Особенности пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Сухомлинова А. О., Фролова С. В. Особенности пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи // Молодой ученый. — 2019. — №2.1. — С. 33-37. — URL https://moluch.ru/archive/240/55623/ (дата обращения: 24.02.2019).



В данной работе рассматриваются особенности пространственных представлений детей с тяжелым нарушением речи. Осуществляется сравнение особенностей пространственных представлений у младших школьников с ТНР и нормальным речевым развитием. Производится анализ полученных при исследовании результатов.

Ключевые слова: пространственные представления, тяжелое нарушение речи, отклоняющееся развитие психических функций.

Пространственными представлениями следует считать деятельность, которая включает в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга, собственного тела, окружающих предметов [2].

Восприятие пространства не дано ребенку с рождения. Формирование данного явления является результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития. В свою очередь, пространственные представления определяют становление других высших психических процессов, письма, чтения.

Дети с ТНР испытывают многочисленные трудности при создании пространственных образов и оперировании ими. А между тем данное умение позволяет ребенку успешно обучаться в школе, а также удовлетворять свои потребности в познавательной и коммуникативной сфере. Данный факт свидетельствует о крайней важности своевременной диагностики и грамотно подобранных коррекционных мер для детей с отклоняющимся развитием.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов психологами, педагогами, логопедами и дефектологами для поведения коррекционных мероприятий с детьми, имеющими ТНР.

Цель исследования – изучение пространственных представлений у детей в норме и с ТНР.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности развития речи детей с ТНР.

2. Проанализировать формирование пространственных представлений у детей в норме и с ТНР.

3. Сравнить особенности пространственных представлений у младших школьников с ТНР и нормальным речевым развитием.

Гипотеза исследования: у детей с ТНР в отличие от детей с нормальным речевым развитием имеется дефицитарность пространственных представлений, выражающаяся в выборе хаотичной стратегии оптико-пространственной деятельности, а также в метрических, координатных и проекционных ошибках

Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 27 детей младшего школьного возраста 7-9 лет. Из них 15 детей, составивших группу патологии, у которых имеется речевая патология, выражающаяся в нарушении таких компонентов речи, как звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематического слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматического строя (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении) [1]. Дети с ТНР обучаются по адаптированным программам для детей с тяжелыми нарушениями речи вариант 5.1 и 5.2. Группу нормы составили 12 детей без речевых нарушений.

Методы исследования: Фигуры Рея-Тэйлора и Рея-Остеррица, методика «Копирование проекционных изображений», проба на реципрокную координацию рук. Методы математической и статистической обработки: выявление различий в уровне исследуемого признака (U-критерий Манна-Уитни), ранговая корреляция (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена.

Результаты исследования. По результатам методик копирование фигуры Рея-Остерица и фигуры Тейлора было выявлено, что для детей с ТНР в 60 % характерно использование хаотичной стратегии копирования (p=0,043). В то же время дети из группы нормы в 43% используют дедуктивную стратегию, в 57% пофрагментарную стратегию. Данные представлены на рисунке 1.

Рис.1. Результаты исследования стратегии оптико-пространственной деятельности (в %)

Примечание. * при p<0,05.

Анализ корреляционных взаимосвязей показал, что для детей, использующих при копировании хаотичную стратегию, характерны следующие ошибки пространственных представлений: расфокусировка (rs=0,751 при р=0,001), трудности передачи трехмерного объекта (rs=0,545, при р=0,024), разнесение в пространстве (rs=0,627 при р=0,007), недоведение ладони (rs=1,000 при р=0,000). Значимые корреляции представлены в таблице 1

Таблица 1

Взаимосвязь хаотичной стратегии копирования и других ошибок пространственных представлений

Хаотичная стратегия копирования

Расфокусировка

0,751**

Трудности передачи трехмерного объекта

0,545*

Разнесение в пространстве

0,627**

Недоведение ладони

1,00**

Примечание: * при p<0,05,** при p<0,01.

Дефицит координатных представлений у детей с ТНР проявляется в виде 90-градусных разверток при копировании фигур, что является одним из наиболее явных знаков неблагополучия парной работы полушарий мозга на уровне стволовых образований мозга [3]. Данные представлены на рисунке 2.

Рис.2. Результаты исследования координатных представлений у детей с ТНР и группы нормы (в %)

Результаты исследования метрических представлений, показали, что дизметрии характерны для 100% детей с ТНР и для 43% детей группы нормы. Результаты исследования, представленные на рисунке 3. Анализ корреляционных взаимосвязей показал, что детям у которых отмечаются дизметрии также характерны такие ошибки, как сбивка (rs=0,588 при р=0,013) и перебор (rs=0,588 при р=0,013) при выполнении пробы на реципрокную координацию рук. Значимые корреляции отражены в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязь метрических ошибок с другими ошибками пространственных представлений

Дизметрии

Сбивка

0,588*

Перебор

0,588*

Примечание: * при p<0,05.

Менее выраженным является дефицит структурно-топологических представлений, выражающийся в «расфокусировке»: в группе нормы это 0%, в группе с ТНР 40 %. Данные представлены на рисунке 3.

Рис.3. Результаты исследования метрических и структурно-топологических представлений у детей с ТНР и группы нормы (в %)

Анализ корреляционных взаимосвязей выявил, что для детей у которых встречается феномен расфокусировки, также отмечаются следующие ошибки при выполнении пробы на реципрокную координацию рук: сбивка (rs=0,523 при р=0,031) и перебор (rs=0,523 при р=0,031), разнесение в пространстве (rs=0,835 при р=0,000), недоведение ладони (rs=0,751 при р=0,001), инертность (rs=0,673 при р=0,003).Данные корреляционного анализа представлены в таблице 3.

Таблица 3

Взаимосвязь структурно-топологических ошибок и других ошибок пространственных представлений

Расфокусировка

Сбивка

0,523*

Перебор

0,523*

Разнесение в пространстве

0,835**

Недоведение ладони

0,751**

Инертность

0,673**

Примечание. *при p<0,05,**при p<0,01.

Несостоятельность проекционных представлений проявляется трудностями передачи трехмерности объекта на плоскости. В группе с ТНР в 80% случаев ошибки выражаются в виде упрощения и стериотипизация изображаемого образца. Данные представлены на рисунке 4.

Рис.4. Результаты исследования проекционных представлений у детей с ТНР и группы нормы (в %)

Анализ результатов по методике на реципрокную координацию рук показал, что для обеих групп детей характерны трудности усвоения программы, сбивка и перебор. Наиболее характерным для детей с ТНР является нарушение функции построения кинетической мелодии, выражающееся в недоведении ладони при выполнении пробы, что может являться симптомом дефицитарности передних отделов мозолистого тела. [3]. Данные представлены на рисунке 5 .

Рис.5. Результаты исследования пространственной координации движений рук у детей с ТНР и группы нормы (в %)

Примечание. При *p<0,05.

Выводы:

1) У детей с ТНР максимальные отличия от детей с нормальным речевым развитием выявляются при выборе стратегии оптико-пространственной деятельности. Так дети с ТНР используют хаотичную стратегию копирования, что свидетельствует о нарушении межполушарных взаимодействий.

2) Дефицитарность пространственных представлений у детей с ТНР проявляется также в метрических, координатных и проекционных ошибках при копировании. Детям с нормальным онтогенезом также свойственны эти ошибки, однако они представлены меньшей по сравнению с детьми с ТНР степенью выраженности.

3) У детей с нормальным речевым развитием и с ТНР имеется дефицит функций программирования, целенаправленности, контроля, что проявляется в трудностях усвоения программы, сбивке, переборе при выполнении пробы на реципрокную координацию рук, что связанно с недоразвитостью лобных долей больших полушарий. Степень несформированности данных функций у детей с ТНР значительно выше, чем в норме.

4) Для детей с ТНР характерным является нарушение функции построения кинетической мелодии, что выражается в недоведении ладони при выполнении пробы на реципрокную координацию рук, что может являться симптомом дефицитарности передних отделов мозолистого тела.

Литература:

  1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2008.
  2. Веракса Н.Е. Формирование единых временно-пространственных представлений//Дошкольное воспитание. – №5. –М., 1976.- С.13.
  3. Горбачева А.В., Фролова С.В. Особенности развития лидерских качеств у детей школьного возраста с ММД. Ананьевские чтения – 2017: Преемственность в психологической науке: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов. Материалы традиционной международной конференции // Отв. ред. А.В. Шаболтас, Л.А. Головей. – СПб., 2017. С. 384-385.
  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте .- М.: Академия, 2002. - 232 с.
  5. Хомская Е.Д. Нейропсихология / Главный редактор Е. Строганова- 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, представление, нормальное речевое развитие, отклоняющееся развитие, группа нормы, тяжелое нарушение речи, ранговая корреляция, оптико-пространственная деятельность.


Похожие статьи

Содержание коррекционно-логопедической работы по...

Таким образом, пространственные представления и речь являются взаимосвязанными и взаимообусловленными процессами: развитие пространственных представлений позволит качественно улучшить лексический и грамматический строй речи, а расширение словаря и...

Нарушение пространственных представлений как признак...

Недостаточное их развитие является одной из распространенных причин неуспешности ребенка в школе.

Большой процент этих детей попадает в группу риска, в группу детей отстающих в

Поскольку пространственные представления обладают сложным многофакторным...

Формирование оптико-пространственной ориентировки у детей...

Оптико-пространственная ориентировка рассматривалась как высшая психическая функция, которая имеет сложную систему

В сравнительную группу вошло 10 детей старшего дошкольного возраста из них 5 детей с ОНР IIIуровня и 5 детей с нормой развития речи.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие...

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический метод.

Формирование пространственных представлений...

Важную роль в развитии пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) играет развитие сенсорных процессов. В психолого-педагогических исследованиях установлено, что сенсорное развитие детей с ОНР значительно отстает и...

Развитие оптико-пространственных представлений...

Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на

Помимо развития оптико-пространственных представлений, одним из направлений...

К вопросу формирования пространственных представлений...

Исследования последнего времени показывают необходимость включения в поле деятельности педагога-психолога особой структурной «макроединицы» детского развития — так называемых базовых составляющих психического развития.

Освоение пространственных представлений детьми с общим...

Дети с речевым нарушением при систематическом обучении и применении наглядности постепенно

Наиболее грубые нарушения пространственных представлений у детей с ОНР выделены

Кроме того в практической деятельности дети приобретают знания в восприятии...

Оценка уровня сформированности пространственных...

Семенович, А. В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии / А. В. Семенович, С. О. Умрихин.

Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе. ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи, письменная речь, правая рука...

Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками...

Развитие восприятия пространства у детей с тяжелыми нарушениями речи подчиняется тем же закономерностям, что и при нормальном развитии, однако этот процесс осуществляется медленнее, в более поздние сроки и с отклонениями из-за особенностей психического...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Содержание коррекционно-логопедической работы по...

Таким образом, пространственные представления и речь являются взаимосвязанными и взаимообусловленными процессами: развитие пространственных представлений позволит качественно улучшить лексический и грамматический строй речи, а расширение словаря и...

Нарушение пространственных представлений как признак...

Недостаточное их развитие является одной из распространенных причин неуспешности ребенка в школе.

Большой процент этих детей попадает в группу риска, в группу детей отстающих в

Поскольку пространственные представления обладают сложным многофакторным...

Формирование оптико-пространственной ориентировки у детей...

Оптико-пространственная ориентировка рассматривалась как высшая психическая функция, которая имеет сложную систему

В сравнительную группу вошло 10 детей старшего дошкольного возраста из них 5 детей с ОНР IIIуровня и 5 детей с нормой развития речи.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие...

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический метод.

Формирование пространственных представлений...

Важную роль в развитии пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) играет развитие сенсорных процессов. В психолого-педагогических исследованиях установлено, что сенсорное развитие детей с ОНР значительно отстает и...

Развитие оптико-пространственных представлений...

Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на

Помимо развития оптико-пространственных представлений, одним из направлений...

К вопросу формирования пространственных представлений...

Исследования последнего времени показывают необходимость включения в поле деятельности педагога-психолога особой структурной «макроединицы» детского развития — так называемых базовых составляющих психического развития.

Освоение пространственных представлений детьми с общим...

Дети с речевым нарушением при систематическом обучении и применении наглядности постепенно

Наиболее грубые нарушения пространственных представлений у детей с ОНР выделены

Кроме того в практической деятельности дети приобретают знания в восприятии...

Оценка уровня сформированности пространственных...

Семенович, А. В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии / А. В. Семенович, С. О. Умрихин.

Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе. ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи, письменная речь, правая рука...

Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками...

Развитие восприятия пространства у детей с тяжелыми нарушениями речи подчиняется тем же закономерностям, что и при нормальном развитии, однако этот процесс осуществляется медленнее, в более поздние сроки и с отклонениями из-за особенностей психического...

Задать вопрос