Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 09.01.2019

Статья просмотрена: 750 раз

Библиографическое описание:

Перевозова, Н. А. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности / Н. А. Перевозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 363-364. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55397/ (дата обращения: 16.04.2024).



Главной целью учебно-воспитательного процесса в условиях современности является не только всестороннее развитие ребенка, но и формирование такой личности, которая была бы готова к активному самообразованию, саморазвитию и реализации собственного потенциала. Именно этим обусловлено сейчас внимание педагогов к инновациям в образовании. Ведущее место в системе таких новейших технологий занимает проектная деятельность.

Сейчас метод проектов рассматривается как одна из конкретных возможностей использования жизни для образовательных и воспитательных целей, средство расширения горизонтов в педагогической теории и практике, что обусловливает переход от воспитания словесного к воспитанию самой жизнью в самой жизни. Указанный метод основывается на идее о направленности учебно-познавательной деятельности на конкретный результат, которого достигает ученик при решении той или иной задачи [3, с.165].

Основными задачами учебно-воспитательного процесса по проектной технологии в начальной школе являются:

  1. формирование навыков самостоятельной деятельности, применение знаний в нестандартных ситуациях;
  2. развитие у учащихся коммуникативных умений и навыков;
  3. формирование навыков научно-исследовательской работы [4, с.118].

Опыт работы учителей начальных классов свидетельствует, что в проектной деятельности целесообразно выделять следующие этапы:

  1. мотивационный;
  2. планово-подготовительный;
  3. информационно-операционной;
  4. рефлексивно-оценочный.

Однако для проектно-учебной деятельности младшие школьники должны обладать особой готовностью, «зрелостью», которая заключается в следующем.

Во-первых, это ряд сформированных коммуникативных умений, которые являются основой эффективного социально-интеллектуального взаимодействия в процессе обучения, к которым можно отнести:

‒ умение спрашивать (выяснять точку зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);

‒ умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

‒ умение высказывать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано ее доказывать);

‒ умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждения).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети вместе с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения», регулирующих как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний [2, с.89].

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, некая «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

‒ развитие аналитико-синтетических действий;

‒ сформированность алгоритма сравнительного анализа;

‒ умение выделять существенные признаки, соотношение данных, составляющих условие задачи;

‒ возможность выделять общий способ действий;

‒ перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом широта, мера самостоятельности и обоснованность — это главные качественные характеристики развития всех составляющих обобщенности умственных действий у детей младшего школьного возраста.

Кроме того, к характеристике «интеллектуальной зрелости» учащихся начальной школы можно отнести наличие следующих качеств мышления: гибкость, вариативность, а также самостоятельность, формированию которых способствуют активные методы и приемы обучения, диалоговые формы общения учителя с учениками [1, с.3].

Как третий показатель готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности выступает система содержательной, дифференцированной самооценивающей и оценивающей деятельности, которая содействует развитию у детей следующих важных умений:

‒ адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

‒ обоснованно и доброжелательно оценивать, как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

‒ выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

В заключение хочется отметить, что проектная деятельность приобретает важное значение в условиях личностно ориентированного обучения. Она эффективно обеспечивает взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса. И, как показывает опыт, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в практике работы современной начальной школы.

Литература:

  1. Ефимова Л. П., Явгильдина З. М. Развитие готовности подростков к проектной деятельности как педагогическая проблема // Интернет-журнал Науковедение. 2015. № 2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gotovnosti-podrostkov-k-proektnoy-deyatelnosti-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 03.01.2019).
  2. Крупышева А. С. Особенности метода проектов в начальном образовании // Теоретические и методологические проблемы современного образования. — 2015. — С. 88–90.
  3. Скачилова О. В., Прохорова Л. М. Педагогические условия организации проектной деятельности в начальной школе //Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — 2017. — №. 1. — С. 165–166.
  4. Усынин М. В. Проектная деятельность как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2015. — №. 3. — С. 115–127.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, умение, учебно-воспитательный процесс, метод проектов, начальная школа, общий способ действий, показатель готовности, самая жизнь, формирование навыков.


Похожие статьи

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной

Значит, необходима организация учебного процесса, который будет направлен на

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на...

Проектная деятельность как средство развития...

Основные термины (генерируются автоматически): проектная технология, начальная школа, современное образование, возможность, формирование навыков, учебная деятельность, современная школа, самостоятельная деятельность, образовательный процесс, задача.

Метод проектов как средство формирования исследовательских...

Проектная деятельность в области литературы формирует навыки самостоятельной

Благодаря проектной деятельности старшеклассница развила в себе следующие навыки

6. Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности...

Проектная деятельность как интерактивный метод обучения

Ключевые слова: учебная деятельность, образовательный процесс, проектная деятельность, метод проектов, интерактивный метод обучения. В настоящее время остается актуальной задача, стоящая перед методикой обучения средней школы: сделать процесс обучения...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность. Роль проектной деятельности в достижении современных...

Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её...

Основные термины (генерируются автоматически): умение, проектная деятельность

Проектная деятельность в начальной школе. Автор: Филатикова Светлана Викторовна.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в...

Метод проектов на примере предмета «Музыкальная...»

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, учебный проект...

учащийся, метод проектов, проектная деятельность, готовый вид, формирование умения

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в...

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования.

Развитие универсальных учебных действий младших...

проектная деятельность, ребенок, умение, начальная школа, работа, класс, задание

Использование проектной технологии в начальных классах школы, важно и необходимо, так как

Из опыта работы над проектом. проект, начальная школа, проектная деятельность...

Похожие статьи

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной

Значит, необходима организация учебного процесса, который будет направлен на

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на...

Проектная деятельность как средство развития...

Основные термины (генерируются автоматически): проектная технология, начальная школа, современное образование, возможность, формирование навыков, учебная деятельность, современная школа, самостоятельная деятельность, образовательный процесс, задача.

Метод проектов как средство формирования исследовательских...

Проектная деятельность в области литературы формирует навыки самостоятельной

Благодаря проектной деятельности старшеклассница развила в себе следующие навыки

6. Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности...

Проектная деятельность как интерактивный метод обучения

Ключевые слова: учебная деятельность, образовательный процесс, проектная деятельность, метод проектов, интерактивный метод обучения. В настоящее время остается актуальной задача, стоящая перед методикой обучения средней школы: сделать процесс обучения...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность. Роль проектной деятельности в достижении современных...

Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её...

Основные термины (генерируются автоматически): умение, проектная деятельность

Проектная деятельность в начальной школе. Автор: Филатикова Светлана Викторовна.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в...

Метод проектов на примере предмета «Музыкальная...»

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, учебный проект...

учащийся, метод проектов, проектная деятельность, готовый вид, формирование умения

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в...

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования.

Развитие универсальных учебных действий младших...

проектная деятельность, ребенок, умение, начальная школа, работа, класс, задание

Использование проектной технологии в начальных классах школы, важно и необходимо, так как

Из опыта работы над проектом. проект, начальная школа, проектная деятельность...

Задать вопрос