Автор: Пуляев Андрей Владимирович

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №1 (24) январь 2011 г.

Статья просмотрена: 481 раз

Библиографическое описание:

Пуляев А. В. Движение «сонно дзёи» как предпосылка зарождения революционного процесса в Японии во 2-й половине XIX века // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 189-190.

История Японии XIX века полна бурными событиями, которые обеспечили совершенно иной путь развития общества и государства, дали иную модель революционного движения и реформирования. Но особую уникальность эти события приобрели во 2-й половине XIX века, т.к. способствовали формированию причин, приведших к падению сёгуната Токугава, особого пути течения революционного движения за реставрацию «Мэйдзи» и прогрессивных реформ того времени, трансформируя Японию из отсталого феодального в сильное государство с буржуазными элементами во всех сферах жизни общества.

И, кажется, что все уже изучено по нескольку раз, но все равно остаются вопросы и предположения о том, а что же в действительности способствовало этим событиям, был ли иной путь развития для Японии без революции к реформам? Мне думается, был, но из-за череды событий утратил свою значимость [1, c. 16]. Западная и в большей степени отечественная советская историография выделяют в основном социально-экономические и политические причины, мы же хотим обозначить чисто историческую предпосылку, которая и послужила развитию именно революционного пути развития событий. А именно выделить в качестве основополагающей причины – движение «сонно дзёи» (Во имя императора, изгнание иностранных варваров) [2, c. 593].

Данное движение зародилось в недрах историко-философского учения школы Мито (Митогаку), относящейся к движению протеста по отношению к политике сёгуната. В школе Мито были представлены различные философские направления и религиозные течения: конфуцианство, буддизм, синтоизм, даосизм, а также национальная наука «кокугаку» [2, c. 595]. На основе 397 томного исторического труда «Истории великой Японии» писавшейся с 1667 по 1715 гг., где исторические тексты пронизывала идея почитания императора и конфуцианская догма «о моральном долге» (тайги мэйбун); рукописи «Неофициальной истории Японии» (Нихон гайси) японского ученого Рай Санъё, которая главную роль в истории управления Японией отдавала императору и принижала власть сёгуната, и трактата «Об исправлении имен» (Сэймэй рон), где автор Фудзита Юкоку выдвинул девиз: «Почитание императора и низвержение узурпатора» (сонно хайки), в школе Мито сформировалась идея «почитания императора» (сонно), сильной централизованной власти, объединяющей в себе как светские, так и религиозные начала. Проводниками этой идеи стали самураи и дайме [3, c. 213]. Но начиная с середины XIX века, стали распространяться опасения в среде представителей школы Мито, что Запад может разрушить не только социально-политическую систему Японии, но и подлинный характер японской нации, который они выражали термином «кокутай». Поэтому идея «сонно» дополнилась девизом: «дзёи» – изгоним варваров. Девиз «дзёи» активно популяризовали в среде самураев и прочих слоев населения во 2-й половине XIX века Айдзава Сэйсисай, Ёсида Сёин и Фудзита Токо - крупнейшие теоретики школы Мито [2, c. 598].

Таким образом, взгляды представителей школы Мито легли в основу концепции «кокутай», где в японской государственности соединялись император как первосвященник религиозного учения синто и харизматический лидер нации, и народ, как потомок богини Аматэрасу. С этой концепцией стала обосновываться необходимость возвращения императору всей полноты власти как светской, так и религиозной, которую он утратил в период сёгуната. Отсюда идеологические установки школы Мито по существу были первым в истории Японии политическим обоснованием национальной идеи [4, c. 153].

Дальнейшее развитие движение «сонно дзёи» получило в период с 1854 по 1858 гг., когда сёгунат, руководимый главным советником тогдашнего сегуна Токугава Нариаки – Ии Наосуке, заключил с Англией, Францией, США и Россией серию «ансэйских» договоров. В отечественной и западной историографии «ансэйские» договоры характеризуются как неравноправные, по которым Япония насильно включалась в мировой капиталистический рынок, лишалась таможенной автономии, ей навязывались низкие ввозные пошлины, а главное, договоры распространяли на японское государство принцип экстерриториальности и консульской юрисдикции, что вывело иностранных граждан из-под действия японской правовой системы [5, c. 220]. Таким образом, западными державами ставился вопрос о суверенности японской государственности, что вызвало сильнейшее недовольство в среде самураев и дайме, и прочих слоев населения, что в дальнейшем способствовало ухудшению положения сёгуната, так как оппозиция сегунату постепенно стала подходить к мысли о свержении власти сегунского правительства вооруженным путем. После убийства в 1860 году молодыми самураями княжеств Мито и Сацума Ии Наосуке у ворот Сакурада в Эдо, сёгунат выдвинул лозунг «союз двора и шатра» (кобу гаттаи) и взял курс на активное сотрудничество с императорским двором [4, c. 155]. Это была попытка сёгунского правительства поправить свое положение и сгладить противоречия в обществе. С этого момента сёгун более не мог надеяться на эффективное управление страной, без публичного одобрения его решений императорским двором. Сегунат также взял курс на примирение, с окраинными дайме, позволив проводить умеренные реформы в княжествах. Впоследствии, такие влиятельные окраинные княжества как Эчидзэн, Хидзэн, Тоса и Сацума стали проводить реформы, внедряя западные элементы капиталистического мира, такие как подготовка княжеских войск на основе стрелкового оружия, основание фабричного производства, обучение западным наукам. Вследствие этого, дайме окраинных княжеств пришли к заключению, что такие реформы следует проводить в масштабах всей страны, что увеличит в свою очередь силы и богатство Японии перед лицом чужеземной угрозы [2, c. 603]. Но дайме окраинных княжеств, еще не пришли к мысли свержения сёгуната, ради достижения этой цели, они полагали что добьются этого с помощью своей поддержки и активного сотрудничества с сёгунским правительством, что привело бы в последствии к низвержению сёгуната мирным путем [2, c. 610].

Но этого не произошло вследствие вклинивания в этот процесс движения самураев из низшего и среднего положения, так называемых «людей высоких намерений» (сиси). Они первыми испытали на себе трудности с обнищанием их семей, как следствие заключения неравноправных договоров. Они пережили разочарование в своем положении, так как не могли претендовать на хорошие должности в правительственной структуре сёгуната, поэтому объединились в вооруженные формирования под лозунгом «сонно дзёи» и перешли к непосредственным действиям по улучшению своего материального положения, и против врагов Японии [5, c. 221].

Так, стремясь изгнать иностранцев, «сиси» в Иокогаме в 1859 и 1860 гг. провели серию террористических акций. Они убивали европейских торговцев и российских моряков. В Эдо группа «сиси» осуществила нападение на британскую дипломатическую миссию. Два сотрудника консульства при этом погибли, несколько человек получили серьезные ранения. Наиболее существенные акты, направленные против иностранцев, были осуществлены с 1862 – 1863 гг [3, c. 215].

Так, в 1863 году радикалы из княжества Чосю развернули орудия своих береговых батарей против английского торгового судна, которое направлялось в Шанхай, затем обстреляли еще голландский и французский военные корабли, шедшие вдоль побережья [3, c. 217].

Так же «сиси» вели и внутреннюю борьбу. Так с осени 1862 по осень 1864 гг., «сиси», многие из которых были родом из Чосю, Сацума, Тоса, Хидзэн, осуществили более семидесяти убийств. В первую очередь их целями были полицейские чины и их информаторы в Киото и Эдо [2, c. 613].

В 1863 году, активисты движения «сонно дзёи» составили дерзкий план государственного переворота. По итогам, которого, в стране должна была восторжествовать вся полнота императорского правления. Но в битве у ворот Хамагури в 1864 году «сиси» потерпели неудачу и попытка государственного переворота провалилась [5, c. 223].

Последствия движения под лозунгом «сонно дзёи» были оглушительными для Японии. Так как в 1863 и 1864 гг. были предприняты ответные действия со стороны западных держав. Агрессии подверглось княжество Сацума, где в 1863 году британские корабли, в отместку за убийство своих граждан, подвергли бомбардировке город-замок Кагосима, затем княжество Чосю, где в 1864 году 17 кораблей западных держав уничтожили береговые укрепления на побережье и высадили десант вблизи города Симоносеки. Так же пострадали и другие окраинные княжества [3, c. 219].

Все вместе, это способствовало переоценке отношений окраинных княжеств с сёгунским правительством и окончательном оформлении убеждения в необходимости свержения сёгуната путем вооруженного восстания, что привело к разрыву «союза двора и шатра», окончательно и бесповоротно вело Японию к революционному пути решения проблемы в вопросе о модернизации страны [3, c. 220].

Таким образом, можно с уверенностью констатировать что движение «сонно дзёи» было поворотным пунктом в истории японского государства и общества, определившем путь исторического самоопределения в пользу варианта революционной борьбы, полностью исключив мирный сценарий развития событий.


Литература:
  1. Агаев С.Л. Мэйдзи исин. Революция или реформа? / С. Л. Агаев // Народы Азии и Африки. – 1978. - № 2. – С. 15 – 20.
  2. Жуков А.Е. История Японии. Т.1. С древнейших времен до 1868 г. М: Институт востоковедения РАН, 1998 – 659 с.

  3. Мак-Клейн Д.Л. От сегуната Токугавы – в XXI век. М. АСТ. Астрель, 2007 – 895 с.

  4. Попов К.М. Япония. Очерки развития национальной культуры и географической мысли. М: Мысль, 1964 – 642 с.

  5. The Cambridge History of Japan. Vol.4. Cambridge University Press, 1991 – 838 c.

Основные термины (генерируются автоматически): половине xix века, 2-й половине xix, школы Мито, представителей школы Мито, половине xi века, окраинных княжеств, дайме окраинных княжеств, Японии XIX века, школе Мито, Переселение кочевых племен, самураями княжеств Мито, xix века Айдзава, середины xix века, учения школы Мито, теоретики школы Мито, установки школы Мито, свержения сёгуната, История Японии, революционного движения, окраинные княжества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос