Аудит эффективности использования бюджетных средств субъекта РФ (на примере Белгородской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 14.01.2019

Статья просмотрена: 2010 раз

Библиографическое описание:

Семененко, А. М. Аудит эффективности использования бюджетных средств субъекта РФ (на примере Белгородской области) / А. М. Семененко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 265-269. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55514/ (дата обращения: 16.12.2024).



На современном этапе развития устойчивое социально-экономическое развитие государства и субъектов, входящих в его состав, во многом, определяется реализацией государственных программ, полномасштабном их финансировании, своевременном исполнении финансовых обязательств, обеспечении стабильности финансовой системы, а также эффективностью государственного финансового контроля за использованием государственных средств. В этих условиях актуализируется задача по формированию системы объективных и реальных индикаторов оценки использования бюджетных средств, повышению эффективности контрольных мероприятий. Всё это предъявляет новые требования к организации государственного финансового контроля, требует создания адекватных контрольных механизмов, позволяющих определить достижимость запланированных социально-экономических результатов.

Одним из таких механизмов выступает аудит эффективности использования государственных средств, который широко применяется в контрольной практике зарубежных стран в последние десятилетия. Как свидетельствует мировой опыт, данный вид финансового контроля оказывает существенное влияние на качество принятия и исполнения решений органами исполнительной власти в области управления государственными финансами, способствуя повышению прозрачности, подотчетности и ответственности в их деятельности.

Исполнение бюджетов любого уровня находится под контролем органов власти. Так, согласно, Бюджетного кодекса РФ «государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и ...подразделяется на: внешний и внутренний, предварительный и последующий» [1].

При этом внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой РФ и ее соответствующими территориальными структурными подразделениями. Внутренний же финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства и его территориальных подразделений. «Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности» [1].

Одним из принципов бюджетной системы в РФ выступает результативность и экономность использования бюджетных средств. Для решения поставленной проблемы, а также для организации эффективного бюджетного процесса, основанного на бюджетировании, ориентированном на результат внедрен аудит эффективности. Такой вид государственного финансового контроля предполагает, что планирование и использование государственных средств осуществляется в соответствии с целями и задачами, стоящими перед органами государственной власти, направленными на достижение получателями установленных конечных социально-экономических результатов, а также выполнения ими возложенных на них функций.

В соответствии со стандартами ИНТОСАИ аудит эффективности «направлен на проверку эффективности, экономичности и результативности государственного управления … и включает не только проверку конкретных финансовых операций, но и деятельности государственных органов власти, в том числе их организационной и административной систем. Цели контрольной работы высшего органа финансового контроля — законность, правильность, экономичность, эффективность и результативность управления финансами — в основном одинаково важны. Каждый высший орган финансового контроля определяет для себя приоритетность указанных целей» [2].

Таким образом, органы власти, осуществляющие государственный финансовый контроль, имеют право проводить оценку эффективности и делать выводы о нерациональности использования бюджетных средств, при наличии законодательно установленных прав на проведение данного вида проверок в отношении деятельности государства.

В целом, аудит эффективности использования государственных средств в России призваны осуществлять Счетная палата РФ и ряд других контрольно-счетных органов страны. На сегодняшний день решением коллегии Счетной палаты утвержден комплекс стандартов проведения аудита эффективности, в рамках которых представлены общие правила проведения контрольных мероприятий, а также подготовки и оформления заключений и отчетов по их результатам.

Так, Стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств» (далее — Стандарт) определяет аудит эффективности как «тип финансового контроля, осуществляемого посредством проведения контрольного мероприятия, целями которого является определение эффективности использования государственных средств, полученных проверяемыми организациями и учреждениями для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач и выполнения возложенных функций» [4].

При проведении аудита эффективности проводится проверка по следующим направлениям:

– деятельность проверяемых организаций и учреждений по использованию государственных средств;

– организация и процессы использования государственных средств;

– результаты использования государственных средств.

Аудит эффективности использования государственных средств предполагает определение эффективности, экономичности, продуктивности и результативности использования данных средств. Следует выделить, что Стандартом определены характеристики данных критериев.

«Эффективность использования государственных средств характеризуется соотношением между результатами использования государственных средств и затратами на их достижение, которое включает определение экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств.

Экономичность характеризует взаимосвязь между объемом государственных средств, использованных объектом проверки на осуществление своей деятельности, и достигнутым уровнем ее результатов с учетом обеспечения их соответствующего качества.

Продуктивность использования государственных средств определяется соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами.

Результативность характеризуется степенью достижения запланированных результатов использования государственных средств или деятельности объектов аудита эффективности и включает в себя определение экономической результативности и социально-экономического эффекта» [4].

В процессе аудита эффективности необходимо определять экономическую результативность использования государственных средств, выявлять и оценивать полученный социально-экономический эффект, чтобы на основе совокупности указанных оценок можно было сделать обоснованные выводы об уровне эффективности использования государственных средств. При определении социально-экономического эффекта использования государственных средств необходимо выявлять и анализировать факторы, которые оказали на него влияние, но не были связаны с использованием государственных средств или деятельностью проверяемых объектов, а также оценивать степень их воздействия на данный социально-экономический эффект.

В настоящее время вопросы организации аудита эффективности использования государственных средств получают развитие не только в масштабах страны, но и на уровне отдельных регионов. Использование аудита эффективности незаменимо при осуществлении контроля за реализацией государственных задач, в том числе и достижении конечных результатов утвержденных государственных программ субъектов РФ, которые, как правило, реализуются на принципах софинансирования из федерального бюджета.

С целью реализации задач Контрольно-счётной палаты Белгородской области по определению эффективности использования государственных средств утвержден Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Проведение и оформление результатов аудита эффективности использования государственных средств» [5], в рамках которого установлены нормы, основные правила и требования организации и проведения сотрудниками Контрольно-счётной палаты аудита эффективности, с учетом общих правил проведения контрольных мероприятий.

Согласно указанному стандарту, проведение аудита эффективности включает подготовительный, основной и заключительный этапы. «На подготовительном этапе осуществляется предварительное изучение предмета и объектов для определения целей конкретного аудита эффективности, вопросов проверки и анализа, выбора критериев оценки эффективности и способов его проведения, по результатам которых подготавливается программа проведения аудита эффективности. На основном этапе аудита эффективности проводятся проверка и анализ результатов использования государственных (муниципальных) средств в соответствии с вопросами программы, в том числе непосредственно на объектах, в ходе которых осуществляются сбор и анализ фактических данных и информации, необходимых для получения доказательств. Составляются акты и рабочие документы, фиксирующие результаты проверки и анализа, которые служат основой для подготовки заключений, выводов и рекомендаций. На заключительном этапе аудита эффективности подготавливаются заключения, выводы и рекомендации, которые оформляются в отчете и других документах по его результатам» [5].

Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность была направлена на выявление проблем и решение актуальных вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве области, строительстве и ремонте объектов социально-культурной сферы и дорог, на осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств в системе здравоохранения и социальной защиты населения, образования, обоснованностью использования субсидий на мероприятия в сельском хозяйстве, использовании межбюджетных трансфертов. Отдельные мероприятия проводились по контролю за эффективным использованием имущества и земельных ресурсов.

Контрольно-счётной палатой Белгородской области осуществляется контроль за формированием и исполнением бюджета Белгородской области, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Белгородской области, а также контроль за использованием межбюджетных трансфертов. По итогам 2017 года было «проведено 27 контрольных мероприятий и 5 экспертно-аналитических мероприятий. Пять мероприятий было проведено на основании предложений и запросов Губернатора области. Осуществлялась внешняя проверка годовых отчетов об исполнении областного бюджета и бюджета 3 территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области. В рамках осуществления полномочий, возлагаемых на контрольно-счетные органы действующим законодательством, осуществлялась экспертиза законодательных и нормативных правовых актов, всего проведены 73 экспертизы (что на 37 % больше, чем в предыдущем году), в т. ч. 7 проектов законов об областном бюджете, 4 проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования, 10 проектов законов Белгородской области, 50 проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в государственные программы, 2 проекта новых государственных программ области» [3].

При проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отчетном году особое внимание было уделено контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Белгородской области, эффективности исполнения государственных программ: «Развитие образования Белгородской области на 2014–2020 годы», «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014–2020 годы», «Развитие водного и лесного хозяйства Белгородской области, охрана окружающей среды на 2014–2020 годы», «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014–2020 годы», обоснованности использования средств при проведении строительно-монтажных и ремонтных работ, законности и эффективности использования бюджетных средств при осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд.

В целом, по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий «в 2017 году Палатой выявлено использование средств с нарушениями действующего законодательства на общую сумму 394950,4 тыс. рублей (из них с использованием средств областного бюджета — 171946,9 тыс. рублей, или 43,5 %), в т. ч. неэффективное расходование средств — 102239,3 тыс. рублей (25,9 %) (из них средства областного бюджета — 22763,2 тыс. рублей). Нарушений при формировании и исполнении бюджетов, ведении бухгалтерского учета, нарушений в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью, а также при осуществлении государственных (муниципальных) закупок установлено на общую сумму 292711,1 тыс. рублей» [3].

Всего по результатам проведения контрольных мероприятий руководителям органов государственной власти, органов местного самоуправления, проверяемых органов и организаций направлено 28 представлений для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Кроме этого, направлено 39 информационных писем органам исполнительной власти области, органам местного самоуправления с предложениями о предотвращении нарушений. По итогам рассмотрения внесенных представлений к дисциплинарной ответственности было привлечено 49 должностных лиц, допустивших нарушения бюджетного и иного законодательства (21 — объявлен выговор, 28 — замечание). В соответствии с ч.8 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» материалы по 6 мероприятиям направлены в прокуратуру Белгородской области и в правоохранительные органы, с которыми работа проводится на постоянной основе.

В целом по результатам проведенных «в 2017 году мероприятий Контрольно-счетной палатой из общей суммы установленных нарушений было 20 предложено устранить неправомерное и неэффективное использование государственных средств на общую сумму 188470,3 тыс. рублей (из них по средствам областного бюджета — 149413,3 тыс. рублей). Контроль за устранением нарушений и возмещением средств Контрольно-счетной палатой осуществляется на постоянной основе. Всего по результатам проведенных в 2017 году мероприятий на дату подготовки настоящего отчета возмещены средства и устранены нарушения путем выполнения работ на общую сумму 110452,9 тыс. рублей (в т. ч. средств областного бюджета — 103411,3 тыс. рублей)» [3].

Среди приоритетных направлений деятельности Контрольно-счётной палаты области можно выделить следующие:

– обеспечение контроля за выполнением задач, поставленных в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Путина В. В. Федеральному собранию, реализацией майских Указов Президента;

– контроль за формированием и исполнением областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области;

– оценка эффективности использования бюджетных средств на дорожное хозяйство;

– внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета, годового отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области;

– контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Белгородской области;

– экспертиза проектов законов об областном бюджете и проектов законов о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области;

– финансово-экономическая экспертиза проектов законов Белгородской области и нормативных правовых актов органов государственной власти Белгородской области (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств Белгородской области, а также государственных программ Белгородской области;

– контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Белгородской области, а также проверка местного бюджета в семи муниципальных образованиях;

– контроль за ходом и итогами реализации приоритетных проектов, а также государственных программ Белгородской области, в т. ч. «Содействие занятости населения Белгородской области на 2014–2020 годы», «Развитие информационного общества в Белгородской области на 2014–2020 годы», «Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014–2020 годы»;

– проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг и др.

Подводя итог проведенного исследования, следует отметить, что вектор развития, ориентированный на новые потребности современности сопряжен с дальнейшим развитием и структуризацией разновидностей государственного финансового контроля, одной из которых выступает аудит эффективности. Использование данного вида контроля обусловлено потребностью осуществления не только корректности и целевой направленности использования государственных средств, но также эффективностью и результативностью освоения государственных средств. Применение аудита эффективности использования государственных средств охватывает комплексное исследование причин неэффективного расходования бюджетных средств, выработку предложений и рекомендаций для объектов контроля, а также рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса и бюджетной политики.

Эффективная организация государственного аудита позволяет выявить назревшие потребности реформирования бюджетно-финансового механизма, что в конечном итоге приведет к росту качества оказываемых государственных услуг, увеличению эффективности деятельности государственных служащих, занятых в бюджетной сфере, способствует рациональному использованию государственных средств и минимизирует затраты на достижение целей социально-экономического развития государства.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.01.2019).
  2. Лимская декларация руководящих принципов контроля. (Принята в г. Лиме 17.10.1977–26.10.1977 IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ)). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=9332#02067378963080766 (дата обращения: 09.01.2019).
  3. Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты Белгородской области за 2017 год: приказ Контрольно-счётной палаты Белгородской области от 8 мая 2018 г. № 17. — Режим доступа: http://belksp.ru/ (дата обращения: 09.01.2019).
  4. СФК 104. «Проведение аудита эффективности использования государственных средств»: Решение Коллегии Счетной палаты РФ, протокол от 09.06.2009 № 31К (668)) (вместе с «Порядком действий в процессе организации и проведения аудита эффективности»). — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.01.2019).
  5. СФГК КСО 1.4 «Проведение и оформление результатов аудита эффективности использования государственных средств»: Приказ Контрольно-счётной палаты Белгородской области от 29.12.2016 г. № 63. — Режим доступа: http://belksp.ru/ (дата обращения: 09.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Белгородская область, средство, областной бюджет, финансовый контроль, аудит эффективности, обязательное медицинское страхование, территориальный фонд, государственный финансовый контроль, общая сумма, Российская Федерация.


Похожие статьи

Оценка качества налогового и бюджетного планирования в субъекте федерации на примере Белгородской области

Факторы устойчивости региональной банковской системы (на примере Ивановской области)

Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов (на примере Брянской области)

Оценка состояния продовольственной безопасности (на примере Самарской области)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Оценка социально-инфраструктурного потенциала региона (на примере Курской области)

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Проблемы и перспективы реализации инвестиционных проектов (на примере Архангельской области)

Анализ структуры регионального рынка медицинской техники (на примере Республики Татарстан)

Формирование доходной базы местного бюджета (на примере бюджета Суджанского района Курской области)

Похожие статьи

Оценка качества налогового и бюджетного планирования в субъекте федерации на примере Белгородской области

Факторы устойчивости региональной банковской системы (на примере Ивановской области)

Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов (на примере Брянской области)

Оценка состояния продовольственной безопасности (на примере Самарской области)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Оценка социально-инфраструктурного потенциала региона (на примере Курской области)

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Проблемы и перспективы реализации инвестиционных проектов (на примере Архангельской области)

Анализ структуры регионального рынка медицинской техники (на примере Республики Татарстан)

Формирование доходной базы местного бюджета (на примере бюджета Суджанского района Курской области)

Задать вопрос