Оценка стоимости строительной компании (бизнеса) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 14.01.2019

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Пахомов Е. В., Овчинникова М. С. Оценка стоимости строительной компании (бизнеса) // Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 250-255. — URL https://moluch.ru/archive/240/55602/ (дата обращения: 24.02.2019).



Статья посвящена исследованию особенностей проведения оценки стоимости строительной компании (бизнеса), проведен сравнительный анализ подходов к оценке бизнеса. Сделан вывод о нецелесообразности использования для оценки компании исключительно одного из подходов. В статье дано описание факторов, влияющих на стоимость строительной компании. Предложены способы повышения достоверности результатов расчетов при применении подходов к оценке строительной компании Автором предложены направления повышения рыночной стоимости бизнеса в строительной отрасли.

Ключевые слова: оценка бизнеса, подходы к оценке рыночной стоимости компании, факторы рыночной стоимости строительной компании, увеличение рыночной стоимости бизнеса.

Актуальность темы исследования обусловлена разнообразием задач, для решения которых требуется определить рыночную стоимость компании (бизнеса), среди которых:

– сделки купли-продажи компании (бизнеса) и долей участия в капитале компании;

– реорганизация (слияние, разделение, поглощение);

– квалифицированное и обоснованное принятие стратегических управленческих решений;

– анализ эффективности реализуемой в компании бизнес стратегии;

– осуществление инвестиционного проекта развития предприятия, когда для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия;

– оценка стоимости компании при публичном размещении акций (IPO) и т. д.

Стоимость компании (бизнеса) является универсальным критерием эффективности управления в условиях конкурентной среды. Оценка стоимости компании (бизнеса) для собственников компании — это возможность оценить качество ведения бизнеса, определить сильные и слабые сферы деятельности. Для сторонних лиц оценка позволяет определить целесообразность и привлекательность инвестиций в данную компанию.

Понятие стоимости строительной компании (бизнеса)

Компания — объединение юридических и (или) физических лиц, предпринимателей для осуществления совместной экономической деятельности.

Бизнес — предпринимательская деятельность организации (компании), направленная на извлечение экономических выгод.

Оценка рыночной стоимости бизнеса — определение наиболее вероятной расчетной величины, являющейся денежным выражением экономических выгод от предпринимательской деятельности компании (организации).

Собственник бизнеса имеет право распоряжаться им по своему усмотрению в рамках действующего законодательства (продать, заложить, завещать и т. п.). Таким образом, бизнес становится объектом сделки, или проще говоря — товаром.

Компания (предприятие, организация) представляет собой организационно-экономическую форму существования бизнеса, следовательно, обозначенные особенности бизнеса как товара присуще и ей. Компания является объектом гражданских прав и рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Компания, как имущественный комплекс,включает все виды имущества, предназначенного для ее деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства. Оценка бизнеса компании означает определение в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной ценой и должна отражать свойства компании как товара, т. е. его полезность и затраты, необходимые для реализации этой полезности.

Строительная компания — компания (предприятие, организация) осуществляющая свою деятельность в строительной отрасли (вид экономической деятельности «Строительство», в соответствии с ОКВЭД).

В России оценочная деятельность, в том числе деятельность, направленная на определение стоимости строительной компании, регулируется ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральными стандартами оценки.

Процесс оценки стоимости строительной компании состоит из последовательно совершаемых действий, по далее приведенным этапам.

  1. Сбора и последующий тщательный анализ информации, характеризующей деятельность оцениваемого объекта — строительной компании.
  2. Осуществляется сбор всей информации о ранее проведенных сделках, о имеющихся существенных расхождений в составе переуступаемых имущественных прав, в условиях оплаты, в их местоположение и характеристиках. Также изучается состояние строительной отрасли на момент оценки.
  3. Осуществляется оценка экономических характеристик бизнеса с применением инструментария анализа финансово-хозяйственной деятельности.
  4. На основании выводов, полученных по результатам анализа предыдущих трех этапов, а также с учетом цели оценки стоимости строительной компании, оценщиком определяется применяемый подход и метод к ее оценке.
  5. Оценивается уровень воздействия рыночных факторов на рассчитанную стоимость объекта оценки.
  6. По результатам оценки различными подходами производится окончательное согласование итоговой стоимости компании в виде диапазона цен.
  7. После проведения оценки формируется отчет, о ее проведении.

Особенности проведения оценки стоимости строительной компании

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный. При выборе используемых при проведении оценки подходов и методов рамках подходов учитывается не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полнота и достоверность исходных данных, специфика и характер деятельности компании (бизнеса). Решение о применении того или иного метода оценки принимается оценщиком (специалистом-оценщиком) с учетом вышеизложенных исходных данных. Проведем сравнительный анализ основных подходов, которые чаще всего применяются в оценивании строительной компании, т. е. доходный, затратный, сравнительный (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ подходов, используемых в оценке стоимости строительной компании (бизнеса)

Параметр сравнения

Подход

Затратный

Доходный

Сравнительный

Цели оценки

- определение величины затрат, связанных с созданием компании (бизнеса) (стоимость замещения / восстановления);

— оценка в процедурах ликвидации (банкротства) компании (бизнеса);

— оценка стоимости залога при кредитовании под залог акций (долей в УК) компании;

— страхование ответственности компании перед партнерами.

- купля-продажа ценных бумаг;

— оценка эффективности управления компанией;

— выработка стратегии организации;

— осуществление инвестиционного проекта (реконструкция / новое производство);

— реорганизация компании (сделки слияния, поглощения, разделения).

- купля-продажа ценных бумаг, доли в УК;

— оценка стоимости залога при кредитовании под залог акций (долей в УК) компании;

— оценка в процедурах ликвидации (банкротства) компании (бизнеса);

— оценка эффективности управления компанией.

Принцип оценки

Замещение

(эквивалентная полезность)

Ожидание

(выгоды от использования)

Замещение

(эквивалентная полезность)

Учитываемое время состояния компании (бизнеса)

Прошлое

Будущее

Настоящее

Преимущества подхода

- доступность исходной информации (бухгалтерская отчетность);

— высокая доказательность и обоснованность расчетов и полученных результатов;

— возможность оценки убыточных и вновь созданных компаний, компаний специального назначения;

— учитывает влияние производственно-хозяйственных факторов.

- предоставляет возможность оценить будущие потоки, учитывая ретроспективные данные, текущую ситуацию и прогноз развития рынка;

— учитывает риски компании через ставку дисконта;

— позволяет дать оценку стоимости компанию в зависимости от развития ситуации (отклонение от прогнозных значение), тем самым учитывает интересы инвесторов или бенефициара.

- оперирует сложившейся рыночной ценовой информацией;

— отражает практику (условия) купли-продажи.

Недостатки подхода

- не учитывает перспективы деятельности (будущее) компании;

— не учитывается портфель заключенных (предполагаемы к заключению) контрактов и квалификацию персонала;

— активы оцениваются без синергетического эффекта;

— высокая трудоемкость подхода.

- отсутствие необходимой для прогнозирования потоков и определения ставки дисконтирования, достоверной информации;

— велика доля экспертных суждений;

— значительная волатильность экономической ситуации в РФ.

- при ограниченных сведениях об объектах-аналогах;

— велика доля экспертных суждений при выборе объектов-аналогов и мультипликаторов;

— не учитывает потенциал отрасли, компании (бизнеса);

— ограниченность, низкая активность и высокая волатильность фондового рынка РФ.

- использование в расчетах отчётности подготовленной по стандартам МСФО;

— использование данных оперативного управленческого учета.

- осуществление расчета стоимости при оптимистичном / реалистичном и пессимистичном прогнозе рыночной конъюнктуры;

— наличие бизнес-плана (технико-экономического обоснования) деятельности компании;

— наличие достоверных прогнозных данных по отрасли.

- использование нескольких типов мультипликаторов, рассчитанных на основе отчетности по стандартам МСФО;

— создание открытой базы данных (информационного ресурса) отражающего условия сделки купли-продажи компаний.

Способы повышения достоверности результатов расчетов при применении подходов к оценке строительной компании приведены далее:

– затратный подход: использование в расчетах отчётности подготовленной по стандартам МСФО; использование данных оперативного управленческого учета;

– доходный подход: осуществление расчета стоимости при оптимистичном / реалистичном и пессимистичном прогнозе рыночной конъюнктуры; наличие бизнес-плана (технико-экономического обоснования) деятельности компании; наличие достоверных прогнозных данных по отрасли;

– сравнительный подход: использование нескольких типов мультипликаторов, рассчитанных на основе отчетности по стандартам МСФО; создание открытой базы данных (информационного ресурса) отражающего условия сделки купли-продажи компаний.

Результаты сравнительного анализа показывают, что для оценки стоимости бизнеса в строительной отрасли целесообразно применение доходного подхода, поскольку он учитывает специфические риски и перспективы развития бизнеса, но в определенных случаях затратный или сравнительный подходы являются более точными и эффективными.

Таким образом, в современных экономических условиях проявляется все большая необходимость в интегрированном подходе к оценке рыночной стоимости строительной компании, при котором могут быть использованы принципы как доходного подхода, затратного, так и сравнительного, что позволяет при оценке бизнеса учесть наибольший диапазон информации и может качественно сказаться на принятии оптимального решения.

Факторы инаправления увеличения рыночной стоимости строительной компании

Ориентация строительной компании на увеличение своей стоимости должна основываться на анализе факторов, влияющих на рыночную стоимость, применяемых к конкретной компании и актуальных в конкретных условиях хозяйствования.

Увеличение рыночной стоимости компании базируется на определении факторов, на нее влияющих. Систематизация факторов, влияющих на рыночную стоимость строительной компании представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Систематизация факторов, влияющих на рыночную стоимость строительной компании

Итак, согласно рисунку 1 все факторы, влияющие на рыночную стоимость строительной компании, можно классифицировать на внешние и внутренние. На группу внешних факторов повлиять не представляется возможным, а внутренние представляют собой ключевые показатели организации, позволяющие усилить свои конкурентные позиции на рынке.

Из внешних факторов также можно выделить факторы прямого воздействия — это изменения законодательства в строительной отрасли, действия органов государственного и муниципального управления, ужесточение налоговой системы и экономическая обстановка в отрасли. А также можно выделить факторы косвенного воздействия на строительную компанию: политическая ситуация, экологическая обстановка, международные события.

С учетом систематизации факторов, влияющих на формирование рыночной стоимости строительного бизнеса, смоделированных на рисунке 2, представим ключевые направления (факторы) увеличения рыночной стоимости строительной компании. Факторы и направления увеличения рыночной стоимости строительной компании представлены в таблице 2.

Таблица 2

Факторы инаправления увеличения рыночной стоимости строительной компании

Стратегическая область управления стоимостью строительной компании

Факторы увеличения рыночной стоимости строительной компании

Показатель оценки влияния данного фактора

Направления увеличения стоимости бизнеса

1 Управление финансами

Инфляция, цены поставщиков, заработная плата

Структура издержек строительной компании

Минимизация уровня затрат, оптимизация структуры издержек строительной компании

2 Управление покупателями и продажами

Доходы потребителей, ценовая политика, уровень конкуренции

Динамика продаж, рентабельность продаж

Увеличение уровня продаж, рост рентабельности продаж

3 Управление производством работ

Цены поставщиков, уровень конкуренции на рынке поставщиков строительных материалов, уровень НИОКР и инвестиций в отрасли

Рентабельность основных производственных фондов, эффективность инвестиций

Увеличение экономической рентабельности, рост рентабельности инвестиций в основные-производственные фонды

4 Управление персоналом

Уровень безработицы в отрасли, уровень профессиональной подготовки кадров, квалификация персонала

Производительность труда, квалификация персонала

Рост производительности труда, рост эффективности затрат на обучение и развитие персонала

В таблице 2 мной предложены ключевые факторы, влияющие на рыночную стоимость строительной компании, управляя ими компания может достичь минимизации затрат, повышения продаж, роста эффективности бизнеса и инвестиционной привлекательности, тем самым достичь повышения рыночной стоимости в рамках двух методов оценки бизнеса: сравнительного и доходного.

Выводы ирезультаты исследования

Проблема оценки рыночной стоимости строительной компании в условиях экономического кризиса, заключается в том, что приходится производить оценку в условиях неработающих правил классической оценки. По словам оценщиков, даже в хорошие для российской экономики годы из обязательных трех подходов корректным был один или два.

Принимая во внимание особенности описанных выше подходов к оценке стоимости бизнеса, необходимо учитывать, в первую очередь, приоритетные цели проведения оценки, а также экономическую конъюнктуру в строительной отрасли. В условиях сложившейся экономической конъюнктуры рекомендуется применять взвешенно все три подхода несмотря на то, что цели проведения оценки у трех подходов существенно различаются, однако не исключают друг друга. В рамках определения рыночной стоимости строительной компании использование исключительно одного из подходов не представляется рациональным. Для получения экономически эффективной и обоснованной оценки такого сложного, многогранного понятия как «стоимость компании» необходим параллельный расчет стоимости строительной компании на основе всех подходов к оценке, что обеспечит возможность проверки и коррекции рассчитанной величины стоимости бизнеса.

В статье также показано, что стоимость строительной компании зависит от большого числа факторов прямо и косвенно влияющих на рыночную стоимость, и в большей степени связана с потенциальной доходностью и конкурентоспособностью компании. В статье представлены факторы и направления увеличения рыночной стоимости строительной компании. Все ключевые факторы, взаимодействуя между собой, увеличивают свой эффект и повышают рыночную стоимость компании. Увеличение рыночной стоимости компании и определение факторов, на нее влияющих, должно стать одной из главных целей менеджмента строительных организаций.

Литература:

1 Вечканов А. С. Совершенствование оценочной деятельности в России // News of Science and Education. 2018. Т. 5. № 7. С. 010–014.

2 Глисин А. Ф., Колганова Е. А. Понятие «стоимость бизнеса» и подходы к ее оценке // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2018. № 1 (17). С. 18–23.

3 Ивашкевич Т. В., Вялых П. С. Основные подходы к оценке стоимости бизнеса в современных условиях // В сборнике: Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов: в 2 частях. Под ред. В. А. Ковалева и А. И. Ковалева. 2018. С. 212–215.

4 Канхва В. С. Методические подходы к оценке стоимости и определению уровня капитализации строительных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9–1 (86). С. 641–644.

5 Кашина Е. В., Микрюкова О. А., Кашина А. В. Факторы, влияющие на рыночную стоимость строительной компании // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 1 (42). С. 33–39.

6 Королева А. М., Пулатов Х. А. У. Современные методы оценки стоимости бизнеса // В сборнике: Проблемы устойчивого развития на макро-, мезо- и микроуровне материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 155–158.

7 Кошкарова А. С., Ильясова А. А. Теоретические основы оценки: понятие, виды и принципы // Научное обозрение. Экономические науки. 2017. № 1. С. 43–49.

8 Медовый А. Е. Проблемы, перспективы и направления развития оценочной деятельности в России // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2018. № 1. С. 55–58.

9 Полтавец А., Борзова А. Д. Оценочная деятельность в современном ее понимании // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 5 (21). С. 425–427.

10 Рожкова К. А. Особенности оценки компаний строительной отрасли // В сборнике: Развитие управленческих и информационных технологий, их роль в региональной экономике материалы II Международной открытой научно-практической конференции. 2016. С. 372–377.

11 Сиддиков М. Ю., Бердикулов А. М. Методология оценки стоимости строительного предприятия // Молодой ученый. — 2016. — № 7.2 — С. 89–93.

12 Симионова Н. Е., Симионов Р. Ю. Оценка бизнеса в строительной отрасли: развитие аналитического инструментария обоснования стоимости // Экономика строительства. 2017. № 1 (43). С. 24–33.

13 Скворцова Т. А., Гнедчик А. О. Правовое регулирование оценочной деятельности в России // В сборнике: Лучшая научно-исследовательская работа 2018 сборник статей XII Международного научно-практического конкурса. 2018. С. 232–234.

14 Эскиндаров М. А., Федотова М. А. Оценка стоимости бизнеса: Учебник. М.: КНОРУС, 2015.

15 Яковлева М. Н. Современные подходы к оценке стоимости бизнеса // В сборнике: Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки Электронный сборник статей по материалам LXIV студенческой международной научно-практической конференции. 2018. С. 307–310.

Основные термины (генерируются автоматически): строительная компания, рыночная стоимость, компания, строительная отрасль, рыночная стоимость компании, оценка, бизнес, подход, проведение оценки, доходный подход.


Похожие статьи

Методы оценки рыночной стоимости предприятия | Статья...

Оценка рыночной стоимости предприятия — это совокупность всех направлений оценки, знаний в области корпоративных финансов, макро- и микроэкономики, бухгалтерского учета и налогообложения, финансового анализа и маркетинга, экономического моделирования.

Исследование способов оценки рыночной стоимости...

Отражены основные теоретические положения оценки рыночной стоимости предприятия с использованием различных подходов. Проведена оценка рыночной стоимости предприятия ООО «Кенигоптплюс» предпринимателя доходным подходом методом дисконтированного...

Оценка бизнеса: сущность основных подходов, их преимущества...

Данные подходы оценки стоимости бизнеса позволяют определить рыночную стоимость компании на конкретную дату. В федеральном стандарте оценки (ФСО № 1) дается следующее определение доходного подхода: “Доходный подход — совокупность методов оценки...

Методология оценки стоимости строительного предприятия

Классификация принципов оценки стоимости строительной организации (бизнеса) базируется на использовании следующего классификационного признака-источника влияния на стоимость. В зависимости от примененного признака, оценку можно подразделить на группы...

Методы оценки стоимости бизнеса в России | Статья в журнале...

В доходном подходе существует 2 метода оценки стоимости бизнеса, давайте их рассмотрим.

С доходным подходом для оценки стоимости бизнеса в России мы пришли к

Когда балансовая стоимость активов компании различается с её рыночной стоимостью.

Оценка стоимости предприятия методом дисконтирования...

Доходный метод - метод, основанный на процедуре оценки стоимости, которая исходит из принципа непосредственной связи стоимости предприятия с текущей стоимостью его будущих доходов. Доходный подход применяется в случае, когда после продажи предприятие не...

Современные модели оценки стоимости компаний

В статье рассмотрены основные подходы к оцениванию бизнеса: затратный, доходный и рыночный. Исследованы основные методы в пределах каждого подхода, выделены основные преимущества и недостатки.

Анализ подходов к оценке рыночной стоимости имущества на...

Для оценки имущества крупных предприятий по возможности используют все подходы к рыночной оценке, а именно сравнительный, доходный и затратный. При этом варьируются в зависимости от рынка методы, используемые в рамках данных подходов, а также...

Ставка дисконтирования как инструмент учета рисков в оценке...

При проведении оценки стоимости бизнеса доходным подходом важным моментом является определение ставки дисконтирования. Данный коэффициент должен максимально учитывать все риски действующего предприятия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Методы оценки рыночной стоимости предприятия | Статья...

Оценка рыночной стоимости предприятия — это совокупность всех направлений оценки, знаний в области корпоративных финансов, макро- и микроэкономики, бухгалтерского учета и налогообложения, финансового анализа и маркетинга, экономического моделирования.

Исследование способов оценки рыночной стоимости...

Отражены основные теоретические положения оценки рыночной стоимости предприятия с использованием различных подходов. Проведена оценка рыночной стоимости предприятия ООО «Кенигоптплюс» предпринимателя доходным подходом методом дисконтированного...

Оценка бизнеса: сущность основных подходов, их преимущества...

Данные подходы оценки стоимости бизнеса позволяют определить рыночную стоимость компании на конкретную дату. В федеральном стандарте оценки (ФСО № 1) дается следующее определение доходного подхода: “Доходный подход — совокупность методов оценки...

Методология оценки стоимости строительного предприятия

Классификация принципов оценки стоимости строительной организации (бизнеса) базируется на использовании следующего классификационного признака-источника влияния на стоимость. В зависимости от примененного признака, оценку можно подразделить на группы...

Методы оценки стоимости бизнеса в России | Статья в журнале...

В доходном подходе существует 2 метода оценки стоимости бизнеса, давайте их рассмотрим.

С доходным подходом для оценки стоимости бизнеса в России мы пришли к

Когда балансовая стоимость активов компании различается с её рыночной стоимостью.

Оценка стоимости предприятия методом дисконтирования...

Доходный метод - метод, основанный на процедуре оценки стоимости, которая исходит из принципа непосредственной связи стоимости предприятия с текущей стоимостью его будущих доходов. Доходный подход применяется в случае, когда после продажи предприятие не...

Современные модели оценки стоимости компаний

В статье рассмотрены основные подходы к оцениванию бизнеса: затратный, доходный и рыночный. Исследованы основные методы в пределах каждого подхода, выделены основные преимущества и недостатки.

Анализ подходов к оценке рыночной стоимости имущества на...

Для оценки имущества крупных предприятий по возможности используют все подходы к рыночной оценке, а именно сравнительный, доходный и затратный. При этом варьируются в зависимости от рынка методы, используемые в рамках данных подходов, а также...

Ставка дисконтирования как инструмент учета рисков в оценке...

При проведении оценки стоимости бизнеса доходным подходом важным моментом является определение ставки дисконтирования. Данный коэффициент должен максимально учитывать все риски действующего предприятия.

Задать вопрос