Синдром поликистозных яичников (синдром Штейна-Левенталя) — полиэтиологическое и полисимптоматическое заболевание, развивающееся на фоне различных метаболических расстройств, в частности углеводного обмена. В обзорной статье приведены современные данные о роли инсулинорезистентности и хронической компенсаторной гиперинсулинемии в патогенезе синдрома поликистозных яичников.
Ключевые слова: синдром поликистозных яичников, инсулинорезистентность, гиперинсулинемия, гиперандрогения.
Синдром поликистозных яичников (СПКЯ) является остроактуальной проблемой гинекологической эндокринологии. Частота данного заболевания среди женщин детородного возраста составляет 6-20 %. Основными проявлениями СПКЯ являются: 1. гиперандрогения; 2. олигоменорея (нерегулярный менструальный цикл) или аменорея; 3. хроническая ановуляция; 4. УЗИ-признаки кистозных изменений яичников.
На основании ряда научных исследований было установлено, что у женщин с синдромом поликистозных яичников чаще, чем в популяции в целом, наблюдаются гиперпластические процессы эндометрия, в том числе рак эндометрия. Следовательно, необходимость ранней диагностики и лечения данного заболевания определяется как потребностью сохранения репродуктивной функции женщин, так и онкологической составляющей.
Существует множество теорий патогенеза СПКЯ. Наиболее достоверными на сегодняшний день являются: 1. теория нарушения секреции гонадотропин-рилизинг-гормона (ГнРГ); 2. теория инсулинорезистентности.
В настоящее время отмечается высокая частота различных патологий углеводного обмена у женщин с синдромом поликистозных яичников. У 30-70 % больных с СПКЯ и избыточной массой тела, и 20-25 % — с нормальной массой тела отмечается нарушение толерантности к глюкозе. 7 % женщин являются больными сахарным диабетом 2 типа. Согласно этим данным, избыточная масса может являться лишь триггерным фактором развития инсулинорезистентности у женщин с СКПЯ.
Частое выявление в клинической практике случаев сочетания гиперандрогении (ГА) и инсулинорезистентности (ИР) требовало более детального изучения нарушений углеводного обмена, как основного патогенетического звена в формировании синдрома Штейна-Левенталя.
В проведенных экспериментальных исследованиях было установлено, что уменьшение степени гиперинсулинемии снижает количество яичниковых андрогенов и приводит к восстановлению правильного менструального цикла, тогда как коррекция гиперандрогении не оказывает существенного влияния на концентрацию инсулина в крови. Данные, полученные в ходе экспериментов, доказывают, что основной причиной повышения уровня андрогенов в крови может являться гиперинсулинемия, но не наоборот. Вышеперечисленные заключения были также приведены в работах Д. Баргена (1981), в которых изучалась взаимосвязь между показателями андрогенов и инсулина в крови больных.
Инсулинорезистентность — состояние организма, характеризующееся снижением чувствительности инсулинзависимых тканей к действию инсулина при его достаточной концентрации. Механизмы возникновения ИР окончательно не ясны, но большую роль играет нарушение печеночного метаболизма инсулина, опосредованного влияниями C-пептида и β-эндорфинов.
Длительно сохраняющаяся ИР приводит к формированию хронической компенсаторной гиперинсулинемии (ГИ), которая также является важнейшей составляющей в патогенезе СПКЯ.
Наиболее изученными являются два механизма, при которых гиперинсулинемия повышает продукцию андрогенов. I механизм (прямой) заключается в том, что при повышении концентрации инсулина в крови, он вместе с лютеинезирующим гормоном (ЛГ) воздействует на тека-клетки и стромальные клетки яичников, повышая в них синтез андрогенов. II механизм (косвенный) — ГИ приводит к снижению синтеза в печени белков, которые связывают инсулиноподобный фактор роста (ИФР-1) и половой стероид-связывающий глобулин (ПССГ). Данные изменения приводят к увеличению концентрации ИФР-1 и свободного тестостерона (биологически активного) в крови, которое в свою очередь ведет к нарушениям менструального цикла и фолликулогенеза в яичниках.
Но в дополнение к вышеуказанным механизмам, имеются данные научных исследований, которые свидетельствуют о стимуляции инсулином синтеза овариальных андрогенов путем активирования собственных инсулиновых рецепторов. Их заключения основывались на том, что эффекты, оказываемые инсулином на стероидогенез, связаны с собственными рецепторами инсулина, а не исключительно рецепторами к ИФР-1.
К последствиям гиперинсулинемии относятся: 1. повышение уровня синтеза ЛГ; 2. увеличение образования овариальных андрогенов; 3. повышение пролиферации тека-клеток; 4. ФСГ-стимулированный синтез эстрогенов; 5. повышение уровня свободного тестостерона (биологически активного); 6. уменьшение образования глобулина, участвующего в связывании половых гормонов печенью.
Таким образом, инсулинорезистентность и хроническая компенсаторная гиперинсулинемия, вызванная первой, являются одними из основных патофизиологических и патогенетических факторов, приводящих к гиперандрогении со всеми ее проявлениями.
Литература:
- Пищулин А.А., Карпова Е.А. Овариальная гиперандрогения и метаболический синдром. // Русский медицинский журнал − 2001.С. 30-70
- Шилин Д. Е. Синдром поликистозных яичников: роль инсулино-резистентности и ее коррекция. Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. 54 с.
- Тихомиров А.Л., Лубнин Д.М. Синдром поликистозных яичников: факты, теории, гипотезы // Эндокринная гинекология (Международный эндокринологический журнал). 2007. № 5. С. 6-8