Формирование мотивирующей организационной среды в районной системе образования: мотивационный проект индивидуального развития «Успешный педагог» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Вольтов А. В., Кадетова Н. Ю., Колесникова В. П. Формирование мотивирующей организационной среды в районной системе образования: мотивационный проект индивидуального развития «Успешный педагог» // Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 337-340. — URL https://moluch.ru/archive/240/55519/ (дата обращения: 27.06.2019).



Статья посвящена актуальной проблеме проектирования гибких траекторий получения образования и освоения педагогами новых компетенций при изменяющихся требованиях современной экономики. Основой управления человеческими ресурсами является мотивация. В статье представлен опыт системы образования Калининского района, где реализуется комплексный подход к формированию мотивирующей организационной среды, создаются условия, которые максимально способствуют повышению трудовой мотивации педагогов.

Ключевые слова: мотивация, мотивирующая среда, профессиональное развитие, интерактивный проект, успешный педагог.

В инновационном сценарии Стратегии развития Санкт-Петербурга — 2030 [6] отмечается, что успешная реализация задач развития города невозможна без улучшения параметров человеческого капитала.Всоответствии с Программой развития образования [4] это обеспечивается за счет проектирования гибких траекторий получения образования и освоения новых компетенций при изменяющихся требованиях современной экономики. Основой управления человеческими ресурсами является мотивация. В системе образования Калининского района реализуется комплексный подход к формированию мотивирующей организационной среды, то есть создаются условия, которые максимально способствуют повышению трудовой мотивации педагогов.

Районным научно-экспертным советом определен комплекс условий, необходимых для развития мотивации педагогов к повышению качества профессиональной деятельности: создание возможностей развития педагогов на основе освоения современных инновационных образовательных практик и лучшего педагогического опыта, в т. ч. за счёт реализации программ повышения квалификации в сетевом формате; создание атмосферы причастности; содействие формированию и оптимизации системы материального и нематериального поощрения за счёт признания вклада педагогов в развитие районной системы образования; сопровождение системы адаптации молодых педагогов; организация психологического сопровождения педагогов в сетевом формате совместно с ЦППМСП; выявление потребностей и реализация личностно-ориентированного подхода в профессиональном образовании и развитии педагогов. Важнейшее условие, позволяющее повысить качество профессиональной деятельности педагогов, — это разработка и реализация единой системы мотивации в районной системе образования. Проект разработан в логике концептов федеральной целевой программы «Электронная Россия», ориентированной наповышение эффективности деятельности учреждений на основе информационных технологий [5].

В рамках реализации программы ОЭР творческой группой ИМЦ проведён аудит и разработана модель интерактивного мотивационного проекта индивидуального развития «Успешный педагог». В ходе мониторинга специалистами ИМЦ были выявлены следующиепотребности педагогов: изучение инновационного опыта; поддержка в достижении личных целей, приобретении новых профессиональных навыков; наблюдение за работой и взаимодействие с опытным педагогом; организация наставничества; кратковременное тематическое повышение квалификации по запросу педагога (индивидуальные и групповые консультации, тренинги, деловые игры, семинары, вебинары); управление карьерой; содействие материальному стимулированию; содействие моральной поддержке; психологическая помощь в трудных профессиональных ситуациях.

Среди предложений социальных партнеров ИМЦ: привлечение, развитие и «удержание» эффективных учителей, создание инфраструктуры мотивации педагогов с использованием информационных технологий, координация работы ИМЦ с социальными партнерами, развитие информационного обмена. Проведенный анализ позволил подготовить концептуальные основы мотивационного проекта индивидуального развития «Успешный педагог».

Методологическая основа проекта

Модель двойной (параллельной) мотивации. Концепции содержательных теорий мотивации. Концепция суммарного вознаграждения. Теория управления эффективностью работы (performance management (PM). Концепт обучения в течение всей жизни («Life Long Learning», «LLL»). Теория коммуникации и теория генерирования смысла на двух уровнях: содержательный и отношенческий. Модель обучения посредством действия — педагоги работают над реальными задачами, а не над искусственными ситуациями. Педагогический подход дифференцированного обучения (Differentiated Instruction), который подразумевает адаптацию методов обучения к нуждам каждого педагога [1]. Стратегии кооперативного обучения, расширяющие просоциальную деятельность [7]. Понятие компетенции как основополагающей характеристики, которая может проявляться в эффективном и/или успешном (superior) действии [3]. Проект базируется на электронной методологии, являющейся решающим фактором успеха.

Проведенные международные исследования показали, что для мотивации профессионального развития педагогов необходимо создание интеллектуальной среды, получение постоянной обратной связи, организация профессионального развития педагогов гибкими методами с использованием стратегий кооперативного обучения, стимулирование динамики роста результативности работы и оказание поддержки его приверженности к профессии [2, с. 36–45].

Стратегический фокус проекта — создание эффективного центра повышения квалификации педагогов, обеспечивающего ускорение и упрощение процесса обновления знаний и получения слушателями обновленных, адаптированных к современному темпу жизни навыков, умений, компетенций для достижения ожидаемых результатов реализации региональной Стратегии развития-2030 по улучшению параметров человеческого капитала.

Цель проекта — создать интерактивную персонифицированную систему информационно-методического сопровождения педагогов, способствующую формированию мотивирующей организационной среды в системе образования Калининского района. Задачей является изменение стандартов индивидуальной подготовки и сопровождения педагогов для развития мотивации к повышению качества профессиональной деятельности.

Рис. 1. Архитектура проекта

«Успешный педагог» — это интерактивный мотивационный проект индивидуального развития, направленный на поддержку и удовлетворение потребностей педагогических работников в становлении, развитии, психологическом сопровождении, общественном признании, достижении профессиональных вершин.

Участники проекта: специалисты ИМЦ, коллективы ОУ района, социальные партнёры ИМЦ, общественные организации Санкт-Петербурга.

Учитывая принципы согласованности между региональной стратегией и практикой деятельности ИМЦ, пожелания педагогов и социальных партнёров, определены шесть модулей проекта.

Таблица 1

Модули проекта

Задачи

Содержание

Модуль «Диссеминация инновационного опыта и лучших практик»

Освоение педагогами российского и международного инновационного опыта

Инновационный кластер ОУ района, школы «GoTo», преподавание как исследование, школа «Сезоны жизни» (Seasons of life), обучение через создание (Learning though making), STEM технологии, мобильные технологии BYOD в начальной школе

Модуль «Инновационный формы методического сопровождения

и повышения квалификации»

Поддержка педагогов в достижении личных целей, а также в приобретении новых навыков; организация взаимодействия педагогов с опытными специалистами; организация наставничества; управление карьерой педагога; организация кратковременного повышения квалификации

Баддинг BUDDING, шадовинг SHADOWING, ротация и секондмент SECONDMENT, наставничество, педагогический абонемент

Модуль «Содействие материальному стимулированию»

Оказание помощи педагогам по прохождению аттестационных процедур, сопровождение педагогов — участников профессиональных конкурсов; в условиях внедрения эффективного контракт

Успешная аттестация, профессиональное признание, эффективный контракт

Модуль «Инновационные формы моральной поддержки»

Содействие в признании заслуг педагогов и руководителей образовательных учреждений в инновационном развитии системы образования, в развитии методической службы; проведение общественной экспертизы, расширение профессионального участия педагогов по направлениям развития образования

Нагрудный знак «Педагогическая слава», почетный знак «За верность учительской профессии», почётный статус «Золотые корабли», союз педагогов «Лидер», молодёжное педагогическое движение «Школа будущего»

Модуль «Инновационные формы психолого-педагогической поддержки»

Проведение психологических тренингов для педагогов, формирование у педагогов коммуникативно-речевых умений для осуществления эффективного общения с детьми и взрослыми, развитие невербальной экспрессии, диагностика состояния психического здоровья

Психологические тренинги, практикумы, диагностика

Модуль «Педагогам и руководителям»

Представление инновационного опыта образовательных учреждений Калининского района Санкт-Петербурга

Для руководителей — модели профессиональной мотивации педагогов; для педагогов: информационно-методические ресурсы

Алгоритм участия в проекте «Успешный педагог»:

  1. Регистрация.
  2. Встреча с линейным менеджером. Определение цели.
  3. Встреча с тьютором. Выбор программы.
  4. Встреча с наставником, бадди, шади, методистом.
  5. 1 месяц. Изучение теоретического материала.
  6. Чат с тьютором.
  7. 2 месяц. Выполнение практических заданий.
  8. Тренинг с наставником, бадди, шади, методистом.
  9. 3 месяц. Практикум.
  10. Встреча с тьютором. Определение перспектив профессионального развития.

Оценка реализации проекта проводится методами оценки эффективности деятельности педагогов, методами анализа академических и социальных достижений учащихся, оценки индекса инновационного развития, измерения удовлетворенности педагогов системой ПК.

Управление проектом осуществляется участниками «экосистемы лидерства» — лидером проекта, линейными менеджерами, тьюторами, бадди, шади, наставниками, методистами, научно-экспертным советом ИМЦ.

В рамках проекта реализован индивидуальный образовательный маршрут для 47 педагогов — участников проекта, тьюторы проекта провели 82 индивидуальные встречи с педагогами, проведено 10 постоянно действующих семинаров, организована работа 8 творческих групп. Результаты онлайн опросов: положительные отзывы о новой форме сопровождения — 74 %, повысилась оперативность реагирования на запросы педагогов — 67 %, доступность информационных материалов — 81 %, готовность педагогов к диссеминации своего опыта — 62 %.

Проект обеспечивает взаимодействие социальных партнеров по целому ряду конкретных направлений работы на различных уровнях управления и регулирования. При этом необходимо создание баз данных по оценке воздействия проекта на качество образования. Планируется устойчивое развитие проекта в сроки отработки внедрения ФГОС и профессионального стандарта «Педагог».

Предлагаемый формат проекта, а также модель информационного ресурса в сети «Интернет» и отработанная система распространения опыта позволит использовать проект учреждениям повышения квалификации педагогических работников.

Литература:

  1. Авво Б. В., Заир-Бек Е. С. Подготовка учителей к работе с разнородным составом учащихся в стратегиях сотрудничества и кооперации, 2013 [электронный ресурс, дата обращения 24.08.2018] URL: http://www.emissia.org/offline/2013/1982.htm
  2. Заир-Бек Е. С. Анализ Европейских моделей повышения квалификации учителей как источник развития непрерывного педагогического образования в педагогическом университете. Вестник Герценовского университета. 2011. № 9. С. 36–45.
  3. Компетентностная модель современного педагога. Учебно-методическое пособие / О. В. Акулова, Е. С. Заир-Бек, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 158 с.
  4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 453 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015–2020 годы.
  5. Стратегия развития информационного общества в РФ, стандарты в области информационного обмена, положения стандарта ISO 15489 «Информация и документация. Управление документацией».
  6. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014 N 355.
  7. Cooperative Learning, Success for All, and Evidence-based Reform in education, Éducation et didactique [En ligne], vol 2 — n 2.
Основные термины (генерируются автоматически): Калининский район, индивидуальное развитие, мотивирующая организационная среда, педагог, профессиональное развитие педагогов, гибкая траектория получения образования, эффективный контракт, человеческий капитал, современная экономика, региональная стратегия, профессиональное развитие, кооперативное обучение, комплексный подход, интерактивный мотивационный проект, инновационный опыт, трудовая мотивация педагогов, BYOD, проект, модуль, мотивация.


Похожие статьи

Особенности профессионального развития педагогов...

Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и

В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития

Теоретическая проработка проблемы инноваций служит основой обновления образования...

Мотивация профессионального развития и методическое...

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ.

В настоящее время развитие системы дошкольного образования обусловлено реализацией федеральных государственных образовательных стандартов...

Требования к профессиональному развитию педагогов...

Профессиональное развитие — это активное качественное преобразование учителем

При несоответствии уровня профессионального развития педагога инновационной системе

В связи с постоянным развитием системы образования новые социальные запросы в данной...

Основные подходы к проектированию модульных...

вооружить педагога такими подходами, такими методами и приемами профессиональной деятельности, которые будут действенными при

целевая установка на развитие личности; проектирование содержания образования соответственно профессиональной деятельности

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности

Как существенный элемент развития образования инновации выражаются в тенденциях накопления

Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие

− разработка и применение индивидуальных программ творческого развития педагогов

Управление развитием общеобразовательного учреждения через...

Технология управления инновационными процессами строится в школе на

Реализацию дифференцирующей функции по мотивации педагогов к внедрению инноваций мы

Сегодня, оценивая уровень профессиональной успешности педагогов и учреждения в целом, можно...

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации...

В подготовке сегодняшних учащихся к жизни в обществе большая роль принадлежит общеобразовательной школе. В. В. Давыдов установил, что иерархия целей научного образования и нравственного воспитания определяется «признанием безмерности личности».

Инновационные технологии в образовательном процессе

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение

Педагог должен понять, что инновационное образование — способ воспитания гармоничной

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и...

Коучинг в построении методического сопровождения при...

Встает вопрос необходимости развития профессиональных компетенций педагога, через активное

Коучинг — это искусство способствовать повышению результативности, обучению и

- мотивационныймотивировать педагогический коллектив к осознанному освоению и...

Реализация инновационных технологий в процессе подготовки...

Рассмотрены вопросы реализации инновационных технологий при подготовке будущих преподавателей профессионального образования. Приведены теоретические результаты и рассмотрен пример электронного обучающего тренажера.

Похожие статьи

Особенности профессионального развития педагогов...

Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и

В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития

Теоретическая проработка проблемы инноваций служит основой обновления образования...

Мотивация профессионального развития и методическое...

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ.

В настоящее время развитие системы дошкольного образования обусловлено реализацией федеральных государственных образовательных стандартов...

Требования к профессиональному развитию педагогов...

Профессиональное развитие — это активное качественное преобразование учителем

При несоответствии уровня профессионального развития педагога инновационной системе

В связи с постоянным развитием системы образования новые социальные запросы в данной...

Основные подходы к проектированию модульных...

вооружить педагога такими подходами, такими методами и приемами профессиональной деятельности, которые будут действенными при

целевая установка на развитие личности; проектирование содержания образования соответственно профессиональной деятельности

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности

Как существенный элемент развития образования инновации выражаются в тенденциях накопления

Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие

− разработка и применение индивидуальных программ творческого развития педагогов

Управление развитием общеобразовательного учреждения через...

Технология управления инновационными процессами строится в школе на

Реализацию дифференцирующей функции по мотивации педагогов к внедрению инноваций мы

Сегодня, оценивая уровень профессиональной успешности педагогов и учреждения в целом, можно...

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации...

В подготовке сегодняшних учащихся к жизни в обществе большая роль принадлежит общеобразовательной школе. В. В. Давыдов установил, что иерархия целей научного образования и нравственного воспитания определяется «признанием безмерности личности».

Инновационные технологии в образовательном процессе

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение

Педагог должен понять, что инновационное образование — способ воспитания гармоничной

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и...

Коучинг в построении методического сопровождения при...

Встает вопрос необходимости развития профессиональных компетенций педагога, через активное

Коучинг — это искусство способствовать повышению результативности, обучению и

- мотивационныймотивировать педагогический коллектив к осознанному освоению и...

Реализация инновационных технологий в процессе подготовки...

Рассмотрены вопросы реализации инновационных технологий при подготовке будущих преподавателей профессионального образования. Приведены теоретические результаты и рассмотрен пример электронного обучающего тренажера.

Задать вопрос