Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 12.01.2019

Статья просмотрена: 814 раз

Библиографическое описание:

Баширова, Г. А. Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания / Г. А. Баширова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 328-333. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55481/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассмотрено понятие «здоровье», проанализировано влияние здорового образа жизни на организм дошкольника, изучены основные компоненты, входящие в понятие «здоровый образ жизни», отображен процесс формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания, представлены основные мероприятия программы по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания. Также на основе полученных данных в ходе эксперимента разработаны рекомендации.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровый образ жизни детей дошкольного возраста, старший дошкольный возраст, группа кратковременного пребывания.

В настоящее время проблема сохранения и улучшения здоровья детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной из основных задач является задача охраны жизни и укрепления психического и физического здоровья детей. В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область «Физическое развитие» одним из ключевых направлений организации жизнедеятельности детей является «овладение элементарными правилами и правилами здорового образа жизни, становление ценностей здорового образа жизни».

Говоря о понятии «здоровье», важно отметить, что это главная ценность, занимающая верхушку иерархии потребностей человека, а также компонент необходимый для высокого уровня качества жизни и благополучия. Под «здоровьем» исследователи понимают:

– не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия (Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

– целостное многомерное динамическое состояние, включающее как положительные, так и отрицательные показатели, развивающееся в социально-экологических условиях, позволяющее активно выполнять социально-биологические функции (А. Г. Щедрина);

– индивидуальное психосоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности (Б. Я. Солопов).

Анализируя перечисленные определения понятия «здоровье», важно отметить, что здоровье человека во многом связано не только с нормальным функционированием органов и устойчивой психикой, но и с условиями, в которых проживает индивид (социальное благополучие, экологическая обстановка и др.).

Подробным изучением процентного соотношения факторов, влияющих на здоровье человека, занимался Э. Н. Вайнер. Результаты исследований отображены в таблице 1.

Таблица 1

Факторы, влияющие на здоровье человека (поЭ.Н.Вайнеру)

Факторы

Удельный вес,%

Генетические

15–20

Состояние окружающей среды

20–25

Медицинское обеспечение

10–15

Условия и образ жизни

50–55

Анализируя таблицу 1, можно утверждать, что наибольшее значение для здоровья человека имеет образ жизни и условия проживания. По определению Э. Н. Вайнера «здоровый образ жизни» — это способ жизнедеятельности, который соответствует генетическим особенностям личности, а также условиям жизни и направлен на формирование культуры здоровья, укрепление организма для полноценной реализации социально-биологических функций.

К основным компонентам «здорового образа жизни» О. В. Петрова относит: когнитивный, информационно-коммуникативный, поведенческий и аксиологический. Следующая классификация компонентного состава разработана Н. Ю. Васильевой. Автор представляет следующие компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий [2]. Т. Г. Карепова выделяет следующие компоненты здорового образа жизни детей дошкольного возраста: рациональный режим, правильное питание, рациональную двигательную активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния [1, с. 56].

Итак, здоровый образ жизни — это важный жизненный элемент, обобщающий различные аспекты жизнедеятельности человека (профессия, семья и др.), направленный на формирование благоприятных условия для укрепления как общественного, так индивидуального здоровья личности, включающий нормы и правила организации режима дня, питания, двигательной активности.

Являясь основной составляющей здоровья, здоровый образ жизни должен выступать важной ценностью человека. Ценность — здоровый образ жизни необходимо формировать с дошкольного возраста.

Впервые о важности формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста высказалась Н. К. Крупская. Исследователь утверждает, что здоровый образ жизни дошкольников — это процесс формирования личности ребенка. Е. Н. Чулицкая считает, что дошкольный возраст — главный этап начала формирования здорового образа жизни [4], так как в данный возрастной период быстро развиваются органы и установка функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, определяется характер, отношение к окружающим и к себе.

В. А. Деркунская указывает, что здоровый образ жизни детей дошкольного возраста сочетает в себе ценностное отношение к здоровью, поддержание его на высоком уровне. Результатом формирования здорового образа жизни в дошкольном возрасте выступает — высокий уровень сформированности здоровьесберегающей компетентности. Дети дошкольного возраста должны быть готовы к решению задач здорового образа жизни, организовывать безопасное поведение, осуществлять элементарную медицинскую и психологическую помощь и самопомощь в сложных ситуациях для здоровья [5].

Таким образом, здоровый образ жизни выступает главным фактором укрепления здоровья детей дошкольного возраста, так как именно в данный возрастной период закладываются основные системы, которые формируют крепкий и здоровый организм. Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста — это перечень правил и норм, включающих основные элементы по совершенствованию функционирования организма.

Особую значимость процесс формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста приобретает в условиях группы кратковременного пребывания.

Для изучения уровня сформированности здорового образа жизни детей дошкольного возраста был организован эксперимент на базе — Карагайской СОШ, филиала МАОУ Дубровинская СОШ. Целью экспериментальной работы явилась проверка результативности разработанной программы, направленной на формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания. В эксперименте приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста.

В диагностический инструментарий вошли следующие методики: Беседа с детьми старшего дошкольного возраста (В. Г. Кудрявцев); Проблемная ситуация — разговор по телефону «Что делать, чтобы быть здоровым?» (И. М. Новикова); Наблюдение воспитателя за двигательной активностью детей старшего дошкольного возраста (И. М. Новикова).

Рассмотрим полученные результаты последовательно.

По методике «Беседа сдетьми старшего дошкольного возраста» (авторВ.Г.Кудрявцев) получены следующие результаты: у 33 % респондентов — низкий уровень, 47 % — средний уровень, 20 % — высокий уровень. Для респондентов с высоким уровнем сформированности здорового образа жизни характерно наличие знаний о компонентах (правильное питание, режим дня и др.), вредных привычках и негативное отношение к ним, полезных привычках и понимания их положительного влияние на состояние организма, соблюдение правил личной гигиены, активное участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

По методике «Проблемная ситуация— что делать, чтобы быть здоровым» (И. Новикова) полученные результаты расположились следующим образом: у 27 % респондентов — низкий уровень, 53 % средний уровень, 20 % высокий уровень. Для респондентов с высоким уровнем характерно правильное представление о здоровом образе жизни. Дети предписывают ему черты активности по сохранению и укреплению здоровья; обладают знаниями о факторах, оказывающих вредное и полезное воздействие на организм человека; способах укрепления здоровья и предупреждения различных заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых; осознают основные причины возникновения заболеваний.

При наблюдении воспитателя за двигательной активностью детей старшего дошкольного возраста (И.М.Новикова), получены следующие результаты: у 33 % респондентов наблюдается — низкий уровень, 47 % — средний уровень, 20 % высокий уровень. Для респондентов с высоким уровнем характерно проявление инициативы и самостоятельности при реализации оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, стремление участвовать в проведении данных мероприятий. Проявляют дети инициативу на основе осознания их необходимости. Также дети активно присваивают полученные знания от взрослых и внедряют его в повседневную жизнь.

Проведенное исследование позволило выделить ряд проблем:

  1. Отсутствие теоретических знаний о понятии «здоровый образ жизни» и его основных составляющих (вредные привычки, полезные привычки и др.).
  2. Отсутствие мотивации к выполнению основных составляющих здорового образа жизни (участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях, выполнение основных гигиенических требований и др.).
  3. Отсутствие ценностного отношения к своему здоровью.
  4. Отсутствие практических навыков по соблюдению основ здорового образа жизни (выполнение гигиенических процедур, правильное питание, соблюдение режима дня и др.).

На основе полученных результатов нами разработана программа по повышению уровня сформированности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания.

Программа включила в себя следующие основные мероприятия:

беседы, направленные на повышение уровня знаний о здоровом образе жизни, его основных составляющий, закрепление ранее полученных знаний («Кто Я?», «Человек и его здоровье», Беседа «Витамины укрепляют организм», «Здоровая пища», «Микробы», «Личная гигиена», «Режим дня», «Закаливание организма» и др.);

дидактические игры, для повышения мотивации к изучению понятия здоровых образ жизни, выполнению его основных компонентов в повседневной жизни («Режим дня», «правила закаливания организма»);

творческие задания, направленные на реализацию полученных знаний, передачу информации окружающим, закрепление знаний о компонентах здорового образа жизни (создание стенгазеты «Здоровый образ жизни», оформление плаката «Азбука здоровья», «Витамины — наши друзья», рисунок «Микроб»);

спортивные мероприятия и физические упражнения, направленные на укрепление организма, профилактику заболеваний (игра с мячом «Что полезно для зубов, а что не полезно», игра «Веселые упражнения», игры-имитации).

Полученные результаты в ходе повторного исследования уровня сформированности здорового образа жизни дают возможность сказать об эффективности реализованной программы.

Так, по методике «Беседа сдетьми старшего дошкольного возраста» (авторВ.Г.Кудрявцев) наблюдается: увеличение количества респондентов с высоким уровнем знаний с 20 % до 47 % (прирост на 27 %), средним уровнем — с 47 % до 53 % (прирос на 6 %), уменьшение количества респондентов с низким уровнем — с 33 % до 0 % (уменьшение на 33 %). Полученные результаты отображены на рисунке 1.

Рис. 1. Сравнительные результаты по методике «Беседа с детьми старшего дошкольного возраста» (автор В. Г. Кудрявцев)

По методике «Проблемная ситуация— что делать, чтобы быть здоровым» (И. Новикова), наблюдается: увеличение показателей высокого уровня — с 20 % до 40 % (прирост на 20 %), среднего уровня — с 53 % до 60 % (прирост на 7 %), уменьшение показателей низкого уровня — с 27 % до 0 % (уменьшение на 27 %). Полученные результаты отображены на рисунке 2.

Рис. 2. Сравнительные результаты по методике «Проблемная ситуация — что делать, чтобы быть здоровым» (И. Новикова)

При наблюдении воспитателя за двигательной активностью детей старшего дошкольного возраста (И.М.Новикова), наблюдается: увеличение показателей высокого уровня — с 20 % до 34 % (прирост на 14 %), среднего уровня — с 47 % до 53 % (прирост на 6 %), уменьшение показателей низкого уровня — с 33 % до 13 % (уменьшение на 20 %). Полученные результаты отображены на рисунке 3.

Рис. 3. Сравнительные результаты по методике «Наблюдение воспитателя за двигательной активностью детей старшего дошкольного возраста» (И. М. Новикова)

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания:

– увеличение количества знаний об элементах здорового образа жизни (здоровое питание, закаливание и др.);

– активная реализация полученных знаний в практической деятельности (мытье рук, уход за одеждой и др.);

– мотивация на выполнение физических упражнений;

– осознание здоровья — как самоценности.

На основе полученных результатов нами разработаны рекомендации:

  1. Повышение уровня знаний о компонентах здорового образа жизни в процессе бесед с дошкольниками, дидактических игр, спортивных упражнений.
  2. Предоставление возможности для самореализации полученных навыков основ здорового образа жизни в повседневной жизни (мытье рук, правильное питание. соблюдение режима для и др.).
  3. Повышение мотивации к соблюдению основных правил и норм здорового образа жизни для укрепления здоровья.

Таким образом, одной из актуальных проблем современного общества является процесс формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания для укрепления психического и физического здоровья. Проведенное нами исследование имеет практическую значимость и заключается в определении способов формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания, к ним мы отнесли: беседы, дидактические игры, творческие задания, спортивные мероприятия и физические упражнения.

Литература:

  1. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т. Г. Карепова. — Волгоград: Учитель, 2010. — 170 с.
  2. Компоненты здорового образа жизни [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/suschnost-i-komponenty-kultury-zdorovogo-obraza-zhizni-studentov (дата обращения 12.12.2018г.)
  3. Перминова А. А., Кувалдина Е. А. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 28. — С. 151–153.
  4. Родничок здоровья: технологии здоровьесберегающего сопровождения в опыте работы дошкольного образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие / под науч. ред. В. А. Деркунской. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — 195 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, высокий уровень, кратковременное пребывание, здоровый образ жизни детей, условие группы, двигательная активность детей, правильное питание, Проблемная ситуация.


Ключевые слова

здоровый образ жизни, здоровье, старший дошкольный возраст, здоровый образ жизни детей дошкольного возраста, группа кратковременного пребывания

Похожие статьи

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей...

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их...

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуальными. Ведь только здоровый ребенок может развиваться гармонично и достичь в жизни...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье...

Создать начальное представление у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни.

Поскольку игровая деятельность для детей дошкольного возраста является ведущей, то, соответственно, логичным является то, что вся работа с детьми дошкольного...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Цель: Осуществлять воспитательно-образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в группе, направленную на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование у них основ здорового образа жизни.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни...

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления

Цель моей работы: сформировать у детей основы здорового образа жизни

- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности

Правильное питание — залог здоровья дошкольника

Формирование здорового образа жизни у детей старшего... Правильное питание — залог здоровья дошкольника. правильное

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровье. Проблемы здоровья населения следует отнести к глобальным, связанным с...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Охарактеризованы пути оптимизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Рассмотрены и охарактеризованы условия для организации двигательной деятельности дошкольников в режимных моментах. Данные условия ДОУ предполагают...

Похожие статьи

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей...

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их...

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуальными. Ведь только здоровый ребенок может развиваться гармонично и достичь в жизни...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье...

Создать начальное представление у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни.

Поскольку игровая деятельность для детей дошкольного возраста является ведущей, то, соответственно, логичным является то, что вся работа с детьми дошкольного...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Цель: Осуществлять воспитательно-образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в группе, направленную на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование у них основ здорового образа жизни.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни...

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления

Цель моей работы: сформировать у детей основы здорового образа жизни

- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности

Правильное питание — залог здоровья дошкольника

Формирование здорового образа жизни у детей старшего... Правильное питание — залог здоровья дошкольника. правильное

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровье. Проблемы здоровья населения следует отнести к глобальным, связанным с...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Охарактеризованы пути оптимизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Рассмотрены и охарактеризованы условия для организации двигательной деятельности дошкольников в режимных моментах. Данные условия ДОУ предполагают...

Задать вопрос