Функциональная диагностика предприятия на основе методики «Паттерн» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 14.01.2019

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Пучкова А. М., Ли Г. С. Функциональная диагностика предприятия на основе методики «Паттерн» // Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 260-263. — URL https://moluch.ru/archive/240/55557/ (дата обращения: 20.07.2019).



В данной статье проведена функциональная диагностика предприятия ООО «Пивоваренная компания «Балтика», рассмотрена модель дерева целей компании основе методики структуризации целей и функций, основанная на взаимодействии системы со средой, а также выявлены проблемные ситуации в управлении компанией и даны рекомендации по совершенствованию организационной структуры.

Ключевые слова: функциональная диагностика предприятия, аудит, структуризация целей, объект управления.

Одной из основных задач функциональной диагностики предприятия является выявление проблемных ситуаций и «узких мест» в процессе управления деятельностью предприятия. Одной из методик анализа является методика «Паттерн».

Функциональная диагностика проводится на основе предприятия ООО «Пивоваренная компания «Балтика», основным видом деятельности которой является производство пивных напитков.

Структуризация целей компании представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структуризация целей компании ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

Для оценки обобщенной структуры целей и функций, а также оценки организационной структуры компании будет использована методика «Паттерн». Данная методика оценки предполагает учет весовых коэффициентов по различным критериям.

Для оценки выбраны следующие критерии:

  1. Важность функции для компании в целом (Q1)
  2. Влияния функции на реализацию глобальной цели компании (Q2)
  3. Трудоемкость функции (Q3) [1, с.38].

С помощью данных критериев учитываем разнонаправленность критериев. Итоговая оценка верхнего уровня нормируется 1 или 100 %. Для каждого из ниже лежащих узлов оценка рассчитывается при первом проходе. Так как мы рассматриваем различные веса критериев, то нормируем их к 1 и задаем по формуле. В рамках каждого критерия оценка элементов структуры также нормируется к 1. Результирующие оценки получаем как сумму произведения веса критерия на оценку элемента [2, с.54]. Результат оценки также получаем номерованный 1. Оценка целей и функций представлена в таблицах 1, 2,3,4,5.

Таблица 1

Оценка общей структуры по трем критериям

Критерий

Надсистема

Подведомственная система

Собственно среда

Актуальная среда

Q1

0,25

0,25

0,25

0,25

Q2

0,1

0,3

0,3

0,3

Q3

0,2

0,4

0,2

0,2

Итого

1

1

1

1

Таблица 2

Оценка уровня надсистемы

Критерий

Выполнение требований государственного законодательства и контролирующих органов власти

Определение платежеспособного спроса на продукцию компании

Соблюдение международных стандартов качества продукции

Q1

0,5

0,3

0,2

Q2

0,3

0,6

0,1

Q3

0,4

0,4

0,2

Итого

1

1

1

Таблица 3

Оценка уровня подведомственной системы

Критерий

Развитие материально-технической базы (закупка совр. оборудования)

Разработка и расширение линейки брендов компании, увеличение брендов миллиардеров

Внедрение инновационных идей при разработке упаковки, линейки вкусов

Q1

0,3

0,4

0,3

Q2

0,2

0,4

0,3

Q3

0,2

0,4

0,4

Итого

1

1

1

Таблица 4

Оценка уровня системы

Критерий

Привлечение и развитие будущих лидеров компании

Развитие кадрового потенциала всех сотрудников

Оптимизация бизнес-процессов компании

Q1

0,3

0,4

0,3

Q2

0,2

0,4

0,4

Q3

0,3

0,4

0,3

Итого

1

1

1

Таблица 5

Оценка уровня взаимодействия с актуальной средой

Критерий

Поиск и привлечение локальных поставщиков по поставке зерна и оборудования

Расширение сбытовой сети за счет увеличение продаж в торговых точках

Стимулирование спроса в географических сегментах, где существуют возможности роста

Q1

0,1

0,4

0,5

Q2

0,2

0,3

0,5

Q3

0,2

0,5

0,3

Итого

1

1

1

Таким образом, после построения обобщенной структуры целей стало видно, что основной задачей каждого функционального подразделения компании является-максимизация прибыли.

Наиболее значимым в результате анализа организационной структуры, целей и задач в достижении основной цели компании отводится отделам продаж и маркетинга, так как данные отделы в большей степени несут ответственность за формирование и удовлетворение потенциального спроса и обеспечивают максимальный сбыт продукции.

Немало важную роль играют отделы закупок, производства и логистики, так как именно они ответственны обеспечение качественного уровня клиентского сервиса, своевременности поставок.

Основные проблемные ситуации

Недостатком организационной структуры управления является наличие в финансовой службе большого количества сотрудников отдела по управлению контрактами (обеспечивающими лишь надлежащее ведение лишь 70 % всех контрактов).

Кроме того, недостатком является задвоение целей и функций отделов. Например, за планирование спроса продукции ответственны сразу 2 отдела: маркетинга, сотрудники отдела продаж в каждом дивизионе.

К увеличению трудоемкости также приводит процесс финансового контроля, что зачастую увеличивает сроки отгрузки и не раз являлось увеличение сроков поставок и нарушение уровня клиентского сервиса в связи с отсутствием продукции компании в точках продаж.

Итак, проведенная оценка обобщенной структуры целей и функций с применением методики «PATTERN» позволила выдвинуть вышеперечисленные рекомендации по совершенствованию организационной структуры предприятия ООО «Пивоваренная компания «Балтика».

В соответствии с полученными данными можно выдать следующие рекомендации по совершенствованию организационной структуры компании.

Во-первых, необходимо увеличить штат сотрудников отдела продаж, так как компания имеет на данный момент недостаток кадров и планируется увеличение торговых точек в дивизионе «Юг».

Во-вторых, необходимо перераспределить нагрузку между сотрудниками отдела продаж и маркетинга в части планирования спроса. Например, задачей планирования спроса будут осуществлять только сотрудники отдела продаж по каждому дивизиону.

Также рекомендуется снижение трудоемкости в части процесса финансового контроля с директоров дивизионов.

Литература:

1. Волкова В.Н., А.А.Денисов. Теория систем и системный анализ: учебник для ВУЗов. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. — 679 с. — (Университеты России).

2. Волкова В.Н., Широкова С.В. Применение методов и моделей системного анализа для совершенствования управления социально-экономическими объектами: учеб. пособие для студентов. — СПб.: Изд-во СПБГПУ, 2015. — 16 с.

3. Денисов А.А., Волкова В.Н. Иерархические системы: Учебное пособие — Л.:ЛПИ, 2003. — 88 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Пивоваренная компания, сотрудник отдела продаж, обобщенная структура целей, критерий, актуальная среда, клиентский сервис, организационная структура, подведомственная система, финансовый контроль, организационная структура компании.


Похожие статьи

Выбор и обоснование организационной структуры предприятия

В статье рассматриваются вопросы формирования и выбора организационной структуры предприятия. Описываются критерии оценки эффективности организационной структуры предприятия и даны рекомендации по их совершенствованию и оптимизации.

Оценка эффективности организационной структуры торгового...

Оценка потенциала организационной структуры управления торгового предприятия представляет собой изучение совокупности показателей, отражающих аспекты хозяйственных процессов, содержащая обобщающие выводы о результатах деятельности объекта.

Проблемы организации контрольной среды на предприятии

В России в настоящее время актуальной является проблема определения параметров системы внутреннего контроля. Компании могут использовать различные методы и модели построения системы внутреннего контроля в зависимости от их отраслевой принадлежности...

Построение и оценка организационной структуры предприятия

Организационная структура управления — это способ выражения разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой координация осуществляется последствием выполнения соответствующих функций, ориентированных на достижение намеченных целей.

Организационная структура лизинговой компании

При осуществлении проекта его результат решающим образом зависит от организации управления. Использование имеющейся у компании информации будет неэффективно, если менеджер проекта не обладает необходимыми полномочиями...

Синтез организационной структуры и стратегии организации

Цель — сделать компанию конкурентоспособной, поэтому выбор и реализация стратегии по обеспечению конкурентоспособности компании является сегодня главной задачей в управлении бизнесом [1]. Организационная структура определяет упорядоченность задач, должностей...

Особенности организации системы внутреннего контроля...

При этом организационная структура должна гибко реагировать на потребности

От выбора организационной структуры зависит и сложность системы внутреннего

В общем случае критерием эффективности системы внутреннего контроля служит соблюдение принципов.

Система сбалансированных показателей как главный инструмент...

В статье рассмотрена необходимость использования контроллингом системы сбалансированных показателей в качестве эффективного инструмента достижения стратегических целей нефтяной компании. Представлена стратегическая карта системы...

Обновление организационной структуры управления как...

В статье рассмотрены особенности функционирования организационной структуры управления организацией.

Ключевые слова: стратегическое управление, организационная структура управления, внешняя среда, внутренняя среда, экономические условия.

Особенности менеджмента компании на различных этапах ее...

Работоспособная организационная структура создается вокруг людей. Организации присущи неотчетливые коммуникации, нечеткие обязанности, внутренняя дезорганизация. Вместе с тем деятельность организации стабилизируется и формируется формальная структура

Похожие статьи

Выбор и обоснование организационной структуры предприятия

В статье рассматриваются вопросы формирования и выбора организационной структуры предприятия. Описываются критерии оценки эффективности организационной структуры предприятия и даны рекомендации по их совершенствованию и оптимизации.

Оценка эффективности организационной структуры торгового...

Оценка потенциала организационной структуры управления торгового предприятия представляет собой изучение совокупности показателей, отражающих аспекты хозяйственных процессов, содержащая обобщающие выводы о результатах деятельности объекта.

Проблемы организации контрольной среды на предприятии

В России в настоящее время актуальной является проблема определения параметров системы внутреннего контроля. Компании могут использовать различные методы и модели построения системы внутреннего контроля в зависимости от их отраслевой принадлежности...

Построение и оценка организационной структуры предприятия

Организационная структура управления — это способ выражения разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой координация осуществляется последствием выполнения соответствующих функций, ориентированных на достижение намеченных целей.

Организационная структура лизинговой компании

При осуществлении проекта его результат решающим образом зависит от организации управления. Использование имеющейся у компании информации будет неэффективно, если менеджер проекта не обладает необходимыми полномочиями...

Синтез организационной структуры и стратегии организации

Цель — сделать компанию конкурентоспособной, поэтому выбор и реализация стратегии по обеспечению конкурентоспособности компании является сегодня главной задачей в управлении бизнесом [1]. Организационная структура определяет упорядоченность задач, должностей...

Особенности организации системы внутреннего контроля...

При этом организационная структура должна гибко реагировать на потребности

От выбора организационной структуры зависит и сложность системы внутреннего

В общем случае критерием эффективности системы внутреннего контроля служит соблюдение принципов.

Система сбалансированных показателей как главный инструмент...

В статье рассмотрена необходимость использования контроллингом системы сбалансированных показателей в качестве эффективного инструмента достижения стратегических целей нефтяной компании. Представлена стратегическая карта системы...

Обновление организационной структуры управления как...

В статье рассмотрены особенности функционирования организационной структуры управления организацией.

Ключевые слова: стратегическое управление, организационная структура управления, внешняя среда, внутренняя среда, экономические условия.

Особенности менеджмента компании на различных этапах ее...

Работоспособная организационная структура создается вокруг людей. Организации присущи неотчетливые коммуникации, нечеткие обязанности, внутренняя дезорганизация. Вместе с тем деятельность организации стабилизируется и формируется формальная структура

Задать вопрос