Актуальные вопросы охраны гражданских и военных захоронений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 10.01.2019

Статья просмотрена: 1135 раз

Библиографическое описание:

Мирзоева, Э. Р. Актуальные вопросы охраны гражданских и военных захоронений / Э. Р. Мирзоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 135-139. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55446/ (дата обращения: 19.04.2024).



На протяжении всей жизни, от рождения и до самой смерти, человек нераздельно связан с историей и культурой своего народа. Представления о культуре складываются из разрозненных убеждений, традиций, обычаев, привычек представителей этноса.

И хотя, несомненно, существуют особенности, характерные для различных стран, тем не менее, можно проследить некоторые сходные черты, выражающие отношение к какому-либо явлению или событию в мире.

Так, вне зависимости от расы, вероисповедания, уровня благосостояния, у всех представителей национальной культуры существует трепетное отношение к телу умершего, к ритуалу захоронения и почитания усопших. Формирование глубочайшего почтения к покойнику складывается на протяжении всей истории человечества. По мнению С. Рязанцева [11, с. 125], «владея количеством отрывочных данных, можно отметить, что издревле человек проявлял особую заботу и уважение к умершим, поклонение которым было священной обязанностью».

Вопросы правового регулирования содержания и охраны гражданских и воинских захоронений периодически становятся темой для обсуждения среди теоретиков и практиков в сфере юриспруденции. Достойное содержание не только гражданских, но и воинских захоронений, установление имён похороненных, открытие новых мемориалов в память о погибших защитниках Отечества является святым долгом каждого гражданина.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона № 4292–1, захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

К ним относятся военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

Согласно статье 5 указанного Закона, ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 10 Закона № 4292–1, работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения — органы местного самоуправления.

Согласно статье 11 Закона № 4292–1, регламентирующей полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территории, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации.

То обстоятельство, что муниципальное образование не является собственником земельного участка, на котором расположено захоронение, а также отсутствие земельного участка в реестре муниципальной собственности муниципального образования, не освобождает орган местного самоуправления от соблюдения соответствующих требований законодательства в области охраны захоронений. Данный вывод находит свое подтверждение в материалах судебной практики, например в определении Ленинградского областного суда от 18 июня 2014 года № 33–3066/2014 [8].

Согласно положениям Закона № 4292–1 к формам увековечения памяти погибших относятся мероприятия по сохранению и благоустройству воинских захоронений и объектов, увековечивающих память погибших (в том числе без праха военнослужащих), ведение учета погибших, установление сведений о пропавших без вести, занесение фамилий погибших при защите Отечества и других сведений о них в Книги Памяти, сооружение памятников и мемориалов и другое.

В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, обязанность по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, которые находятся на их территории и относятся к памятникам местного значения, в том числе по установлению охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта, возложена на органы местного самоуправления. Данный вывод поддерживается материалами судебной практики.

Так, например, решение о возложении обязанности на Администрацию Кировоградского городского округа установить охранную зону и зону охраняемого природного ландшафта в целях обеспечения сохранности «Братской могилы 12 умершим в госпитале в годы войны солдат», поскольку захоронение является памятником местного значения, содержится в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 4 августа 2015 года по делу № 33–11735/2015 [7].

Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

На момент прекращения существования Советского Союза в областных военных комиссариатах и посольствах СССР за рубежом имелись данные количественного учета воинских захоронений периода Великой Отечественной войны, собранные в 40–50-е годы XX века. Всего на территории Союза ССР насчитывалось более 40 тысяч воинских захоронений.

По состоянию на 1 января 2011 года на основании проведенного мониторинга насчитывается 46972 российских (советских) воинских захоронений (на территории Российской Федерации — 24318, на территории зарубежных государств — 22654), из них 30891 паспортизировано (на территории Российской Федерации — 19354, на территории зарубежных государств — 11537) [3].

Сведения о паспортизации ранее не учтенных воинских захоронений продолжают поступать. Ежегодно увеличивается количество останков воинов, имена и места захоронения которых установлены.

Государственный учет воинских захоронений на территориях иностранных государств ведется российскими дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями. Так, например, при Посольстве России в Федеративной Республике Германия в 2010 году был создан отдел по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Паспортизация российских (советских) воинских захоронений на территории Германии — основа работы отдела по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Её цель — составление полного перечня российских (советских) воинских захоронений, предоставление возможности родственникам погибших на основе содержащихся в карточке сведений самостоятельно найти могилу своего близкого.

По учетным данным управления Министерства обороны РФ, в 49 зарубежных государствах захоронено 3974869 защитников Отечества, из них пофамильно известны 747311 [10].

Советские воинские захоронения содержатся за счет средств иностранных государств, с которыми заключены межправительственные соглашения об охране воинских могил, в которых определен порядок ухода, содержания и благоустройства захоронений. Межправительственные соглашения по воинским захоронениям заключены с иностранными государствами, на территориях которых находится наибольшее количество воинских захоронений защитников Отечества.

К сожалению, не все страны относятся к воинским захоронениям в соответствии с Женевскими конвенциями. Всё чаще фиксируются акты вандализма по отношению к могилам советских бойцов в Эстонии, Латвии, Польше, Чехии, и особенно на Украине.

«Парадокс заключается в том, что России оказалось легче договориться о сохранности и уходе за воинскими могилами с государствами, воевавшими на стороне гитлеровской Германии, чем с бывшими советскими республиками» [9].

В настоящее время существуют политические трудности, связанные с позицией отдельных государств по историческим вопросам, а также такое позорное явление как вандализм в отношении воинских захоронений. Но хуже всего, когда это соединяется воедино — противоправные действия отдельных лиц не пресекаются властями и не находят должного осуждения в обществе, что фактически означает поощрение вандализма.

Полагаем, что необходимо формировать атмосферу абсолютной нетерпимости к любым актам вандализма по отношению к воинским и иным захоронениям, и тем более к ситуациям, когда это не преследуется властями соответствующих государств.

Считаем, что на отношение к российским (советским) захоронениям может повлиять только поиск совместных с зарубежными странами решений на основе межгосударственных договоров и соглашений.

Не менее актуальным является необходимость совершенствования отдельных российских нормативных правовых актов по содержанию гражданских и воинских захоронений.

Согласно положениям Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» [1] ответственность за сохранение памятников возлагается на федеральные, региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Соответственно, на содержание мемориалов должны выделяться средства из различных бюджетов. В итоге в регионах конкретные суммы разительно отличаются, до мелких городских и сельских поселений они просто не доходят. Кроме того, в Законе о погребении старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях на территории Российской Федерации. Отсюда можно сделать вывод о том, что если такие захоронения будут обнаружены на территориях других государств, они не будут обладать таким статусом.

Необходима корректировка законодательства и по объёмам полномочий федеральных органов в отношении воинских захоронений. Несмотря на создание специально уполномоченного органа по увековечению памяти защитников Отечества, организация учёта, паспортизация воинских захоронений на территориях других государств, проведение мероприятий по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий одновременно возложены и на МИД России.

Хотелось бы отметить, что в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 апреля 2003 г. № пр-698 по вопросам организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации [5] и Указом от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» [2], Министерством обороны Российской Федерации создан Обобщенный компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).

Главная цель проекта — дать возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения.

Военно-мемориальным центром Вооруженных Сил Российской Федерации проведена уникальная по масштабам, технологии и срокам исполнения работа, в результате которой создана информационно-справочная система глобального значения, не имеющая аналогов в мировой практике.

В целях сохранения и реконструкции военно-мемориальных объектов в Орловской области Правительство Орловской области Постановлением от 07.11.2012 № 400 [6] утвердило государственную программу Орловской области «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области».

Данная государственная программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года № 1540-р [4].

Срок реализации данной программы: 2014–2020 годы. В рамках данной программы предусмотрен ряд мероприятий по восстановлению и обустройству воинских захоронений; перезахоронению останков военнослужащих из братских и одиночных могил; разработке муниципальных программ (планов, перечней мероприятий) по содержанию и благоустройству воинских захоронений и другие. Общая сумма бюджетных ассигнований на финансирование подпрограммы «Сохранение объектов культурного наследия и военно-мемориальных объектов в Орловской области» составляет 15 102 300 рублей.

В Областном управлении культуры Орловской области и архивного дела не скрывают, что существует ряд проблем по вопросам охраны воинских захоронений, в связи с этим и принята программа, согласно которой будут выделяться средства на реставрацию памятников, многие из которых находятся в запущенном состоянии.

Нерешённым остаётся также вопрос отсутствия собственников и балансодержателей военно-мемориальных памятных мест и сооружений. Проблема заключается в том, что многие памятники, установленные в 1950–80-х годах и построенные за счёт средств предприятий, в уставный капитал при приватизации не вошли и в установленном порядке не были переданы муниципальным образованиям. Работа по определению собственников мемориальных мест началась в канун 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне (основанием послужили поручения президента Российской Федерации). Однако, как показало время, финансовые трудности и ряд других причин в данной сфере в неюбилейные годы приостановили либо тормозят эту работу.

Считаем, что активным участником военно-мемориальной политики должны быть и общественные институты, а именно шефские организации. Сегодня данная работа проводится в основном силами общеобразовательных школ. Многие предприятия и учреждения остаются в стороне, хотя могли бы внести существенный вклад.

Кроме того, приведенная судебная практика свидетельствует о том, что на сегодняшний день существует множество проблем в сфере охраны воинских захоронений как памятников истории, а также в вопросе объемов полномочий федеральных и местных органов власти в отношении воинских захоронений.

На основании вышеизложенного, целесообразно сделать вывод о разрозненности действий различных уровней власти и общества по формированию целенаправленной политики сохранения военно-мемориальных сооружений. Координирующим и информационным центром должна выступить именно региональная администрация с целью объединить усилия и донести до муниципальных властей основы федерального законодательства в сфере сохранения памяти погибших при защите Отечества.

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 № 80-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» // СЗ РФ, — 1995. — № 21 — Ст. 1928; 2014. — № 45 — Ст. 6142.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 22.01.2006 № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» // СЗ РФ, — 2006. — № 4 — Ст. 357.
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2011 № 1317-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011–2015 годах» // СЗ РФ, — 2011. — № 32 — Ст. 4855.
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 № 1540-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс» / дата обращения 29.04.2018.
  5. Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации. Поручение от 23.04.2003 № Пр-698 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://orgdiv.adm.gov.ru/komitet/komitet_33.htm.
  6. Постановление Правительства Орловской области от 07.11.2012 № 400 (ред. от 13.04.2018) «Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области» // СПС «КонсультантПлюс» / дата обращения 29.04.2018.
  7. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 04.08.2015 по делу № 33–11735/20152015 // СПС «КонсультантПлюс» / дата обращения 28.04.2018.
  8. Определение Ленинградского областного суда от 18.06.2014 № 33–3066/2014 // СПС «КонсультантПлюс» / дата обращения 28.04.2018.
  9. Выступление С. М. Миронова на заседании Координационного совета на тему «О состоянии и совершенствовании правового регулирования содержания воинских захоронений погибших при защите Отечества в Российской Федерации и за рубежом» 22 мая 2009 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mironov.ru.
  10. Интервью Агентству РИА Новости начальника Управления Минобороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества генерал-майора Александра Кирилина [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/interview/20090508/170337327.html.
  11. Рязанцев С. В. Философия смерти. — С.-Петербург: Спикс, 1994. — 319 с.
Основные термины (генерируются автоматически): захоронение, Российская Федерация, защита Отечества, Орловская область, местное самоуправление, Великая Отечественная война, государство, территория, орган, увековечение памяти.


Похожие статьи

Правовое закрепление института патриотического воспитания...

Единая политика государства в этой области строится на основе специальных программ

по охране, поддержке и развитию культурного достояния Краснодарского края в области

На территории Краснодарского Края действует ряд организаций, основным содержанием которых...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

В условиях неравномерного развития глобализационных процессов, усиливающейся экономической, геополитической, этнической конкуренции на мировой арене особо актуальным является формирование гражданско-патриотического сознания российской молодежи.

Государственная социальная поддержка ветеранов Великой...

В статье рассматриваются меры социальной поддержки ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в современной России.Уделяется внимание законодательству о социальной поддержке ветеранов боевых действий.

Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война — это целая историческая эпоха, вместившая взлеты и

Роль государства в обеспечении беспрепятственного осуществления каждым конституционного

Тем не менее, перед правительством Российской Федерации продолжает стоять вопрос о...

Аргументация целесообразности использования...

сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая Победа, патриотическое воспитание, Вечный огонь, серьезная

Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США, молодое поколение, российское общество...

Патриотизм — национальная идея России

Я не только почтила память всех детей войны, но и рассказала другим эту историю,показала все ужасы войны».

Чествование ветеранов ВОВ в районе является примером неформального подхода в деле патриотического воспитания молодежи, укрепления связи между поколениями.

Участие партизанского движения Ульяновского района Калужской...

В 1941–1942 гг. на территории тогда еще Орловской области действовало несколько

К началу войны необходимый для партизанского движения опыт работы был накоплен только у

Местом действия партизанского формирования был Ульяновский район Орловской области.

Эволюция местного самоуправления в современной России...

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах

Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти в Российской Федерации основываются на модели...

Улучшение регулирования деятельности органов местного...

Совершенствование законодательного регулирования органов местного самоуправления

‒ повышение ответственности органов местного самоуправления перед государством

В своей статье «О структуре модельного законодательства субъекта РФ в области местного...

Похожие статьи

Правовое закрепление института патриотического воспитания...

Единая политика государства в этой области строится на основе специальных программ

по охране, поддержке и развитию культурного достояния Краснодарского края в области

На территории Краснодарского Края действует ряд организаций, основным содержанием которых...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

В условиях неравномерного развития глобализационных процессов, усиливающейся экономической, геополитической, этнической конкуренции на мировой арене особо актуальным является формирование гражданско-патриотического сознания российской молодежи.

Государственная социальная поддержка ветеранов Великой...

В статье рассматриваются меры социальной поддержки ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в современной России.Уделяется внимание законодательству о социальной поддержке ветеранов боевых действий.

Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война — это целая историческая эпоха, вместившая взлеты и

Роль государства в обеспечении беспрепятственного осуществления каждым конституционного

Тем не менее, перед правительством Российской Федерации продолжает стоять вопрос о...

Аргументация целесообразности использования...

сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая Победа, патриотическое воспитание, Вечный огонь, серьезная

Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США, молодое поколение, российское общество...

Патриотизм — национальная идея России

Я не только почтила память всех детей войны, но и рассказала другим эту историю,показала все ужасы войны».

Чествование ветеранов ВОВ в районе является примером неформального подхода в деле патриотического воспитания молодежи, укрепления связи между поколениями.

Участие партизанского движения Ульяновского района Калужской...

В 1941–1942 гг. на территории тогда еще Орловской области действовало несколько

К началу войны необходимый для партизанского движения опыт работы был накоплен только у

Местом действия партизанского формирования был Ульяновский район Орловской области.

Эволюция местного самоуправления в современной России...

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах

Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти в Российской Федерации основываются на модели...

Улучшение регулирования деятельности органов местного...

Совершенствование законодательного регулирования органов местного самоуправления

‒ повышение ответственности органов местного самоуправления перед государством

В своей статье «О структуре модельного законодательства субъекта РФ в области местного...

Задать вопрос