Влияние профессиональной адаптации на текучесть кадров в сфере ритейла | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 14.01.2019

Статья просмотрена: 219 раз

Библиографическое описание:

Чудакова, Ю. Ю. Влияние профессиональной адаптации на текучесть кадров в сфере ритейла / Ю. Ю. Чудакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55450/ (дата обращения: 06.03.2021).



Статья посвящена проблеме текучести персонала в сфере ритейла и управлению персоналом через построенную систему профессиональной адаптации. Приведены примеры исследований американских и российских специалистов в сфере HR. Показано, что основная причина увольнений — это отсутствие карьерного роста, не соответствие обязанностей профессиональным ожиданиям. Не налаженный процесс введения сотрудника в должность приводит к низкому росту производительности персонала, а значит к большой текучести и росту расходов компании.

Ключевые слова: торговый персонал, профессиональная адаптация, текучесть, причины увольнения, профессиональные навыки

Сегодня торговля занимает доминирующее положение в производственной сфере. В рамках данного соотношения функционирует современный имидж и восприятие торговли. Следует уточнить, что напрямую сфера торговли позиционирована не только широким спектром товаров и услуг, но и персоналом, непосредственно осуществляющим локализованные операции. Именно эта составляющая торговых организаций является самым проблематичным звеном хозяйствования, что отражает специфику функционирования рынков труда, товаров и услуг, а последние данные показывают, что число занятых в сфере ритейла составляет более 15 %. Негативная динамика торговых кадров характеризуется следующими факторами:

1) снижение образовательного уровня персонала;

2) снижение профессионального уровня персонала;

3) низкая мотивация и самомотивация персонала.

В совокупности факторы приводят к дефициту лиц, обладающих необходимой квалификацией, личностными особенностями, профессиональными навыками и опытом работы в торговой сфере. Тем самым развитие торговли не может быть обеспечено необходимым для этого персоналом. Результативным выходом из сложившейся ситуации является самостоятельное формирование, «выращивание» персонала в рамках конкретной организации. Именно актуализация данного направления является наиболее проблематичным для российской действительности.

Следует отметить, что розничная торговля — сегмент рынка труда с самым высоким уровнем текучести. Это обусловлено тем, что вакантные должности не требуют высокой квалификации от кандидатов, а более 60 % сотрудников, пришедших в ритейл, работают не по специальности.

В следствие данной проблемы значимую роль играет адаптация нового сотрудника в компании, т. к. согласно исследованиям Headhunter 2013-го и 2018-го годов около 46 % сотрудников задумываются о смене работы в первые полгода работы [10 -11]. Как показывают последние обзоры, публикуемые на различных работных сайтах, основная причина увольнений — это отсутствие карьерного роста, не соответствие профессиональным ожиданиям, отсутствие перспектив в карьерном развитии: работа становится скучной, а ежедневные задачи воспринимаются как рутина. В статье «Увольнение после трудоустройства» говорится о том, что временной интервал, в который работник начинает задумываться о смене места работы, отнюдь не всегда совпадает с фактическим уходом. Большинство тех, кто задумался об увольнении в первые дни на новой работе, покинули компанию только через несколько месяцев (20 %) или даже год-полтора (21 %) [14]. Каждый третий из тех, кого посетили первые мысли об уходе через несколько недель после трудоустройства, фактически ушел лишь через несколько месяцев. А это дает для работодателей и HR-менеджеров возможность сохранить кандидата у себя, вырастив из него профессионала с необходимыми навыками.

Андрей Кривенко, основатель российской сети супермаркетов «Вкусвилл», когда только начинал строить свою сеть, изучил практику российских ритейлеров и решил найти свой рецепт эффективности торгового персонала. В интервью «Ведомостям» он рассказывал, что предпочитает брать людей, которые никогда не работали в торговле, — бывших учителей, медиков, воспитателей детского сада. Они принципиально отличаются от прожженных торгашей. Вторым важным параметром стало отношение потенциальных продавцов к своим клиентам. Это та компетенция, которая становится определяющей при отборе кандидата — навыкам продаж в этой компании обучают с нуля.

Профессиональная адаптация, т. е. приспособление к стандартам и технологиям выполнения должностных обязанностей, или «вхождение в должность» — это наиболее важный уровень адаптации, так как он оказывает целевое воздействие на конечную эффективность трудовой деятельности сотрудника.

Мониторинг рынка труда в сфере торговли таких позиций как продавец, менеджер по продажам показывает, что условия труда, график работы и уровень заработной платы схожи в различных организациях, то критерием выбора компании, не считая территориального положения, становятся должностные обязанности (объем работы, соответственно) сотрудника и механизм его выполнения, зоны ответственности и система мотивации. Кандидаты отдают приоритет организациям, кадровая политика которых предполагает вложение средств и усилий в сотрудника как в специалиста, чей вклад в развитие компании заметен и может быть оценен и поощрен.

На проблему удержания персонала направлено новое исследование, которое провели четыре профессора маркетинга под руководством Вишванатана Кумара из Университета штата Джорджия. [7] Ученые проанализировали данные за два года одной компании — продавца электроники и софта, и разработали первую количественную модель для прогнозирования вероятности ухода каждого продавца. Авторы предположили, что высокоэффективные продавцы менее склонны задумываться о смене работы, так как их хорошие показатели, во-первых, служат гарантией того, что их не уволят, во-вторых, увеличивают объем вознаграждения и, в-третьих, придают уверенность в своих силах. Этот прогноз подтвердился. С точки зрения выполнения плана продаж исследование показало распределение в виде колокола: лучшие продавцы увольнялись реже, чем средние (руководители старались, чтобы сильные сотрудники были довольны), но точно так же не стремились расставаться с компанией и самые слабые продавцы (их скромные результаты ограничивали возможности найти другую работу). Исследователи пришли к выводу, что с наибольшей вероятностью работу меняют середнячки, чей уход тоже негативно сказывается на продажах, ведь это самая значительная часть торгового персонала. Неожиданно огромным оказался эффект коллег: он сильнее всего влиял на вероятность увольнения. Исследователи заметили, что там, где сотрудники работают более или менее одинаково, ни у кого нет стимула особо усердствовать или что-то придумывать. Скорее, люди будут искать другую работу.

Высокая эффективность работника обусловлена пониманием и принятием им своих должностных обязанностей, а так же проявлением со стороны работодателя интереса к каждому сотруднику путем метода обратной связи, поощрения, учета мнения сотрудника в решении текущих рабочих проблемных моментов, стимулировании его развития как профессионала и поддержании карьерного роста.

Последние опросы работодателей, по данным hh.ru, свидетельствуют о том, что компании не готовы поднимать заработную плату людям, если они не будут показывать рост производительности труда, что напрямую связано с возможностью человека проявить те навыки, которым он был обучен, но лишь в случае его заинтересованности в сохранении за собой рабочего места в данной организации.

По данным Росстата на 2019 год прогнозируются сокращения в 23 % организаций, что особенно коснется сферы продаж вследствие автоматизации многих процессов. Это повлияет на то, что компаниям нужны будут лишь те сотрудники, которые смогут выполнять много задач эффективно и в короткий срок. [9] Данная идеальная картина возможна лишь при условии, что HR менеджер подбирает максимально подходящего по принятым в компании компетенциям сотрудника и вводит его в должность согласно четко разработанной программе.

Адаптация на профессиональном уровне достаточно проблематична в управлении, так как проводится в течение более длительного промежутка времени и связана с набором определенных знаний и умений. Сложность и не структурированность процесса адаптации нового сотрудника приводит к снижению выработки и работоспособности всего коллектива, к повышению затрат компании на персонал и к потерям, вызванным перерывами в работе.

Литература:

  1. Розничный персонал от А до Я: Пособие / Бабковская В. Н. — Вологда: Инфра-Инженерия, 2016. — 352 с
  2. Электронный практический журнал по управлению человеческими ресурсами «Директор по персоналу»
  3. https://www.hr-director.ru/article/63320-ekd-chtoby-umenshit-tekuchest-kadrov-udelite-vnimanie-adaptatsii
  4. Электронный журнал «Управление персоналом» http://www.top-personal.ru/magazine.html
  5. Технологии обучения и развития персонала в организации: учебник / под ред. М. В. Полевой. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 256 с.
  6. http://hr-portal.ru
  7. А. Таранин. Почему во многих торговых компаниях такая высокая текучесть персонала //Ведомости.ру — 08.10.2017. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2017/10/09/737045-pochemu-tekuchest
  8. Подбор торгового персонала — URL: http://psihdocs.ru/podbor-torgovogo-personala.html
  9. Евгения Петрова, Наталия Еремина, На выход: кого уволят в 2019-м году // Газета.ру — 05.01.2019 URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/12/14/12095281.shtml?updated
  10. Исследование HeadHunter: Основные причины смены работодателя — потеря интереса к работе и жажда перемен. // Центр гуманитарных технологий. — 19.03.2013. 11:30. URL: https://gtmarket.ru/blog/headhunter/2013/03/19/5678
  11. Исследование HeadHunter: Нина Белая: Почему сотрудники уходят — 04.11.2018 — URL https://nn.hh.ru/article/505131
  12. Абакумова Н., Журавлева Е. Адаптация персонала в торговых компаниях // HR100 «Управление персоналом: 100 % практика» 07.08.2006 — URL: http://www.hr100.ru/wmc/info/article/article02/?id=1154965039
  13. Адаптация персонала // Адаптация 360 — URL: http://adaptation360.ru
  14. Исследование HeadHunter: Увольнения после трудоустройства — URL: https://nn.hh.ru/article/886
Основные термины (генерируются автоматически): карьерный рост, компания, профессиональная адаптация, торговый персонал, заработная плата, основная причина увольнений, продавец, работа, смена работы, сотрудник, сфера ритейла, сфера торговли.


Ключевые слова

профессиональные навыки, профессиональная адаптация, текучесть, торговый персонал, причины увольнения

Похожие статьи

Специфика подбора и отбора персонала на предприятиях...

Несмотря на это, основная доля текучести персонала на предприятиях сферы розничной торговли приходится именно на обслуживающих магазины сотрудников. Согласно современным международным исследованиям, на предприятии, занятом в сфере торговли...

Особенности организации стимулирования персонала в сфере...

компания, сотрудник, заработная плата, карьерный рост, мобильный телефон, результат труда, сфера туризма, турфирма, материальная

показатель, товарная продукция, программа мотивации, мотивация персонала, категория сотрудников, заработная плата, оплата труда...

О проблеме недобросовестного поведения работодателей при...

Персонал торгового предприятия является ключевым ресурсом предпринимательской деятельности.

В работе сделан акцент на «недобросовестное» поведение работодателей при трудоустройстве студентов на работу.

Текучесть кадров — положительный или отрицательный фактор...

Заработная плата — это оплата за работу, выполняемую работником в соответствии с

Основная проблема российских компаний состоит в том, что кадровый резерв существует

Работа с резервом кадров, как и любая деятельность по управлению трудовыми ресурсами...

Мотивация и стимулирование труда торгового персонала...

Результаты работы сотрудников определяются с помощьюKPI(Ключевых показателей эффективности).KPIи мотивация персонала позволяют существенно улучшить эффективность и производительность работы компании.По данным иностранных исследований средний рост...

Персонал сферы услуг: специфика трудовой мотивации

Ключевые слова: мотив, мотивация и стимулирование персонала, заработная плата, сфера

Во многих странах, в том числе и в России к сфере услуг принято относить: торговлю

Таким образом, в кризисный и посткризисный период организации сферы услуг вынуждены вести...

Внутрифирменный маркетинг как системный маркетинговый...

Методика работы с персоналом компании, основанная на повышении оплаты, не является

Внутрифирменный маркетинг является инструментом оптимизации работы с персоналом

Современная компания тратит много средств на обучение сотрудника и для неё совсем...

Основные причины демотивации персонала и её последствия

Рассмотрены основные причины демотивации персонала, а также выявление их

Основные термины (генерируются автоматически): сотрудник, компания, работа, причина

 имеет необходимую профессиональную подготовку и опыт работы в данной сфере деятельности и...

Эффективность и результативность использования системы KPI...

Персонал рассматривается как основной ресурс компании, который в

– существующая система оплаты недостаточно стимулирует сотрудников: они могли бы работать лучше и

Основными аргументами в пользу применения системы KPI в системе мотивации персонала...

Мотивация сотрудников на рабочем месте | Статья в журнале...

Сотрудники, которые удовлетворены своей работой оказывают существенное влияние на рост и

Развивайте талантливых сотрудников в вашей компании и всячески их поощряйте, ведь

Выявление этих сотрудников и устранение причины их недовольства является критическим.

Похожие статьи

Специфика подбора и отбора персонала на предприятиях...

Несмотря на это, основная доля текучести персонала на предприятиях сферы розничной торговли приходится именно на обслуживающих магазины сотрудников. Согласно современным международным исследованиям, на предприятии, занятом в сфере торговли...

Особенности организации стимулирования персонала в сфере...

компания, сотрудник, заработная плата, карьерный рост, мобильный телефон, результат труда, сфера туризма, турфирма, материальная

показатель, товарная продукция, программа мотивации, мотивация персонала, категория сотрудников, заработная плата, оплата труда...

О проблеме недобросовестного поведения работодателей при...

Персонал торгового предприятия является ключевым ресурсом предпринимательской деятельности.

В работе сделан акцент на «недобросовестное» поведение работодателей при трудоустройстве студентов на работу.

Текучесть кадров — положительный или отрицательный фактор...

Заработная плата — это оплата за работу, выполняемую работником в соответствии с

Основная проблема российских компаний состоит в том, что кадровый резерв существует

Работа с резервом кадров, как и любая деятельность по управлению трудовыми ресурсами...

Мотивация и стимулирование труда торгового персонала...

Результаты работы сотрудников определяются с помощьюKPI(Ключевых показателей эффективности).KPIи мотивация персонала позволяют существенно улучшить эффективность и производительность работы компании.По данным иностранных исследований средний рост...

Персонал сферы услуг: специфика трудовой мотивации

Ключевые слова: мотив, мотивация и стимулирование персонала, заработная плата, сфера

Во многих странах, в том числе и в России к сфере услуг принято относить: торговлю

Таким образом, в кризисный и посткризисный период организации сферы услуг вынуждены вести...

Внутрифирменный маркетинг как системный маркетинговый...

Методика работы с персоналом компании, основанная на повышении оплаты, не является

Внутрифирменный маркетинг является инструментом оптимизации работы с персоналом

Современная компания тратит много средств на обучение сотрудника и для неё совсем...

Основные причины демотивации персонала и её последствия

Рассмотрены основные причины демотивации персонала, а также выявление их

Основные термины (генерируются автоматически): сотрудник, компания, работа, причина

 имеет необходимую профессиональную подготовку и опыт работы в данной сфере деятельности и...

Эффективность и результативность использования системы KPI...

Персонал рассматривается как основной ресурс компании, который в

– существующая система оплаты недостаточно стимулирует сотрудников: они могли бы работать лучше и

Основными аргументами в пользу применения системы KPI в системе мотивации персонала...

Мотивация сотрудников на рабочем месте | Статья в журнале...

Сотрудники, которые удовлетворены своей работой оказывают существенное влияние на рост и

Развивайте талантливых сотрудников в вашей компании и всячески их поощряйте, ведь

Выявление этих сотрудников и устранение причины их недовольства является критическим.

Задать вопрос