Методы и приемы формирования климатических знаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: География

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 12.01.2019

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Белоусова Н. В., Марченко С. В. Методы и приемы формирования климатических знаний // Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 66-67. — URL https://moluch.ru/archive/240/55491/ (дата обращения: 24.02.2019).



Знания о воздушной оболочке и процессах, происходящих в ней формируются, у школьников в течение нескольких лет обучения (5–8 класс): в начальном курсе физической географии в 5–6 классах, в курсе «Географии материков и океанов» в 7 классе, завершается формирование в 8 классе при изучении темы «Движение воздушных масс».

Одна из важнейших задач школьного географического образования — дать школьникам научно-обоснованные представления о климатических явлениях и процессах, подвести их к пониманию главенствующей роли климата в природе Земли. Зная климатические особенности той или иной территории земного шара, учащиеся могут сделать заключение о том, что климат является одним из определяющих факторов, от которого зависят другие компоненты природного комплекса.

В связи с этим, считаем, что учителю необходимо не только доступно преподнести материал, но и научить ученика мыслить, привить ему практические навыки, такие как умение самостоятельно сделать выводы о климате какой-либо территории, анализируя расположение, наличие водоемов, циркуляцию воздушных масс и другие факторы, влияющие на климат. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, проявлять самостоятельность, — вот что необходимо учащимся для формирования знаний на современных уроках. Этому способствуют активные методы и приемы обучения.

На уроках, где ставится задача по формированию климатических знаний, можно использовать методы проблемного и развивающего обучения, поисковый метод, метод проектов, интерактивного обучения и др.

  1. Создание проблемных ситуаций

Это задание, в котором ученику ставится цель, например, показать схематически какие факторы определяют климат той или иной территории, но не даются способы и конкретные указания. Ученик оказывается не в роли выполняющего инструкцию, а в роли исследователя, что способствует развитию творческого мышления, способности сравнивать и анализировать.

  1. Технология опорных конспектов

Данная технология учит выявлять и устанавливать логические связи, выделять главное. Занятия по опорным конспектам позволяют охватить больший объем теоретического материала, тем самым, оставляя время для отработки практических заданий.

Учащиеся, работая с опорным конспектом, привыкают и запоминают условные знаки, сокращения. Учатся строить опорные схемы самостоятельно, например, по теме «Ветер» — бриз, муссоны и др.

  1. Дидактические игры.

Игра — незаменимое средство, позволяющее сделать урок интересным, не утратив его обучающей функции. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки, но следует понимать, что не может занимать большую часть урока и следовать одна за другой. Интересными для учащихся могут быть «Игра-путешествие», где предлагается собраться в какую — либо страну и, соответственно, обсуждаются предположения: какая там сейчас может быть температура, ветра, дождливо или засушливо и т. д.

Подобная задача ставится в игре «Туристическое агентство», где задача менеджера объяснить, какие климатические особенности ждут путешественника, а задача последнего задавать соответствующие вопросы.

  1. Творческие работы.

Способствуют проявлению творческих способностей и самореализации учащихся. Это может быть сообщение, доклад, презентация на климатических условий в какой-либо местности, Схемы, выполненные в текстовых и графических редакторах, например, «Движение воздушных масс» и др.

  1. Интегрированные уроки (или использование на уроке межпредметных связей).

В новых программах по географии и другим предметам введены специальные разделы о межпредметных связях, что позволяет сделать урок интересней, учить анализировать, сопоставлять, логически мыслить, видеть связь предметов и явлений.

Так, например, при изучении темы: «Воздушная одежда Земли» при объяснении темы «Ветер» в 5 классе часто используется аналогия с текстом А. С. Пушкина:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе …

А затем задать вопросы: «Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?» и т. д.

При изучении понятий «циклон», «антициклон» в теме «Климат» (8-й класс) используется отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь.

Буря мглою небо кроем,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

6. Картографический метод

Работа с картой является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет организовать работу на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Учащимся предлагается показать моря, омывающие Европу.

Частично-поисковый: «Найти по заданным характеристикам территорию на карте» и др.

Исследовательский уровень может состоять из заданий, где требуется, например, проанализировав ряд карт или описаний вывести закономерности о наличии циклонов в данной местности.

Следует отметить, что учащимся могут быть интересны такие приемы в работе, как составление и разгадывание тематических кроссвордов, загадок и ребусов, а также проведение викторин, графических диктантов и многое другое.

Использование на уроках по формированию климатических знаний разнообразных методов и приемов позволит сделать урок интересным эффективным в плане формирования знаний.

Литература:

  1. Панчешникова, Л. М. Методика обучения географии в школе [Текст]: учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии / Л. М. Панчешникова, И. В. Душина, В. П. Дронов и др. — М.: Просвещение; Учебная литература, 1997.- 320 С;
  2. Программа основного общего образования по географии. 5–9 классы. / И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. — М.: Дрофа, 2015. — 148 с.
Основные термины (генерируются автоматически): урок, учащийся, Пушкин, класс.


Похожие статьи

Урок-практикум как форма работы на уроках литературы...

Цель урока-практикума – обучение учащихся созданию собственного речевого

Уроки-практикумы, с одной стороны, соотносятся с изученным материалом и способствуют

При работе в 6 классах темы уроков-практикумов усложняются: «Выразительное чтение...

Словарная работа на уроках литературы как средство...

Так, при изучении романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе прежде всего учащиеся обращают внимание на название

Словарная работа на уроке литературы полезна в той мере, в какой она опирается на материал литературного произведения и помогает раскрыть...

Эйдос-конспекты по произведениям А. С. Пушкина

Ключевые слова: Пушкин, образ, образное мышление,образы героев, эйдос-конспект.

В 6 классе при изучении стихотворения «Узник» ученики чаще изображают антитезу, лежащую в основе композиции

Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках литературы.

Развитие универсальных учебных действий учащихся 6 класса...

Интегрированный урок «Зооград в сказках Пушкина: быль и небыль». Цель: развивать исследовательские умения учеников на основе

Задачи урока: 1. Предметные: -развить умение учащихся выделять в исследуемых объектах реальные и мифологические черты, определять...

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка

Основные термины (генерируются автоматически): сказка Пушкина, учащийся, задание, ряд утверждений, Пушкин, поучительный характер, класс

Использование интерактивного метода обучения на уроках... В методике интерактивного обучения учащиеся обучают друг друга...

Методическая разработка урока русского языка в первом классе...

Урок — это решение «цепочки» учебных задач. Учебную задачу можно перевести в учебную

Я предлагаю урок русского языка в 1 классе, на котором я использовала разные виды учебных ситуаций.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Учебный видеофильм «А. С. Пушкин. Лицейский период.»

В последние годы во всем мире наблюдается стремительное распространение и повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Одновременно с ростом числа людей, использующих компьютеры, резко увеличился объем информации...

Приёмы использования художественной литературы на уроке...

Нестандартная форма урока также интересна учащимся.

Поэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, можно рекомендовать зачитать отрывок из произведения А. С. Пушкина «Песнь о

Использование на уроках литературы в старших классах интерактивных форм...

Выразительное чтение – путь к восприятию и анализу...

М., 1983. Уроки литературы в 4 классе. Под ред.Т.Ф.Курдюмовой.М.,Просвещение,1970. Язовицкий Е. В. Выразительное чтение как средство

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках... Учителю важно знать методику работы над выразительным чтением.

Нетрадиционные уроки по обществознанию — один из путей...

Уроки-размышления позволяют учащимся формировать и свободно высказывать свое мнение по рассматриваемым темам.

2. «Мой первый друг, мой друг бесценный» (А. С. Пушкин и И. И. Пущин). Результаты анкетирования, которое проводили учащиеся класса среди своих...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Урок-практикум как форма работы на уроках литературы...

Цель урока-практикума – обучение учащихся созданию собственного речевого

Уроки-практикумы, с одной стороны, соотносятся с изученным материалом и способствуют

При работе в 6 классах темы уроков-практикумов усложняются: «Выразительное чтение...

Словарная работа на уроках литературы как средство...

Так, при изучении романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе прежде всего учащиеся обращают внимание на название

Словарная работа на уроке литературы полезна в той мере, в какой она опирается на материал литературного произведения и помогает раскрыть...

Эйдос-конспекты по произведениям А. С. Пушкина

Ключевые слова: Пушкин, образ, образное мышление,образы героев, эйдос-конспект.

В 6 классе при изучении стихотворения «Узник» ученики чаще изображают антитезу, лежащую в основе композиции

Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках литературы.

Развитие универсальных учебных действий учащихся 6 класса...

Интегрированный урок «Зооград в сказках Пушкина: быль и небыль». Цель: развивать исследовательские умения учеников на основе

Задачи урока: 1. Предметные: -развить умение учащихся выделять в исследуемых объектах реальные и мифологические черты, определять...

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка

Основные термины (генерируются автоматически): сказка Пушкина, учащийся, задание, ряд утверждений, Пушкин, поучительный характер, класс

Использование интерактивного метода обучения на уроках... В методике интерактивного обучения учащиеся обучают друг друга...

Методическая разработка урока русского языка в первом классе...

Урок — это решение «цепочки» учебных задач. Учебную задачу можно перевести в учебную

Я предлагаю урок русского языка в 1 классе, на котором я использовала разные виды учебных ситуаций.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Учебный видеофильм «А. С. Пушкин. Лицейский период.»

В последние годы во всем мире наблюдается стремительное распространение и повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Одновременно с ростом числа людей, использующих компьютеры, резко увеличился объем информации...

Приёмы использования художественной литературы на уроке...

Нестандартная форма урока также интересна учащимся.

Поэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, можно рекомендовать зачитать отрывок из произведения А. С. Пушкина «Песнь о

Использование на уроках литературы в старших классах интерактивных форм...

Выразительное чтение – путь к восприятию и анализу...

М., 1983. Уроки литературы в 4 классе. Под ред.Т.Ф.Курдюмовой.М.,Просвещение,1970. Язовицкий Е. В. Выразительное чтение как средство

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках... Учителю важно знать методику работы над выразительным чтением.

Нетрадиционные уроки по обществознанию — один из путей...

Уроки-размышления позволяют учащимся формировать и свободно высказывать свое мнение по рассматриваемым темам.

2. «Мой первый друг, мой друг бесценный» (А. С. Пушкин и И. И. Пущин). Результаты анкетирования, которое проводили учащиеся класса среди своих...

Задать вопрос