственность. Но и в этом усматривается совершенно иное мышление китайца — право и закон ассоциируется у большинства китайцев с наказанием, или юридической ответственностью, причем ответственностью уголовной. Такое правомышление уходит корнями в далекие времена Конфуцианства, исследования и опросы, проводимые среди современных китайцев, помогают увидеть, насколько традиции и обычаи влияют на правосознание гражданина Китая.
Отличие понимания правосознания в разных странах играет немаловажную роль не только в формировании правовой действительности, но и на формировании активной правовой позиции граждан.
Россия вобрала в себя течения и востока, и запада, не только в культуре и других сферах деятельности человека, но и в области понимания и осознания явлений.
Анализируя определения правосознания данные разными исследователями, мы видим, что в отечественной литературе правосознание напрямую связано с эмоциональной составляющей человека, учитываются отношение человека к праву, его активная сознательная позиция, наряду с тем, что в других странах, например в Европе и США, правосознание связывают не с отношением к праву человека, а больше с пониманием самого понятия права или закона, что идентично для европейских стран и США.
Поэтому можно сделать вывод, что изучая влияние правосознания на формирования правовой действительности необходимо разобраться прежде всего в формировании самого понятия правосознания и выявить на основе этого его роль в современном обществе, в образовании активного правового сознания граждан.
Соглашусь с мнением российских исследователей относительно глубокой взаимосвязи правосознания с внутренним сознанием человека, его чувствами и эмоциями относительно права. Правосознание человека можно рассматривать только во взаимосвязи осознания права как специфической социальной действительности и совокупности чувств, эмоций и переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву и другим правовым явлениям.
Только в таком понимании, в комплексном освещении правосознания, в определении разновекторности понятия, мы можем использовать в дальнейшем определение, можем структурировать влияние правосознания на современную правовую действительность, можем выявить рычаги влияния на формирование здорового правосознания и правопонимания.
Литература:
- Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. — 52 с. ISBN 5–85534–311–1
- Глиос Г. Н. Социально-философский анализ правосознания переходного периода в постсоветской России: Автореф. Дис. канд. юр. наук. — Барнаул, 2014- с. 14
- Графский В. Г. Интегральная (синтезированная) юриспруденция: Актуальный и все еще незавершенный проект / В. Г. Графский. // Правоведение. — 2000. — № 3. — С. 49–64
- Иванов, А. А. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. А. Иванов; под ред. В. П. Малахова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 351 с.
- Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2004. — 512 с.
- Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М.: Маркет ДС, 2007. — 640 с.
- Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин; Институт философии РАН, Национальный общественно-научный фонд. — М.: Мысль, 2010 — Т. 3: Н-С. — 696 с.
- Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. 0–28 В. В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520с.
- Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В. С. Нерсесянц. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 560 с.
- Популярный юридический энциклопедический словарь/ Редкол.: О. Е. Кутафин, Н. Л. Туманова, И. В. Шмаров. — М.: РИПОЛ классик, 2002. — 796 с.
- Теория государства и права: Учебное пособие / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин. — 3-e изд. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 213 с.
- Правосознание гражданина. Монография / Сафронов В. В.; Отв. ред.: Ермилов А. А. — Красноярск: Сибирский ин-т бизнеса, управления и психологии, 2008.
- Уиткомб В., Бенсон М. Современный Китай. — М.: АСТ: Астрель, 2006. — 318 с., ил. — The comlete idiot’s guide
- Marc Hertogh. A `European' Conception of Legal Consciousness: Rediscovering Eugen Ehrlich // Journal of Law and Society volume 31, number 4, December 2004, pp. 457–481.