В данной публикации рассмотрены: а) содержание понятия «стиль саморегуляции поведения» б) сущностная характеристика личности в) психологические особенности личности у сотрудников МФЦ
Ключевые слова: стиль саморегуляции, личностные качества, муниципальные служащие, взаимосвязь качеств и саморегуляции, влияние качеств на саморегуляцию, продуктивность.
Актуальность исследования состоит в том, что проблема сознательного саморегулирования занимает одно из центральных мест в рамках анализа развития и существования человека. Механизм реализации производственных отношений субъекта с объективной и социальной реальностью является преднамеренным регулированием его собственной деятельности. Саморегуляция деятельности социального работника является исключительно важной темой, поскольку подразумевает, что работник априори отличается от среднестатистического гражданина-своего клиента и должен обладать редкими качествами и личной ответственностью для эффективного осуществления своих профессиональных обязанностей [1].
Понятие «саморегуляции» уже длительный период испытывает серьезную проблематику в толковании. Еще при развитии науки объяснение подобного процесса имело крайне разнящиеся, в зависимости от психологической школы, а также и диаметрально противоположные трактовки, противоречащие друг другу, если рассматривать, к примеру, психоанализ и бихевиоризм. [2]
Закономерности развития саморегуляции в процессе жизнедеятельности личности — очень значимый вопрос, ответ на который является непростой задачей для психологии. Основная сложность заключается в различном трактовании природы человеческой психической деятельности, а так же наличием множества не прошедших испытание временем объяснений, и концепций [3]
Если брать в пример физиологию, то исследования И. П. Павлова, который в 1903 году выдвигал главные задачи и цели научного труда, заключающиеся в постижении того, как несмотря на сложность устройства организма, сохраняется целостность в процессе уравновешивания со средой [4].
Было определено, что при всей сложности устройства человека, принцип саморегулирования является системным. С помощью данной системы индивид направляет и регулирует себя, свою личность и свое поведение.
Периодически можно сталкиваться с описанием саморегуляции в качестве вопроса сознательного управления индивида своими действиями и поведением. В данном случае саморегуляцию можно представить в качестве процесса, который содержит в себе планирование и контроль собственных действий, а также силу воли.
Функциональные компоненты системы саморегуляции реализуются одним из частных регуляторных процессов, к которым относятся:
‒ планирование целей;
‒ моделирование значимых для достижения цели условий;
‒ программирование действий;
‒ оценивание;
‒ коррекция результатов.
Эти процессы взаимозависимы и могут быть реализованы последовательно и параллельно.
Определены основные характеристики личности:
- Содержание мировоззрения человека, его психологическая сущность.
- Степень целостности видения и убеждений, отсутствие или наличие в них противоречий, устранение противоположных интересов разных слоев общества.
- Степень осознания места человека в обществе.
- Содержание и характер потребностей и интересов, стабильность и легкость их перестановки, их узость и универсальность.
- Специфика взаимоотношений и проявления различных личностных качеств.
Личность настолько многообразна в своих индивидуальных психологических проявлениях, что отношения ее различных качеств могут влиять на проявления мировоззрения и поведения.
Работникам муниципальных служб необходимо соответствовать ряду весьма жестких психологических требований для эффективного выполнения своих обязанностей. Это связано со спецификой такой работы. Ведь в отличие от другой работы, связанной с общественными отношениями, эта деятельность ориентирована на решение проблем рядовых граждан, что подразумевает, например, беспристрастное вовлечение в проблемы конкретного человека, которые он решить сам не в состоянии. И поскольку муниципальный служащий облечен системой общественных отношений властью разрешать подобные трудности, которые его лично не касаются с позиций профессионализма, авторитета и умения, его клиент может полностью доверять такому подходу к делу. И как уже было ранее сказано, не каждый человек в силу особенностей своего характера способен справиться с подобной работой. Можно сказать, что среди безусловно необходимых качеств такого рода выделяют следующие в порядке значимости- терпимость к собеседнику, дружелюбие, стрессоустойчивость, приверженность своему делу, эмпатия, профессионализм, настойчивость и наконец банальная юридическая и бытовая грамотность.
Без преувеличения можно сказать, что отсутствие хотя бы одной из этих черт личности служащего внесло бы существенные трудности в выполнение его профессиональных обязанностей. Например, человек не наделенный эмпатией, не смог бы войти в положение нуждающегося гражданина и не стал бы, сопереживая ему, пытаться решить его нужду в кратчайший срок, не причиняя таким образом ненужных моральных страданий человеку. Ведь зачастую люди банально усложняют друг другу жизнь на пустом месте из-за невозможности потратить ничтожную часть личного времени для разрешения пустяковых конфликтных ситуаций, которые по здравому размышлению вообще не должны были возникать. [5]
Произвольная саморегуляция проявляется в осознанной и неосознанной форме, являясь психологической защитой, которая защищает психику от потока информации, способной принести вред организму, ослабляет воздействие негативных факторов на психику. В современной науке не раз подчеркнута важность целенаправленной саморегуляции для обеспечения достижения поставленных задач и построения своей жизни в целом.
Сценарии саморегуляции можно выбрать в связи с условиями ситуации, они легко изменимы, они доступны к относительно быстрому научению. Для саморегуляции характерна выработка умиротворенного поведения, на ее базе возникает умение управлять собой в соответствии с реализацией поставленной цели и способность направлять свое поведение в рамках условий жизни и текущих деловых или учебных заданий.
Литература:
- Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики Сиб.: Перев. С англ. А. М. Татлыдаевой; –Издат. Группа «Евразия», 1997.
- Абульханова-Славская, К. А., Воловикова, М. И., Елисеев, В. А. Проблемы исследования индивидуального сознания: М.: Психологический журнал. — 1991. -№ 4. — С. 27–40
- Бояринцев, В. П. Проблемы психологии и психофизиологии активности и саморегуляции личности: М.: — 1988
- Моросанова, В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека: М.: Психологический журнал. — 2002. — Т.23. — № 6. — С. 5–17.
- Павлов, И. П. Избранные труды. — М.: Смысл, 2016. — 394 с.
- Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л.: 1979.