Особенности переживания экзистенции у представителей творческих профессий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бабий М. А., Серпионова Е. И. Особенности переживания экзистенции у представителей творческих профессий // Молодой ученый. — 2019. — №2.1. — С. 6-8. — URL https://moluch.ru/archive/240/55608/ (дата обращения: 27.06.2019).



Аннотация: В статье анализируется экзистенциальная исполненность жизни людей, избравших творческую профессию.

Ключевые слова: экзистенциальная исполненность, экзистенция, творческие профессии, персональные ценности в работе

Важнейшим аспектом профилактики эмоционального выгорания и переживания бессмысленности реализации в профессии можно назвать осознание своих персональных ценностей и мотивов, которые побуждают к профессиональной деятельности. Переживание смысла и экзистенциальной исполненности в выбранном деле, согласно А. Лэнглэ, является одним из значительнейших критериев в профилактике истощения, при котором «переживание самого себя и мира характеризуется хроническим отсутствием телесно-психической силы, ощущением пустоты, которое сопровождается нарастающим ощущением утраты духовных ориентиров. К пустоте рано или поздно добавляется чувство бессмысленности, которое распространяется на все большее число аспектов жизни (не только на работу, но и на свободное время и личную жизнь), и в итоге уже сама жизнь переживается как бессмысленная» [2].

Нам представляется интересным исследовать особенности переживания экзистенциальной исполненности среди представителей творческих профессий, для которых их деятельность побуждается различными персональными ценностями и мотивами, где для одних работа наполнена ценностями самореализации, а для других переживается как необходимость, долг и способ заработка.

Краткая характеристика выборки. В исследовании приняли участие представители следующих творческих профессий: фотографы, художники (также иллюстратор и художники по гриму), музыканты, архитектор, арт-терапевт и дизайнер. Мужчин - 5, женщин - 10. Возрастной диапазон участников от 17 до 49. Всего – 15 человек.

Для проведения исследования мы использовали следующие методики. «Шкалу экзистенции» А. Лэнгле и К. Орглер, которая измеряет экзистенциальную исполненность. Понятие экзистенциальной исполненности, введенное В. Франклом, описывает субъективные переживания человеком качества своей жизни. Исполненность - это переживание глубокого внутреннего согласия с тем, что имеет место быть, или с тем, что сделано; переживание соответствия этого своей сущности и обстоятельствам. [1]
Согласно методике степень или уровень экзистенциальной исполненности показывает, много ли осмысленного в жизни, как часто испытуемый живет с внутренним согласием, соответствуют ли его сущности те или иные решения и поступки, может ли человек вносить хорошее, как его понимает. Тест отображает субъективную оценку человеком своей жизни и состоит и 4 субшкал (самодистанцировние, самотрансцендентность, свобода, ответственность).

Одну из методик карьерного коучинга «12 определений работы» (автор С.Бергер). В ней испытуемому предлагается выбрать до трёх из двенадцати определений работы, подразумевающих под собой наличие у человека разных ценностей и мотиваций, которыми он руководствуется в своей деятельности, и отражающих его мотивы. Мы поделили определения на группы А и Б.

Группа определений А включает в себя комбинацию выборов: определения работы как необходимости для существования: нечто, что каждый из нас делает, выполняет, исполняет; одно из мест занятости; действие, дело; найм людей; то, что должно делать, делать и еще раз делать; активность, которая направлена на следование требованиям; профессия, как сделка или средство к жизни; часть дня, посвященная деятельности, предприятию.

Группа определений Б включает в себя комбинацию выборов: определение работы как творческое продолжение человека, как отражение его персональных ценностей: физическая и/или умственная деятельность, направленная на производство или достижение чего-либо; место, где мое «Я» встречается с миром; нечто, что мы производим, достигаем посредством собственных усилий и действий или через других людей и предметы; фундаментальная задача каждого, имеющего полноту жизни, полезный вклад в общество, больше чем обязанности, одна из функций жизни - очень важная функция.

Итак, мы разделили испытуемых на две группы: группа 1, которая включает в себя испытуемых, выбравших для себя определения работы из группы определений Б (самореализация), и группа 2, в которую вошли испытуемые, выбравшие комбинацию определений (из групп определений А и Б): для них работа это и долг, и прибыль, и необходимость, и самореализация. Для участников группы 2 свойственно комплексное понимание работы.

В каждой группе было высчитано среднее значение показателей по субшкалам методики экзистенции и примерно оценены различия. Поскольку группа испытуемых пока незначительна, исследование представлено студенткой 1 курса и длится к моменту публикации всего 2 месяца, статистические критерии не использовались.

Рассмотрим особенности, выявленные при сравнении испытуемых из группы 1 по шкалам экзистенции:

Таблица 1

Средние значения показателей субшкал методики

«Шкала экзистенция» в исследуемых группах

Группа

экзистенция

самодистан-

цирование

самотрансцен

денция

свобода

ответственность

Группа 1

189

29,33

66,58

42,92

50,08

Группа 2

230,33

37,33

80

53

59,6

Шкала SD измеряет способность отойти на дистанцию по отношению к себе самому, отодвинуть при необходимости свои желания, чувства и намерения, чтобы взглянуть на себя и на ситуацию с некоторой дистанции, воспринимать ситуацию, размышлять над ней и трезво видеть данности ситуации.

Как видно из Таблицы, у представителей группы 1 показатель шкалы SD (29,33) выше низкого (до 26) и приближается к среднему показателю (35,5), что указывает на улучшение способности восприятия и ясности в отношении ситуации, на перенос внимания вовне, на увеличение дистанции по отношению к себе самому.

Шкала ST измеряет свободную эмоциональность, которая проявляется в способности чувствовать близость и сочувствовать, жить ради чего-то или кого-то, чувствовать ценности, эмоционально откликаться, воспринимать глубокие внутренние отношения, экзистенциальную значимость происходящего. Самотрансценденция завершает самодистанцирование, так что если SD означает абстрагироваться от себя, чтобы быть способным отдаться чему-то другому, то ST снова возвращает человека к себе самому через чувствование внутреннего соотнесения с собой в прикосновении к ценностям мира.

Показатель по этой шкале в группе 1 (66,58) приближен к среднему (поскольку низким считается ниже 58, а средним 73) и показывает возрастающее обогащение эмоционального внутреннего мирa и внутреннюю способность чувствовать ценностные основания и на них ориентироваться.

Шкала F охватывает способность находить реальные возможности действовать и приходить к персонально обоснованному решению. Показатель этой шкалы (42,92) ближе к среднему (49), виден рост ясности и прочности в формировании суждений и нахождении решений.

Шкала V измеряет способность доводить до конца решения, принятые на основании личных ценностей. Человек действует с осознанием обязательности этого для себя или обязательств перед кем-то. Проживаемая ответственность является основой для формирования стабильной самоценности. Баллы в этой шкале (50,08), приближаясь к среднему значению (57,5) указывают на рост ответственности и включенности в жизнь.

Согласно методике показатели шкалы G говорят о способности человека пойти на внутренние и внешние требования и предложения, соотнося их с собственными ценностями.

Показатель G складывается из суммы показателей P (персональность) и E (экзистенциальность), где P - сумма показателей SD и ST, а E — сумма показателей F и V.

Показатель P описывает когнитивную и эмоциональную доступность человека для себя и для мира, отражает умение человека обходиться с самим собой. Показатель Е выражает способность ориентироваться в мире, приходить к решениям и ответственно воплощать их в жизнь, а так же свидетельствует о способности конструктивно обходиться с внешним миром, решительно и ответственно с ним справляться.

Для группы 1 P < E (95,91<100), что говорит о хорошей приспособленности к жизни. Показатель группы 1 шкалы G (189) говорит о стремлении к росту внутренней открытости и возможности идти к запросам и предложениям внешнего миpa.

В группе 1 из 4 субшкал самое высокое значение у самотрансценденции, меньше всего баллов было набрано по шкале самодистанцирования.

Таким образом, можно предположить, мы можем увидеть, что люди творческих профессий, для которых работа является в какой-то степени самовыражением, характерно умение концентрировать внимание, способность дистанцироваться от своих желаний и разглядывать проблемы со стороны, а так же активное соотнесение cебя с миром.

Теперь рассмотрим особенности шкал экзистенции для испытуемых из группы 2 (выбравших определение работы из групп определений А и Б):

По шкале SD (37,33) баллы выше среднего (35,5), обусловленные тем, что человек умеет отходить на дистанцию по отношению к себе самому. По шкале ST (80) показатель близок к очень высокому (81-84). Это говорит о развитии тенденции к полному раскрытию. Человек располагает доступной эмоциональностью, доверяя своим чувствам, может интуитивно постигать ситуации и сопереживать другим людям. По шкале F показатель испытуемых (53) выше среднего (49), что свидетельствует о хорошо развитой способности быстро принимать решения и уверенно действовать. Показатель по шкале V (59,6) выше среднего показателя (57,5), испытуемые из этой группы очень ответственны, уверены и ощущают свою включенность в жизнь. Показатель по шкале G (230,33) выше среднего (216), что демонстрирует высокий уровень открытости, ясности и решительности. P незначительно больше E (11, 3>112,6), что свидетельствует о том, что испытуемые относительно сильны в обхождении с собой и в эмоциональности.

Сравним показатели шкал между испытуемыми из двух групп: выяснилось, что показатели группы 2 (испытуемых, выбравших определения работы из групп определений А и Б) выше по всем шкалам.

Перейдем к обсуждению результатов. На данный момент мы осознаем, что представителей группы 2 еще очень мало (3). Выборка настолько малочисленна, что не позволяет сейчас сделать значимые выводы. Однако наметилась тенденция, которую можно оформить пока как гипотезу, которая будет корректироваться по мере пополнения в дефицитной группе.

Сейчас, исходя из имеющихся данных, можно предположить, что у испытуемых, совмещающих представление о работе как необходимости к существованию и как творческого продолжения себя, лучше выражены удовлетворенность жизнью и внутренняя гармония с самим собой. Возможно, достижение этого баланса между необходимостью (надо) и самореализацией (хочу и могу) повышает осознанность в творческой профессии и повышает меру ответственности, с которой человек подходит к реализации себя и своих дел.

Мы видим необходимыми следующие шаги в нашей работе:

  1. Дополнить группы до статистически репрезентативных выборок
  1. Исследовать гендерные и возрастные различия (каков вклад этих факторов в переживание экзистенциальной исполненности и ее компонентов)
  1. Провести аналогичное исследование в иной профессиональной среде и сравнить
  1. Изучить аналогичные показатели в группе людей, которые причисляют себя к зрителям и заказчикам творческих услуг, но не владеющими ими ни как профессией, ни как хобби.

Литература:

  1. Лихачева Э.В., Турчина Т.Ю., Липнухова О.В. Экзистенциальная исполненность, смысложизненные ориентации и уровень субъективного контроля у мужчин и женщин // Инновационная наука. 2015. №8-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnaya-ispolnennost-smyslozhiznennye-orientatsii-i-uroven-subektivnogo-kontrolya-u-muzhchin-i-zhenschin (дата обращения: 18.12.2018).
  2. Лэнглэ А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2
Основные термины (генерируются автоматически): группа, работа, шкала, испытуемый, сумма показателей, ценность, комбинация выборов, показатель шкалы, представитель группы, творческая профессия.


Похожие статьи

Критерии и уровни сформированности... | Молодой ученый

Главной целью любого профессионального образовательного учреждения является подготовка конкурентоспособного и востребованного специалиста, способного на высоком уровне осуществлять свою профессиональную деятельность.

Эмпирическое исследование психологических особенностей...

Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, экспериментальная группа, шкала, использование полиграфа

Испытуемому необходимо выбрать для слова только одну шкалу из всех трёх приведённых. Достоверность и эффективность методики...

Анализ эмпирических данных по изучению уровня...

Определенный уровень шкалы межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ) показал, в какой степени тот или иной испытуемый способен к

При суммировании показателей по шкалам МЭИ и ВЭИ мы смогли выявить общий уровень эмоционального интеллекта (ОЭИ) в...

Исследование смысложизненных ориентаций студентов...

Значения для шкалы «Общий показатель осмысленности жизни», а также для субшкал

Интерпретируя различия по субшкалам, характеризующим показатели локуса контроля, мы

Различия между экспериментальной (первая группа) и контрольной (вторая группа) при...

Опыт реализации программы по развитию смысложизненных...

В контрольной группе полученные результаты показывают, что 70 % учащихся ориентируются на

Диагностика подтвердила предположение о том, что работа по формированию СЖО в

Расчёт G- критерия знаков для экспериментальной группы (терминальные ценности).

Влияние ценностных ориентиров на мотивацию... | Молодой ученый

В состав испытуемых вошли студенты из 5 групп.

В ходе исследования ценностных ориентаций было выявлены следующие показатели: В терминальных ценностях абстрактные ценности (9,99) доминируют над конкретными (8,90).

Исследование соотношения ценностных ориентаций...

Мак–шкала предназначена для выявления макиавеллистических установок и убеждений испытуемых

Сравнительный анализ ценностной сферы в группе с высоким и низким уровнем

Вместе с тем, нами обнаружены связь между показателями Мак-шкалы и такими...

Сравнительный анализ структуры личностного отношения к детям...

Группа «другие профессии» исключает принадлежность к педагогической профессиональной деятельности.

1. Распределение оценок испытуемых по отношению к объекту «дети» свидетельствует о наличии фактов слабо негативного к ним отношения у представителей...

Особенности профессиональной ориентации старшеклассников...

Представители профессии данного типа отлично руководят коллективами и группами.

Представители данного типа имеют системность в работе, аккуратность, скрупулезность.

При «конвенциальном» типе личности испытуемые, как правило, выбирают профессии типа...

Повышение уровня лояльности и другие выгоды компании...

Из каждой группы нужно выбрать 2–3 типичных представителя данной группы и провести с ними

Если сотрудник доволен своей работой, уважаем, ценен и чествует это, уровень его

Уничтожатся творческая способность которая может приносить новые идеи, а если идея...

Похожие статьи

Критерии и уровни сформированности... | Молодой ученый

Главной целью любого профессионального образовательного учреждения является подготовка конкурентоспособного и востребованного специалиста, способного на высоком уровне осуществлять свою профессиональную деятельность.

Эмпирическое исследование психологических особенностей...

Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, экспериментальная группа, шкала, использование полиграфа

Испытуемому необходимо выбрать для слова только одну шкалу из всех трёх приведённых. Достоверность и эффективность методики...

Анализ эмпирических данных по изучению уровня...

Определенный уровень шкалы межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ) показал, в какой степени тот или иной испытуемый способен к

При суммировании показателей по шкалам МЭИ и ВЭИ мы смогли выявить общий уровень эмоционального интеллекта (ОЭИ) в...

Исследование смысложизненных ориентаций студентов...

Значения для шкалы «Общий показатель осмысленности жизни», а также для субшкал

Интерпретируя различия по субшкалам, характеризующим показатели локуса контроля, мы

Различия между экспериментальной (первая группа) и контрольной (вторая группа) при...

Опыт реализации программы по развитию смысложизненных...

В контрольной группе полученные результаты показывают, что 70 % учащихся ориентируются на

Диагностика подтвердила предположение о том, что работа по формированию СЖО в

Расчёт G- критерия знаков для экспериментальной группы (терминальные ценности).

Влияние ценностных ориентиров на мотивацию... | Молодой ученый

В состав испытуемых вошли студенты из 5 групп.

В ходе исследования ценностных ориентаций было выявлены следующие показатели: В терминальных ценностях абстрактные ценности (9,99) доминируют над конкретными (8,90).

Исследование соотношения ценностных ориентаций...

Мак–шкала предназначена для выявления макиавеллистических установок и убеждений испытуемых

Сравнительный анализ ценностной сферы в группе с высоким и низким уровнем

Вместе с тем, нами обнаружены связь между показателями Мак-шкалы и такими...

Сравнительный анализ структуры личностного отношения к детям...

Группа «другие профессии» исключает принадлежность к педагогической профессиональной деятельности.

1. Распределение оценок испытуемых по отношению к объекту «дети» свидетельствует о наличии фактов слабо негативного к ним отношения у представителей...

Особенности профессиональной ориентации старшеклассников...

Представители профессии данного типа отлично руководят коллективами и группами.

Представители данного типа имеют системность в работе, аккуратность, скрупулезность.

При «конвенциальном» типе личности испытуемые, как правило, выбирают профессии типа...

Повышение уровня лояльности и другие выгоды компании...

Из каждой группы нужно выбрать 2–3 типичных представителя данной группы и провести с ними

Если сотрудник доволен своей работой, уважаем, ценен и чествует это, уровень его

Уничтожатся творческая способность которая может приносить новые идеи, а если идея...

Задать вопрос